«Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему
Данная методическая разработка содержит план урока, презентацию к уроку, надеюсь, что моя работа поможет коллегам при подготовке к урокам по геометрии в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geom._8_kl._sootnosheniya_v_pryam._treug.pptx | 1.42 МБ |
geom._8_kl._sootnosheniya_v_pryam._treug.docx | 483.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по геометрии 8 классе
Кожокарь Ирина Евгеньевна, учитель математики.
ГБОУ СОШ № 354 г. Санкт-Петербурга
Тема урока: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Цели урока:
- образовательная:
обобщить понятия синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике, исследовать зависимости и соотношения между этими величинами; формирование умений и навыков в применении соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника; формирование умений работать с задачей.
Познавательный аспект: уметь приобретать новые знания, используя различные подходы.
- развивающая:
развитие памяти, мышления, наблюдательности, внимательности; развитие познавательного интереса; развитие познавательных и исследовательских умений учащихся, повышение культуры общения; развитие математической речи учащихся в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала; развитие у школьников самостоятельности мышления.
- воспитательная:
воспитание самостоятельности, аккуратности, умения отстаивать свою точку зрения, умения выслушать других, способствовать повышению активности учащихся на уроке, повышению грамотности устной и письменной речи.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая .
Оборудование: тестовые работы, презентация (при наличии необходимого оборудования), карточки для блиц- опроса, модели треугольников.
Эпиграф:
Не стыдно чего-нибудь не знать,
но стыдно не хотеть учиться (Сократа)
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей урока
Учитель: мы заканчиваем изучение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника», сегодня мы проводим обобщающий урок по этой теме и основной целью нашего урока является – систематизация и обобщение знаний учащихся.
Мотивация урока. (слайд 1)
Один мудрец сказал: « Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная…»
У вас может возникнуть вопрос: Почему в геометрии особое внимание уделяется прямоугольному треугольнику, хотя не часто встречаются предметы подобной формы?
Как в химии изучают вначале элементы, а затем – их соединения, в биологии – одноклеточные, а потом – многоклеточные организмы, так и в геометрии – точки, отрезки и треугольники, из которых состоят другие геометрические фигуры.
Среди этих фигур прямоугольный треугольник играет особую роль. Действительно, любой многоугольник можно разбить на треугольники, умея находить угловые и линейные элементы этих треугольников, можно найти все элементы многоугольника. В свою очередь, любой треугольник можно разбить одной из его высот на два прямоугольных треугольника, элементы которых связаны более простой зависимостью. Найти элементы треугольника можно. Если свести задачу к решению этих двух прямоугольных треугольников.
3. Воспроизведение опорных знаний
Блиц – опрос (слайд № 2)
( слайд № 3) | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Закончите предложение: «Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение…» | 1.Закончите предложение: «Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение…» |
2.Закончите предложение: «Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение…» | 2. Закончите предложение: «Если острый угол одного прямоугольного треугольника равен острому углу другого прямоугольного треугольника, то…» |
3. Запишите, используя обозначения косинус 60° равен | 3. Запишите, используя обозначения синус 45°равен |
4.Запишите основное тригонометрическое тождество | 4. Запишите формулой, чему равен тангенс угла А |
5. Может ли синус острого угла равняться 1,01? | 5. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника равен единице. Какого вида этот треугольник? |
Чему равен? | Чему равен? |
6. Sin 60° | 6. Cos 30° |
7. Cos 45° | 7. Sin 45° |
8. Tg 60° | 8. Tg 30° |
(слайд №4)
Ответы | Ответы |
1…прилежащего катета к гипотенузе; | 1…противолежащего катета к гипотенузе; |
2…противолежащего катета к прилежащему; | 2…синусы, косинусы, тангенсы этих углов также равны; |
3. cos60°=1/2; | 3. sin45°= |
4. sin2A + cos2A = 1; | 4. |
5. Нет; | 5. равнобедренный; |
6. | 6. |
7. | 7. |
8. | 8. |
4. Повторение изученного материала
Вспомним содержание основных задач на решение прямоугольных треугольников. Решение данных задач основано на теореме Пифагора и понятиях sin a, cos а, tg а
5. Решение задач
Решение многих прикладных задач основано на решении прямоугольных треугольников.
Рассмотрим некоторые виды прикладных задач.
- Задачи на нахождение высоты предмета, основание которого доступно.
- Задачи на нахождение высоты предмета, основание которого недоступно.
- Задачи на нахождение расстояния между двумя пунктами, которые разделяет препятствие.
- Задачи на нахождение углов.
Задача. Насыпь шоссейной дороги имеет в верхней части ширину 60 м. Какова ширина насыпи в нижней её части, если угол наклона откосов к горизонту равен 60°, а высота насыпи равна 12 м.( учебник № 600 ) ( слайд № 7)
Решение исторических задач. ( слайд №8)
( слайд № 9)
( слайд № 10)
- Самостоятельная работа. ( слайд № 12)
Раздаем карточки
Вариант1 | Вариант 2 |
1.Найдите синус угла А АВС,угол С=90°, если ВС=4, АВ= 5. | 1.Найдите косинус углаВАВС, угол С=90°, если ВС=3, АВ= 5 |
1. | 2. |
3. Дано:АВС, ВС=5см угол С=90°,угол А=41° Найти: АС а) 5* cos41°; б) 5:tg41°; с) 5* tg41°; г) 5: sin41°. |
Найти: АС а) 9: tg49°; б) 9*cos49°; в) 9: sin49°; г) 9* tg49°. |
4. а) -2,25; б) -1,25; в) -0,75; г) -1,5. | 4. а) -2; б) -3; в) -1,5; г) -2,5. |
6.Рефлексия. ( слайд № 13)
- Трудным ли для тебя был материал урока?
- На каком из этапов урока было труднее всего, легче всего?
- Работал ли ты на уроке в полную меру сил?
- Как эмоционально ты чувствовал себя на уроке?
7.Подведение итогов. Выставление оценок
8. Домашнее задание. (слайд № 14)
Письменно № 599,602
Повторить п. 66, 67.
– Спасибо урок окончен. До свидания! ( слайд № 15)
Используемая литература:
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – 18-е изд. – М.:Просвещение, 2008.
Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации; Кн. Для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. – М.:Просвещение, 1997.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии, 8 класс – М.: «ВАКО», 2004.
Электронная поддержка урока:
Авторская презентация «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Подсказка ученикам, лучше раздать каждому
Условие задачи | Алгоритм решения | ||
1 | Дано: АС=в, ВС=а. Найти: АВ, <А, <В. | 1)АВ=, 2) tgА=; 3) <В=90º - <А. | |
2 | Дано: АВ=с, ВС=а. Найти: АС, <А, <В. | 1)АС=, 2) =; 3) <В=90º - <А. | |
3 | Дано: АВ=с, <А=α Найти: АС,ВС, <В. |
| |
4 | Дано: <А=α, ВС=а. Найти: АС, АВ, <В. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по геометрии "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника"
Работа составлена по материалам Открытого банка ЕГЭ по математике в десяти вариантах одинаковой сложности и содержит три задания. Может быть использована на разных этапах изучения геометрии, начиная с...
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Презентация и конспект урока по геометрии в 8 классе по теме «Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике»....
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Практическое применениепонятияо соотношениях между сторонами и углами прямоугольного треугольника...
Зачет по геометрии "Подобие треугольников" и "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника"
Материал содержит задания, которые можно использовать в качестве одной из форм проверки усвоения темы "Подобие треугольников" и "Соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника". Зада...
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника / Методическая разработка урока по геометрии в 8 классе
Цель урока:Образовательная: определить синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике, их значение для углов в 30°, 45°, 60°;ввести основное тригонометрическое тождество;испол...
«Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Данная методическая разработка содержит план урока, презентацию к уроку, надеюсь, что моя работа поможет коллегам при подготовке к урокам по геометрии в 8 классе....
Разноуровневые тесты по геометрии 8 класс по теме: "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника".
У меня появилось необходимость разработать разноуровневые варианты тестов, т.к. многие учащиеся с трудом усваивают понятия синуса и косинуса острого угла прямоугольного треугольника ...
Комментарии
«Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольник
Уважаемые коллеги, все картинки есть в материалах