Набор задач по модулю "ГЕОМЕТРИЯ" в ГИА - 2013
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме
Набор задач по модулю "геометрия" в ГИА-2013 (1 часть) содержит задачи, соответствующие номерам 9-13. Все задачи имеют ответы, а часть из них полное решение. Полезно учителю, работающему в 9 классе при подготовке учащихся к ГИА
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГИА -2013 Набор задач по типу № 9
- Два угла треугольника равны 40∘ и 130∘. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах. Ответ: 170
Решение:
Из теоремы о сумме углов в треугольнике получаем, что третий угол треугольника равен 180∘−40∘−130∘=10∘.
Тогда внешний угол при третьей вершине равен 180∘−10∘=170∘.
- Один из углов равнобедренного треугольника равен 100∘. Найдите любой другой его угол. Ответ дайте в градусах. Ответ: 40
Решение:
Угол 100∘ - тупой и поэтому не может быть углом при основании равнобедренного треугольника. Значит, это угол при вершине.
Тогда на два угла при основании приходится 180∘−100∘=80∘. Поэтому угол при основании равен 80∘:2=40∘.
- В прямоугольном треугольнике один из углов равен 40∘. Найдите внешний угол при вершине второго острого угла. Ответ дайте в градусах. Ответ: 130
Решение:
Один угол прямоугольного треугольника равен 90∘, поэтому сумма двух других углов равна 180∘−90∘=90∘. Если один острый угол равен 40∘, то второй 90∘−40∘=50∘.
Тогда внешний угол будет равен 180∘−50∘=130∘.
- В прямоугольном треугольнике внешний угол при вершине острого угла равен 110∘. Найдите другой острый угол треугольника. Ответ дайте в градусах.
Ответ: 20
- Два угла треугольника равны 40∘ и 80∘. Найдите наибольший угол этого треугольника. Ответ дайте в градусах. Ответ: 80
- В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC угол B равен 42∘. Найдите величину угла CAK, если AK - биссектриса угла A. Ответ дайте в градусах.
Ответ: 34,5 - В треугольнике ABC, углы которого равны ∠B=40∘ и ∠C=80∘, проведена высота CH. Найдите величину угла ACH (в градусах). Ответ: 50
- Параллельные прямые AB и CD пересечены секущей AC. CB – биссектриса угла C, ∠CAB=50∘. Найдите угол ACB.
Ответ: 65
- Один из внешних углов равнобедренного треугольника равен 40∘. Найдите угол при основании этого треугольника. Ответ дайте в градусах. Ответ: 20
Предварительный просмотр:
ГИА-2013 Набор задач по типу № 10
- Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны 72∘ и 118∘. Найдите меньший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах. Ответ: 62
Решение: Воспользуемся следующим фактом из геометрии: сумма противоположных углов вписанного четырехугольника равна 180∘.
Нам даны два угла вписанного четырехугольника: 72∘ и 118∘. Их сумма равна 190∘, а не 180∘, значит, эти углы не противоположные, а соседние.
Тогда напротив угла 72∘ лежит угол 180∘−72∘=108∘, а напротив угла 118∘ лежит угол 62∘. Меньший из них 62∘.
- В трапеции ABCD AB=BC=CD. Точки K,L,M и N - середины сторон трапеции. Найдите наибольший угол четырёхугольника KLMN, если угол BAD равен 40∘. Ответ дайте в градусах.
Проведем диагонали AC и BD. KL и NM – это средние линии в треугольниках ABC и ADC соответственно, поэтому они параллельны стороне AC. Аналогично, LM и KN параллельны BD. Значит, стороны четырехугольника KLMN параллельны диагоналям трапеции, и поэтому, во-первых, этот четырехугольник – параллелограмм, во-вторых, его углы равны углам между диагоналями трапеции.
Теперь найдем углы между диагоналями трапеции. Данная нам трапеция особенная, в ней равны три стороны, и поэтому диагональ AC является биссектрисой угла A. Действительно, ∠BAC=∠BCA (это углы при основании равнобедренного треугольника ABC), но и ∠CAD=∠BCA (это накрест лежащие угла при параллельных прямых). Значит, углы BAC, CAD и BCA равны: ∠BAC=∠CAD=∠BCA=40∘:2=20∘.
Аналогично можно найти угол BDA – он тоже равен 20∘.
Пусть O – точка пересечения диагоналей трапеции. В треугольнике AOD два угла равны по 20∘, следовательно, углы между диагоналями трапеции равны 140∘ и 40∘. Значит, и углы четырехугольника KLMN равны тому же самому. Нам нужен наибольший угол – он равен 140∘. Ответ: 140
- На рисунке изображена окружность с центром O. Угол BON равен 50∘, а угол MAB равен 20∘. Найдите величину дуги NBM. Ответ дайте в градусах.
Ответ: 90
Величина дуги NB определяется центральным углом NOB и равна 50∘. Угол BAM вписанный и опирается на дугу BM. Значит, угол BAM равен половине дуги BM. Получается, что величина дуги BM равна 40∘. Теперь можно найти всю дугу NBM, она равна 40∘+50∘=90∘.
- Треугольник ABC вписан в окружность. Известны два его угла ∠A=80∘,∠B=55∘. Найдите градусную меру меньшей дуги AB.
Ответ: 90 - Один из углов параллелограмма в 3 раза больше другого. Найдите меньший из углов параллелограмма. Ответ дайте в градусах. Ответ: 45
- На рисунке точка O – центр окружности, а треугольник OAB – равносторонний. Найдите величину угла ACB в градусах.
Ответ: 30
- На рисунке точка O − центр окружности, а треугольник OAB − прямоугольный. Найдите величину угла ACB в градусах.
Ответ: 45 - Правильный шестиугольник вписан в окружность. С – произвольная точка окружности. Найдите угол ACB в градусах.
Ответ: 30
- К окружности с центром O проведена касательная KA. Радиус окружности равен √2. Расстояние от точки K до центра окружности равно √11 . Найдите AK.
Ответ:3
Предварительный просмотр:
ГИА-2013 Набор задач по типу 11
- Найдите площадь равнобедренного треугольника, изображенного на рисунке.
Ответ: 12,25 - Диагонали ромба равны 24 и 7,5. Найдите его площадь.
Ответ: 90 - Диагональ AC ромба ABCD равна √2+√3 , а угол при вершине C равен 30∘. Найдите площадь треугольника ACD.
Ответ: 0,5
Для вычисления площади воспользуемся формулой SACD=12⋅sin∠ADC⋅DA⋅CD.
Сумма соседних углов параллелограмма (а ромб - это параллелограмм) в сумме составляют 180∘, следовательно, ∠D=180∘−∠C=180∘−30∘=150∘.
Стороны ромба равны, поэтому треугольник ACD – равнобедренный. Обозначим за x длину боковой стороны △ABD: CD=DA=x.
Запишем для этого треугольника теорему косинусов.
AC2=CD2+AD2−2⋅CD⋅ADcos150∘;
(√2+√3 )2=x2+x2−2⋅x⋅x⋅(−√3/2).
Решим это уравнение.
√2+√3=2x2+2x2√3/2;
2+√3=x2(2+√3);
x2=1;
x=−1 или x=1.
Поскольку за x обозначена длина стороны треугольника, то x>0⇒x=1.
SACD=1/2⋅sin150∘⋅1⋅1=0,5⋅0,5=0,25.
- Основания равнобедренной трапеции равны 23 и 17. Тангенс одного из углов равен 3/8. Найдите площадь трапеции. Ответ 22,5
- Найдите площадь описанного около окружности радиуса 4,5 четырёхугольника ABCD, если AB=5 и CD=15.
ответ: 90 - Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке.
Ответ: 126
- Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке. Сторону клетки считать равной 1 см.
Ответ: 12
- Найдите периметр трапеции ABCD по данным рисунка.
Ответ: 66
- Диагонали ромба равны 10 и 14. Найдите площадь ромба. Ответ: 70
Предварительный просмотр:
ГИА-2013 Набор задач по типу № 12
- Площадь прямоугольного треугольника с катетами 4 и 3 равна площади ромба со стороной 5. Найдите высоту ромба. Ответ: 1,2
Решение: Площадь прямоугольного треугольника равна полу произведению катетов.
Если катеты 3 и 4, то площадь равна S1=3⋅42=6 .
Площадь ромба (как и площадь любого параллелограмма) равна произведению стороны ромба на его высоту. Поэтому в нашем случае площадь ромба равна S2=5⋅h, где h - высота. По условию задачи площади S1 и S2 равны.
Отсюда находим высоту: 5h=6, h=65=1,2.
- Высота равнобедренного треугольника, проведенная к его основанию, равна 4. Длина основания равна 6. Найдите длину высоты, проведенной к боковой стороне треугольника. Ответ:4,8
Решение: Высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является также и медианой.
Значит, в прямоугольном треугольнике ABH, катеты равны 4 и 3. Найдем гипотенузу (она же боковая сторона треугольника ABC).
BH=√42+32 =5.
Нам нужно найти длину высоты h треугольника ABC, проведенной к боковой стороне AB. Для этого запишем две формулы для вычисления площади треугольника ABC.
S=1/2AC⋅BH=1/2⋅AB⋅h. Отсюда AC⋅BH=AB⋅h.
Подставим известные нам значения. 6⋅4=5⋅h; h=245=4,8.
- Катеты прямоугольного треугольника равны 9 и 12. Найдите длину высоты, проведенной к гипотенузе треугольника. Ответ: 3,6
- Площадь параллелограмма равна 8, а высоты параллелограмма равны 2 и 1,6. Найдите периметр параллелограмма. Ответ: 18
- Две стороны равнобедренного треугольника равны 8 и 5, а две его высоты равны 4,8 и 3. Найдите площадь треугольника. Ответ: 12
- В треугольнике ABC проведены высоты BD и CE. Известны длины отрезков AC=8, AB=12, AD=6. Найдите AE.
ответ: 4
- Отрезок DE параллелен отрезку AB. DC=12, DA=3, DE=4. Найдите AB.
Ответ: 5 - Прямые AB, CD и EF параллельны. По данным рисунка найдите длину отрезка CE.
Ответ: 4,5 - В прямоугольном треугольнике ABC из произвольной точки E катета AC опущен перпендикуляр ED на гипотенузу AB. DE=2, BC=4. Площадь треугольника ADE равна 5. Найдите площадь треугольника ABC.
ответ: 20
Предварительный просмотр:
ГИА-2013 Набор задач типа № 13
Какие из следующих утверждений верны?
- Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же хорду окружности, равны.
- Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу окружности, равны.
- Диагонали ромба пересекаются под прямым углом.
- Диагонали прямоугольника пересекаются под прямым углом.
Ответ: 23
Какие из следующих утверждений верны?
- В любой прямоугольный треугольник можно вписать окружность.
- Каждая сторона треугольника больше суммы двух других сторон.
- Существует треугольник ABC с меньшей стороной AC и углами ∠A=43∘, ∠C=72∘.
- Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна половине гипотенузы.
- Любые два равнобедренных треугольника подобны.
Ответ: 24
Какие из следующих утверждений верны?
- В любой квадрат можно вписать окружность.
- Центр окружности, описанной около прямоугольного треугольника, находится на катете этого треугольника.
- Если стороны одного треугольника соответственно в 3 раза больше сторон другого, то треугольники подобны.
- Радиус окружности, описанной около равностороннего треугольника со стороной 1, равен 1/2√3
Ответ: 13
Какие из следующих утверждений верны?
- Если диагонали четырёхугольника делят его углы пополам, то этот четырёхугольник - ромб.
- Центром окружности, описанной около правильного треугольника, является точка пересечения его высот.
- Треугольник, стороны которого равны 7, 12, 13 является прямоугольным.
- Любые два прямоугольных треугольника подобны.
Ответ: 12
Какие из следующих утверждений верны?
- В любой четырёхугольник можно вписать окружность.
- Центром окружности, вписанной в правильный треугольник, является точка пересечения серединных перпендикуляров к его сторонам.
- В треугольнике против меньшего угла лежит меньшая сторона.
- Внешний угол треугольника равен сумме внутренних, не смежных с ним.
Ответ: 234
Укажите номера верных утверждений.
- Через любую точку прямой на плоскости можно провести единственный перпендикуляр к этой прямой.
- Существует треугольник с двумя равными тупыми углами.
- Параллелограмм с равными диагоналями – это прямоугольник.
Ответ:13
Укажите номера верных утверждений.
- Медиана треугольника делит треугольник на два равных.
- Зная только длины двух сторон треугольника, можно найти его площадь.
- Если в треугольнике равны два угла, то он равнобедренный.
Ответ: 3
Укажите номера верных утверждений.
- Биссектриса угла треугольника делит сторону треугольника пополам.
- Диагонали равнобедренной трапеции равны.
- Центр окружности, вписанной в равнобедренный треугольник, находится в точке пересечения его высот.
Ответ: 2
Укажите номера верных утверждений.
- В равностороннем треугольнике все углы равны.
- Четырехугольник с прямыми углами - это квадрат.
- В равнобедренной трапеции диагонали равны.
Ответ:13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический набор: список задач на части, проценты и процентную концентрацию; памятки по работе с задачами
Материал содержит специальную подборку задач, решение который часто оказывается затруднительным для детей и специальные памятки для учеников, направляющие его мыслительный процесс в нужном напра...
Решение задач части В демоверсии ЕГЭ-2013 по информатике
В презентации «Решение задач части В демоверсии ЕГЭ-2013 по информатике» рассмотрены все задачи части B демоверсии, приведены условия аналогичных задач для самопроверки. Эта презентация может бы...
Задачи по статистике. Тема: «Вычисление и сопоставление среднего арифметического и медианы числовых наборов»
Работа была написана в 2008/2009 уч.году по итогам обучения на курсах повышения квалификации при МИОО г. Москвы.Мне показалось наиболее важным подобрать интересные и содержательные задачи для детей,ус...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ «Задачи на движение» 6 класс 2013 – 2014 уч. год
Повторить понятие, что такое движение, обобщить знания о зависимости между величинами: скорость, время, расстояние, совершенствовать умения решать задачи на движение, совершенствовать навыки устного и...
Набор задач для проведения зачёта по стереометрии в 10 классе по теме "Многогранники".
Предлагаю набор задач по стереометрии, которые я использую для проведения зачёта в 10 классе после изучения темы «Многогранники». Цель зачёта – проверить знания свойств и признаков в...
Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.
ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...
Статья по теме "Сравнительный анализ наборов задач по теме «Первый признак подобия треугольников"
Сравнительный анализ задачного материала по теме «Первый признак подобия треугольников» будет реализован с использованием двух учебников: «Геометрия. 7-9 классы» Л. С. Атанасян...