Рабочая программа по учебному курсу "Многоугольники" 9 класс
элективный курс по геометрии (9 класс) по теме
Адаптированная программа учебного курса для учащихся 9 классов «Многоугольники» способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся, совершенствованию математической культуры. Курс рассчитан на 34 часа.
Актуальность и практическая значимость такого курса весьма высока, так как она позволяет не только углубить знания учащихся в предметной области, но и способствовать развитию их пространственного воображения и логического мышления, являющихся неотъемлемыми компонентами математической культуры личности. Соприкосновение с геометрией, ее изучение носят познавательный, воспитательный, развивающий и вдохновляющий характер.
Программа составлена в соответствии с требованиями: имеет пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методических средств обучения.
Программа является целостной, в ней обозначены цели и задачи курса. Обучение по адаптированной программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. Программа имеет практическую направленность. В результате занятий по адаптированной программе курса «Многоугольники» обучающиеся приобретут глубокие и прочные знания по геометрии, выработают умения и навыки, необходимые для успешного продолжения образования,
Данная адаптированная программа учебного курса «Многоугольники» может быть рекомендована для общеобразовательных учреждений Губкинского городского округа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpm9.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/____________/ ФИО Протокол № _______ от «____»___________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Боброводворская СОШ » _____________/Дронова Е.В./ ФИО «__»____________2012___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Боброводворская СОШ » ___________/Филиппова И.Н./ ФИО Приказ № ___ от «___» ____________ 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Покутневой Натальи Ивановны
первой квалификационной категории
по учебному курсу «Многоугольники» 9 класс
2012- - 2013_ учебный год
Пояснительная записка
Основная задача обучения математики в школе - это обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения специального образования, развить у учащихся познавательную активность и любознательность, логическое мышление и пространственное воображение.
Значительный вклад в решении обозначенных задач вносит геометрия как учебный предмет.
Целью современного геометрического образования является развитие высокой математической культуры, достижение полного развития тех математических (разумеется, и других) способностей личности, которые востребованы ею и обществом.
Школьная геометрия - предмет общекультурного человеческого познания. Суть обучения геометрии состоит не только в формировании специальных геометрических знаний, но и в общем развитии личности, ее умении логически мыслить и доказательно обосновывать истинность или ложность
Соприкосновение с геометрией, ее изучение носят познавательный, воспитательный, развивающий и вдохновляющий характер. Хорошее геометрическое образование, пространственное воображение и логическое мышление, являющиеся неотъемлемыми компонентами математической культуры личности, необходимы не только математику, но и инженеру, и экономисту, и дизайнеру, и юристу, и программисту, а также специалистам многих и многих других профессий
. Многоугольники составляют основу геометрии. От того, насколько хорошо освоено это понятие, во многом зависит успешность изучения всей геометрии.
Цель: рассмотреть свойства многоугольников, изучение которых выходит за рамки школьной программы, расширить и углубить геометрические представления учащихся
Главная задача курса: приобретение глубоких и прочных знаний по геометрии, становление творческой личности, востребованной в любой сфере интеллектуальной деятельности.
Программа составлена на основе программы курса по выбору « Многоугольники» авторов И. М, Смирновой , В.А. Смирнова 9 класс М.: Мнемозина 2007 г.рассчитана на 24 часа. Но с учетом того, что данный курс рассматривает такой материал который не изучается в курсе геометрии основной школы, для прочного усвоения материала добавляется 8часов: 2 часа на тему « Сумма углов многоугольника»,2 часа на тему «Замечательные точки и линии в треугольнике» ,по 1 часу на темы «Теорема Менелая и Чевы», « Вписанные и описанные многоугольники», «Равносоставленность и задачи на разрезание», « Многоугольники и оптимальное управление». Добавлена тема « Треугольник Паскаля»
Количество учебных часов:34 (1 час в неделю )
- Учебно— тематическое планирование
Пункт | Содержание | Количество часов |
1 | Общие свойства многоугольников | 2 |
2 | Сумма углов многоугольника | 4 |
3 | Замечательные точки и линии в треугольнике | 4 |
4 | Теорема Менелая и Чевы | 3 |
5 | Построение многоугольников | 2 |
6 | Вписанные и описанные многоугольники | 3 |
7 | Теорема Эйлера | 2 |
8 | Проблема четырёх красок | 2 |
9 | Паркеты | 2 |
10 | Равносоставленность и задачи на разрезание | 3 |
11 | Многоугольники и оптимальное управление | 3 |
12 | Использование графического редактора «Adobe IIIustrator» | 2 |
13 | Зачет | 2 |
14 | Итого | 34 |
Содержание курса
Общие свойства многоугольников
Определение многоугольника как фигуры, ограниченной простой замкнутой линией, теорема Жордана о том, что всякая простая замкнутая ломаная разбивает плоскость на две области — внутреннюю и внешнюю.
Сумма углов многоугольника
Теорема о сумме углов многоугольника, доказываемая в основном курсе для выпуклых многоугольников, здесь распространяется на случай невыпуклых и звездчатых многоугольников.
Замечательные точки и линии в треугольнике. Теорема Менелая и Чевы. Построение многоугольников
Рассматриваются замечательные точки и линии, связанные с треугольником, среди которых: окружность девяти точек, прямые Эйлера и Симсона, точка Торричелли.
Устанавливается, в каком случае три точки, лежащие на сторонах треугольника или их продолжениях, принадлежат одной прямой (теорема Менелая), а также в каком случае три прямые, проходящие через вершины треугольника и противоположные им стороны треугольника, пересекаются в одной точке (теорема Чевы)
Вписанные и описанные многоугольники
Доказываются характеристические свойства вписанных и описанных четырехугольников.
Современные направления развития геометрии и их приложения
Теорема Эйлера, задача Эйлера о трех домиках и трех колодцах, положившие начало теории графов и топологии, проблема четырех красок, паркеты, равносоставленность и задачи на разрезание, оптимальное управление.
использования графического редактора «Adobe Illustrator» для изображения геометрических фигур и решения задач. понимания статистических утверждений.
Требования к уровню подготовки учащихся
1.Уметь применять свойства многоугольников для решения задач
2.Уметь доказывать теорему о сумме углов произвольного многоугольника. Уметь применять эту теорему для решения задач
3. Изучить замечательные точи и линии в треугольнике. Уметь решать задачи по теме
4Знать характеристические свойства вписанных и описанных многоугольников
5.Знать современные направления развития геометрии и их приложения
6.Уметь строить многоугольники
Формы и методы контроля Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме зачета. Текст зачета.
Вопросы к зачету
- Определение ломаной, звенья ломаной, вершины ломаной.
- Определение многоугольника, вершины многоугольника, стороны, углы многоугольника. Выпуклый многоугольник, диагональ многоугольника.
- Сумма углов многоугольника. Степень многоугольника.
- Замечательные точки и линии в треугольнике.
- Вписанные многоугольники
- Описанные многоугольники
- Теорема Менелая
- Теорема Чевы
- Паркеты. Определение, виды паркетов
- Многоугольники и оптимальное управление. Аналитическое задание многоугольника
Задачи к зачету
- Простая ломаная имеет 8 вершин. Сколько у нее сторон?
- Нарисуйте выпуклый и невыпуклый четырехугольник. Используя линейку, найдите периметры этих фигур.
- Сумма углов выпуклого многоугольника равна 7200.Вычислите число его сторон.
- Углы выпуклого четырехугольника пропорциональны числам 1,2,3,4. Найдите их.
- Можно ли описать окружность около а) прямоугольника б) ромба?
- Окружность, построенная на катете прямоугольного треугольника, как на диаметре, делит гипотенузу в отношении 1:3. Определите углы треугольника.
- Впишите в окружность правильный восьмиугольник.
- Опишите около окружности правильный шестиугольник.
- Сколько сторон имеет правильный многоугольник, если каждый из внутренних углов которого равен 1500.
- Может ли замкнутая ломаная иметь звенья длиной 1м, 3м, 2м, 4м, 11м?
Зачет считается сдан, если выполнено 50% заданий.
Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме зачета. Текст зачета смотри в приложении.
Литература
Учебное пособие « Многоугольники» И.М. Смирнова, В.А. Смирнов Мнемозина М 2007
Календарно-тематическое планирование
№ Урока | Содержание | Дата проведения | Примечание |
1 | Общие свойства многоугольников | 03.09 | |
2 | Общие свойства многоугольников | 10.09 | |
3 | Сумма углов многоугольника | 17.09 | |
4 | Сумма углов многоугольника | 24.09 | |
5 | Сумма углов многоугольника | 01.10 | |
6 | Сумма углов многоугольника | 08.10 | |
7 | Замечательные точки и линии в треугольнике | 15.10 | |
8 | Замечательные точки и линии в треугольнике | 22.10 | |
9 | Замечательные точки и линии в треугольнике | 29.10 | |
10 | Замечательные точки и линии в треугольнике | 12.11 | |
11 | Теорема Менелая и Чевы | 19.11 | |
12 | Теорема Менелая и Чевы | 26.11 | |
13 | Теорема Менелая и Чевы | 03.12 | |
14 | Построение многоугольников | 10.12 | |
15 | Построение многоугольников | 17.12 | |
16 | Вписанные и описанные многоугольники | 24.12 | |
17 | Вписанные и описанные многоугольники | 14.01 | |
18 | Вписанные и описанные многоугольники | 21.01 | |
19 | Теорема Эйлера | 28.01 | |
20 | Теорема Эйлера | 04.02 | |
21 | Проблема четырёх красок | 11.02 | |
22 | Проблема четырёх красок | 18.02 | |
23 | Паркеты | 25.02 | |
24 | Паркеты | 04.03 | |
25 | Равносоставленностьи задачи на разрезание | 11.03 | |
26 | Равносоставленностьи задачи на разрезание | 18.03 | |
27 | Равносоставленностьи задачи на разрезание | 01.04 | |
28 | Многоугольники и оптимальное управление | 08.04 | |
29 | Многоугольники и оптимальное управление | 15.04 | |
30 | Многоугольники и оптимальное управление | 22.04 | |
31 | Использование графического редактора «Adobe IIIustrator» | 29.04. | |
32 | Использование графического редактора «Adobe IIIustrator» | 06.05 | |
33 | Зачет | 13.05 | |
34 | Зачет | 20.05 | |
Итого | 34 |
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...