Введение в геометрию (Шарыгин, Ерганжиева)
рабочая программа по геометрии по теме
Два варианта рабочей программы:
- рассчитана на 2 года (5, 6 классы)
- рассчитана на 1 год (5 или 6 класс)
Количество рабочих недель - 34
Количество часов в неделю - 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Введение в геометрию 5-6 | 148.95 КБ |
Введение в геометрию - 5 | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.
Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.
Основные цели курса:
- развивать пространственное мышление и математическую культуру;
- учить ясно и точно излагать свои мысли ;
- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;
- помочь приобрести опыт исследовательской работы;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
- максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
- показать роль геометрических знаний в познании мира;
- развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего по 34 часа в 5 и 6 классах.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого | |
Количество недель | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Количество часов в четверть | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Условные обозначения (сокращения),
используемые в тематическом планировании базисного изучения материала по математике:
- В столбце «Тип урока»:
- К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
- ПЗУ – применение знаний и умений
- ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
- В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
- СП – самопроверка
- ВП – взаимопроверка
- РК – работа по карточкам
- ФО – фронтальный опрос
- УО – устный опрос
- ИО – индивидуальный опрос
- В столбце «Средства обучения»:
- ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
- ДМ – дидактический материал
- НП – наглядные пособия
- РМ – раздаточный материал
- В столбце «Метод обучения»:
- ИР – информационно-развивающий
- ПП – проблемно-поисковый
- ТР – творчески-репродуктивный
- Р - репродуктивный
Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию - 5 класс
I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков) | ||||||||
№ урока четв. | № урока | Дата | пункт | Содержание учебного материала | Тип урока | Вид контроля | Средства обучения | Метод обучения |
1 | 1 | 1 | Первые шаги в геометрии | К | ФО ВП СП | ЧИИ НП ДМ РМ | ИР Р | |
2 | 2 | Первые шаги в геометрии. Решение задач | ПЗУ | |||||
3 | 3 | 2 | Пространство и размерность | К | ||||
4 | 4 | Пространство и размерность. Решение задач | ПЗУ | |||||
5 | 5 | 3 | Простейшие геометрические фигуры | К | ||||
6 | 6 | Простейшие геометрические фигуры | ПЗУ | СП | ПП, ТР | |||
7 | 7 | 4 | Конструирование из Т | К | РК | |||
8 | 8 | Конструирование из Т | ПЗУ | ВП | ИР, ПП | |||
9 | 9 | 5 | Куб и его свойства | К | ФО | |||
II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков) | ||||||||
1 | 10 | 5 | Куб и его свойства | ПЗУ | ПП, ТР | |||
2 | 11 | 6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | К | РК | |||
3 | 12 | Задачи на разрезание и складывание фигур | ПЗУ | |||||
4 | 13 | 7 | Треугольник | К | УО | ИР, ПП | ||
5 | 14 | Треугольник | ||||||
6 | 15 | 8 | Правильные многогранники | |||||
7 | 16 | Правильные многогранники | ПЗУ | ФО | ||||
III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков) | ||||||||
1 | 17 | 9 | Геометрические головоломки | К | РК | ПП | ||
2 | 18 | Геометрические головоломки | ПЗУ | ВП | Р, ТР | |||
3 | 19 | 10 | Измерение длины | К | ИО | ЧИИ НП | ИР, Р Р, ПП | |
4 | 20 | Измерение длины | СП | |||||
5 | 21 | 11 11 | Измерение площади и объёма | ФО ФО | ||||
6 | 22 | Измерение площади и объёма | ПЗУ | ЧИИ, ДМ | ||||
7 | 23 | 12 | Вычисление длины, площади и объёма | К | ||||
8 | 24 | Вычисление длины, площади и объёма | ПЗУ | ВП | ЧИИ НП РМ | |||
9 | 25 | 13 | Окружность | К УО | УО, ВП | |||
10 | 26 | Окружность | ||||||
IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков) | ||||||||
1 | 27 | 14 | Геометрический тренинг | К | ИО | РМ ЧИИ, ДМ | ПП, ТР | |
2 | 28 | Геометрический тренинг | ПЗУ | СП | ||||
3 | 29 | 15 | Топологические опыты | К | ВП | |||
4 | 30 | Топологические опыты | ПЗУ | УО | ||||
5 | 31 | 16 | Задачи со спичками | К | ФО | |||
6 | 32 | Задачи со спичками | ПЗУ | РК | ИР, ТР | |||
7 | 33 | 17 | Зашифрованная переписка | К | ФО | |||
8 | 34 | Зашифрованная переписка | ПЗУ | ВП | Р, ТР |
Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию - 6 класс
I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков) | ||||||||
№ урока четв. | № урока | Дата | пункт | Содержание учебного материала | Тип урока | Вид контроля | Средства обучения | Метод обучения |
1 | 1 | 18 | Задачи, головоломки, игры | К | ФО ВП СП | ЧИИ НП ДМ РМ | ИР Р | |
2 | 2 | 18 | Задачи, головоломки, игры. Решение задач | |||||
3 | 3 | 19 | Фигурки из кубиков и их частей | |||||
4 | 4 | 19 | Фигурки из кубиков и их частей. Решение задач | ПЗУ | РК | ПП, ТР | ||
5 | 5 | 20 | Параллельность и перпендикулярность | К | ФО | ИР | ||
6 | 6 | 20 | Параллельность и перпендикулярность. Решение задач | ПЗУ | РК | ПП, ТР | ||
7 | 7 | 21 | Параллелограммы | К | УО | ИР | ||
8 | 8 | 21 | Параллелограммы. Решение задач | |||||
9 | 9 | 22 | Координаты, координаты, координаты | ПЗУ | РК | ПП | ||
II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков) | ||||||||
1 | 10 | 22 | Координаты, координаты, координаты… Решение задач | К | ИО | ЧИИ НП | ИР | |
2 | 11 | 23 | Оригами | ФО | ИР, Р | |||
3 | 12 | 23 | Оригами. Решение задач | ПЗУ | ЧИИ, ДМ | |||
4 | 13 | 24 | Замечательные кривые | К | УО ВП | ЧИИ НП РМ | ИР ТР | |
5 | 14 | 24 | Замечательные кривые. Решение задач | |||||
6 | 15 | 25 | Кривые Дракона | |||||
7 | 16 | 25 | Кривые Дракона. Решение задач | ПЗУ | РК | ПП, ТР |
III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков) | ||||||||
№ урока четв. | № урока | Дата | пункт | Содержание учебного материала | Тип урока | Вид контроля | Средства обучения | Метод обучения |
1 | 17 | 26 | Лабиринты | К | ФО | РМ | ИР, ТР | |
2 | 18 | 26 | Лабиринты. Решение задач | ПЗУ | РК | ДМ | ПП | |
3 | 19 | 27 | Геометрия клетчатой бумаги | К | ИО | РМ | ТР | |
4 | 20 | 27 | Геометрия клетчатой бумаги. Решение задач | УО | ЧИИ | ИР Р | ||
5 | 21 | 28 | Зеркальное отражение | ФО | ЧИИ, НП | |||
6 | 22 | 28 | Зеркальное отражение. Решение задач | УО СП | ЧИИ НП РМ | ИР Р | ||
7 | 23 | 29 | Симметрия | ПЗУ | ||||
8 | 24 | 29 | Симметрия. Решение задач | К | ||||
9 | 25 | 30 | Бордюры | РК | ЧИИ, НП | ИР, ТР | ||
10 | 26 | 30 | Бордюры. Решение задач | ЧИИ, РМ | ||||
IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков) | ||||||||
1 | 27 | 31 | Орнаменты | К | ФО | ЧИИ | ИР ТР | |
2 | 28 | 31 | Орнаменты. Решение задач | |||||
3 | 29 | 32 | Симметрия помогает решать задачи | УО | ||||
4 | 30 | 32 | Симметрия помогает решать задачи. Решение задач | ИО ВП | ЧИИ НП | |||
5 | 31 | 33 | Одно важное свойство окружности | |||||
6 | 32 | 33 | Одно важное свойство окружности. Решение задач | ПЗУ | РК | Р | ||
7 | 33 | 34 | Задачи, головоломки, игры | К | ФО | ЧИИ | ИР, Р | |
8 | 34 | 34 | Задачи, головоломки, игры. Решение задач | ПЗУ | РК | РМ | ПП |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по предмету «Введение в геометрию» для 5 класса
2012-2013 учебный год |
Пояснительная записка
Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
Из компонента образовательного учреждения на ведение нового учебного предмета «введение в геометрию» (пропедевтический курс) выделен 1 час.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого | |
Количество недель | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Количество часов в четверть | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.
Основные цели курса:
- развивать пространственное мышление и математическую культуру
- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца
- максимальное развитие познавательных способностей учащихся
Задачи:
- учить ясно и точно излагать свои мысли;
- помочь приобрести опыт исследовательской работы;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
- показать роль геометрических знаний в познании мира;
- развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.
Планируемый уровень подготовки выпускников
Учащиеся должны знать/понимать
- роль геометрических знаний в познании мира
- простейшие геометрические фигуры
- симметрию и зеркальное отражение
Учащиеся должны уметь
- разрезать и складывать фигуры
- разгадывать простые геометрические головоломки
- как измерить и вычислить длину, площадь и объём
- различать параллельность и перпендикулярность
- складывать простейшие фигуры - оригами
Основное содержание данного предмета не разделено на главы, поэтому оно не рассматривается отдельно, а представлено в календарно-тематическом планировании.
Контрольных работ не запланировано.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
- Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.
- Математика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
- Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе
- В столбце «Тип урока»:
- К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
- ПЗУ – применение знаний и умений
- ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
- В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
- СП – самопроверка
- ВП – взаимопроверка
- РК – работа по карточкам
- ФО – фронтальный опрос
- УО – устный опрос
- ИО – индивидуальный опрос
- В столбце «Средства обучения»:
- ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
- ДМ – дидактический материал
- НП – наглядные пособия
- РМ – раздаточный материал
- В столбце «Метод обучения»:
- ИР – информационно-развивающий
- ПП – проблемно-поисковый
- ТР – творчески-репродуктивный
- Р - репродуктивный
Календарно-тематическое планирование
I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков) | ||||||||
№ урока четв. | № урока | Дата | пункт | Содержание учебного материала | Тип урока | Вид контроля | Средства обучения | Метод обучения |
1 | 1 | 1 | Первые шаги в геометрии | К | ФО ВП СП | ЧИИ НП ДМ РМ | ИР Р | |
2 | 2 | 2 | Пространство и размерность | К | ||||
3 | 3 | 3 | Простейшие геометрические фигуры | К | ||||
4 | 4 | 4 | Конструирование из Т | К | РК | |||
5 | 5 | 5 | Куб и его свойства | К | ФО | |||
6 | 6 | 6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | К | РК | |||
7 | 7 | 7 | Треугольник | К | УО | ИР, ПП | ||
8 | 8 | 8 | Правильные многогранники | |||||
9 | 9 | 9 | Геометрические головоломки | К | РК | ПП | ||
II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков) | ||||||||
1 | 10 | 10 | Измерение длины | К | ИО | ЧИИ НП | ИР, Р Р, ПП | |
2 | 11 | 11 | Измерение площади и объёма | ФО | ||||
3 | 12 | 12 | Вычисление длины, площади и объёма | К | ||||
4 | 13 | 13 | Окружность | УО | УО, ВП | |||
5 | 14 | 14 | Геометрический тренинг | К | ИО | РМ ЧИИ, ДМ | ПП, ТР | |
6 | 15 | 15 | Топологические опыты | К | ВП | |||
7 | 16 | 16 | Задачи со спичками | К | ФО | |||
III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков) | ||||||||
1 | 17 | 17 | Зашифрованная переписка | К | ФО |
2 | 18 | 18 | Задачи, головоломки, игры | К | ФО ВП СП | ЧИИ НП ДМ РМ | ИР Р | |
3 | 19 | 19 | Фигурки из кубиков и их частей | |||||
4 | 20 | 20 | Параллельность и перпендикулярность | К | ФО | ИР | ||
5 | 21 | 21 | Параллелограммы | К | УО | ИР | ||
6 | 22 | 22 | Координаты, координаты, координаты | ПЗУ | РК | ПП | ||
7 | 23 | 23 | Оригами | ФО | ИР, Р | |||
8 | 24 | 24 | Замечательные кривые | К | УО ВП | ЧИИ НП РМ | ИР ТР | |
9 | 25 | 25 | Кривые Дракона |
10 | 26 | 26 | Лабиринты | К | ФО | РМ | ИР, ТР | |
IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков) | ||||||||
1 | 27 | 27 | Геометрия клетчатой бумаги | К | ИО | РМ | ТР | |
2 | 28 | 28 | Зеркальное отражение | ФО | ЧИИ, НП | |||
3 | 29 | 29 | Симметрия | ПЗУ | ||||
4 | 30 | 30 | Бордюры | РК | ЧИИ, НП | ИР, ТР | ||
5 | 31 | 31 | Орнаменты | К | ФО | ЧИИ | ИР ТР | |
6 | 32 | 32 | Симметрия помогает решать задачи | УО | ||||
7 | 33 | 33 | Одно важное свойство окружности | |||||
8 | 34 | 34 | Задачи, головоломки, игры | К | ФО | ЧИИ | ИР, Р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в геометрию. Прямая и ортезок.
Презентация урока геометрии в 7 классе по теме: "Введение в геометрию" содержит историю возникновения геометрии, начальные геометрические сведения, математический диктант с последующей проверкой...
Введение в геометрию пропедевтический курс 5-6класс
Почему именно введение в геометрию? Потому, что уникальность геометрии заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предмета...
Введение в геометрию
урок геометрии в 7 классе...
Введение в геометрию
Разработка урока...
Введение в геометрию, 7 класс
Данную презентацию можно использовать на самом первом уроке по геометрии в 7 классе....
«Введение. Предмет геометрии. Аксиомы геометрии»
Цель урока:Сформировать представления уч-ся об основных понятиях и аксиомах стереометрии.Научить их использовать при решении задач.Изображать на чертеже точки, прямые, плоскости при различном их...