Введение в геометрию пропедевтический курс 5-6класс
методическая разработка по геометрии (5 класс) по теме
Почему именно введение в геометрию? Потому, что уникальность геометрии заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и умений; развивать логическое мышление, математическую речь, пространственное воображение, применение знаний на практике, нестандартный подход к решению проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_geometriyu_propedevticheskiy_kurs_5-6klass.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рецензия
на программу пропедевтического курса "Введение в геометрию
для 5-6 классов", составленную учителем математики
средней общеобразовательной школы № 7 г.Аксу Коцуконь Д.Н.
В пояснительной записке программы учитель дает обоснование её составления, обозначает основную цель курса, называет особенности работы с учащимися, указывает на основные виды учебной деятельности при изучении курса по данной программе. Далее в программе дано тематическое планирование отдельно для 5 класса и 6 класса.
В 5 классе охвачены 4 главы: "Линии и углы" (13 ч.), "Многоугольники" (10 ч.), "Окружность и круг" (9 ч.), "Диаграммы" (3 ч.). Каждая глава разбита на темы с указанием количества часов, отведенных на занятия.
В 6 классе даны также 4 главы: "Четырехугольники" (7ч.), "Многогранники" (10 ч.), "Тела вращения" (9 ч.), "Симметрия" (8 ч.) Они также разбиты на темы занятий с указанием количества часов.
Ценно то, что в программе даны требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окончании изучения пропедевтического курса.
А также указана литература, по которой могут заниматься учащиеся.
В основу программы пропедевтического курса положена система развивающего обучения Л.В.Занкова, целью которой является общее развитие ученика. Это, несомненно, усиливает значимость изучения учебного материала по данной программе.
Программу можно рекомендовать учителям математики в качестве программы пропедевтического курса для 5-6 классов.
Пояснительная записка.
В основу программы пропедевтического курса «Введение в геометрию» положена система развивающего обучения Л.В.Занкова, целью которой является общее развитие ученика, то есть развитие ума, воли, чувств школьника, что является надежной основой усвоения школьниками знаний, умений, навыков.
Почему именно введение в геометрию? Потому, что уникальность геометрии заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и умений; развивать логическое мышление, математическую речь, пространственное воображение, применение знаний на практике, нестандартный подход к решению проблемной ситуации. Цель курса заключается в том, чтобы на ранних ступенях развития учащихся подготовить их к осознанному восприятию предмета геометрии в 7 классе, исключить формальность усвоения материала, сформировать интерес к предмету; сохранить, закрепить и развить пространственные представления учащихся; познакомить их с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности.
Особенности работы с учащимися заключается в том, что
- Занятия проводятся 1 раз в неделю;
- Используется много наглядного материала;
- Практикуются творческие работы учащихся (рисунки,
аппликации, модели);
- Применяется много занимательных, игровых моментов.
Основные виды учебной деятельности при изучении курса:
- наблюдение;
- изображение, построение;
- измерение;
- вычисления по формулам;
- изготовление геометрических фигур из бумаги, проволоки и
др.подручного материала;
- геометрические эксперименты для установки основных
свойств фигуры;
- моделирование.
Программа пропедевтического курса
«Введение в геометрию» 5 класс.
1 час в неделю, всего 34 часа.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Гл.1. Линии и углы (13 часов) | ||
§1. Линии (7 часов) | ||
1 | Разнообразный мир линий | 1 |
2 | Главные линии: прямая и окружность | 1 |
3 | Части прямой. Ломаная. | 1 |
4-5 | Длина линии. | 2 |
6-7 | Плоскость. Прямая. Луч. | 2 |
§2. Углы (6 часов) | ||
8-9 | Обозначение и сравнение углов | 2 |
10-11 | Измерение и построение углов. Транспортир. | 2 |
12-13 | Смежные и вертикальные углы, их свойства. | 2 |
Гл.2. Многоугольники (10 часов) | ||
§1. Прямоугольники и треугольники (5 часов) | ||
14 | Ломаные и многоугольники. | 1 |
15 | Прямоугольник. | 1 |
16-17 | Треугольник, виды треугольников. | 2 |
18 | Сумма углов треугольника. | 1 |
§2. Площади (5 часов) | ||
19 | Площадь. Способы вычисления площадей. | 1 |
20 | Единицы измерения площадей | 1 |
21-22 | Площадь прямоугольника, квадрата. | 2 |
23 | Площадь прямоугольного треугольника. | 1 |
Гл.3. Окружность и круг (9 часов) | ||
24-25 | Окружность. Длина окружности | 2 |
26-28 | Круг. Площадь круга. | 3 |
29-31 | Круговой сектор. Площадь кругового сектора. | 3 |
Гл.4. Диаграммы (3часа) | ||
32-33 | Чтение и построение диаграмм (круговых, столбчатых) | 2 |
34 | Опрос общественного мнения | 1 |
Программа пропедевтического курса
«Введение в геометрию» 6 класс.
1 час в неделю, всего 34 часа.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Гл.1. Четырехугольники (7 часов) | ||
1-2 | Перпендикулярные прямые | 2 |
3-4 | Параллельные прямые. | 2 |
5-7 | Параллелограмм. Ромб. Трапеция. | 3 |
Гл.2. Многогранники (10 часов) | ||
§1. Геометрические тела (4 часа) | ||
8-9 | Предметы и их формы. | 2 |
10-11 | Изображение геометрических тел. | 2 |
§2. Параллелепипед и пирамида (6 часов) | ||
12-13 | Прямоугольный параллелепипед. Объем. | 2 |
14-15 | Пирамида. | 2 |
16-17 | Развертки. | 2 |
Гл.3. Тела вращения (9 часов) | ||
18-19 | Цилиндр. | 2 |
20-21 | Конус. | 2 |
22-24 | Шар. Сфера. | 3 |
25-26 | Развертки. | 2 |
Гл.4. Симметрия (8 часов) | ||
27-29 | Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. | 3 |
30-32 | Центральная симметрия. Центр симметрии фигуры. | 3 |
33-34 | Зеркальная симметрия. | 2 |
Обязательные результаты обучения.
По окончании изучения пропедевтического курса «Введение в геометрию» учащиеся должны приобрести:
ЗНАНИЯ: понятия: точка, линия, отрезок, луч, прямая, плоскость, полуплоскость; поверхность, длина отрезка, единицы длины, единицы площади; окружность, ее элементы (центр, радиус, хорда, диаметр), круг; угол и виды углов; треугольник (разносторонний, равнобедренный, равносторонний; остроугольный, тупоугольный, прямоугольный), периметр; прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция; параллельные и перпендикулярные прямые; центральная, осевая и зеркальная симметрии; многогранники, тела вращения, диаграммы (круговые, столбчатые).
УМЕНИЯ: строить: прямые, лучи, отрезки, линии по описанию (замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся); углы заданной величины; четырехугольники (прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция); окружность; параллельные и перпендикулярные прямые; симметричные фигуры; диаграммы.
Изображать: многогранники, ела вращения и их развертки;
Определять: вид угла, вид треугольника.
Измерять: с помощью измерительной линейки длину отрезка; величину угла с помощью транспортира;
Находить: градусную меру угла; периметр многоугольников; длину окружности; площади круга, квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника; на готовых чертежах находить параллельные и перпендикулярные прямые.
НАВЫКИ: Работа с линейкой как инструментом построения прямых, отрезков, лучей и измерения длин отрезков; с циркулем как инструментом для построения окружности, дуги окружности; транспортиром как инструментом для построения и измерения углов.
Построение: перпендикулярных и параллельных прямых, используя линии клетчатой бумаги, линейку и угольник.
Изображение: плоских фигур, многогранников, тел вращения.
Использование буквенных обозначений для изученных фигур, знаков.
Соизмерение: реальных размеров объектов с соответствующими единицами длины.
Рекомендуемая литература:
- Математика 5-6 /Под ред. Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина/.
- Математика 5-6, Н.Я.Виленкин, А.С.Чеснаков и др.
- «Программирование задания по математике в 5 классе», В.Я.Кеслер, Алма-Ата «Мектеп», 1976г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества»
Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. Именно поэтом...
Пропедевтический курс в 5 классе "Введение в биологию и экологию"
Рабочая программа пропедевтического курса «Введение в биологию и экологию» разработана на основе учебника Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию» для учащихся 5 кла...
Пропедевтический курс "Введение в химию" для 6-7 классов
Предлагаемый пропедевтический курс (в соответствии с современными типовыми учебными планами может преподаваться как элективный в школах, ориентированных на реализацию развивающего обучения, имею...
Программа пропедевтического курса предмета по выбору «Введение в геометрию».
Программа пропедевтического курса предмета по выбору«Введение в геометрию»....
Пропедевтический курс "Введение физику" 6 класс
Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности...
Рабочая программа пропедевтического курса «Введение в химию»
Целью изучения и освоения программы учебного курса в основной школе является формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественно научной картины мира...
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В ГЕОМЕТРИЮ» ДЛЯ 5–6 КЛАССОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Вопрос о необходимости введения в начальную школу самостоятельного пропедевтического курса рассматривается давно. На сегодняшний день разработаны подобные курсы, но в современной школе, как правило, п...