Введение в геометрию пропедевтический курс 5-6класс
методическая разработка по геометрии (5 класс) по теме

Почему именно введение в геометрию? Потому, что уникальность геометрии заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные  операции различных видов и умений; развивать логическое мышление, математическую речь, пространственное воображение, применение знаний на практике, нестандартный подход к решению проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_v_geometriyu_propedevticheskiy_kurs_5-6klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рецензия

на программу пропедевтического курса "Введение в геометрию

для 5-6 классов", составленную учителем математики

средней общеобразовательной школы № 7 г.Аксу Коцуконь Д.Н.

В пояснительной записке программы учитель дает обоснование её составления, обозначает основную цель курса, называет особенности работы с учащимися, указывает на основные виды учебной деятельности при изучении курса по данной программе. Далее в программе дано тематическое планирование отдельно для 5 класса и 6 класса.

В 5 классе охвачены 4 главы: "Линии и углы" (13 ч.), "Многоугольники" (10 ч.), "Окружность и круг" (9 ч.), "Диаграммы" (3 ч.). Каждая глава разбита на темы с указанием количества часов, отведенных на занятия.

В 6 классе даны также 4 главы: "Четырехугольники" (7ч.), "Многогранники" (10 ч.), "Тела вращения" (9 ч.), "Симметрия" (8 ч.) Они также разбиты на темы занятий с указанием количества часов.

Ценно то, что в программе даны требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окончании изучения пропедевтического курса.

А также указана литература, по которой могут заниматься учащиеся.

В основу программы пропедевтического курса положена система развивающего обучения Л.В.Занкова, целью которой является общее развитие ученика. Это, несомненно, усиливает значимость изучения учебного материала по данной программе.

Программу можно рекомендовать учителям математики в качестве программы пропедевтического курса для 5-6 классов.

Пояснительная записка.

В основу программы пропедевтического курса «Введение в геометрию» положена система развивающего обучения Л.В.Занкова, целью которой является общее развитие ученика, то есть развитие ума, воли, чувств школьника, что является надежной основой усвоения школьниками знаний, умений, навыков.

Почему именно введение в геометрию? Потому, что уникальность геометрии заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные  операции различных видов и умений; развивать логическое мышление, математическую речь, пространственное воображение, применение знаний на практике, нестандартный подход к решению проблемной ситуации. Цель курса заключается в том, чтобы на ранних ступенях развития учащихся подготовить их к осознанному восприятию предмета геометрии в 7 классе, исключить формальность усвоения материала, сформировать интерес к предмету; сохранить, закрепить и развить пространственные представления учащихся; познакомить их с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности.

Особенности работы с учащимися заключается в том, что

-  Занятия проводятся 1 раз в неделю;

-  Используется много наглядного материала;

-  Практикуются творческие работы учащихся (рисунки,

  аппликации, модели);

-  Применяется много занимательных, игровых моментов.

Основные виды учебной деятельности при изучении курса:

-  наблюдение;

-  изображение, построение;

-  измерение;

-  вычисления по формулам;

-  изготовление геометрических фигур из бумаги, проволоки и

           др.подручного материала;

-  геометрические эксперименты для установки основных

 свойств фигуры;

-  моделирование.

Программа пропедевтического курса

«Введение в геометрию» 5 класс.

1 час в неделю, всего 34 часа.

Тема занятия

Кол-во часов

Гл.1. Линии и углы (13 часов)

§1. Линии (7 часов)

1

Разнообразный мир линий

1

2

Главные линии: прямая и окружность

1

3

Части прямой. Ломаная.

1

4-5

Длина линии.

2

6-7

Плоскость. Прямая. Луч.

2

§2. Углы (6 часов)

8-9

Обозначение и сравнение углов

2

10-11

Измерение и построение углов. Транспортир.

2

12-13

Смежные и вертикальные углы, их свойства.

2

Гл.2. Многоугольники (10 часов)

§1. Прямоугольники и треугольники (5 часов)

14

Ломаные и многоугольники.

1

15

Прямоугольник.

1

16-17

Треугольник, виды треугольников.

2

18

Сумма углов треугольника.

1

§2. Площади (5 часов)

19

Площадь. Способы вычисления площадей.

1

20

Единицы измерения площадей

1

21-22

Площадь прямоугольника, квадрата.

2

23

Площадь прямоугольного треугольника.

1

Гл.3. Окружность и круг (9 часов)

24-25

Окружность. Длина окружности

2

26-28

Круг. Площадь круга.

3

29-31

Круговой сектор. Площадь кругового сектора.

3

Гл.4. Диаграммы (3часа)

32-33

Чтение и построение диаграмм (круговых, столбчатых)

2

34

Опрос общественного мнения

1

Программа пропедевтического курса

«Введение в геометрию» 6 класс.

1 час в неделю, всего 34 часа.

Тема занятия

Кол-во часов

Гл.1. Четырехугольники (7 часов)

1-2

Перпендикулярные прямые

2

3-4

Параллельные прямые.

2

5-7

Параллелограмм. Ромб. Трапеция.

3

Гл.2. Многогранники (10 часов)

§1. Геометрические тела (4 часа)

8-9

Предметы и их формы.

2

10-11

Изображение геометрических тел.

2

§2. Параллелепипед и пирамида (6 часов)

12-13

Прямоугольный параллелепипед. Объем.

2

14-15

Пирамида.

2

16-17

Развертки.

2

Гл.3. Тела вращения (9 часов)

18-19

Цилиндр.

2

20-21

Конус.

2

22-24

Шар. Сфера.

3

25-26

Развертки.

2

Гл.4. Симметрия (8 часов)

27-29

Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры.

3

30-32

Центральная симметрия. Центр симметрии фигуры.

3

33-34

Зеркальная симметрия.

2

Обязательные результаты обучения.

По окончании изучения пропедевтического курса «Введение в геометрию» учащиеся должны приобрести:

ЗНАНИЯ: понятия: точка, линия, отрезок, луч, прямая, плоскость, полуплоскость; поверхность, длина отрезка, единицы длины, единицы площади; окружность, ее элементы (центр, радиус, хорда, диаметр), круг; угол и виды углов; треугольник (разносторонний, равнобедренный, равносторонний; остроугольный, тупоугольный, прямоугольный), периметр; прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция; параллельные и перпендикулярные прямые; центральная, осевая и зеркальная симметрии; многогранники, тела вращения, диаграммы (круговые, столбчатые).

УМЕНИЯ: строить: прямые, лучи, отрезки, линии по описанию (замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся); углы заданной величины; четырехугольники (прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция); окружность; параллельные и перпендикулярные прямые; симметричные фигуры; диаграммы.

Изображать: многогранники, ела вращения и их развертки;

Определять: вид угла, вид треугольника.

Измерять: с помощью измерительной линейки длину отрезка; величину угла с помощью транспортира;

Находить: градусную меру угла; периметр многоугольников; длину окружности; площади круга, квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника; на готовых чертежах находить параллельные и перпендикулярные прямые.

НАВЫКИ: Работа с линейкой как инструментом построения прямых, отрезков, лучей и измерения длин отрезков; с циркулем как инструментом для построения окружности, дуги окружности; транспортиром как инструментом для построения и измерения углов.

Построение: перпендикулярных и параллельных прямых, используя линии клетчатой бумаги, линейку и угольник.

Изображение: плоских фигур, многогранников, тел вращения.

Использование буквенных обозначений для изученных фигур, знаков.

Соизмерение: реальных размеров объектов с соответствующими единицами длины.

Рекомендуемая литература:

  1. Математика 5-6 /Под ред. Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина/.
  2. Математика 5-6, Н.Я.Виленкин, А.С.Чеснаков и др.
  3. «Программирование задания по математике в 5 классе», В.Я.Кеслер, Алма-Ата «Мектеп», 1976г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества»

Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии.     Именно поэтом...

Пропедевтический курс в 5 классе "Введение в биологию и экологию"

Рабочая программа пропедевтического курса  «Введение в биологию и экологию» разработана на основе учебника Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию» для учащихся 5 кла...

Пропедевтический курс "Введение в химию" для 6-7 классов

Предлагаемый пропедевтический курс (в соответствии с современными типовыми учебными планами может преподаваться как элективный в школах, ориентированных на реализацию развивающего обучения, имею...

Программа пропедевтического курса предмета по выбору «Введение в геометрию».

Программа пропедевтического курса предмета по выбору«Введение в геометрию»....

Пропедевтический курс "Введение физику" 6 класс

Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности...

Рабочая программа пропедевтического курса «Введение в химию»

Целью изучения и освоения программы учебного курса в основной школе является формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественно научной картины мира...

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В ГЕОМЕТРИЮ» ДЛЯ 5–6 КЛАССОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Вопрос о необходимости введения в начальную школу самостоятельного пропедевтического курса рассматривается давно. На сегодняшний день разработаны подобные курсы, но в современной школе, как правило, п...