Сфера и шар
методическая разработка по геометрии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сут-Хольский кожуун
МОУ Кара-Чыраанская СОШ
Республики Тыва
Открытый урок по геометрии в 11 классе на тему:
«Сфера и шар. Уравнение сферы».
Учитель: Ондар Светлана Сапыянаковна,
учитель математики, I категории.
2009 учебный год.
Тема: Сфера и шар. Уравнение сферы.
Цели урока:
- – Обобщение и закрепление знаний учащихся о телах вращения (цилиндра, конуса)
- ввести понятие сферы, шара и их элементов.
- вывести уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат.
2. Формирование навыков решения задач по данной теме, развитие познавательной активности.
3. воспитание взаимопомощи, любознательности, интереса к предмету.
Эпиграф: Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед!
Древнегреческий поэт Нивен.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: карточки с заданиями, цилиндр, конус, мыльные пузыри, компьютер, проектор, экран.
Учащиеся должны знать: понятие сферы и шара; уметь решать задачи на применение уравнения сферы.
ХОД УРОКА.
I этап. Организационный момент (знакомство, сообщение, эпиграф).
II этап. Актуализация знаний учащихся.
- Работа у доски (3 учащихся)
Проверка домашнего задания № 565
Фронтальный опрос (опрос по парам).
I вариант – учителя, II вариант – ученики (и наоборот)
- Что такое цилиндр?
- Какие элементы в цилиндре?
- Как получается цилиндр?
- Объясните, какое тело называется конусом.
- Элементы конуса
- Как получается конус?
- Математический бой «Кто больше знает формул?» 4 учащихся
- Площадь круга S=πr2
- Площадь боковой поверхности цилиндра S бок =2 πrh
- Площадь поверхности цилиндра S = 2πr (r + h)
- Площадь боковой поверхности конуса S бок кон = πr
- Площадь полной поверхности конуса S кон = πr (1 + r)
III. Физминутки (здоровьесберегающие).
На Земле лежит бревно. А на языке математики поверхность Земли называется как? (плоскость). Бревно по форме напоминает, что? (цилиндр).
Перепрыгнем через это бревно вперед, назад (2 раза). Поднимаем это бревно с правой стороны, а теперь с другой стороны (2 раза).
IV. Изучение новой темы.
Что же мы будем изучать на уроке? Для формулировки темы урока проведем простой опыт. Подойдите к доске желающие.
1. Наберите воздух и выпустите пузыри, что образуется? (Дать мыльные пузыри). Сфера
- Подуйте и посмотрите что получается? Шар. (Дать шары)
Запишите тему урока «Сфера и шар. Уравнение сферы»
Какие цели вы хотите достигнуть на уроке.
Кто слышал слово «сфера?»
Словарная работа. Сфера – латинская форма греческого слова
«сфайра» - мяч.
- вспомните определение окружности
- определение сферы
- элементы: центр, радиус, диаметр
- вспомните определение круга
- определение шара
- элементы: центр, радиус, диаметр сферы (называют также центром, радиусом, диаметром шара).
- как может быть получена сфера, шар
- приведите примеры шара (глобус. С помощью мобильных телефонов мы сможем общаться с любым человеком точки Земли)
V. Работа с учебником. Рисунок 152
А (х0; у0; z0) R – радиус.
уравнение сферы (х - х0)2 + (у - у0)2 + (z - zo)2 = R2
- Закрепление.
- А и R. Сами назовите координаты центра и радиус.
- №576 (а,б) №578 (устно)
- Самостоятельная работа (разноуровневое обучение)
I уровень:
- Написать уравнение сферы, радиуса равный 7, центром А (2;0;-1).
- Дано уравнение сферы (х-3)2 + (у+2)2 + z2 = 25. Найдите радиус и координаты центра.
II уровень:
- Написать уравнение сферы, радиуса равный 7, центром А (2;0;-1).
- Дано уравнение сферы (х-3)2 + (у+2)2 + z2 = 25. Найдите радиус и координаты центра.
- Выясните, какую геометрическую фигуру определяет уравнение
х2 + y2 + z2=l.
III уровень:
- Написать уравнение сферы, радиуса равный 6, центром А (3;-1;0).
- Дано уравнение сферы (х-4)2 + у2 + (z+3)2= 16. Найдите радиус и координаты центра.
- Выясните, какую геометрическую фигуру определяет уравнение
x2 + y2 + z2= 1.
- Сколько сфер можно провести через четыре точки, которые являются вершинами квадрата.
- Домашнее задание.
п.58, 59.
№ 576(b), 579, рисунок 150,152 Словарь Ожегова
стр 782 сфера, стр 892 шар.
Тыва ог- амыдыралывыста (подготовить проект).
- Сообщения учащихся «Сфера и шар» (проектный метод).
Рефлексия: 1) Что я узнал на уроке?
2) Что было интересно?
3) Какие трудности возникали?
- Итог урока. Какую тему мы изучали на уроке? Оценки.
Итог: никто не получил «2». Вернемся к эпиграфу нашего урока. Я, думаю, что в нашем классе никто не наблюдал за соседом, а работали все, хорошо. Молодцы. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.
Сфера
У сферы есть замечательное свойство: все ее точки находятся на одном и том же расстоянии от некоторой точки, находящейся внутри нее – центра сферы. Если разрезать сферу плоскостью, то получим окружность. Любопытно, что сфера – единственная поверхность, при пересечении которой плоскостью всегда получается окружность. Если пересекающая плоскость проходит через центр сферы, то полученная окружность будет самой большой и поэтому называется большим кругом. Большими кругами на земном шаре будут, в частности, экватор и меридианы (показать на глобусе). Большие круги на поверхности Земли используют штурманы кораблей и самолетов потому, что кратчайший путь из одного пункта другой проходит по соединяющему их большому кругу.
Сфера обладает еще одним важным свойством: из всех сосудов одинаковой вместимости у сферического наименьшая поверхность. Именно поэтому резервуары для хранения нефти и газа имеют сферическую форму, ведь при этом экономиться материал оболочки окружают антенны радиолокаторов, стоящих на научных судах, следящих за полетом наших космических кораблей и спутников, и принимающих оттуда важную информацию.
Шар.
Шар – уникальное геометрическое тело. Оно выделяется среди всех тел того же объема, что имеет наименьшую площадь поверхности. Жидкости и газы стремятся к тому, чтобы занимаемый ими объем имел наименьшую поверхность. Посмотрите на маленькую капельку воды на промасленной бумаге – она имеет форму шара. Если капелька побольше, то она сплющивается под действием собственной тяжести, а очень большая капля рассыпается на несколько маленьких (дома проделать этот опыт). Этим свойством пользуются и при изготовлении охотничьей дроби: расправленный свинец льют через тонкие отверстия. В полете, струя разбивается на капли, которые падая в воду, застывают в виде одинаковых шариков.
Да и воздушный шарик и имеет свою форму по той же причине. Шаровая форма мяча доставляет ему еще одно замечательное свойство – он одинаков со всех сторон и может катиться в любую сторону. Этим во многом вызван успех таких игр как футбол, волейбол, теннис.
Это свойство шара используется не только в играх, но и в технике. Вам, наверное, доводилось видеть шарикоподшипник: несколько шариков помещены в обойму из двух колес. Кольца легко перекатываются по шарикам поэтому шарикоподшипники ставят на осях велосипедов, мотоциклов, автомашин, и не только на осях колес, но и во всех местах, где происходит вращение. В обычном велосипеде можно насчитать не менее 11 шарикоподшипников (дома подсчитать шарикоподшипники на велосипедах, на машинах).
Ну, а самое – самое главное, почему интересно изучение шаров то, что и Земля, и Солнце и Луна, и остальные планеты имею форму шара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по обществознанию 11 класс. Социальная сфера
Тестовые задания к разделу Социальная сфера......
Конспект урока в 11-ом классе по геометрии по теме"Сфера.Уравнение сферы"
План-конспект и презентация к уроку геометрии в 11 классе по теме "Сфера.Уравнение сферы.". Это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся с определениями сферы,шара и их элементов. Выводят ур...
Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"
Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...
Самостоятельная работа по геометрии. Тема ""Сфера. Уравнение сферы. Площадь сферы", 11 класс
Самостоятельная работа составлена на базовом и профильном уровнях. В каждом уровне два варианта. Работа для 11 класса по учебнику Атанасяна....
Урок по геометрии в 11 классе "Сфера и шар. Уравнение сферы"
Хорошая мотивационная часть, настраивающая обучающихся только на успех; связь с астрономией...
математический диктант"Определение сферы и шара, площадь поверхности сферы"
Математический диктант в двух вариантах...
Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы
Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!Применила Ваш материал к моему открытому уроку!