Метод проектов с использованием информационных технологий на уроках геометрии в 10 -11 классах.
статья по геометрии на тему
Обобщение опыта по теме "Метод проектов с использованием информационных технологий на уроках геометрии в 10 - 11 классах для развития творческой самостоятельности"
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №15 п.Кулой»
День учителя естественнонаучного цикла
«Методики и современные информационные технологии
в школьном образовании»
«Метод проектов с использованием информационных технологий на уроках геометрии в 10-11 классах для развития творческой самостоятельности учащихся»
Работу выполнила
учитель математики МБОУ «СОШ №15 п.Кулой»
Соколова Елена Ивановна
г.Вельск
2012 г.
Оглавление.
- Введение.___________________________________________________________3
- Основная часть.
- Признаки сформированности творческой самостоятельности.___________4
- Метод проектов__________________________________________________5
- Направления информационных технологий в проектной деятельности ___6
- Из опыта работы_________________________________________________7
- Заключение.________________________________________________________9
- Список использованных источников и литературы._______________________11
- Приложения.________________________________________________________12
Введение.
Каждый учитель мечтает воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. И поэтому в настоящее время и педагогика в целом, и каждый учитель в отдельности все чаще задаются вопросами: чему учить и как учить? Главной целью образования является развитие ученика как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация.
На современном этапе развития общество требует от учителей внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, использования на уроках различных форм обучения. В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя. Это становится возможным, если у школьников развита творческая самостоятельность. Поэтому для своей работы я выбрала тему: «Метод проекта с использованием информационных технологий на уроках геометрии для развития творческой самостоятельности».
Цель работы: показать возможности метода проектов с использованием информационных технологий для развития творческой самостоятельности на уроках геометрии.
Объект исследования: развитие творческой самостоятельности.
Предмет исследования: использование метода проектов с информационными технологиями для развития творческой самостоятельности на уроках геометрии.
Задачи:
- изучить подходы к определению «творческая самостоятельность»;
- раскрыть понятие, виды проекта, представить этапы и правила реализации метода проектов;
- рассмотреть направления информационных технологий в проектной деятельности;
- описать возможности метода проектов с использованием информационных технологий для развития творческой самостоятельности на уроках геометрии.
Методы работы:
- изучение научно-методической литературы;
- анализ, обобщение;
- опытно-практическая работа.
Основная часть.
Признаки сформированности творческой самостоятельности.
В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты по проблеме формирования творческой самостоятельности (Б.М. Теплов, В.В. Сериков, С. Медник, И.Я. Лернер, М.Н. Бажин и др.), структура и компонентный состав творческой самостоятельности (П.И. Пидкасистый, В.Б. Бондаревского, Н.В. Бордовской, М.Г. Гарунова, П. Кравчука, В.И. Орлова и др.); проблема критериев и показателей сформированности самостоятельной творческой профессиональной направленности (В.Я. Виленский, А.М.Новиков, В.Д. Чепик и др.); процесс формирования творческой самостоятельности (В.И. Андреева, В.А. Горский, Я.А. Пономарев и др.).
Творческую самостоятельность рассматривается в двух аспектах: как качество личности, отражающее отношение человека к познанию, его результатам и условиям осуществления, отношение к учебной деятельности как творческой, способствующей преобразовать имеющееся знание в новое «состояние»; как деятельность, проявляющуюся в самоуправлении процессом творческого преобразования целей и результатов учения.
Существующие разработки в области психологии и педагогики, позволяют выделить некоторые основные моменты, которые необходимо учитывать при разработке подходов к контролю творческой самостоятельности.
Во-первых, предполагается, что уровень сформированности творческой самостоятельности характеризуется по двум признакам:
- по результату (продукту) деятельности;
- по способу ее протекания (процессу).
Из этого следует очевидный вывод, что оценивать необходимо не только результат работы, но и сам процесс выполнения конкретного задания.
У школьников лучше всего контроль творческой самостоятельности можно провести в процессе их работы над проектом. Это обусловлено тем, что результат проектирования – это всегда уникальный, индивидуальный проект, а процесс его создания - это всегда деятельность, связанная не только с репродуктивностью тех знаний, которые учащиеся получают на уроках, но и их синтез, анализ и обобщение, а также их творческое применение.
Следовательно, оценке необходимо подвергнуть как сам проект, так и всю логическую цепочку действий, направленную на его выполнение. Первым звеном данной цепочки должна стать стадия выбора темы проекта, т.к. в этот момент ученик либо проявляет заинтересованность, упорство, увлеченность проблематикой, либо соглашается с выбором учителя, тем самым становится пассивным исполнителем. Такая позиция школьника может стать одним из показателей самостоятельной творческой активности.
Во-вторых, уровень сформированности творческой самостоятельности определяется степенью участия учителя в процессе формирования готовности ученика к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Рассматривая процесс формирования и развития творческой самостоятельности школьников, я определила три уровня ее сформированности.
1. подготовительный уровень (низкий) – это уровень, когда работа осуществляется под руководством учителя на всех этапах учебного проектирования.
2. частичная самостоятельность (средний уровень) – это уровень, когда учитель корректирует, направляет, консультирует, помогает составить план и способы выполнения работы. Но в отличие, от первого уровня, учащийся проявляет инициативу, и имеет определенные возможности выполнения части проекта самостоятельно.
3. творческая самостоятельность (высокий уровень) – это уровень, когда учитель выступает в роли координатора действий; помогает в нахождении способов самоконтроля. Ученик может выполнить проект полностью самостоятельно, опираясь на свои знания и умения.
Метод проектов.
Для организации развития творческой самостоятельности школьников на уроках геометрии я обратилась к технологии проектного обучения.
Под проектом (от лат. projectus — выдвинутый вперед) в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова понимается:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план.
Такое толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию. Поэтому в технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в результате должны появиться либо определенный материальный объект, либо алгоритм его создания, а также необходимая документация и технология. В сущности, этот результат в технике и носит название проекта, неважно, будет ли это проект здания, автомобиля, станка и т.д. Термином «проект» объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях.
Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. В начале 20 века американский философ и педагог Дж. Дьюи и его последователь В. Х. Килпатрик стали авторами «метода проектов». Суть новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо задачу, они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. заканчиваться конкретным результатом.
Виды проектов.
- Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета.
- Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам.
- Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки школьных предметов.
Направления информационных технологий в проектной деятельности.
Достижения науки и техники дают уникальную возможность использовать в создании учебных проектов информационные технологии. Под информационными технологиями подразумевается совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации.
С развитием информационной сети все ее пользователи, в том числе и дети, смогут получать практически неограниченный объем информации.
- Ресурсы Интернета: поисковые системы и отдельно взятые сайты.
- Электронные библиотеки и энциклопедии.
- Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации). Для этих целей можно использовать различные офисные пакеты приложений. Например, программы MicrosoftOffice позволяют структурировать информацию, создавать схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, которые необходимы как на начальном этапе проекта, так и на заключительном, когда предоставляется готовый продукт. Проект может быть представлен в виде компьютерной презентации, созданной в программе PowerPoint. При подготовке учащимися презентаций формируются важнейшие навыки работы с информацией: критическое осмысление, выделение главного в сообщении, систематизирование и обобщение, грамотное представление и оформление проекта в рамках единого стиля.
Из опыта работы.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
- создать собственную образовательную технологию;
- перенять то, что открыто другими педагогами, и адаптировать для себя и своих учеников.
Оптимальным для меня представился второй путь. Для его реализации я выделила несколько этапов.
- 1этап в моей работе – изучение литературы по данной теме, проблем, которые могут возникнуть, ознакомление с опытом работы других учителей, выделение главного, что необходимо знать для правильной организации работы.
- 2 этап – планирование и использование данного метода в своей работе.
- 3 этап – пополнение методической копилки.
В данной части работы представлю собственный опыт использования метода проектов на уроках геометрии. По данной теме я работаю второй год.
1 этап работы над проектами – обсуждение предстоящей темы (за 2-3 недели до ее изучения). Я предлагаю общую тему. Например, при изучении геометрии в 10 классе ведущей стала тема «Многогранники», а в 11 классе – « Круглые тела». Далее формулирую 10 – 15 тем для проектов на класс, работа над которыми проводится как индивидуально, так и в группе и требует усвоения учащимися предусмотренных программой знаний и приобретения необходимого опыта.
Необходимо дифференцировать темы по степени сложности, учитывая профиль класса, при этом уделить внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников. Из своего опыта я выяснила, что у учащихся социально-экономической и универсальной групп наибольший интерес вызывают вопросы истории математики, прикладной и занимательный материал, например, «Многогранники в архитектуре и живописи», «Кристаллы – природные многогранники», «История изучения многогранников: от Древнего мира до наших дней», «Звездчатые многогранники», «Платоновы тела и тела Архимеда», «Загадки пирамид». А учащихся математической группы привлекают нестандартные, необычные решения, например, «Построение сечений многогранников», «Многогранники в задачах». Полный список тем представлен в приложении (приложение 2). Выбранные темы проектов вплетаются в календарно-тематическое планирование (приложение 3).
2 этап работы над проектами предполагает подготовку материалов к самостоятельной работе, выдача учащимся необходимого теоретического материала.
3 этап работы над проектами охватывает саму разработку проекта. Когда учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность. Самостоятельная творческая деятельность несёт в себе обязательность контроля со стороны учителя, поэтому учитель консультирует, контролирует работу учащихся, стимулирует деятельность учащихся.
В своей работе я чаще использую межмпредметные информационные проекты
(геометрия-информатика). По договоренности с учителем информатики учащиеся,
получив задание по геометрии, могут его выполнять и оформлять на уроках
информатики, а затем представлять свой проект на уроке геометрии в соответствии с
программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.
Для учеников это следующие возможности:
− использование Интернет-ресурсов;
− отработка приемов ИКТ на конкретном учебном материале по геометрии;
− выполнение проектного задания в учебное время.
Для учителей в такой организации деятельности также есть свои плюсы:
− учащиеся на уроках информатики не просто отрабатывают необходимые
навыки и приемы, решают необходимые задачи, а делают это на конкретном
содержательном материале, который готовит учитель-предметник.
4 этап работы над проектами заключается в оформлении результатов учащихся своего творческого продукта. Формы представления результатов проектной деятельности различны. Учитель в свою очередь выполняет те же функции, что и в вышеуказанном этапе.
В своей работе «Природные многогранники» ученица 10 класса Анастасия Зворыкина показала связь геометрии с естественными науками. Во-первых, она рассказала и наглядно представила красоту различных природных многогранников – кристаллов (геометрия + химия). Во-вторых, показала, что многогранники встречаются и в животном мире (геометрия + биология).
Илья Губин в своем проекте «Многогранники в архитектуре и живописи» доказал, что искусство без науки ничто (геометрия + МХК).
Егор Зворыкин сделал подборку задач прикладного характера (проект «Многогранники в задачах»).
Евгения Тищенко сконструировала модели многогранников (проект «Методы составления разверток и конструирование многогранников»).
5 этап работы над проектами проходит в виде открытого обсуждения творческих проектов школьников. Экспертами являются сами учащиеся и руководитель проектной деятельность. На рассмотренном этапе я использовала самооценивание и возможности рефлексии:1)Появились ли новые знания и умения в процессе работы над проектом?
2)Что в работе над проектом было наиболее интересным?
3)Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
Заключение.
В качестве рефлексии в мае 2011 года задала учащимся 10 класса такие вопросы:
А) «Что даёт вам применение проектной технологии на уроках математики?»
Результаты:
-лучше усваивается материал 73%,
- уроки стали интереснее 68%,
-с желанием идем на урок 53%,
-появилась возможность демонстрировать свои работы 26%.
Б) «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?
Школьники отвечают:
- распределять правильно время 32%,
- достигать поставленной цели 17%,
-выступать перед аудиторией 16%.
- добывать информацию 14%,
-готовить презентацию 21%.
Таким образом, наблюдается повышение интереса к математике; развитие навыков работы со справочной литературой и по направлениям информационных технологий; повышение уровня развития творческой самостоятельности (Приложение 4).
По мнению учащихся, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Вывод:
1) развитие творческой самостоятельности школьников наиболее эффективно при выполнении работ творческо-практического характера, поскольку развивает способность ученика нестандартно применять имеющиеся у него знания и опыт деятельности;
2) необходимо, чтобы развитие самостоятельности учащихся осуществлялось планомерно, в соответствии общедидактическими принципам доступности, последовательности и систематичности;
3) технология проектного обучения с использованием информационных технологий на уроках геометрии является одним из эффективных способов развития творческой самостоятельности учащихся, так как обеспечивается творческая самореализация школьника.
Список использованных источников и литературы.
- Антонова Е.И. Проектная деятельность в старших классах при изучении геометрии // Математика в школе. – 2007. - №4.
- Даськова Ю.В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности // Молодой ученый. – 2011.- №7.
- Малянова А.В. Информационные технологии в проектной деятельности // Учительский портал.
- Попова О.Н. Учебный проект как творческий продукт //Учительский портал
- Савенков А.И.Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // практика административной работы в школе. – 2004. - №5.
- Сидоров С.В. Развитие самостоятельности школьников //cv- sidorov. com
- Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся // Завуч. Управление современной школой.- 2007. - №8.
- Шульгина Н.А. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении// Завуч. Управление современной школой.- 2006. - №6.
- Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического пространства».
Приложение 1.
Оценочный лист.
Самооценка
(выбрать один из предложенных вариантов)
- Выбор темы:
- Учитель предложил темы, учитель выбрал тему моего проекта (0 баллов)
- Учитель предложил темы, я сам выбрал тему моего проекта(1 балл)
- Я сам предложил тему проекта (2балла)
- Работа с информацией:
- Учитель подобрал информацию (0 баллов)
- Я вместе с учителем подбирал информацию (1 балл)
- Я сам выполнял подбор информации(2балла)
- Работа в группе:
- Я работал в группе (был исполнителем) (1 балл)
- Я работал в группе (был её руководителем) (2 балла)
- Я выполнял индивидуальный проект (2балла)
- Подготовка результата проекта:
- Я вместе с учителем выполнял работу. (1 балл)
- Я все делал сам. (2балла)
Оценка результата работы над проектом.
( максимальный балл 3)
- Владение вниманием аудитории
- Грамотная устная речь и логика изложения.
- Наглядные пособия и умение ими пользоваться.
- Эстетика оформления результатов.
- Объем и глубина знаний по теме.
Критерии .
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1-10 баллов | 11-19 баллов | 20-23 балла |
Приложение 2.
Темы проектов по теме «Многогранники».
- Приложения теоремы Эйлера.
- Жизнь и творчество Л.Эйлера.
- Правильные многогранники.
- Полуправильные многогранники.
- Звездчатые многогранники.
- История изучения многогранников: от Древнего мира до наших дней
- Многогранники в архитектуре.
- Многогранники в живописи.
- Загадки пирамид.
- Составление разверток многогранников и конструирование моделей.
- Построение сечений многогранников.
- Симметрия в мире многогранников.
- Природные многогранники.
- Многогранники в задачах практического характера.
Темы проектов по теме «Тела вращения»
- Сечения цилиндра плоскостью. Эллипс.
- Взаимосвязь сечений цилиндра и тригонометрических функций.
- Конические сечения. Парабола.
- Конические сечения. Гипербола.
- Вращение многогранников.
- Сюрпризы листа Мебиуса.
- В поисках определения площади поверхности (немного из истории).
- Принцип Кавальери.
- Комбинации тел в задачах.
- Тела вращения вокруг нас.
Приложение 3.
Календарно-тематическое планирование по теме «Многогранники».
№ урока | Тема урока | Тема проекта |
1. | Понятие многогранника. | Жизнь и творчество Л.Эйлера. Приложения теоремы Эйлера. |
2. | Призма. | История изучения многогранников: от Древнего мира до наших дней |
3. | Площадь поверхности призмы. | |
4. | Решение задач на вычисление площади поверхности призмы. | |
5. | Пирамида. | Загадки пирамид. |
6. | Правильная пирамида. | |
7. | Пирамида. Закрепление. | |
8. | Решение задач на вычисление площади поверхности пирамиды. | |
9. | Усеченная пирамида. | |
10. | Симметрия в пространстве. | |
11. | Понятие правильного многогранника. | Правильные многогранники Полуправильные многогранники. |
12. | Элементы симметрии правильных многогранников. | Звездчатые многогранники. |
13. | Решение задач на свойства многогранников. | Многогранники в живописи. |
14. | Решение задач на свойства многогранников. | Многогранники в архитектуре. |
15. | Решение задач на свойства многогранников. | Природные многогранники. |
Приложение 4.
Развитие творческой самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Материалы XVIIМеждународной конференции «Применение новых технологий в образовании», (Тровант, 2006г., 750 экз., стр.587-590.) ...
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...
Метод проекта с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроке английского языка.
Сценарий проведения урока "What is a family for us?"...
Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности
Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...
Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"
Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...
Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе", информатика, 9 класс.
Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе" может быть проведен на уроке информатики в 9 классе, используются материалы &l...