Использование метода координат в пространстве для решения заданий С-2 Единого гоударственного экзамена по математике
методическая разработка по геометрии (11 класс) на тему
Существует два способа решения задач С-2 ЕГЭ по математике.
Первый способ - поэтапно-вычислительный. Этот способ требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мышление и пространственное воображение.
Другой метод - применение векторов и координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Целью данного методического пособия является разработка методики обучения векторно-координатному методу решения задач школьного курса геометрии 10-11 класса.
Достаточно простой в применении, метод координат является необходимой составляющей решения задач различного уровня. Использование данного метода, позволяет учащимся значительно упростить и сократить процесс решения задач, что помогает им при дальнейшем изучении, как школьного курса математики, так и при изучении математики в высших учебных заведениях.
Координатно-векторный метод имеет преимущества перед другими тем, что не требует сложных построений в проекциях. По той простой причине, что этот метод заключается во введении (привязке к исследуемым фигурам) декартовой системы координат, а затем – исчислении образующихся векторов (их длин и углов между ними), то есть одно без другого не работает. Этот метод - довольно сильный, так как ему поддаются даже самые сложные задачи. Все те соотношения, которые при решении традиционным методом даются с большим трудом (через привлечение большого количества вспомогательных теорем), здесь получаются как бы сами собой, в ходе вычислений. Единственный его, пожалуй, недостаток – это требуемый нередко большой объем вычислений.
С помощью векторно-координатного метода можно быстро и успешно решать стереометрические задачи из ЕГЭ в блоке С (задание С2).
В рамках данного пособия рассмотрены типовые задачи ЕГЭ – С2, также их решение с помощью координатно-векторного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_koordinat.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Творческое объединение учителей математики г.Улан-Удэ
Байкальский образовательный центр «Эврика»
Г.М.Конева
Математика
Использование метода координат в пространстве
для решения заданий С-2 Единого государственного экзамена
Улан-Удэ
Бэлиг
2013
Содержание
I. Введение…………………………………………………………………
II. Основная часть
- Нахождение угла между прямыми……….
- Нахождение угла между прямой и плоскостью………………
- Нахождение угла между двумя плоскостями…………………
- Нахождение расстояния от точки до плоскости……………..
III. Заключение…………………………………………………………..
IV.Список использованной литературы
I.Введение
Существует два способа решения задач С-2 ЕГЭ по математике.
Первый способ - поэтапно-вычислительный. Этот способ требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мышление и пространственное воображение.
Другой метод - применение векторов и координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Целью данного методического пособия является разработка методики обучения векторно-координатному методу решения задач школьного курса геометрии 10-11 класса.
Достаточно простой в применении, метод координат является необходимой составляющей решения задач различного уровня. Использование данного метода, позволяет учащимся значительно упростить и сократить процесс решения задач, что помогает им при дальнейшем изучении, как школьного курса математики, так и при изучении математики в высших учебных заведениях.
Координатно-векторный метод имеет преимущества перед другими тем, что не требует сложных построений в проекциях. По той простой причине, что этот метод заключается во введении (привязке к исследуемым фигурам) декартовой системы координат, а затем – исчислении образующихся векторов (их длин и углов между ними), то есть одно без другого не работает. Этот метод - довольно сильный, так как ему поддаются даже самые сложные задачи. Все те соотношения, которые при решении традиционным методом даются с большим трудом (через привлечение большого количества вспомогательных теорем), здесь получаются как бы сами собой, в ходе вычислений. Единственный его, пожалуй, недостаток – это требуемый нередко большой объем вычислений.
С помощью векторно-координатного метода можно быстро и успешно решать стереометрические задачи из ЕГЭ в блоке С (задание С2).
В рамках данного пособия рассмотрены типовые задачи ЕГЭ – С2, также их решение с помощью координатно-векторного метода.
II.Основная часть
- Ключевые задачи
Применение метода координат даёт нам возможность для решения следующих задач:
1)Нахождение расстояния d между двумя точками A(x1; y1; z1) и B(x2; y2; z2),
заданными своими координатами:
2)Нахождение координат середины С(x; y; z) отрезка АВ, где A(x1; y1; z1), B(x2; y2; z2): , ,
3) Нахождение угла между двумя векторами, заданными своими координатами:
где .
4)Нахождение угла между прямой l и плоскостью α:
или в координатах , где
- вектор нормали к плоскости α,
- направляющий вектор прямой l
5)Нахождение угла между плоскостями путем составления уравнения каждой плоскости Ах+Ву+Сz+D=0 и определения угла между нормалями к плоскостям. Нормаль n при этом имеет координаты :
или
6)Нахождение расстояния от произвольной точки М0(х0, у0, z0) до плоскости Ах+Ву+Сz+D=0:
2.Нахождение угла между скрещивающимися прямыми
- Углом между скрещивающимися прямыми называется угол между двумя прямыми, параллельными им и проходящими через произвольную точку.
- 0˚<(a,α)<90˚.
Для нахождения угла φ между прямыми m и l, если векторы и параллельны соотвественно этим прямым, используют формулу: или в координатной форме .
В частности, для того чтобы прямые m и l были перпендикулярны, необходимо и достаточно, чтобы или .
Пример 1. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 AB=2, AD=4, AA1=3. Точка Е- середина ребра А1В1 . Найдите угол между прямыми ВС1 и АЕ
Решение: Пусть точка В(0;0;0)-начало координат. Тогда С1(0;4;0), А(3;0;0), Е(1,5;0;3). Найдем координаты векторов и .
По формуле: находим
.
3.Нахождение угла между прямой и плоскостью
- Углом между плоскостью и не перпендикулярной ей прямой называется угол между этой прямой и её проекцией на данную плоскость.
- 0˚<(a,α)<90˚.
Угол между прямой l и плоскостью α можно вычислить по формуле или в координатах , где - вектор нормали к плоскости α, - направляющий векор прямой l;
Пример 1. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 рёбра АВ и АА1 равны 1, а ребро АD=2. Точка Е – середина ребра В1С1. Найдите угол между прямой ВЕ и плоскостью (АВ1С).
Решение: Составим уравнение плоскости (АВ1С.):
ах+bу+cz+d=0, где a, b и c – координаты нормали к плоскости.
Чтобы составить это уравнение, необходимо определить координаты трёх точек, лежащих в данной плоскости: А(1; 0; 0), В1(0;0;1), С(0;2;0).
Решая систему
находим коэффициенты а, b и с уравнения ах+bу+cz+d=0: а= -d, b=, c=-d. Таким образом, уравнение примет вид или, после упрощения, 2х+у+2z-2=0. Значит, нормаль n к этой плоскости имеет координаты .
Найдем координаты вектора
Найдем угол между вектором и нормалью к плоскости по формуле скалярного произведения векторов:
.
Ответ: 45˚
4.Нахождение угла между двумя плоскостями
- Двугранный угол, образованный полуплоскостями измеряется величиной его линейного угла, получаемого при пересечении двугранного угла плоскостью, перпендикулярной его ребру.
- Величина двугранного угла принадлежит промежутку(0˚; 180˚)
- Величина угла между двумя пересекающимися плоскостями принадлежит промежутку (0˚; 90˚].
- Угол между двумя параллельными плоскостями считается равным 0˚.
Угол между двумя пересекающимися плоскостями можно вычислить как угол между нормалями к этим плоскостям по формуле или в координатной форме , где - вектор нормали плоскости А1х+В1у+С1z+D1=0, - вектор нормали плоскости A2x+B2y+C2z+D2=0.
Пример 1. В единичном кубе АВСDA1В1С1D1 найдите угол между плоскостями АD1Е и D1FC, где точки Е и F-середины ребер А1В1 и В1С1 соответственно.
Решение: Введем прямоугольную систему координат с началом в точке А(0;0;0). Далее находим координаты тех точек, которые необходимы для составления уравнений плоскостей: (1;0;1), E(0;0,5;1), C(1;1;0), F(0,5;1;1). Составим уравнение плоскости (AE), используя уравнение А1х+В1у+С1z+D1=0. Подставим координаты всех трех точек в это уравнение и решим систему из трех уравнений:
А∙0 + В∙0 + С∙0 +D =0;
А∙1 + В∙0 + С∙1 +D =0;
А∙0 + В∙0,5 + С∙1 +D =0.
Получим, что А= - С, В= - 2С, D= 0. Таким образом, уравнение примет вид: х +2у – z =0.
Значит, А1=1, В1= 2, С1= -1
Составим уравнение плоскости (CF), используя уравнение А2х+В2у+С2z+D1=0. Подставим координаты всех трех точек в это уравнение и решим систему из трех уравнений:
А∙1 + В∙1 + С∙0 +D =0;
А∙1 + В∙0 + С∙1 +D =0;
А∙0,5 + В∙1 + С∙1 +D =0.
Получим, что В = С, А = 2С, D = - 3С. Таким образом, уравнение примет вид:
2х +у +z – 3 = 0. Значит, А2= 2, В2 = 1, С2= 1. По формуле:
.
Значит, угол между плоскостями равен 60̊. Ответ: 60̊.
5.Нахождение расстояния от произвольной точки до плоскости.
Расстояние от точки до плоскости , не содержащей эту точку , есть длина отрезка перпендикуляра , опущенного из этой точки на плоскость .
Расстояние от точки М до плоскости α вычисляется по формуле , где М(х0;у0;z0), плоскость α задана уравнением ax+by+cz+d=0.
Пример 1.В правильной четырехугольной пирамиде со стороной основания, равной 2 и высотой, равной 4, найти расстояние от точки А до плоскости (SBC).
Решение: Введем прямоугольную систему координат с началом в точке D(0;0;0). Составим уравнение плоскости (SBC), используя координаты точек В(2;2;0), С(0;2;0), S(1;1;4) и решив систему уравнений:
a∙2+b∙2+c∙0+d = 0
a∙0 +b∙2 +c∙0+d = 0
a∙1 +b∙1 +c∙4+d = 0.
Получим, что d= -2∙ b, a=0, c = . Таким образом, уравнение плоскости примет вид:
0∙х +4∙у + z - 8 =0. Значит, a=0, b=4, c=1, d=- 8.
Точка А, расстояние от которой до плоскости нужно найти, имеет координаты:
А(2;0;0). Значит, =2, = 0, =0. По формуле нахождения расстояния от точки до плоскости имеем:
Ответ: .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Контрольная работа по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ»"
Цель урока:Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ».Планируемые образовательные результаты:Учащиеся демонстрируют: ...
Алгоритм решения заданий части С Единого Государственного Экзамена по истории.
Предлагается алгоритм решений заданий части С ЕГЭ по истории, где показаны все виды заданий на систематизацию материала,умение давать обобщенную характеристику исторического события, анализ историческ...
Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касающихся окружностях.
Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...
Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касательной к окружности.
Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...
Методическая разработка по математике "Решение тестовых задач Единого Государственного Экзамена по математике: задачи на движение"
Решения тестовых задач ЕГЭ по математике по теме "Задачи на движение" всегда вызывают сложности у учащихся. Методическая разработка сделана для того ,чтоб было более ясно и проще выполнять данные зада...
Дифференцированная подготовка к выполнению тестовых заданий Единого государственного экзамена по математике
Наряду с традиционными методами и формами проверки знаний, умений и навыков учащихся рекомендуется включать тестовые формы контроля, используя ...
Дифференцированная подготовка к выполнению тестовых заданий Единого государственного экзамена по математике
Наряду с традиционными методами и формами проверки знаний, умений и навыков учащихся рекомендуется включать тестовые формы контроля, используя ...