"Площади плоских фигур" 8 класс
план-конспект урока геометрии (8 класс) по теме

Павлинова Марина Вячеславовна

конспект заключительного урка по геометрии в 8 классе по теме "Площади фигур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_geometrii.doc147 КБ
Microsoft Office document icon zapolnite_tablicu_ploshchadey.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по геометрии

в 8 классе

«Площади плоских фигур».

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Площади плоских фигур», научить применять знания в нетрадиционных ситуациях, показать связь математики с практической необходимостью людей, воспитывать умения взаимопомощи, аботать коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

а) Приветствие  класса;

б) Сообщение темы урока и целей урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необыкновенный урок геометрии. Мы, как обычно, будем решать задачи на вычисление площадей плоских фигур, но сами задачи у нас необычные, они связаны непосредственно с нашей жизненной необходимостью.

Тема «Площади плоских фигур» одна из основополагающих тем курса геометрии. И, правда, само слово «геометрия» произошло от древнегреческого слова «землемерие».

  1. Устная работа с классом.

а) Фронтальный опрос класса.

Представьте, что вы это не наш обычный 8 класс, а некая фирма по проектированию и ремонту квартир и офисов. Мы получили заказ на обновление офиса. Итак, первый ряд - это бухгалтерский отдел, второй ряд - проектировщики, а третий ряд - дизайнеры.

Как всякой солидной фирме, нам, для выполнения работ необходимо получить лицензию. Для этого ряд сотрудников фирмы получат квалификационные задания, а другие будут защищаться коллективно, отвечая на вопросы и решая задачи по готовым чертежам.

а1) Дать задания по карточкам пятерым учащимся:

Карточка № 1.

Напишите меры площади:

Сторона квадрата

Площадь квадрата

(единица измерения площади в м2)

Особые единицы

1 мм

1 см

1 дм

10 м

1 сотка

100 м

1 га

1 км

Карточка № 2.

Запишите формулы площадей.

Sквадрата=__________________

Sпрямоугольника=______________

Sромба=____________________

Sтр-ка=____________________

Sпрямоуг. тр-ка=_______________

Sпараллелограмма=_______________

Sтрапеции=________________________

Карточка № 3. Заполните таблицу площадей (S), где сторона квадрата равна 1 единице.

а) S=

б) S=

а)

б)

в)

в) S=

г) S=

д)

г)

д) S=

Карточка № 4. Заполните пропуски:

Периметр трапеции равен 22см. Непараллельные стороны равны 6см и 4см, а высота трапеции равна 4см. Найдите площадь трапеции.

Решение.

а)РABCD=__________________________

Р=______ по условию

б)Сумма AD и BC равна:_______________

в)Площадь трапеции (формула)S=________

S=____________________________________

Ответ:____________

Карточка № 5. Заполните таблицу площадей (S), где сторона квадрата равна 1 единице.

а) S=

б)

б) S=

в) S=

в)

г) S=

а)

д)

д) S=

а2) Вызвать трех учеников к доске для индивидуальных заданий с последующей проверкой классом.

Задание № 1.

A

C

B

D

K

        Дано ВК=5 см,       MN=6 см

Найти SABCD                                                    (Ответ 30 см 2)

А

В

С

К

Задание № 2.

         Дано ∆ АВС – прямоугольный;

АВ=20 см

Найти  S∆АВС                                (Ответ 100 см2)

Задание № 3

        Заполнить пропуски в формулах:

Sпар-ма=   h                 S=    ah

        Sромба=     d2                 Sтрапеции   (а+в) h

        S=, где .

а3) Вопросы классу:

  1. Сформулируйте основные свойства площадей;
  2. Сформулируйте теорему о площади треугольника и следствия из неё;
  3. Что можно сказать о площадях треугольников, на которые делит медиана данный треугольник?
  4. Что такое средняя линия трапеции, чему она равна, как можно вычислить площадь трапеции через среднюю линию трапеции;
  5. Как найти площадь четырехугольника, у которого диагонали перпендикулярны?
  6. По каким двум формулам можно вычислить площадь ромба?
  7. Что называется квадратом? Какими свойствами он обладает?

А

В

С

D

б) Решение задач по готовому чертежуЗадача № 1

        Дано BD-медиана, S∆ABD=7 см2.

        

Найти S∆СBD                                                   (Ответ 7 см2 )

Задача № 2.

A

D

C

B

M

N

P

E

        Дано SMNPE= S

        

Найти SABD                                                      (Ответ 2S)

Задача № 3.

A

C

B

D

        Дано АС=8 см, BD=5см

        Найти  Sромба                                      (Ответ 20 см2)

4

Задача №  4.        

Найти  Sквадрата                                         (Ответ 8 )

Проверить решения учащихся на доске, карточках и ответы учеников с места, оценить их ответы и решения с помощью разноцветных жетонов.

  1. Решение задач по теме урока.

а) Задания по группам.

Ну, вот лицензию мы получили, теперь самое время приступить к            выполнению заказа.

В бухгалтерию фирмы поступил запрос: Определите, сколько нужно рулонов обоев для оклейки комнаты шириной 3 м, длиной 4 м и высотой 2,5 м, если в ней есть окно в виде квадрата со стороной 1,5 м. Размер рулона обоев: 0,5*10 м. Сколько понадобится денег для покупки обоев, при стоимости одного рулона 45 рублей?

Наметить план решения данной задачи и вызвать ученика первого ряда к доске для выполнения задания.

Ответ к заданию    7 рулонов и 315 рублей.

        

В отдел к проектировщикам поступил следующий заказ: Для оформления банкетного зала заказали 6 фонарей Стекла фонарей, имеют форму трапеции, параллельные стороны которой равны 22 см и 18 см, а расстояние между ними равно 10 см. Найдите площадь всех стекол фонарей, если в каждом фонаре их четыре. Хватит ли двух листов стекла размерами 1,5*2 м для вырезки всех 24 стекол для фонарей?

Наметить план решения задачи проектировщиков и вызвать ученика второго                      ряда к доске для выполнения задания.

 Ответ к заданию    0,48 м2, хватит

60

40

50

50

60

80

15

50

25

Дизайнеры решили  выложить эксклюзивный потолок. Для этого им необходимо решить такую проблему:

Для укладки потолочной плитки берут прямоугольные заготовки и вырезают из них фигуры, указанные на рисунках. Вычислите площадь этих фигур, если размеры даны в сантиметрах.

Наметить план решения задачи дизайнеров и вызвать ученика третьего ряда к доске для выполнения задания.

Ответ к заданию    1250 см2, 266,5 см2,

Проверить решения всех учащихся на местах и у доски, отметить решения некоторых учеников жетонами.

б) коллективная работа

Бригада подрядчиков просит фирму оказать помощь в решении следующей проблемы: Написать в общем виде формулу для определения площади фигуры

в

а

с

Выслушать различные версии по решению данной проблемы, наметить план решения, вызвать к доске ученика по желанию, оценив ответ жетоном соответствующего цвета.

Ответ к заданию:  

Те сотрудники, которые решают задачи быстрее других, получают дополнительные задания на оценку.

Дополнительные задачи.

Вычислите площади следующих закрашенных фигур, сделав дополнительные построения и измерения:

Ответы к дополнительным задачам:                                   S1=10 см2,  S2=6,92 см2.

4. Творческое задание.

Пол в новом офисе решили выложить различными геометрическими фигурами:

Ваша задача: Найти площадь всех этих фигур наиболее рациональным способом.

Подсказка: Собрать из всех этих фигур квадрат и вычислить площадь получившегося квадрата.

Решение смотри на чертеже.

5.Итоги урока и домашнее задание

Сегодня мы хорошо поработали, попробовали себя в новой сфере деятельности, и каковы наши результаты?

Ребята, у которых жетоны красного цвета получают отметку «5»,                   синего цвета-«4»,  зеленого цвета-«3».

Для домашней работы вам необходимо вычислить площади фигур, сделав дополнительные построения и измерения:

        На этом урок - практикум решения задач на вычисление площадей плоских фигур закончен, до свидания!

 



Предварительный просмотр:

Заполните таблицу площадей (S), где сторона квадрата равна 1 единице.

а) S=

б) S=

а)

б)

в)

в) S=

г) S=

г)

д) S=

д)

_____________________________________________________________

Заполните таблицу площадей (S), где сторона квадрата равна 1 единице.

а) S=

б)

б) S=

в) S=

в)

г) S=

а)

д)

д) S=

г)

Напишите меры площади.

Сторона квадрата

Площадь квадрата

(единица измерения площади в м2)

Особые единицы

1 мм

1 см

1 дм

10 м

1 сотка

100 м

1 га

1 км

___________________________________________________________________________________________

Запишите формулы площадей.

Sквадрата=__________________

Sпрямоугольника=______________

Sромба=____________________

Sтр-ка=____________________

Sпрямоуг. тр-ка=_______________

Sпараллелограмма=_______________

Sтрапеции=_________________________________________________

Заполните пропуски:

Периметр трапеции равен 22см. Непараллельные стороны равны 6см и 4см, а высота трапеции равна 4см. Найдите площадь трапеции.

Решение

а)РABCD=__________________________

Р=______ по условию

б)Сумма AD и BC равна:_______________

в)Площадь трапеции (формула)S=________

S=____________________________________

Ответ:____________

Дополнительные задачи.

Вычислите площади следующих закрашенных фигур, сделав дополнительные построения и измерения:

Задачи к уроку

Первый ряд 

1. Определите, сколько нужно рулонов обоев для оклейки комнаты шириной 3 м, длиной 4 м и высотой 2,5 м, если в ней есть окно в виде квадрата со стороной 1,5 м. Размер рулона обоев: 0,5*10 м. Сколько понадобится денег для покупки обоев, при стоимости одного рулона 45 рублей?

2. Напишите в общем виде формулу для определения площади фигуры

в

а

с

Второй ряд

Для оформления банкетного зала заказали 6 фонарей Стекла фонарей, имеют форму трапеции, параллельные стороны которой равны 22 см и 18 см, а расстояние между ними равно 10 см. Найдите площадь всех стекол фонарей, если в каждом фонаре их четыре. Хватит ли двух листов стекла размерами 1,5*2 м для вырезки всех 24 стекол для фонарей?

2. Напишите в общем виде формулу для определения площади фигуры

в

а

с

Третий ряд

25

50

80

15

60

50

50

40

60

Для укладки потолочной плитки берут прямоугольные заготовки и вырезают из них фигуры, указанные на рисунках. Вычислите площадь этих фигур, если размеры даны в сантиметрах.

2. Напишите в общем виде формулу для определения площади фигуры

в

а

с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеллектуальное казино", методическая разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур".

"Интеллектуальное казино" - это разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур". В ходе соревнования, в непринуждённой игровой  форме  ребята оттачива...

Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс

Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...

Презентация к уроку алгебры и началам анализа 11 класса по теме: "Вычисление площадей плоских фигур"

Презентация к уроку алгебры и началам анализа в 11 классе по теме: "Вычисление площадей плоских фигур" представляет материал для обучения одиннадцатиклассников. Использование этого материала дает возм...

Методические рекомендации по изложению темы Площади плоских фигур для учащихся 7-9 классов

В методической разработке даётся построение доказательств формул площадей плоских фигур посредством повторяющегося методического приёма. Разработка может быть полезна учителям математики коррекционных...

Презентация Методические рекомендации по изложению темы Площади плоских фигур для учащихся 7-9 классов

В методической разработке даётся построение доказательств формул площадей плоских фигур посредством повторяющегося методического приёма....

Урок - деловая игра по теме: «Площади плоских фигур» в 8 классе

Что такое деловая игра? Деловая игра – это процесс, в котором на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решение з...