урок геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора. решение задач"
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

 

Тема: Теорема Пифагора. Решение задач.

 

Цель: повторить, обобщить и углубить приобретенные знания по данной теме;

создать условия для воспроизведения теоремы при решении задач;

развивать умения решать задачи с использованием теоремы Пифагора, вызвать интерес к уроку геометрии, развивать умения анализировать, умения логически мыслить;

способствовать воспитанию настойчивости и упорства в достижении цели.

 
 
 
 
 
 
 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

    • Мы совершим необычное восхождение на вершину «Пика Знаний – теорема Пифагора. Решение задач». Напомню, что геометрия – это чрезвычайно важный раздел математики для жизни человека.

  1. Решение задач.

1 задание:

    • Принято что к соревнованию человек готовится и свой день начинает с зарядки, т. е. с разминки. Проведем и мы разминку.

Перед вами 6 выражений. Ваша задача определить неверно записанные выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(учитель показывает выражения, ученики определяют, поднимают руки и объясняют ответ)

2 задание:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    • Теперь, в путь! Подъем к «Пику знаний» будет нелегким, могут быть и завалы, и заносы, и обвалы. Но есть и привалы, где вас будут ждать не только задания.

( в течении некоторого времени учащиеся выполняют это задание, затем сдают листы с решениями и называют ключевое слово)

3 задание:

 
 
    • Еще один участок подъема:

( учитель задает вопросы, ученики поднимают руки, отвечают и поясняют свои ответы)

 
  1. Как называется отношение прилежащего катета к гипотенузе?

  2. Какой вывод следует из теоремы Пифагора?

  3. Как звучит теорема Пифагора?

  4. Для какого треугольника справедлива теорема Пифагора?

  5. Какой треугольник называется прямоугольным?

  6. От чего зависит косинус угла (косинус какого угла можно определить)?

4 задание:

    • Самое трудное восхождение.

 

3. Одна из сторон прямоугольника равна 7 см, а диагональ 25 см. Чему равна вторая сторона прямоугольника?

 

 

1. Найти основание равнобедренного треугольника, если его боковая сторона равна 15 см, а биссектриса угла, лежащего против основания, равна 12 см.

 
 

 

1. Найти боковую сторону равнобедренного треугольника, если основание равна 10 см. а медиана, проведенная к основанию, равна 6 см.

 

3. Стороны прямоугольника 9 и 40 см. Чему равна диагональ этого прямоугольника?

 

 

 
 
 
 

 

 

2. Сторона равностороннего треугольника равна 28 см. Найти биссектрису этого треугольника.

 

 

 

 

 

 

2. Сторона равностороннего треугольника равна 16 см. Найти высоту этого треугольника.

 
 
 

 

 

4. Найти косинусы острых углов прямоугольного треугольника.

 

4. Найти косинусы острых углов прямоугольного треугольника.

 
 

 

5. АВСД – трапеция, ВК – высота, ВК=9 см, ВС = 16 см, АВ = 15 см. Найти большее основание трапеции АВСД (АД).

 
 

 

5. АВСД – трапеция, ВК – высота, АВ = 10 см, АД = 17 см, ВК = 8 см. Найти меньшее основание трапеции АВСД (ВС).

 
 
    • А теперь привал.

(прослушиваем сообщения учеников)

Письменных документов о Пифагоре Самосском не осталось, а по более поздним свидетельствам трудно восстановить подлинную картину его жизни и достижений. Он родился на острове Самос в Эгейском море у берегов Малой Азии, но жил в греческом городе Кротоне на юге Италии.

На учение Пифагора большое влияние оказала философия и религия Востока. Он много путешествовал по станам Востока: был в Египте и в Вавилоне. Там Пифагор познакомился и с восточной математикой. Математика стала частью его учения, и важнейшей частью. Он верил, что в числовых закономерностях спрятана тайна мира. Поэтому геометрия у Пифагора подчинена арифметике, это ярко проявилось в теореме, носящей его имя и ставшей в дальнейшем основой применения численных методов в геометрии. Пифагору приписывают систематическое введение доказательств в геометрию, создание планиметрии прямолинейных фигур, учения о подобии. С именем Пифагора связывают учение об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях, средних. Уже тогда Пифагор считал Землю шаром, движущимся вокруг Солнца, поэтому учение Коперника О Земле считают пифагорейским учением.

Теорема Пифагора – важнейшее утверждение геометрии. Она формулировалась так: площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах. рассматривалась она только для равнобедренных прямоугольных треугольников. Но в последствии Евклид придумал ей другое доказательство, которое мы рассматриваем и по сей день ( его доказательство основывалось на построении из вершины прямого угла высоты на гипотенузу и теорема стала распространяться на любой прямоугольный треугольник).

 

До наших дней дошли сведения, что Евклид преподавал в Александрии, столице Птолемея. Евклид был последователем древнегреческого философа Платона, и преподавал 4 науки, которые, по мнению Платона, должны предшествовать занятием философией: арифметику, геометрию, теорию гармонии, астрономию.

Особое место в его работах занимает геометрия. Он создал книгу по геометрии «НАЧАЛА», на основе которой в течении двух тысяч лет создавались учебники по геометрии. Эти «НАЧАЛА» состоят из 15 книг. В первой Евклид дает определения основным геометрическим понятиям: точка, прямая…, рассматривает свойства треугольников, параллелограммов…, приводит аксиомы (с ними мы знакомились в 7 классе) и рассматривает теорему Пифагора. Во второй – излагается геометрическая алгебра, с помощью геометрических чертежей даются решения задач, сводящихся к квадратным уравнениям (мы познакомимся с ними на уроках алгебры). В третьей – рассматривал свойства круга, в четвертой – правильные многоугольники, появляются основы учения о подобии. Следующие книги посвящены начал теории чисел, стереометрии. В средневековую эпоху интерес к математике был утрачен, некоторые книги «НАЧАЛ» пропали и потом с трудом восстанавливались по латинским и арабским переводам, и к тому времени тексты «обросли улучшениями» позднейших переводов.

 

 
Пифагор (570 – 500 гг. до н. э )
 
 
 
 
Евклид (306 – 283 гг. до н. э.)
 
 
 
    • Это в легендах, которые передаются из поколения в поколение, кажется все просто. Но научные открытия являются результатом долгих лет и терпеливых поисков и раздумий. Чтобы на вашу долю тоже выпала счастливая случайность нужно быть к ней готовым.

5 задание:

 
    • Представьте себе, что мы попали в обвал. Наша задача – выжить в данной ситуации. А чтобы выжить, нужно решить задачи и выбрать правильный ответ. Будьте внимательны, от работы каждого зависит результат группы.

( предлагаются по 2 теста каждой группе, выполняют в течении некоторого времени. Затем листы собираются и отдаются на проверку соперникам.)

 

 

 

1 тест:

 

1. β с соs β =

а

а) б) в)

 

в

 

 

 

 

2.

 

с

а а = 9

в = 40

с - ?

в

а) с = 49; б) с = 41; в) с = 360.

3.

 

а с

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

с = 5

в = 4

в а - ?

а) а = 3; б) а = 1; в) а = 9.

 

4. В

 

 

 

 

 
 
 
 
 

Треугольник АВС – равнобедренный, АВ = 13 см, ВД – высота, ВД = 5 см. Найти АС - ?

 

 

 

а) АС = 8 см; б) АС = 18 см; в) АС = 24 см.

А С

 

 

5.

 
 
 
 

АД =35,

ЕД =3

ВС = 8

АВ - ?

 

а) АВ = 25; б) АВ = 18; в) АВ = 40.

 

2 тест:

 
 
  1. Один из катетов прямоугольного треугольника равен 12 см, а гипотенуза равна 37 см. Найти второй катет?

а) 35; б) 49; в) 444.

  1. Из какого набора отрезков нельзя сложить треугольник?

а) а = 5; в = 6; с = 7.

б) а = 8; в = 15; с = 17.

в) а = 9; в = 40; с = 41.

  1. Периметр трапеции АВСД равен 68 см, диагональ АС равна 30 см. Найти диагональ ВД.

а) ВД = 12 см; б) ВД = 8 см; в) ВД = 16 см.

 

6 задание:

    • Итак, мы смогли выжить. Теперь после трудного подъема соберемся все вместе.

Задание для отстающих (вопросы, на которые нужно отвечать «да» или «нет»):

 
  • Квадрат гипотенузы равен сумме катетов;

  • Косинус угла равен отношению противолежащего катета к гипотенузе;

  • Существует катет в прямоугольном треугольнике, который больше гипотенузы;

  • Косинус угла зависит от размеров треугольника;

  • Косинус угла не зависит от расположения треугольника;

  • Геометрия - мой любимый предмет;

  • Любой катет в прямоугольном треугольнике равен гипотенузе;

  • Я лучше всех знаю геометрию;

4. Подведение итогов.

 
    • Подведем итоги нашего восхождения…

    • «Мышление начинается с удивления» - заметил 2500 лет назад Аристотель. Наш соотечественник Сухомлинский считал, что «чувство удивления – могучий источник желания знать; от удивления к знаниям – один шаг». А математика замечательный предмет для удивления.

 

5. Домашнее задание.

 

 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по предмету математика «Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого».

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». (Б. Паскаль) Тема «Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого».Тип ур...

Урок алгебры 9 класс. "Основные тригонометрические тождества. Решение задач".

Данный материал содержит подробный конспект урока на тему: "Основные тригонометрические тождества. Решение задач"....

Методическое пособие по геометрии 8 класс. Теорема Пифагора. Решение задач.

Подборка задач на готовых чертежах к уроку геометрии в 8 классе по теме :"Теорема Пифагора. Решение задач"...

Конспект урока геометрии 8 класс "Применение теоремы Пифагора"

Конспект урока по геометрии в 8 классе "Применение теоремы Пифагора". Завершающий урок в изучении темы. Рассмотрены занимательные, старинные задач и их решение на красочной презентации....

Технологическая карта урока по геометрии - 9 класс "Применение векторов к решению задач"

В данной публикации представлена технологическая карта и презентация к уроку геометрии в 9 классе по теме "Применение векторов к решению задач"...

открытый урок в 6 классе по теме "Способы решения задач на проценты" по ФГОС

На этом уроке по УМК Дорофеева разбираются различные способы решения задач на проценты, в том числе из ГИА Используетмя системно - деятельностный метод...

разработка урока в 9 классе «Признаки подобия треугольников. Решение задач»

Позвольте начать урок со слов французского математика, философа, физика Р. Декарта: «Любопытный отыскивает радости только затем, чтобы им удивляться, любознательный же затем, чтобы узнать их и п...