Урок алгебры 9 класс. "Основные тригонометрические тождества. Решение задач".
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Данный материал содержит подробный конспект урока на тему: "Основные тригонометрические тождества. Решение задач".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_9_klass._osnovnye_trigonometricheskie_tozhdestva._reshenie_zadach.doc | 696 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №65 алгебра 9 класс дата: 15.02.2017 г.
Тема урока: «Основные тригонометрические тождества. Решение задач».
Цель урока: знать основные тригонометрические тождества, уметь применять их при решении задач.
Задачи:
Образовательные: повторить и обобщить теоретический материал по теме: «Основные тригонометрические тождества», формировать умения применять основные тригонометрические тождества для преобразования тригонометрических выражений.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, навыки самостоятельной работы, познавательный интерес к предмету, учить учащихся совместной деятельности, формировать дисциплинированность, ответственность за дело коллектива, усилить практическую направленность данной темы для качественной подготовки к ВОУД.
Воспитательные: воспитать положительные мотивы к учению, ответственности, активности, взаимовыручки, умение работать в команде, в паре.
Тип урока: урок закрепления и обобщения.
Оборудование: презентация PowerPoint, рабочая тетрадь, раздаточный материал, лист самооценки, стикеры двух цветов, лист настроения, ноутбуки.
План урока:
Этап урока | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Подготовка к уроку. |
Мотивационный этап урока. | Знакомство с учителем, настрой на работу. |
Озвучивание темы урока, постановка его цели. | Узнают тему урока, участвуют в постановке цели урока, эмоционально настраиваются на урок. |
Актуализация опорных знаний: опрос теоретической части. | Отвечают на поставленные вопросы по теоретической части раздела «Тригонометрия» |
Работа в группах. | Составляют постер к ключевому слову, зашифрованному в ребусе. |
Работа с таблицей значений тригонометрических функций. | Повторяют знания значений тригонометрических функций. |
Работа с формулами. | Выполнение задания на знание основных тригонометрических функций. |
Познавательный элемент урока. | Знакомятся со способами быстрого запоминания основного тригонометрического тождества. |
Работа в парах. | Преобразовывают выражения с помощью основных тригонометрических тождеств, ответы сопоставляют с буквами и получают имя математика ПИТИСКУС. |
Историческая справка. | Слушают материал из истории тригонометрии. |
Релаксация. | Расслабляются, настраиваются на дальнейшую работу. |
Работа в парах. | По известному значению одной тригонометрической функции нахождение другой. |
Тестирование . | Решение заданий из базы ВОУД. |
Тригонометрия в жизни человека. | Узнают интересные сведения о роле тригонометрии в жизни человека. |
Постановка домашнего задания. | Знакомятся с домашним заданием, записывают его в дневник. |
Итог урока. | Оценивают свою деятельность на уроке. |
Рефлексия. | Высказывают свое мнение о уроке. |
Ход урока:
- Орг.момент. Встали все, приготовились, садитесь.
- Мотивационный этап урока.
Пускай кому- то мил английский,
Кому – то химия важна,
Без математики же всем нам
Но ни туда и ни сюда
Нам уравнения, как поэмы
А синусы поддерживают дух
Нам косинусы, будто песни,
А формулы тригонометрии
Ласкают слух!
Всем здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке алгебры. Алгебры, которую любят многие, урока, которого ждут с нетерпением.
- Озвучивание темы урока, постановка цели.
-Ребята, вспомните, какой раздел алгебры мы сейчас изучаем? (Тригонометрия).
Тригонометрия – один из интереснейших разделов математики, но почему-то большинство учащихся считают его самым трудным. Объяснить это можно тем, что в этом разделе много формул. И самая первая группа формул – основные тригонометрические тождества. Без знаний этих формул ни одно тригонометрическое выражение не преобразуешь.
Тема сегодняшнего урока: «Основные тригонометрические тождества. Решение задач».
Давайте, совместно определим цели нашей работы на уроке. Для этого я вам предлагаю дополнить предложения:
Знать:
Уметь:
Цель нашего урока повторить материал по теме: «Тригонометрия. Основные тригонометрические тождества» и применить его при решении заданий.
Ребята, обратите внимание на лист самооценивания, который лежит на вашей парте. (Приложение 1). На каждом этапе урока вы должны себя оценить и поставить балл в данный лист. Оценивание производить по пятибалльной системе.
Перед тем как приступить к заданиям, давайте настроимся на нашу совместную работу. Хором все вместе: «Я знаю! Я умею! Я решу!»
- Актуализация опорных знаний .
- Опрос теоретической части.
Для достижения цели урока нам необходимо вспомнить материал прошлых занятий. Отвечаем на вопросы:
-Что называется единичной окружностью?
-Какие направления поворота единичного радиуса известны?
-В каких единицах измеряется угол поворота единичного радиуса?
-Что такое угол в один радиан? Сколько приблизительно градусов содержит угол в 1 радиан ?
-Сформулируйте правила перевода из градусной меры угла в радианную меру и наоборот. --Переведите в радианы: 300 , 900.
-Переведите в градусную меру следующие углы: ,
-Какие тригонометрические функции вы знаете?.
-От чего зависит значение тригонометрических функций.
-Определите, углом, какой четверти является угол , если:
1) =2) =,
3) =4) =5) = (3),
6) =
Хорошо, с теоретической частью нашего урока вы справились. Оцените вашу работу на данном этапе по пятибалльной шкале .
- Работа в группах.
Продолжим работу по повторению теории. Работаем в группах, у каждого на листе самоцениванияприкрепленстикер, ребята у кого стикер зеленого цвета, образуют 1 группу, с розовым – вторую.
Вспоминаем, правила работы в группе:
1. Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.
2. Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.
3. Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.
4. Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.
А также каждой группе нужно выбрать спикера, для презентации своей работы.
Задание: разгадайте ребус.
1 группа: здесь зашифровано слово, которое переводиться с латинского языка как «изгиб, дуга». (Приложение 2).
2 группа: здесь зашифровано слово, которое означает «синус дополнения». (Приложение 3).
Затем, разгадав ребус, расширьте его значение, т.е. запишите все, что вы знаете о нем, другими словами создайте постер.
На данное задание вам дается 3 минуты. (После создания постера спикеры групп его презентуют).
Молодцы, ребята, оцените вашу работу на данном этапе по пятибалльной шкале .
- Работа с таблицей
-Изучая раздел “Тригонометрия” мы часто пользуемся табличными значениями тригонометрических функций .Давайте их вспомним. ( На слайде изображена таблица значений тригонометрических функций, которая заполняется после правильного ответа учащегося). (Приложение 4).
- Оцените вашу работу на данном этапе по пятибалльной шкале.
- Задание на знание основных тригонометрических тождеств.
-А теперь проверим ваши знания основных тригонометрических тождеств, открываем тетради , находим №1 ваша задача установить соответствие между левой и правой частью тождества. Работаем самостоятельно. (Приложение 5).
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
M | L | N | E | B | C | A | K | H | D |
Оцените вашу работу на данном этапе по пятибалльной шкале , используя критерии:
10 заданий –«5».
8-9 заданий –«4».
5-7 заданий –«3».
1-4 заданий –«2».
- Как запомнить формулу основное тригонометрическое тождество.
-Основное тригонометрическое тождество это одна из основных формул тригонометрии, в математике оно называется «тригонометрическая единица», ее хорошо запомнить можно с помощью стихотворения:
Косинус квадрат
Очень рад.
К нему едет брат
Синус квадрат!
Когда они встретятся
Окружность удивиться:
Выйдет целая семья,
То есть единица!
- Решить данные примеры и результаты заменить соответствующими буквами.
-Работаем дальше! А теперь работа в группах. Посмотрите на стикеры, у кого на стикере изображен треугольник, вы образуете 1 группу, у кого окружность- вторую.
Ваша задача, решив задания заменить ответы буквами. Кто, верно, решит все примеры, получит имя математика, в книге которого впервые встречается термин – тригонометрия.
(Приложение 6
Правильный ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
П | и | т | и | с | к | у | с |
-Кто не справился или допустил ошибки, обратитесь за помощью к тем, кто справился или подойдите ко мне после урока.
-Какие знания мы применяли для решения данных выражений?(Выполняя упрощение выражений использовали тригонометрические тождества.формулы сокращенного умножения, значения тригонометрических функций).
-Для успешного выполнения преобразований тригонометрических выражений необходимо свободно владеть тригонометрическими тождествами и формулами сокращенного умножения.
-Оцените вашу работу на данном этапе по пятибалльной шкале.
- Историческая справка.
Питискус - это имя немецкого математика в названии книги, которого впервые встречается термин “Тригонометрия” в 1505 году.
“Тригонометрия” – слово греческое и в переводе означает измерение треугольников.
Своим становлением тригонометрия обязана арабским ученым Аль-Батуни, Аль- Хорезми, индийскому ученому Бхаскара и азербайджанскому астроному и математику НасиреддинТуси.
И только в XVIII веке знаменитый математик Леонард Эйлер первым ввел известные всем определения тригонометрических функций. Так возникли тригонометрические формулы. И математика продвинулась на большой шаг вперед.
- Релаксация. (Звучит спокойная расслабляющая музыка.)
Давайте немного отдохнем. Сядьте поудобнее на стуле, запрокиньте ногу на колено, придержите ее руками, закройте глаза. Это поза бесконечности. Сосредоточьтесь над знаком бесконечность – вытянутая горизонтальная восьмерка. Она находиться над вами, плавно колеблется над вашей головой. Вы это ярко представили. Постарайтесь удержать это изображение в вашем мысленном образе в течении нескольких секунд. (Пауза – молчание в течении 5 секунд). Откройте глаза, ребята. Знак бесконечности в философии связан со здоровьем и когда человек сталкивается с бесконечностью, он невольно задумывается о своем здоровье.
-Отдохнули? Работаем дальше!
- Работа в парах.
В тетради под №2 вам дано задание, по известному значению одной тригонометрической функции найти значение другой. Обратите внимание в какой четверти находится угол α. Работаем в парах. (Приложение 7).
-Оцените вашу работу на данном этапе по пятибалльной шкале.
- Самостоятельная работа.
Мы ребята повторили основные понятия, тригонометрические тождества. Эти знания вам нужны при сдаче ВОУД, ЕНТ, государственного экзамена по алгебре , сейчас мы проведем самостоятельную работу, которая состоит из 4 тестовых заданий из базы ВОУД. (Приложение 8 – электронный тест).
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 4 | 1 |
После завершения времени учащиеся делают проверку и оценивают свою работу.
Критерии оценивания:
За правильно выполненные 4 заданий – оценка «5».
За правильно выполненные 3 задания – оценка «4».
За правильно выполненные 2 задания – оценка «3».
За правильно выполненные 1заданий – оценка «2».
-Коррекционную работу сделать дома, если возникли затруднения , прошу подойти ко мне после урока.
- Применение тригонометрии в жизни человека.
-Ребята, а вы знаете, в какой области нам нужны знания по теме «Тригонометрия»?
-Одна из областей, где тригонометрия играет важную роль - медицина. С ее помощью иранские ученые открыли формулу сердца - комплексное алгебраически- тригонометрическое равенство, состоящее из 8 выражений, 32 коэффициентов и 33 основных параметров.
- Домашнее задание: а вот в каких, еще областях нужны знания тригонометрии вы узнаете при подготовке сообщения на тему: «Тригонометрия в жизни человека», №304 с.111.
- Итог урока.
Подведем итог, мы сегодня повторили материал по тригонометрии, решали задания на применение основных тригонометрических тождеств. Вы все молодцы.
В течении урока вы оценивали себя, подсчитайте количество баллов, и по критериям, которые даны в конце таблице поставьте оценку вашей работе на уроке. (Приложение 1) .
Кто получил «5», «4», «3», «2»? я рада, что больше положительных оценок.
- Рефлексия.
-Ребята вам понравился урок?
-Что понравилось больше всего?
-Что не понравилось?
-Спасибо.
-А теперь, ребята, посмотрите на экран здесь изображен график тригонометрической функции у= sinх, он имеет название - синусоида, с ним и его свойствами вы познакомитесь в 10 классе. Посмотрите на плавную кривую этого графика, она образует гребни которые отображают позитив, хорошее настроение и впадины, которые отображают унылое настроение. Точно такой же график изображен на у вас на листе самооценивания.(Приложение 1)Поставьте смайлик в том месте графика, которое отражает ваши ощущения на уроке: чувствовали ли вы себя на гребне волны или же, наоборот, в самой нижней точке.
-Поделитесь со мной своим настроением, сдайте свои листы с эмоциями мне.
А свой смайлик я ставлю на самый верх гребня, так как мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок!
Приложение 1.
Лист самооценки урока алгебры та тему:
«Основные тригонометрические тождества. Решение задач».
Имя ученика (-цы) ____________________________________
№ | Этап урока | Балл | Максимальный балл |
1 | Теоретический опрос. | 5 | |
2 | Работа в группе. | 5 | |
3 | Работа с таблицей тригонометрических значений. | 5 | |
4 | Работа с формулами | 5 | |
5 | Работа в группе. | 5 | |
6 | Работа в парах. По известному значению одной тригонометрической функции найти значение другой | 5 | |
7 | Тестирование | 5 | |
Набранный балл | 35 | ||
Итоговая оценка |
Критерии оценивания:
33-35 баллов – оценка «5»,
26-32 баллов – оценка «4»,
18-25 баллов – оценка «3»,
0-17 баллов – оценка «2».
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
sin | |||||
cos | |||||
tg | |||||
ctg |
Приложение 5.
1 | A | ||
2 | B | ||
3 | C | ||
4 | D | ||
5 | E | sin2α | |
6 | H | ||
7 | через | K | |
8 | L | 1-sin2α | |
9 | через и | M | 1 |
10 | через и | N | -cos2α |
Приложение 6.
- 3 sin2 α+ 3 cos2 α
- (1 – cosα)(1 + cosα) при α =90°
- 1- sin2 400
- 2-2cos(-600)
- tgαctgα
- (ctg2α+ 1)(1 – sin2α)
- tgαctgα-1
- cos2 α+ ctg2α+sin2α
и | с | т | П | к | у |
1 | cos2 40° | 3 | ctg2α | 0 |
Приложение 7.
Четверть | Дано: | Найти: | Решение: |
I | sinα=0,6 | ||
II | cosα= | sinα | |
III | tgα= | ctgα | |
IV | cosα= | tgα |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по алгебре 7 класс по теме "Решение задач с помощью уравнений"
урок содержит нестандартные задачи, составленные на основе исторических сведений о городе Туле, на уроке идет рассказ об основных этапах развития и становления города...
Технологическая карта урока по теме:"«Основные тригонометрические тождества»
Количество уроков по теме: 48Место урока в системе уроков по теме: 5Тип урока: повторительно-обобщающийФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповаяТехнологии: информационно-коммуникационные,Ме...
Интерактивный сборник заданий для устного счёта к урокам алгебры по темам «Выражения, тождества, уравнения» и «Функции» в 7 классе
Интерактивный сборник заданий для устного счёта к урокам алгебры по темам «Выражения, тождества, уравнения» и «Функции» в 7 классе, выполненный с использованием программы MS Office PowerPoint...
презентация к уроку алгебры 7 класс "Алгебраический способ решения задач"
Первый урок по алгебре в 7 классе "Алгебраический способ решения задач" к учебнику Дорофеева Г.В....
Презентация к уроку: "Основные тригонометрические тождества. Решение задач"
Данный материал - это электронное сопровождение к уроку на тему: "Основные тригонометрические тождества. Решение задач"....
Алгебра высказываний. Основные логические операции. Решение задач с помощью алгебры логики.
Анализ темы в аспекте межпредметных связей математики и информатики...
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...