Сказка в гостях у Геометрии
план-конспект урока по геометрии (5 класс) по теме

Внеклассное занятие по геометрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_7s.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Маслова Н.В.

                                               2009 – 2010уч.год

1. Оргмомент

- Ребята, сегодня у нас урок геометрии, но не простой, а сказочной, так как к нам в гости пришла сказка и ее представитель наша знакомая, веселая «Точка»

А с ней пришли ее друзья: линии и фигуры, которые расскажут нам различные истории из своей жизни.

- Давайте, ребята, для нашей гостьи и ее друзей споем нашу песенку.

(Дети поют песню на мотив песни «Чему учат в школе»)

           Геометрия – страна, интересная она

           Снова с нами, снова вместе, снова в школе!

           Точка наш любимый друг

           Поведет в страну причуд,

           Познакомит нас и с формой и с телами!

          Прямоугольник и квадрат

          Снова встрече с нами рад

          Снова с нами, снова вместе, снова в школе

           Точка наш любимый друг

           Поведет в страну причуд,

           Познакомит нас и с формой и с телами!!!!!!!

2. Основная часть

1) Точка большая путешественница и озорница. Она любит прыгать, гулять и много путешествует. Посмотрите, какие тропинки ее движений получились. Они похожи на жителей страны «Геометрия» Назовите их.

                                                                         

2) Точка очень любит сказки. Она любит их слушать, в них участвовать, рассказывать и даже сочинять сказки. Послушайте сказку, где Точка является одним из главных героев.

 Сказка «ЛУЧ»

- Я очень важен, потому что бесконечен! – хвалился Луч.

- Не важничай! – сказала Точка. – Ведь это я даю тебе начало,  без меня тебе не обойтись. Да если я еще раз встану на твоем пути, то отрежу от тебя отрезок.

- Чем же я хуже? – обиделась Прямая.- Каждый должен идти к цели по прямой, иначе его ждут беды! Да к тому же по мне можно двигаться в обе стороны, чего ты луч не можешь себе позволить.

 Смутился Луч и отправился дальше, признав правоту своих родственников.

3) А вот еще,  какое задание приготовила нам Точка.

- Из каких геометрических фигур состоят эти маски? Чем они отличаются?  (см рис.)

4) Вместе с Точкой к нам в гости пришли и другие фигуры. И вот какую историю они нам расскажут.

 Сказка «Родственники»

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид:

Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: - Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равные, углы все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один на другой точь- в –точь  наложатся. Коли перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Захочу перегнуться я по средней линии, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются. Красивее меня нет фигуры на свете!

- Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.

- А зовут меня просто… . Назовите эту фигуру, ребята.

   Ходил Квадрат по свету… И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании  не приходится. А уж какое веселье одному! Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.

- Ежели встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.

  Однажды встречает он на пути такую фигуру:

                 

Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил он тогда:

- Как зовут тебя, приятель?

- Называют меня… Как называется вторая фигура?

- А мы не родственники ли с тобой? – продолжал спрашивать Квадрат.

- Я бы тоже был рад узнать об этом. Если у нас найдутся 4 признака, по которым мы похожи, то, значит, мы с тобой родственники и у нас тогда имеется общее название, - ответил Прямоугольник.

  Стали они искать и нашли эти четыре признака сходства. Какие 4 признака сходства имеют квадрат и прямоугольник, ребята? Какое общее название они имеют?

   Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе и веселиться, и по белу свету шагать.

   Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустарника какая-то новая фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой:            

Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и с облегчением говорит:

- Долго я искала представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас нашла, разыскала своих родственников.

- А как же тебя зовут? – с удивлением спросили новую фигуру.

- Зовут меня… Как называют эту фигуру?

- А как ты докажешь, что мы родственники? – вновь последовал вопрос.

- Очень просто. Мы все имеем два общих признака.

И эти два признака сходства были названы. Назовите два признака сходства, по которым все эти фигуры имеют сходство.

   Так встретились и стали жить три родственные фигуры, которые теперь назывались одним словом - … Каким одним словом назывались эти фигуры?        

- Правильно, ребята. Вы правильно назвали признаки сходства этих фигур. А чем они отличаются. Сравним:

1.

2.

.

Я думаю, интересную сказку мы услышали, а давайте порадуем наших друзей и расскажем и даже покажем им свою сказку.

Сказка «Треугольник и Квадрат»

               Жили- были два брата:

              Треугольник с Квадратом

              (появляются Треугольник и Квадрат).

               Старший – квадратный,

              Добродушный и приятный.

              Младший -  треугольный

              Вечно недовольный.

              Стал спрашивать Квадрат:

              - Почему ты злишься, брат?

               Тот кричит ему…

              - Смотри: ты полней меня и шире.

               У меня углов лишь три,

               У тебя же их четыре!

               Но Квадрат ответил…

               Брат! Я же старше, я – квадрат.

              И сказал еще нежней…

              Неизвестно, кто нужней!

              Но настала ночь и к брату,  

              Натыкаясь на столы,

              Младший лезет воровато

              Срезать старшему  углы.

              Уходя сказал…

              Приятных я тебе желаю снов!

              Спать ложился – был квадратным,

             А проснешься без углов!

             Но наутро младший брат

             Страшной мести был не рад.

            Поглядел он – нет Квадрата.

            Онемел… стоял без слов…

            Вот так месть! Теперь у брата

            Восемь новеньких углов!

-Здесь я вижу.  злой поступок Треугольника обернулся против него самого. Почему, как вы думаете?

- Какая получилась геометрическая фигура после того, как  у  Квадрата  были срезаны все углы?

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

-Ну, что ж, сказку вы рассказали интересную, но вот Точка наша немного загрустила. Она наверно думает, что мы про нее забыли. И требуя к себе внимание, она придумала для нас задание. Дело в том, что когда Точка шла к нам в гости, на ее пути была река. А так как ни лодки, ни катера, ни даже плота у нее не было, ей пришлось перебираться вплавь. А пловец, надо сказать, из нее не важный, так как она толстая и круглая. И вот наш друг Точка просит построить для нее и ее друзей мост, для этого она даже доску нашла.  Вот она:     

Ее длина 2дм. А еще ей хочется, чтоб мост был вот такой:

- Давайте подумаем, сможем ли мы построить  такой мост? Что-то он мне напоминает.

- Как вы думаете, хватит ли нам доски для построения такого моста.

- А что мы можем ей посоветовать,  если ширина реки 18см.. (перекинуть доску)

- Так как  мост мы для Точки не построили, она предлагает нам еще задание.

- Что это?    (веревка)

- Какую линию она вам напоминает?      (кривую)

- Что надо сделать, чтобы она напоминала прямую линию?     (натянуть)

- Покажите!

- А как из веревки получить отрезки?    (завязать на ней несколько узлов)

- Мы уже знаем, что Точка любит сочинять сказки. А мы ведь тоже любим сказки и даже пробуем их сочинять.  Давайте расскажем ей некоторые из них.   (Дети читают сказки, которые они сочинили)

3. Заключительная часть

Ну что ж, ребята, я думаю, наши сказки очень понравились и Точке и ее друзьям. К сожалению, нашим друзьям пора прощаться с нами. Они отправляются в свою страну Геометрию. Но они не прощаются с нами, так как еще много раз будут приходить к нам в гости и радовать нас своими сказками. А чтобы нашим друзьям было веселей идти мы споем для них еще раз нашу песенку…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодняя современная сказка "В гостях у Деда Мороза"

Сценарий подходит для учащихся 6,7 классов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Сказку в гости будем звать

Авторская  разработка  учителя  дефектолога  ,воспитателя  для  детей  с  ОВЗ  старшего  дошкольного  возраста....

сказки в гости к нам идут

Викторина по сказкам для детей 12-14 лет....

Викторина по сказкам А.С.Пушкина «Сказки в гости нас зовут»

Цель: Формирование интереса к родному слову, положительного образа «Я» - любящего свою родную литературу. Закрепление интереса к Пушкинским сказкам....

Развлечение "Сказка в гости к нам пришла"

Развлечение логопеда "Сказка в гости к нам пишла"...

Новогодняя сказка "В гостях у елки"

новогодний сценарий для детей и их родителей...

«Сказка в гости к нам спешит»

Новогодний сценарий для начальной школы...