Рабочая программа по геометрии. 5-6 класс
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме
Продпедевтический курс геометрии в 5-6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_programma.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по наглядной геометрии
для 5-6 классах
Г. Сосновый Бор 2011г
Учитель математики МОУ «СОШ№6»
Задворнова Т.Н
Пояснительная записка
«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия.»
Французский архитектор Ле Корбюзье, начало ХХ века.
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Данная учебная программа по наглядной геометрии для 5-6-х классов рассчитана (в условиях данной школы) на 68 часов:
В 5 классе – 34 часов;
В 6 классе – 34 часов.
Цели курса
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи курса
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент. Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание обучения
5 класс
- Введение
Предмет – геометрия . История возникновения предмета. Простейшие геометрические фигуры: Геометрия вокруг нас.
- Линии в геометрии.
Ломаные линии. Кривые линии. Окружность. Замечательные кривые. Прямая. Луч. Отрезок.
- Многоугольники
Простейшие геометрические фигуры. Внутренняя и внешняя области фигуры, граница. Многоугольники. Виды многоугольников. Периметр. Геометрические головоломки.
4. Фигуры в пространстве
Куб. Развертка куба. Свойства куба. Задачи на развертках куба. Прямоугольный параллелепипед, его развертка. Изменение положения объектов(куба, параллелепипеда) их видимые части.
5. Занимательная геометрия
Задачи, головоломки, игры. Лабиринты. Оригами.
6 класс
1. Линии в геометрии
Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве.
2. Многоугольники
Многоугольники. Параллелограммы. Трапеции.
3. Измерение величин
Измерения величин: длина, площадь, объем. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда и их частей.
5. Координаты
Координаты на плоскости. Игры в координатах.
6. Геометрические построения
Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты
7. Занимательная геометрия
Топологические опыты: фигуры одним росчерком пера, листы Мебиуса. Задачи, головоломки, игры. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Геометрия
Тематическое планирование 5 класс
1. | Вводное занятие | 1ч. |
2. | Линии. Виды линий ( прямая, кривые, ломаные, замкнутые, самопересекающиеся) | 2ч. |
3. | Прямая. Луч. Отрезок. Ломаная . Длина отрезка, ломаной. | 2ч. |
4. | Простейшие геометрические фигуры. Внутренняя и внешняя области фигуры, граница. | 2ч. |
5. | Многоугольники. Виды многоугольников. Периметр. | 2ч. |
6. | Геометрия клетчатой бумаги. Конструирование. | 3ч. |
7. | Равновеликие и равносоставленные фигуры. | 2ч. |
8. | Перекраивание фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур. | 3ч. |
9. | Куб. Развертка куба. Свойства куба. Задачи на развертках куба. | 2ч. |
10. | Прямоугольный параллелепипед, его развертка. Изменение положения объектов(куба, параллелепипеда) их видимые части. | 3ч. |
11. | Представление натурального числа, как образа некоторой геометрической фигуры. | 3ч. |
12. | Геометрический смысл операций: сложения, вычитания, умножения. | 3ч. |
13 | Геометрия клетчатой бумаги. Задачи и головоломки. Орнаменты. Лабиринты. Геометрические игры. | 7ч. |
14 | Олимпиада по геометрии. | 1ч. |
Всего | 34ч. |
Тематическое планирование 6 класс
1. | Вводное занятие | 1ч. |
2. | Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве Задачи на построение. | 3ч. |
3. | Углы, их построение и измерение. Решение простейших задач. | 3ч. |
4. | Многоугольники. Параллелограммы. Трапеции ( стороны , углы ) Задачи на построение. | 3ч. |
5. | Измерения величин: длина | 1ч. |
6. | Измерения величин: площадь, объем. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда. Площади и объемы частей куба, параллелепипеда.(материалы ЕГЭ) | 4ч. |
7. | Нахождение площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге. .(материалы ЕГЭ) | 3ч. |
8 | Задачи на построения. | 3ч. |
9 | Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты | 3ч. |
10 | Координаты. Игры в координатах | 3ч. |
11 | Задачи, головоломки, игры | 5ч. |
12 | Олимпиада по геометрии. | 2ч. |
Всего | 34ч. |
Литература
Литература для учителя
1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.
2. . Афонькин, С.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. – 192 с.
3. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.
4. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н.Никитин. – М.: Просвещение, 1990.
5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
6. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
7. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
Литература для обучающихся
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по геометрии для 10 класса.Учебник "Геометрия 10-11",авт.Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др.
Рабочая программа по геометрии для 10 класса содержит несколько разделов, в том числе содержание курса геометрии 10 класса,календарно-тематическое планирование,контрольные работы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (по учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11 класс)
Рабочая программа по геометрии для 9 классаУчитель - Давтян Римма Артемовна...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОМЕТРИИ 7-9 класс УМК Л.С. Атанасяна Геометрия 7-9 класс
календарно-тематическое планирование и рабочая программа по геометрии на 2016-2017 учебный год...