Урок геометрии по теме «Понятие цилиндра», 11 кл.
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему
Преподавание геометрии в 11 классе ведется по общеобразовательной программе. Работаю по учебнику для 10-11 классов, общеобразовательных учреждений Л.С.Атанасяна, 12ое издание, 2010 г.
По планированию материала в теме «Цилиндр. Конус. Шар» данный урок является первым. Связи с предыдущим материалом («Движения») нет. Этот урок является началом нового материала для учащихся. На изучение цилиндра отводится три урока. На последующих двух водится понятие площади поверхности цилиндра и повторяется теоретический материал, решаются задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_cilindr.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Байдуганова Лилия Ивановна, учитель математики первой квалификационной категории МКОУ СОШ с.Березовка 15.03.2012.
Урок геометрии по теме «Понятие цилиндра», 11 кл.
Преподавание геометрии в 11 классе ведется по общеобразовательной программе. Работаю по учебнику для 10-11 классов, общеобразовательных учреждений Л.С.Атанасяна, 12ое издание, 2010 г.
По планированию материала в теме «Цилиндр. Конус. Шар» данный урок является первым. Связи с предыдущим материалом («Движения») нет. Этот урок является началом нового материала для учащихся. На изучение цилиндра отводится три урока. На последующих двух водится понятие площади поверхности цилиндра и повторяется теоретический материал, решаются задачи.
Тема урока: Понятие цилиндра.
Цели урока:
Обучающие:
Ввести понятие цилиндра, его элементов;
Закрепить понятия с помощью выполнения заданий.
Развивающие:
Развивать пространственное воображение;
Развивать умение правильно излагать мысли;
Развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать внимание, аккуратность, дисциплинированность;
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и чувства собственного достоинства;
Воспитывать интерес к предмету, способствовать формированию представления о математике, как о части общечеловеческой культуры.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новым геометрическим телом, научить решать задачи по данной теме.
- Развивать пространственное мышление учащихся, умения анализировать и систематизировать материал.
- Воспитывать трудолюбие, графическую культуру учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок
Продолжительность урока : 45 минут.
Оборудование урока: наглядность по теме урока, макет цилиндра, классная доска, чертежные инструменты.
План урока
- Устная работа.
- Изучение нового материала.
- Закрепление, решение задач.
- Итог урока.
- Задание на дом.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, покажем себя эрудированными, активными, учениками.
На прошлом уроке вы выполняли контрольную работу, с результатами вы знакомы анализ работы провели.
А теперь переходим к изучению новой главы.
II. Введение в тему:
Историческая справка.
С этим геометрическим телом человек знаком давно. Этому способствовали виды стволов деревьев, из которых со временем начали изготавливать балки для строительства жилищ, мостов и других сооружений. Ещё 3–4 тысячи лет назад люди научились украшать храмы и дворцы высокими колоннами, для чего из каменных глыб вытёсывали это. Древний термин названия этого происходит от греческого слова “килиндро” – вращаю, катаю. “Килиндрос” – свиток, валик. Евклид, указывая на способ образования этого, говорит, что если прямоугольник, вращающийся около одной из сторон, снова вернётся в то же самое положение, из которого он начал двигаться, то описанная фигура и будет этим геометрическим телом.
Как вы думаете, о чём идёт речь?
(Учащиеся предлагают варианты ответов)
Вот и поговорим сегодня о геометрическом теле, о цилиндре.
III. Объяснение нового материала.
Вводится понятие цилиндрической поверхности и цилиндра, даются определения боковой поверхности, оснований, образующей.
Рассмотрим две параллельные плоскости α и β и окружность L с центром О радиуса r, расположенную в плоскости α. (рисунок на доске). Через каждую точку окружности L проведем прямую, перпендикулярную к плоскости α. Отрезки этих прямых, заключенные между плоскостями α и β, образуют цилиндрическую поверхность. Сами отрезки называются образующими цилиндрической поверхности.
Тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами L и L1, называется цилиндром.
Цилиндрическая поверхность называется боковой поверхностью цилиндра, а круги- основанием цилиндра.
Образующие цилиндрической поверхности называются образующими цилиндра, прямая ОО1 – осью цилиндра.
Длина образующей называется высотой цилиндра, а радиус основания – радиусом цилиндра.
Данный рисунок перечертите себе в тетрадь правильно обозначьте все элементы цилиндра.
Рассмотрим сечения цилиндра различными плоскостями. Если секущая плоскость проходит через ось цилиндра, то сечение представляет собой прямоугольник, две стороны которого- образующие, а две другие – диаметры оснований цилиндра. Такое сечение называется осевым.
Если секущая плоскость перпендикулярна к оси цилиндра то сечение является кругом.
Данные рисунки перечертите себе в тетрадь.
На практике встречаются фигуры которые имеют формы более сложных цилиндров но мы в курсе геометрии будем рассматривать, только такие цилиндры, которые изучили на сегодняшнем уроке, их называют прямыми круговыми цилиндрами.
IV. Закрепление нового материала.
Перейдем к решению задач. Откройте ваши учебники на странице 122 и обратите внимание на задачу № 523.
Прочитаем условие задачи. Решим данную задачу у доски.
(Решение задачи оформляется на доске)
Решение задачи № 525.
(Решение задачи оформляется на доске)
V. Подведение итога урока (фронтальный опрос).
1. Что называется цилиндрической поверхностью?
(Ответ: цилиндрической поверхностью называется множество отрезков, соединяющих точки двух окружностей, находящихся в параллельных плоскостях)
2. Что называется цилиндром?
(Ответ: тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами L и L1, называется цилиндром)
3. Что называется образующей цилиндра?
(Ответ: отрезки, соединяющие точки двух окружностей, находящихся в параллельных плоскостях).
4. Что называется высотой цилиндра?
(Ответ: Расстояние между основаниями цилиндра называется высотой цилиндра (в прямом цилиндре она совпадает с образующей))
5. Что называется радиусом цилиндра?
(Ответ: радиус основания цилиндра)
6. Какие виды сечения цилиндра мы рассмотрели?
а) осевое сечение когда, когда секущая плоскость проходит через ось цилиндра.
б) сечение цилиндра плоскостью, перпендикулярной к оси цилиндра, сечение представляет собой – круг, равный основаниям цилиндра.
Заключительное слово учителя, выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Прочитать п. 53 стр.119-120 выучить определения; задача № 526.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии по теме "Цилиндр"
Разработка урока геометрии в 11 классе по теме "Цилиндр" с электронным образовательным ресурсом. Все рисунки выполнены автором....
Планы-конспекты уроков геометрии по теме Цилиндр, сечение цилиндра плоскостями, вписанная и описанная призмы. Урок 1, 2, 3. (11 класс)
Планы-конспекты уроков по геометрии по учебнику Погорелова. 11 класс...
Презентация к уроку геометрии по теме "Цилиндр""
Данная презентация подготовлена для учащихся 11 класса. В ней вы найдете увлекательную зрительную физминутку, примеры цилиндрической поверхности в гастрономии, а так же решенные задачи практичес...
Презентация к уроку геометрии по теме "Понятие цилиндра"
Образование цилиндра. Элементы, сечения цилиндра. Решение задач....
Методическая разработка урока геометрии по теме: «Объем цилиндра. Решение прикладных задач». 11 класс
Урок геометрии в 11 классе. Объем цилиндра....
Презентация-тренажёр к уроку геометрии по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"
Презентация к уроку может быть использована как на этапе изучения новго материала, так и на этапе закрепления изученного материала. А так же как полноценный материал для организации дистанционного обу...
Урок геометрии по теме "Понятие вектора в пространстве" в 11 классе
Это первый урок в главе "Векторы в пространстве" по геометрии 11 класса.Задачи урока:рассмотреть понятия: вектор, модуль вектора, равенство векторов, нулевой вектор;показать соответствующие ...