Урок геометрии по теме «Понятие цилиндра», 11 кл.
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему

 

Преподавание геометрии в 11 классе ведется по общеобразовательной программе. Работаю по учебнику для 10-11 классов, общеобразовательных учреждений Л.С.Атанасяна, 12ое издание, 2010 г.

 По планированию материала в теме «Цилиндр. Конус. Шар» данный урок является первым. Связи с предыдущим материалом («Движения») нет. Этот урок является началом нового материала для учащихся. На изучение цилиндра отводится три урока. На последующих двух водится понятие площади поверхности цилиндра и повторяется теоретический материал, решаются задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_cilindr.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Байдуганова Лилия Ивановна, учитель математики первой  квалификационной категории МКОУ СОШ с.Березовка 15.03.2012.

Урок геометрии по теме «Понятие цилиндра», 11 кл.

Преподавание геометрии в 11 классе ведется по общеобразовательной программе. Работаю по учебнику для 10-11 классов, общеобразовательных учреждений Л.С.Атанасяна, 12ое издание, 2010 г.

 По планированию материала в теме «Цилиндр. Конус. Шар» данный урок является первым. Связи с предыдущим материалом («Движения») нет. Этот урок является началом нового материала для учащихся. На изучение цилиндра отводится три урока. На последующих двух водится понятие площади поверхности цилиндра и повторяется теоретический материал, решаются задачи.

Тема урока:  Понятие цилиндра.

Цели урока:  

Обучающие:

Ввести понятие цилиндра, его элементов;

Закрепить понятия с помощью выполнения заданий.  

Развивающие:

Развивать пространственное воображение;

Развивать умение правильно излагать мысли;

Развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.                                                                    

Воспитательные:

Воспитывать внимание, аккуратность, дисциплинированность;

Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и чувства собственного достоинства;

Воспитывать интерес к предмету, способствовать формированию представления о математике, как о части общечеловеческой культуры.

 Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с новым геометрическим телом, научить решать задачи по данной теме.
  2. Развивать пространственное мышление учащихся, умения анализировать и систематизировать материал.
  3. Воспитывать трудолюбие, графическую культуру учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок

Продолжительность урока : 45 минут.

Оборудование урока: наглядность по теме урока, макет цилиндра,  классная доска, чертежные инструменты.

План урока

  1. Устная работа.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление, решение задач.
  4. Итог урока.
  5. Задание на дом.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, покажем себя эрудированными, активными, учениками.

На прошлом уроке вы выполняли контрольную работу, с результатами вы знакомы анализ работы провели.

А теперь переходим к изучению новой главы.

II. Введение в тему:

Историческая справка.

С этим геометрическим телом человек знаком давно. Этому способствовали виды стволов деревьев, из которых со временем начали изготавливать балки для строительства жилищ, мостов и других сооружений. Ещё 3–4 тысячи лет назад люди научились украшать храмы и дворцы высокими колоннами, для чего из каменных глыб вытёсывали это. Древний термин названия этого происходит от греческого слова “килиндро” – вращаю, катаю. “Килиндрос” – свиток, валик. Евклид, указывая на способ образования этого, говорит, что если прямоугольник, вращающийся около одной из сторон, снова вернётся в то же самое положение, из которого он начал двигаться, то описанная фигура и будет этим геометрическим телом.

Как вы думаете, о чём идёт речь?

(Учащиеся предлагают варианты ответов)

Вот и поговорим сегодня о геометрическом теле, о цилиндре.

III. Объяснение нового материала.

Вводится понятие цилиндрической поверхности и цилиндра, даются определения боковой поверхности, оснований, образующей.

Рассмотрим две параллельные плоскости α и β и окружность L с центром О радиуса r, расположенную в плоскости α. (рисунок на доске). Через каждую точку окружности L проведем прямую, перпендикулярную к плоскости α. Отрезки этих прямых, заключенные между плоскостями α и β, образуют цилиндрическую поверхность. Сами отрезки называются образующими цилиндрической поверхности.

Тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами L и L1, называется цилиндром.

Цилиндрическая поверхность называется боковой поверхностью цилиндра, а круги- основанием цилиндра.

Образующие цилиндрической поверхности называются образующими цилиндра, прямая ОО1 – осью цилиндра.

 

Длина образующей называется высотой цилиндра, а радиус основания – радиусом цилиндра.

 Данный рисунок перечертите себе в тетрадь правильно обозначьте  все элементы цилиндра.

Рассмотрим сечения цилиндра различными плоскостями. Если секущая плоскость проходит через ось цилиндра, то сечение представляет собой прямоугольник, две стороны которого- образующие, а две другие – диаметры оснований цилиндра. Такое сечение называется осевым.

Если секущая плоскость  перпендикулярна к оси цилиндра то сечение является кругом.

Данные рисунки перечертите себе в тетрадь.

На практике встречаются фигуры которые имеют формы  более сложных цилиндров но мы в курсе геометрии будем рассматривать, только такие цилиндры, которые изучили на сегодняшнем уроке, их называют прямыми круговыми цилиндрами.

IV. Закрепление нового материала.

Перейдем к решению задач. Откройте ваши учебники на странице 122 и обратите внимание на задачу № 523.

 Прочитаем условие задачи. Решим данную задачу у доски.

(Решение задачи оформляется на доске)

Решение задачи № 525.

(Решение задачи оформляется на доске)

V. Подведение итога урока (фронтальный опрос).

1.     Что называется цилиндрической поверхностью?

 (Ответ: цилиндрической поверхностью называется множество отрезков, соединяющих точки двух окружностей, находящихся в параллельных плоскостях)

2.     Что называется цилиндром?

 (Ответ: тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами L и L1, называется цилиндром)

3.     Что называется образующей цилиндра?

  (Ответ: отрезки, соединяющие точки двух окружностей, находящихся в параллельных плоскостях).

4.     Что называется высотой цилиндра?

       (Ответ: Расстояние между основаниями цилиндра называется высотой цилиндра  (в прямом цилиндре она совпадает с образующей))

5.     Что называется радиусом цилиндра?

  (Ответ: радиус основания цилиндра)

6. Какие виды сечения цилиндра мы рассмотрели?

 а) осевое сечение когда, когда секущая плоскость проходит через ось цилиндра.

 б) сечение цилиндра плоскостью, перпендикулярной к оси цилиндра, сечение представляет собой – круг, равный основаниям цилиндра.

Заключительное слово учителя, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Прочитать п. 53 стр.119-120 выучить определения; задача № 526.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии по теме "Цилиндр"

Разработка урока геометрии в 11 классе по теме "Цилиндр" с электронным образовательным ресурсом. Все рисунки выполнены автором....

Презентация к уроку геометрии по теме "Цилиндр""

Данная презентация подготовлена для учащихся 11 класса.  В ней вы найдете увлекательную зрительную физминутку, примеры цилиндрической поверхности в гастрономии, а так же решенные задачи практичес...

Презентация к уроку геометрии по теме "Понятие цилиндра"

Образование цилиндра. Элементы, сечения цилиндра. Решение задач....

Презентация-тренажёр к уроку геометрии по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"

Презентация к уроку может быть использована как на этапе изучения новго материала, так и на этапе закрепления изученного материала. А так же как полноценный материал для организации дистанционного обу...

Урок геометрии по теме "Понятие вектора в пространстве" в 11 классе

Это первый урок в главе "Векторы в пространстве" по геометрии 11 класса.Задачи урока:рассмотреть понятия: вектор, модуль вектора, равенство векторов, нулевой вектор;показать соответствующие ...