Статья: "Игровые технологии на уроках наглядной геометрии"
статья по геометрии (5 класс) по теме
Опыт реализации игровой технологии на уроках наглдной геометрии с учётом психолого-физиологических особенностей детей ранне подростковой группы. Виды геометрических игр. Возможность усвоения геометрических понятий и свойств через игры на уроках геометрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferenciyu.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Титова Наталья Юрьевна
МОУСОШ №4 г.Фрязино МО
Новые педагогические технологии.
Игровые технологии на уроках наглядной геометрии.
Исследованиями психологов (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А. Валлон, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов и др.) показано, что развитие мышления ребёнка происходит в направлении от наглядно-действенного к наглядно-образному и от образного к логическому. В возрасте 10-12лет изучение геометрии должно основываться на практических действиях, наблюдениях и построениях простейших фигур. Учащиеся начинают различать элементы геометрических фигур, устанавливают отношения между этими элементами и отношения между отдельными фигурами, то есть на этом уровне они способны проводить анализ воспринимаемых фигур. Это происходит в процессе наблюдения, измерения, вычерчивания, моделирования. Свойства фигур устанавливаются экспериментально, при этом они только описываются, но не определяются.
На этом этапе развития на уроках геометрии целесообразно применять игровую педагогическую технологию. Во время игры дети достаточно быстро усваивают свойства простейших геометрических фигур. Выполняется принцип «от действия к образу».
Игры можно разделить на два вида: соревнования и игры по заданным правилам. Соревнования хорошо устраивать как между группами, так и между отдельными учениками. Например, при изучении объёма прямоугольного параллелепипеда в 5 классе можно разбить класс на группы по 3-4человека и предложить подсчитать объём фигур составленных из кубиков с ребром 8см. Группы могут быть составлены произвольно, а может и на сильные-слабые. По окончанию работы каждая группа представляет свою работу и получает оценку. Если группы были составлены произвольно, то слабые ученики получили при работе в группе помощь и полезный опыт сотрудничества. Если группы были разбиты по уровням, то мы имеем интегрированный подход в образовании.
Рассмотри игры по заданным правилам. Хорошими примерами являются игры головоломки: «Танграм», «Стомахион», «Пентамимо». Основной принцип этих игр состоит в составлении из конечного числа деталей заданной фигуры. На первых этапах детям достаточно сложно самостоятельно выполнить задание. Но когда они усваивают, что детали можно поворачивать, что можно из двух-трёх деталей получить совершенно новые формы и применить их, то игра становится очень интересной. На уроках дети активно работают и не заметно для себя усваивают свойства простейших фигур и некоторые геометрические преобразования.
Особо хочу отметить «Занимательные игры со спичками». При выполнении манипуляций со спичками развивается мелкая моторика, необходимая для младших школьников, особенно тех и кого есть логопедические проблемы. Поэтому игры со спичками есть смысл проводить уже в начальной школе. А в 5-6классах предлагать детям более разнообразные задачи, позволяющие развивать смекалку воображение и прививать умение предвидеть результат своих действий.
Уроки геометрии можно дополнить творчеством. При изображении бордюров, орнаментов можно познакомить детей с понятием осевой симметрии, центральной симметрии и золотого сечение. Изготавливая развёртки и модели, дети знакомятся с объектами стереометрии, развивают пространственное воображение.
На протяжении нескольких лет в 5-6классах мной проводились уроки наглядной геометрии, многие из которых проходили в игровой форме. Были достигнуты очень хорошие результаты. В 7классе на уроках геометрии дети с лёгкостью выполняли чертежи к задачам. Хорошо работали при решении устных задач. Могли в уме представлять некоторые простейшие преобразования фигур. Хорошо излагали решение задач, используя геометрические термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку наглядной геометрии "Площадь круга"
Урок наглядной геометрии в 6 «В» классе. Учитель математики – Семёнова Наталья ВячеславовнаТема: Окружность и круг. Решение задач. Цели: Образовательные:- систематизировать теоретическ...
Статья "Игровые педагогические технологии на уроках информатики и экономики"
Публикация в газете Педвестник...
Интегрированный урок наглядная геометрия и информатика 6 класс "Орнаменты".
Разработка и презентация интегрированного урока по наглядной геометрии и информатике в 6 классе по теме "Орнаменты"...
Презентации к уроку наглядная геометрия 5 класс
Представлены презентации к урокам по наглядной геометрии 5 класс...
Презентация к уроку наглядная геометрия 5 класс
Представлена презентация к уроку "Треугольная пирамида. Её свойства. Пирамида Хеопса."...
Различные математические кривые на уроках наглядной геометрии.
В презентации предсавленны несколько интересных кривых. Показано как строится кривая дракона....
Конспект "Урок наглядной геометрии в 5 классе с применением технологии развивающего обучения".
Урок с применением опережающего обучения по теме"Треугольник" для учащихся 5 класса....