Тема урока: Температура воздуха, география 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Прокопьева Анна Васильевна

На уроке созданы условия для формирования у школьников понятий и знаний свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей. На уроке включен практикум на основе интеграции с предметом математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperatura_vozduha_6_kl.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: География 6Д класс

Раздел: Атмосфера

Учитель: Прокопьева А.В.

Тема урока: Температура воздуха

Цель урока:

 Создать условия для формирования у школьников понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.

Задачи:

1. Сформировать представления о устройстве термометра, о истории его возникновения.

2. Сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха

3. Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;

4. Закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток, месяца, года.

5.Продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями из учебника, атласа, презентацией.

6. Продолжить развивать умения работать в коллективе, группе.

 Тип урока: комбинированный урок, интегрированный урок.

 Методы ведения обучения: поисковый, рассказ с элементами постановки проблемных вопросов, работа в группах постоянного состава, информационные и коммуникативные технологии; составление схемы, работа с учебником и с иллюстративным материалом, выступления учащихся с сообщениями, подготовка к практической работе, групповая работа.

Оборудование:

 Учебник географии для 6 класса, карточки с заданиями; термометр уличный, термометры раздаточные и демонстрационный, физическая карта полушарий, атласы, компьютерная презентация «Температура воздуха», интерактивная доска.

ПЛАН УРОКА:

1.Организационный момент.                                                              (2 мин.)

(Приветствовать учеников, настроить на плодотворную работу). Деление на группы с помощью стикеров. Пожелание групп на урок.

2. Проверка домашнего задания.                                                        (8 мин)

 Дифференцированная проверочная работа. Учащиеся сидят группами по 4 -5 человека. На столах в конвертах задания на «3», «4», «5».

Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. Наш урок будет связан с математикой. Но для начала проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока «Атмосфера и ее строение». У вас на столах лежат трехуровненые задания на оценку «3», «4», «5». Совместно группой оцените свои остаточные знания и выбирайте задание на соответствующую оценку.

КАРТОЧКА №1.

Тема «Атмосфера, ее строение».

На оценку«3».

Выберите в каждом задании по одному правильному ответу. Сложите буквы ответов и запишите слово.

Как называется воздушная оболочка Земли?

А. Литосфера

Б. Атмосфера

В. Гидросфера

Г. Биосфера

2. Сколько азота содержится в воздухе атмосферы?

1. 21%

2. 1%

3. 78%

4. 100%

3. В каком слое атмосферы мы живем?

А. В тропосфере

Б. В мезосфере

В. В термосфере

Г. В стратосфере

4. Сколько составляет толщина атмосферы?

А. 3 км

Б. 3 тыс. м

В. 3 тыс. км

Г. 3 м

5. От чего озон защищает Землю?

А. От метеоритов

О. От вредного ультрафиолетового излучения Солнца

П. От переохлаждения

Е. От пере нагревания

Ответ: 1.Б, 2.3, 3.А, 4.В, 5.О.

КАРТОЧКА №2.

На оценку «4».

Тема «Атмосфера, ее строение».

Задание: помогите Незнайке закончить доклад. Расшифруйте цифровые обозначения.

Толщина атмосферы  - …км1

Воздух атмосферы состоит из газов: …2 - 78%; …3 - 21%; а остальных газов всего 1%.

Ученые выделяют в атмосфере несколько слоев: …4, …5 и верхние слои атмосферы.

Более 80% массы воздуха атмосферы содержится в …6.

В воздухе атмосферы сгорает  большинство …7.

Ответы: 1. 3 тыс., 2. азот, 3. кислород,4.тропосфера, 5.стратосфера, 6.тропосфере, 7.метеоритов.

КАРТОЧКА № 3.

 На оценку «5».

Тема: «Атмосфера, ее строение».

Объясните в чем различие между тропосферой и стратосферой. Назовите не менее 3-х различий между этими оболочками.

1.Находятся на различной высоте (тропосфера - от поверхности Земли -20км, стратосфера от 20-55 км)

2. Различная толщина (тропосфера 20 км, стратосфера 35 км)

3. Разница в количестве воздуха (80 % воздуха – тропосфера)

4. Основные климатические, погодные изменения проходят в тропосфере

3. Изучение новой темы (23 мин)

Отгадайте загадку.

Она бывает низкой,

 Бывает и высокой,

 Нормальною бывает,

 А так же нулевой.

 Её мы замечаем

 И в школе изучаем,

 И даже измеряем,

 Когда кто-то больной.

 Ей занимался Цельсий,

 И Кельвин применял не раз.

 Ну! Кто своей догадкой

 Порадует всех нас?

 Молодцы, правильно - это температура воздуха. Запишем тему урока «Температура воздуха». Какие цели и задачи мы должны выполнить на уроке?

Цель урока: формирование  понятий и знаний свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.

Изучение истории возникновения, устройства и применения термометра

Что вы знаете о температуре воздуха? (ответы учеников)

 Вы уже знаете, с помощью какого прибора измеряют температуру воздуха?

 ( с помощью термометра)

 Какова история изобретения термометра? Кто впервые изобрел термометр?

Работа в группах по приему «Почтальон».

Задание 1. Вычислить температуру на высоте

1 группа. Определите температуру в горах Тянь-Шаня на высоте 200м, 500м, 1000м и 6500м если у подножья гор температура составляет +18 °C.

2 группа. Определите температуру в горах Алтай на высоте 200м, 500м, 1000м и 4500м если у подножья гор температура составляет +4 °C.

3 группа. Определите температуру в горах Анды на высоте 200м, 500м, 1000м и 6000м если у подножья гор температура составляет +12 °C.

4 группа. Определите температуру в горах Гималаи на высоте 200м, 500м, 2000м и 8500м если у подножья гор температура составляет +20°C.

Задание 2. Вычислите Амплитуду колебания температур и средний показатель за неделю и год. Составить график колебания температур.

1 группа

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

+2

+7

+10

+4

0

-1

-3

 2 группа

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

-3

0

-4

+1

0

+5

+10

 3 группа

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

-20

-10

+4

+10

+18

+22

+25

+15

+8

+1

-2

-12

 4 группа

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

-13

-8

+5

+12

+20

+25

+30

+18

+9

0

-5

-8

Закрепление.   (4 мин)

1. На метеорологической станции температуру воздуха измеряют от поверхности земли на высоте:

Л) 3м.

 М) 2м.

 Н) 5м.        

2. Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

  О) теплее;

 П) холоднее;

 Р) такая же, как и над сушей.

3. Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

 Л) – 47°С;

 М) – 2°С;

 Н) + 15°С.        

4. Вычислите суточную амплитуду температуры воздуха:

7ч. +3°С.

13ч. +4°С

19ч. + 8°С

 М) 11°С.

 Н) 4°С.

 О) 5°С.

5. Определите среднесуточную температуру воздуха

 7ч. +3°С

 13ч. +4°С

 19ч. + 8°С

 Д) + 5°С

 Е) + 15°С

 Ж) + 3°С

6. Что является источником тепла и света на Земле?

Х) подстилающая поверхность

Ц) Солнце

Ч) воздух

7. Причина не правильного суточного хода температуры?

Ы) воздушные массы

Ш) вулканы

Щ) цунами

Ответы: 1.М, 2.О, 3.Л, 4.О, 5.Д, 6.Ц, 7.Ы.

5.Заключение (рефлексия) и оценка знаний учащихся   (2 мин)

- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

- Какие новые термины вы узнали?

Обратная связь прием «Светофор»

6. Домашнее задание  (1 мин)

1. Повторить по учебнику § 37-38

2. Выполните задание 7, стр.125

3. Построить график хода температур в г.Когалым в октябре 2024 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"

Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...

Урок по теме "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России"

Данный материал  представляет  собой разработку  урока географии для 8 класса по теме "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России"  с  использованием...

Презентация по теме "Координатная плоскость. График температуры воздуха" 6 класс

Презентация ко 2  уроку по теме "Прямоугольная система координат на плоскости"....

К уроку по теме "Температура воздуха" 6 класс

Данный материал поможет вашим ученикам хорошо закрепить основные понятия темы "Температура воздуха"...

Урок "Температура воздуха", 6 класс

Презентация выполнена в программе Smart. УМК "Сферы"...

Проект урока. Тема: " Распределение температуры воздуха и осадков на территории России ". Класс: 8

Разработка проекта урока в 8 классе на тему "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России". Предложены практические задания на определения температуры воздуха в разных ча...