Интегрированный урок математика+география "Температура воздуха" 6 класс
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Приложение
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Объячевская СОШ»
_________________ Масальцев В.М.
Разработка урока "Температура воздуха" (6-й класс)
Цель: Создать условия для формирования у школьников понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать представления об устройстве термометра, о истории его возникновения.
2. Сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха
3. Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;
4. Закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток, месяца, года.
5. Сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха.
6. Сформировать у школьников умение находить среднее арифметическое чисел, действия с отрицательными и положительными числами.
Развивающие задачи:
1.Продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями из учебника, атласа, презентацией.
2. Расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас. 3. Научить учащихся определять среднесуточную, среднегодовую, среднемесячную температуру воздуха, амплитуду температур за сутки и год, используя знания по математике.
Воспитывающие задачи:
1.Продолжать развивать интерес к природе родного края.
2. Воспитывать у учащихся привычки трудиться.
3. Умения работать в коллективе, группе.
Тип урока: комбинированный урок, интегрированный урок.
Методы ведения обучения: поисковый, рассказ с элементами постановки проблемных вопросов, работа в группах постоянного состава, информационные и коммуникативные технологии; составление схемы, работа с учебником и с иллюстративным материалом, выступления учащихся с сообщениями, подготовка к практической работе, групповая работа.
Технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения, коммуникативные, исследовательские, информационно-коммуникационные технологии (презентация, интерактивная доска), личностно-ориентированный подход, тестовые технологии.
Оборудование:
Учебник географии для 6 класса под ред. Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой, карточки с заданиями; термометр уличный, термометры раздаточные и демонстрационный, физическая карта полушарий, атласы, компьютерная презентация « Температура воздуха», интерактивная доска.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Дифференцированная проверочная работа.
3. Изучение новой темы:
А) изучение истории возникновения термометра, изучение устройства и применения термометра.
Б) Работа в группах
1. Изучение нагрева воздуха от нагретой подстилающей поверхности.
2. Изучение изменения суточного хода температуры воздуха
3. Изучение зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных лучей.
ФИЗМИНУТКА.
4.Нахождение амплитуды колебания температуры воздуха, определение средних температур воздуха.
4. Закрепление пройденного материала.
5. Рефлексия и выставление оценок.
6. Домашнее задание
Ход урока
1.Организационный момент. (Приветствовать учеников, настроить на плодотворную работу)
2. Проверка домашнего задания:
Дифференцированная проверочная работа. Учащиеся сидят группами по 4 человека. На столах в конвертах задания на оценку «3», «4», «5». Время выполнения 5 мин.
Учитель географии: Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. Его мы проведем вместе с учителем математики. Но для начала проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока «Атмосфера и ее строение». У вас на столах лежат конверты с заданиями на оценку «3», «4», «5». Совместно группой оцените свои остаточные знания и выбирайте задание на соответствующую оценку. На листе для ответов запишите ваши фамилии и ответы. Время выполнения 5-7 мин.
КАРТОЧКА №1.
Тема Атмосфера, ее строение».
На оценку«3».
Выберите в каждом задании по одному правильному ответу. Сложите буквы ответов и запишите слово.
- Как называется воздушная оболочка Земли?
А. Литосфера
Б. Атмосфера
В. Гидросфера
Г. Биосфера
2. Сколько азота содержится в воздухе атмосферы?
О. 21%
П. 1%
Р. 78%
Е. 100%
3. В каком слое атмосферы мы живем?
А. В тропосфере
Б. В мезосфере
В. В термосфере
Г. В стратосфере
4. Сколько составляет толщина атмосферы?
А. 3 км
Б. 3 тыс. м
В. 3 тыс. км
Г. 3 м
5. От чего озон защищает Землю?
А. От метеоритов
О. От вредного ультрафиолетового излучения Солнца
П. От переохлаждения
Е. От перенагревания
Ответ: 1.Б, 2.Р, 3.А, 4.В, 5.О.
КАРТОЧКА №2. На оценку «4».
Тема «Атмосфера, ее строение».
Задание: помогите Незнайке закончить доклад. Расшифруйте цифровые обозначения.
Толщина атмосферы - …км1
Воздух атмосферы состоит из газов: …2 - 78%; …3 - 21%; а остальных газов всего 1%.
Ученые выделяют в атмосфере несколько слоев: …4, …5 и верхние слои атмосферы.
Более 80% массы воздуха атмосферы содержится в …6.
В воздухе атмосферы сгорает большинство …7.
Ответы: 1. 3 тыс., 2. азот, 3. кислород,4.тропосфера, 5.стратосфера, 6.тропосфере, 7.метеоритов.
КАРТОЧКА № 3. На оценку «5».
Тема: «Атмосфера, ее строение».
Объясните Смешарикам в чем различие между тропосферой и стратосферой. Назовите не менее 3-х различий между этими оболочками.
Ответ:
1.Находятся на различной высоте (тропосфера - от поверхности Земли -20км, стратосфера от 20-55 км)
2. Различная толщина (тропосфера 20 км, стратосфера 35 км)
3. Разница в количестве воздуха (80 % воздуха – тропосфера)
4. Основные климатические, погодные изменения проходят в тропосфере
3.Изучение новой темы
Учитель географии: отгадайте загадку.
Она бывает низкой,
Бывает и высокой,
Нормальною бывает,
А так же нулевой.
Её мы замечаем
И в школе изучаем,
И даже измеряем,
Когда кто-то больной.
Ей занимался Цельсий,
И Кельвин применял не раз.
Ну! Кто своей догадкой
Порадует всех нас? (ответы учеников)
Учитель географии: Молодцы, правильно - это температура воздуха. Запишем тему урока «Температура воздуха». Какие цели и задачи мы должны выполнить на уроке?
- (ответы учеников)
Учитель географии: Правильно! Цель урока: формирования понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха.
Задачи урока:
1. Изучить историю возникновения, устройство термометра.
2. Понять как нагреваются воздух, а так же суша и вода.
3. Раскрыть как температура воздуха изменяется в течении суток, месяца года.
4. Узнать от чего зависит колебания температуры воздуха в течении суток, года.
5. Научиться определять суточную амплитуду температуры воздуха, средние суточные температуры воздуха, средние месячные температуры воздуха, средние годовые температуры воздуха.
А.Изучение истории возникновения, устройства и применения термометра
Учитель географии: Что вы знаете о температуре воздуха? (ответы учеников)
Учитель географии: Вы уже знаете, с помощью какого прибора измеряют температуру воздуха? ( С помощью термометра)
Учитель географии: Какова история изобретения термометра? Кто впервые изобрел термометр? (ответы учеников)
Ее вам раскроет ученик Х (презентация «История термометра)
Б. На ваших столах лежат карточки – задания. Совместно группой найдите ответы на них, используя учебник, параграф 36 и дополнительные материалы. Время работы 10 минут.
1 команда. Карточка – задание
Как нагревается воздух?
1. Что является источником света и тепла на Земле? (Источником света является Солнце)
2. Объясните с помощью учебника, как нагревается воздух (от чего)?
(Воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Сначала солнечные лучи нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передается воздуху. Если поверхность охлаждается, то от нее начинает охлаждаться и воздух. Таким образом, воздух тропосферы нагревается в основном от поверхности, над которой он находится. В географии ее называют подстилающей поверхностью. А на передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу, но зато нагревают поверхность Земли).
Покажите стрелками.
Солнечные лучи -------- t земной поверхности -------- t воздуха
(Ответ 6 Солнечные лучи t земной поверхности t воздуха)
3. Как нагреваются суша и вода? (одинаково или по – разному, почему?)
(Суша и вода нагреваются по - разному. В жаркий летний день на берегу реки, озера или моря песок накаляется так, что невозможно стоять, а вода прохладная. Вечером же наоборот: песок холодный, а вода теплая. Получается это потому, что вода и суша отличаются своей способностью нагреваться. Вода медленнее нагревается и медленнее отдает полученное тепло, чем суша. А суша наоборот: днем она быстро нагревается, вечером же быстро остывает).
2 команда. Карточка – задание
Суточный ход температуры воздуха.
1. Найдите с помощью учебника соответствие: как температура воздуха изменяется в течении суток (с. 133-135)?
1. Утром (6 часов) … | А. самая высокая t воздуха |
2. в полдень (12 часов)… | Б. самая низкая t воздуха |
3. в 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня)… | В. холодная |
4. к вечеру… | Г. нагревается земная поверхность |
5. перед восходом Солнца (4 часа) … | Д. прохладнее |
(Ответ: 1В, 2Г, 3А, 4Д, 5 Б)
(Утром холодно. В полдень земная поверхность, а от нее и воздух нагревается сильнее. В 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня) температура самая высокая. К вечеру становится прохладнее, так как земная поверхность постепенно охлаждается. Перед восходом Солнца температура самая низкая (холодная).
Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости.)
2. Как может нарушиться правильный суточный ход температуры?
(Иногда может нарушиться правильный суточный ход температуры. Такое бывает при неожиданном перемещении воздуха, например, летом, при вторжении холодных масс воздуха с Северного Ледовитого океана начинается похолодание. Воздух с Атлантического океана зимой приносит потепление.)
3 команда. Карточка – задание
Зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных луче .
1.Объясните с помощью учебника, от чего зависят колебания температуры воздуха в течении суток?
(Источником света и тепла на Земле является Солнце. Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от величины угла падения солнечных лучей (от высоты Солнца над горизонтом): чем более отвесно падают лучи (под прямым углом в 90 градусов), тем сильнее нагревается земная поверхность, а от нее и воздух.)
2.Рассмотрите рис. 69. в учебнике. Какая из площадок нагрета больше, чем другие? Почему?
(Больше нагрета та площадка где солнечные лучи падают отвесно, прямо, под прямым углом)
Учитель географии: Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим еще раз термометр и научимся высчитывать амплитуду температуры воздуха и среднюю температуру воздуха. Поработаем с раздаточными термометрами (на столах) Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 0 расположены деления с положительной температурой, а ниже 0 С отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой.
ФИЗМИНУТКА.
Учитель географии: передаю слово учителю математики
4 команда. Карточка – задание
Нахождение суточной амплитуды температуры воздуха.
1. Дайте определение суточной амплитуды температуры воздуха. (с.134)
(Суточная амплитуда температуры воздуха – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.)
2. Решите задачу: максимальная температура воздуха за сутки (t max) была +3°С, а минимальная (t min) -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры (А°)? (пользуйтесь термометром) (9 градусов)
На доске: Т max =3°С
Т min =-6°С
Ас=?
Ас = 3 – ( - 6) = 9°С
( Допустим, максимальная температура воздуха за сутки была 3°С, а минимальная -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры?
Работаем с помощью термометров (бумажных). Для этого зрительно (или простым карандашом) сделаем две отметки температур. +3°С и -6°С. Разница между ними и будет амплитудой.)
3. Когда суточные колебания температур наибольшие и наименьшие? (Летом)
Учитель математики: У амплитуды нет знаков «+» и «-». Назовите алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха.
Ученики: Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха
1. Найти среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
2. Найти среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;
3. От самой высокой температуры воздуха вычесть самую низкую температуру воздуха.
Учитель математики: Попробуйте вывести формулу.
Ас = Т max – Т min
Подумайте, этот алгоритм действует для температур с разными или одинаковыми знаками?
Ученики: для температур с одинаковыми знаками, если температуры разные, то их надо не прибавлять, а вычитать.
Учитель математики: Рассмотрим рис. 74(70) в учебнике. Суточные амплитуды колебания температур. (на интерактивной доске)
На рис.1 На рис.2 На рис.3
Т1=7°С Т1=-4 °С Т1=-8°С
Т2=19°С Т2=11°С Т2=10°С
Ас=19-7=12°С Ас=11-(-4)=15°С Ас=18°С
. Задание 1 Вычислите самостоятельно амплитуду по следующим данным:
(по группам)
№ п/п | T max | T min | А |
1. | 9 | 3 | 6 |
2. | -10 | -15 | 5 |
3. | 12 | -2 | 14 |
4. | 22 | -10 | 32 |
5. | -13 | -1 | 12 |
Учитель математики: амплитуду также можно вычислять за неделю, месяц, год. Как?
Ученики: 1. Амплитуда температур за неделю(Ан): разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за неделю.
2. Амплитуда температур за месяц (Ам): разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за месяц.
3. Амплитуда температур за год (Аг): разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за год)
5 команда Карточка – задание
. Определение средних суточных температур.
1. Вспомните из уроков математики и запишите, как вычислять среднее арифметическое. ( Чтобы рассчитать среднее арифметическое нескольких чисел, нужно эти числа сложить и разделить на их количество)
Учитель математики: У меня возник вопрос. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)?
Ученики: Метеорологи выводят среднесуточные температуры воздуха.
2. Решите задачи:
1). Вычислите предварительную оценку по географии Самсонова Л., если у него за четверть выставлены отметки: 5,5,3,4,4,3? (4)
2). t воздуха была в 2 ч. +9°C ,в 8 часов +6°C, в 14 часов +14 °C, в 20 ч. +11°C. Какая будет средняя температура воздуха? (10 градусов)
3). t воздуха в 2 ч. составляла -8°C ,в 8 часов -7°C, в 14 часов -15 °C, в 20 ч. -10°C. Какая будет средняя температура воздуха? (-10 градусов)
Учитель математики: Все молодцы! Поработаем с таблицами по группам.
Задание 2. Найдите среднюю температуру воздуха (по группам)
№ | Время, час | Ссt, | |||
2часа | 8 часов | 14 часов | 20 часов | ||
1 группа | 3 | 10 | 12 | 7 | 8 |
2 группа | -19 | -18 | -14 | -17 | -17 |
3 группа | 10 | 12 | 15 | 13 | 10 |
4 группа | -7 | -4 | -3 | -6 | -5 |
5 группа | 12 | 16 | 18 | 14 | 15 |
Учитель математики: Назовите алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха (с разными показателями температур)
Ученики: 1. Сложить все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
2. Сложить все положительные показатели температуры воздуха;
3. Сложить сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
4. Значение полученной суммы разделить на число измерений температуры воздуха за сутки.
Учитель математики: А как можно узнать среднемесячную температуру?
( Сложить средние температуры за сутки и разделить полученную сумму на количество дней в месяце)
Учитель математики: записываем: СмТ= (Сс1t+СсТ2+СсТ3+… +СсТ31)/31
Среднемесячные температуры дают представление о ходе температуры в течение года. Как же вычислить среднегодовую температуру?
( Сложить среднемесячные температуры и полученную сумму разделить на 12)
Учитель математики: записываем: СгТ= (СмТ1+СмТ2+…+СмТ12/12
Объясните, почему средняя температура одного и того же месяца на одной и той же территории в один год выше, а в другой год ниже?
( Это зависит от воздушных масс)
Решите задание: (по группам)
1 группа. Вычислите среднесуточную температуру воздуха с. Объячево 17.12.12
Время | 00ч | 03ч | 06ч | 09ч | 12ч | 15ч | 18ч | 21ч |
Тв, °С | -31 | -32 | -32 | -31 | -29 | -28 | -29 | -29 |
СсТ=-30,1°С
2 группа. Вычислите среднесуточную температуру воздуха с. Объячево за 07.01.13 г.
Время | 00 | 03 | 06 | 09 | 12 | 15 | 18 | 21 | Ссt |
Тв | -10,6 | -10,7 | -11 | -10,6 | -10,6 | -10,7 | -10,8 | -11,5 | -10,8 |
3 группа. Вычислите среднесуточную температуру воздуха с. Объячево за 07.01.13 г.
Время | 00 | 03 | 06 | 09 | 12 | 15 | 18 | 21 | Ссt |
Тв | -15,7 | -15,8 | -17,2 | -15,7 | -13,8 | -12,7 | -12,8 | -12,6 | -14,5 |
4 группа. Вычислите среднемесячную температуру воздуха с. Объячево за декабрь 2012г. Смt=?
Число | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
tв, °С | -16 | -10 | -10 | -10 | -8 | -8 | -13 | -12 | -14 | -12 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
-12 | -14 | -20 | -27 | - 28 | -28 | -30 | -29 | -29 | -28 | -26 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | Смt,°С |
-30 | -30 | -25 | -27 | -19 | -19 | -6 | -5 | -6 | -7 | ? |
СмТ=-17,6°С
5 группа. Вычислите среднегодовую температуру воздуха села Объячево за
2012г, начертите график (по вертикали – температура, по
горизонтали - месяцы)
Месяц | я | ф | м | а | м | и | и | а | с | о | н | д |
Тв, °С | -15 | -13 | -6 | 3 | 10 | 15 | 17 | 15 | 8 | 1 | -6 | -17 |
СгТ=1°С
4. Учитель математики: Закрепим пройденное.
А теперь пришло время проверить, чему вы научились за урок
Каждая группа получает лист с вопросами теста, отвечая на который разгадывает зашифрованное слово.
Задание на закрепление.
1. На метеорологической станции температуру воздуха измеряют от поверхности земли на высоте:
Л) 3м.
М) 2м.
Н) 5м.
2. Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
О) теплее;
П) холоднее;
Р) такая же, как и над сушей.
3. Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
Л) – 47°С;
М) – 2°С;
Н) + 15°С.
4. Вычислите суточную амплитуду температуры воздуха:
7ч. +3°С.
13ч. +4°С
19ч. + 8°С
М) 11°С.
Н) 4°С.
О) 5°С.
5. Определите среднесуточную температуру воздуха
7ч. +3°С
13ч. +4°С
19ч. + 8°С
Д) + 5°С
Е) + 15°С
Ж) + 3°С
6. Что является источником тепла и света на Земле?
Х) подстилающая поверхность
Ц) Солнце
Ч) воздух
7. Причина не правильного суточного хода температуры?
Ы) воздушные массы
Ш) вулканы
Щ) цунами
Ответы: 1.М, 2.О, 3.Л, 4.О, 5.Д, 6.Ц, 7.Ы.
Результаты ответов каждой группы (листы с ответами) учитель вывешивает на доску.
5.Заключение (рефлексия) и оценка знаний учащихся
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
- Какие новые термины вы узнали?
6. Домашнее задание
1. Повторить по учебнику параграф 36
2. Найдите среднесуточную температуру воздуха в с. Объячево за 07.02.13г., среднемесячную температуру воздуха за январь 2013 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....
Конспект интегрированного урока в 11-ом классе
тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.
А.Невский Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...
Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)
Поваренная соль - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
Интегрированный урок математики в 6 классе "Математика и немножко сказки""
Иттегрированный урок - обобщение в 6 классе:Задача: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики по теме "Умножение и деление дробных чисел". Цель урок...
"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.
Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...