пустыня знакомая и незнакомая. 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)
Конспект урока и пезентация по теме "Пустыня знакомая и незнакомая". Это урок путешествие. Ученики многое знают о пустыне, но учитель должен удивить детей, рассказать, показать то, чего дети не знают. В конце урока предлагается жизненная ситуация. Ученики должны сделать свой выбор и аргументировать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.68 КБ |
![]() | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Пустыня знакомая и незнакомая»
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Цель:
создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные –
1. содействовать формированию представления о пустыне как о природном комплексе.
Развивающие –
- содействовать развитию умения выделять главное, сравнивать, анализировать, развивать воображение
- содействовать формированию умения у школьников работать с картой
- содействовать развитию рефлексии деятельности.
Воспитательные –
- содействовать формированию коммуникативных качеств.
Оборудование: атласы, тексты, мультимедийный проектор, презентация, экран, рисунки, чемодан, магниты, краски, бумага.
Слова учителя: Приветствие. Длинной, холодной зимой всегда хочется чего-то теплого, яркого, необычного. И таким необычным может быть … (варианты учеников), а для меня - путешествие в поисках неизвестного.
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места в даль,
Другой – сидеть себе на месте,
Назад листая календарь.
Взяла я атлас, открыла его и увидела фрагмент карты, на котором кто – то из учеников жирно обвел КУМА. Кстати, так называется не только поселок и река в ХМАО, но и река на С.Кавказе, что в переводе с тюркского – песок. И я поняла, куда мы должны отправиться путешествовать – в Пустыню. Запишите, что у вас ассоциируется со словом – ПУСТЫНЯ.
Варианты учеников, беседа.
Учитель подводит итог. Какое-то неприятное, даже, пожалуй, страшное само слово пустыня. Оно не оставляет никакой надежды, решительно объявляя - здесь ничего нет и быть не может. Здесь пустота, пустошь. Воды нет, летом испепеляющая жара, за сорок, песок нагревается до восьмидесяти, ста градусов. На многие сотни километров тянется безжизненная земля.
А вот что пишет о пустыне туркменский поэта Сеитназара Сейди, современник Пушкина:
Выйду без цели бродить порой.
Манят вдаль твои дороги, пустыня.
Брошу дом, распрощусь с постылой горой,
Земли все пред тобой убоги, пустыня.
Что это? Восторг человека, поддавшегося минутному настроению? Она величественна и прекрасна. Возможно, пустыня не есть какой-то географический вакуум, она не так бедна, как может показаться с первого взгляда, не так пустынна?
Предложите тему нашего путешествия. Мой вариант - «Пустыня знакомая и незнакомая».
Обозначьте цель путешествия. Учитель обобщает варианты ответов: изучить ландшафт, учиться применять знания в различных ситуациях.
Учитель: Пусть девизом нашего путешествия станут слова Михайло Ломоносова «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно».
А что необходимо для того, чтобы отправиться в путешествие?
Варианты учеников:
Маршрут
Билеты
Деньги
Паспорт
Собрать чемодан
Собрать информацию
Учитель: Предлагаю начать с «информации». У вас есть текст, необходимо прочитать его и подчеркнуть словосочетания, характеризующие особенности данного ландшафта.
Работа в парах.
Учитель: Группы выполнили свою работу, результат которой мы отразим в схеме «паучок». Я предлагаю вам взять ручки и вместе со мной создать образ нашей ПУСТЫНИ.
(заполнение «паука»), общий вид которого представлен ниже.
Запишите все новое, что вы узнали.
Учитель: Зная особенности пустыни, вы легко подготовите снаряжение. Вы должны из них выбрать те, которые возьмете с собой, и обосновать свой выбор.
Учащиеся по одному из группы выбирают предмет и обосновывают свой выбор. Учитель в случае неправильного выбора предлагает учащимся из других групп назвать свой вариант выбора.
Учитель: Вот теперь все готово. И мы можем отправиться в путь! Мы увидим пустыни мира, а приземлимся и пройдемся по пустыням России. Удачи вам!
Перед вами слайд, на котором вы видите всю нашу планету. Какого цвета наша планета?
Синий - вода,
Зеленый – растения
Белый – облака или снег,
Коричнево – желтые пятна – пустыни.
Обратите внимание, на каком континенте их меньше всего?
Да, в Европе. Они встречаются в Испании и в России, на побережье Каспийского моря, в предгорьях Северного Кавказа. Из 149 миллионов квадратных километров суши на долю, пустынь приходится около 37 миллионов, или 25 процентов. Земледелец перевел бы эту цифру в более привычные для себя единицы измерения и с горечью отметил, что пустыни занимают на Земле площадь, которая в 17 раз больше, чем вся пашня такой огромной страны, как наша. В Европе это всего 1%.
Виртуальное путешествие продолжается. Я предлагаю вам увидеть то, о чем мы сегодня еще не говорили и записать в свои тетради. Слайды.
Голос (из компьютера) «Просьба пристегнуть ремни. Наш самолет совершает вынужденную посадку» «Просьба всем быстро покинуть самолет»
Учащиеся выходят к доске.
Учитель: Мы должны принять решение:
Оставаться и ждать помощи.
Идти к пункту назначению.
Если вы не определились с выбором, можете остаться посредине и выслушать аргументы каждой группы, после чего присоединиться к одной из них.
Учитель: А теперь каждая группа приводит доводы в пользу своего решения. Если эти аргументы вас убедили, вы можете перейти.
Учащиеся совместно с учителем разбирают варианты выбора.
Учитель: Да, я согласна, что надо остаться. И пока нас ищут, я надеюсь, что это произойдет быстро, предлагаю подумать над вопросом: « А что туристов привлекает в пустыне?» Варианты учеников.
Учитель:
Пустыня как климатическая здравница. Воздух пустыни не только чист и приятен, но во многих отношениях и целебен. Благодаря высоким температурам и сухости он беден бактериями. Если вы порежете палец, то вместо йода порез посыпают песком. Если у человека воспаление почек, то единственный верный способ лечения — это дать почкам полный покой. Их роль должна выполнять кожа, а это возможно только в жаркой и сухой местности. Поэтому люди со всех концов мира ездили лечиться от этой болезни в специальные санатории в Египет.
Прелесть ночей в пустыне дополняет черное бархатное небо, усеянное тысячами звезд, таких крупных и ярких, какие можно увидеть только в пустыне. Весной к этому прибавляются замечательные ароматы цветущих кустарников. Воздух тогда бывает настолько мягким и приятным, что быстро забываешь о дневной усталости. И если вы спросите человека, побывавшего в пустыне, где легче всего дышится, то он наверняка ответит: «По вечерам в пустыне».
Учитель: У каждого из вас сложился свой образ пустыни. Но люди, побывавшие в пустыне, говорят: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты – величайшее в мире богатство.- О чем эти слова?
Ученики: О воде.
Учитель: А можете ли вы доказать что вода – это жизнь? (группа, работавшая с текстом А.Экзюпери, приводят пример того, как путешественники получали скудные капли воды с помощью парашюта; друга группа говорит о приспособлении животных и растений пустыни).
Учитель: Именно благодаря воде весной, когда идут кратковременные дожди и тает снег, появляется чудо: пустыня зацветает. Правда, через день они завянут, т.к. все растения – эфемеры (поясняет). Это то, что, наверное, вы не знали о пустыне.
Учитель: Что общего между Голландией и пустыней? Тюльпаны. Эти удивительные, но дикие цветы появились в пустынных предгорьях Тянь-Шаня. Древние персы, а позднее турки приручили «дикарей», и вот уже в серале Сулеймана Великолепного появились чудесные ковры из красных и желтых цветов. Особенно ценились удлиненные бутоны с сужающимися лепестками – похожие на клинок турецкой сабли. Австрийский посланник в Константинополе привез как-то несколько луковиц в Вену, а садовник императора Фердинанда I, Шарль де л’Эклюз, познакомил с удивительными цветами все знаменитые сады Европы.
УЧИТЕЛЬ: Исследовав, мы увидели, что пустыня может быть не только сухой и безжизненной, но и прекрасной. И в этом – величие природы (обращает внимание с помощью жеста на эпиграф).
Оказывается, что «ужасы» пустынь ничуть не страшнее, чем метель и снежная вьюга, от которых человек может замерзнуть в пути. А разве дожди в болотистой местности, когда неделями негде просохнуть, более приятны, чем жаркое солнце пустыни? А разве всепроникающие рои гнуса в нашей тайге привлекательнее скорпиона? Все дело в том, что к этим явлениям большинство из нас привыкает с детства, а пустыня особенно страшит в силу новизны и нашей неосведомленности о ее природе.
Арабская поговорка гласит: «Пустыня - это сад Аллаха, из которого властитель правоверных удалил всю лишнюю людскую и животную жизнь, чтобы на земле было хоть одно место, где он мог бы бродить в одиночестве».
Как вы её понимаете? Варианты учеников.
Предлагаю нарисовать пустыню и сказать, что нового вы узнали сегодня о пустыне.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пустыня знакомая и незнакомая «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно» М.Ломоносов
1.Компас 2.Карта местности 3.Парашют белый с красной полосой 4.Три литра воды 5.Книга о съедобных животных и растениях пустынь 6.Нож 7.Фонарик 8.Зеркало 9.Полиэтиленовый плащ 10.Одеяло 11 Шашки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Водород: знакомый и незнакомый" 9 класс
Урок предназначен систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания....
Разработка предпрофильного курса по физике "Глаза: знакомые и незнакомые"
Методическая разработка предпрофильного курса по физике "Глаза: знакомые и незнакомые" . . ...

презентация к уроку химии в 10-м классе "Муравьиная кислота - знакомая и незнакомая"
Интересная презентация...

Элективный курс по химии для 9-11 классов "Знакомая и незнакомая химия"
Программа курса рассчитана на 17 (для 9, 11 классов) и 18 (для 10 класса) часов.Предлагаемый элективный курс рассчитан как на учащихся 9, 10, 11 классов, которые сделали выбор соответствующего направл...
Урок географии в 11 классе "Германия – знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ)
Урок составлен с использованием системно-деятельностного подхода, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. К уроку имеется презентация....
Урок географии в 11 классе "Германия – знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ)
Урок составлен с использованием системно-деятельностного подхода, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. К уроку имеется презентация....
Урок географии в 11 классе "Германия – знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ)
Урок составлен с использованием системно-деятельностного подхода, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. К уроку имеется презентация....