конспект урока географии, 10 класс "Мировая экономика: состав, динамика, глобализация".
план-конспект урока по географии (10 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: § 26 Мировая экономика: состав, динамика, глобализация.
Цели урока: Сформировать представление учащихся об особенностях развития мирового хозяйства на современном этапе как единой структуры.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Добрый день, мы начинаем с вами изучать новый раздел, который называется география мировой экономики. И первая наша с вами тема, какая? Верно Мировая экономика. Записываем сегодняшнее число и тему урока.
Итак, что же такое мировая экономика? Как вы понимаете?
Мировая экономика — это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.
Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
В свою очередь, международное разделение труда — это производство товаров и услуг в отдельных странах в объёмах, значительно превышающих внутренние потребности этих стран и рассчитанных на международный рынок.
Мировой рынок — это совокупность взаимосвязанных рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Вспоминаем, что такое экспорт и импорт. Записываем.
Экспорт (от лат. exportare — вывозить) — продажа товаров за границу.
Импорт (от лат. importare — ввозить) — закупка и ввоз товаров из-за границы для продажи их на внутреннем рынке.
Всемирная торговая организация — международная торговая организация, возникшая в 1995 году, которая добивается свободы торговли и равенства всех участников на мировом рынке.
Внешняя политика современных государств
Протекционизм (от лат. protectio — покровительство) | Умеренная торговая политика
| Свободная торговля (фритредерство) (от англ. freetrade — свободная торговля) |
государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции | сочетание элементов политики свободной торговли и протекционизма | минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе рыночного механизма формирования цен, т. е. на соотношении спроса и предложения |
Методы государственного регулирования внешней торговли
Тарифные | Нетарифные |
Таможенный тариф на импорт — это пошлина на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемая таможенными ведомствами при пересечении границы государства. | Установление квот (количественное ограничение на ввоз определённых товаров). |
Экспортный тариф — это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке. | Установление стандартов на ту или иную продукцию. |
Таможенный союз — это объединение стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. | Лицензирование (разрешение на импорт) определённых товаров. |
| Эмбарго (от исп. embargo — запрещение) — наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров. |
Экономическая интеграция (от лат. integratio — восстановление, восполнение) —объединение экономических субъектов, углубление взаимодействия, развитие связей между ними.
Типы экономической интеграции
Тип интеграции | Его сущность |
Преференциальное (от лат. praefarre — предпочтение) торговое соглашение | Предполагает снижение таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнёра. |
Зона свободной торговли | Предполагает взаимную отмену торговых пошлин |
Таможенный союз | Предполагает взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешнеторгового режима. |
Общий рынок | В его рамках наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация (Либерали́зм — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и свобод человека.) перелива капиталов и рабочей силы между странами, осуществляется согласование экономической политики. |
Экономический союз | Происходит унификация (Унификация — это оптимизация видов продукции или количества размеров, услуг или процессов, требуемых для удовлетворения главных нужд) . |
Валютный союз | Происходит согласованное (совместное) плавание национальных валют,создаётся единая региональная валюта, формируется единый региональный банк. |
Полная экономическая интеграция | Проводится единая экономическая политика, а также унификация законодательной базы. |
Если говорить о динамике экономики, то необходимо отметить.
К ключевым тенденциям развития мировой экономики относят:
- Глобализацию — усиление взаимодействия субъектов мировой экономики.
- Интернационализацию хозяйства и производства — выход воспроизводства за национальные границы.
- Научно-технический прогресс — постоянный процесс открытий и применения новых знаний на практике.
- Транснационализацию — расширение и укрепление транснациональных корпораций.
- Международную экономическую интеграцию — комплекс различных форм взаимовыгодного сотрудничества государств.
- Постиндустриализацию — переход к постиндустриальному обществу.
И в заключении мы поговорим о глобализации экономики.
Глобализация
С начала XXI в. современный мир развивается в условиях глобализации — объединения стран для решения общих политических и экономических задач, активного использования коммуникационных технологий, которые позволяют стирать границы между континентами.
Глобализация (от лат. globus — «шар») — процесс формирования всемирного экономического, политического, информационного, культурного и религиозного пространства.
Глобализация рассматривается как закономерный итог мирового разделения труда, активизации миграционных процессов, сближения культур разных стран. Понятие глобализации связано с постепенным разрушением всех барьеров и созданием единого общества. В результате происходит объединение стран, имеющих схожие интересы в области социально-экономического и политического развития и преследующих решение общих проблем. Яркий пример глобализации — создание международной организации Европейского Союза. Для стран, входящих в его состав, характерен обмен капиталом, рабочей силой, информацией, технологиями.
Принято выделять три основные формы глобализации: экономическую, политическую и культурную. Экономическая глобализация проявляется в формировании единой рыночной экономики, которая, несмотря на очевидные преимущества, делает страны ещё более уязвимыми в условиях кризиса. Глобализация политической сферы заметно снижает эффективность принятия решений при отстаивании национальных интересов государства. Формирование общего культурного пространства и распространение массовой интернациональной культуры приводит к утрате традиций многих народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках географии и экономики.
Использование информационных технологий на уроках географии....
«Использование ИКТ на уроках географии и экономики».
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Специфика географии как предмета заключа...

План конспект урока географии « Атмосфера Земли, её состав и строение»
Тема: Атмосфера Земли, её состав и строение . Атмосферное давление. Урок №17. Базовый учебник.География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащ...

Интегрированный урок географии и экономики в 8 классе. Тема урока: "Интеллектуальный бизнес".
Интегрированный урок по географии и экономике в 8 классе. Тема урока: Интеллектуальный бизнес.Цель: Выявление интеллектуального потенциала, уровня знаний по осно...

Конспект урока географии в 10 классе "Численность и динамика населения мира"
Разработка урока для 10 класса базового уровня изучения географии с решением демографических задач олимпиадного уровня...
Конспект урока географии 6 класс Тема: «Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы»
Тема «Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы»Тип урока: урок открытия нового знанияКласс: 6Цель урока: формирование представления об атмосфере как одной из...

конспект урока географии "Общая экономико-географическая характеристика Зарубежной Азии" 11 класс
Задачи урока:формирование представлений о политической карте и своеобразии азиатского региона;выявить типологические черты стран Зарубежной Азии, показать экономическую и социальную отсталость некотор...