Программа подготовки к ОГЭ по географии
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)

Мясникова Елена Михайловна

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме. ... Учебный план подготовки к ОГЭ по географии в 2024-2025 учебном году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Затонновская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа

по подготовке к ОГЭ по географии

в 9-х классах

на 2024-2025 учебный год

Учитель географии:

Мясникова Елена Михайловна

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации:

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется

на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений по географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические

явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их

изменение в результате деятельности человека;

- географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между

географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите

людей от стихийных природных и техногенных явлений

Уметь:

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров

производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения поясного времени;

- чтения карт различного содержания;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

План работы учителя по подготовке к ОГЭ по географии

Месяц

Организационно-методическая работа

Работа с нормативными документами

Работа с учащимися

Работа с родителями

сентябрь

Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии.

Организация консультаций.

Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2024-2025 году

Консультации еженедельно.

Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ.

октябрь

Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов

Изучение нормативно-правовых документов

Знакомство с демоверсиями.

Знакомство с регламентом.

Индивидуальные консультации согласно графику.

Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии.

ноябрь

 Оформление информационного стенда.

Отслеживание изменений в демоверсиях.

Анализ результатов ОГЭ по географии за 2024-2025 г.

Знакомство с изменениями в демоверсиях.

Консультации согласно графику.

Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии»

декабрь

Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания).

Работа по заполнению бланков.

Индивидуальные консультации.

Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ.

январь

Подготовка, обновление, пополнение

 справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов.

Тренировочные занятия по заполнению бланков.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии.

февраль

Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2025 года.

Изучение нормативно-правовых документов

Консультации. Подготовка к пробному экзамену.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА.

март

Подбор заданий различной сложности.

Изучение нормативно-правовых документов

Участие в пробном экзамене.

 Итоги проведения пробного экзамена.

Работа по КИМам.

Консультации.

Информирование родителей о результатах пробного экзамена.

Апрель - май

Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся.

Изучение нормативно-правовых документов

Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок.

Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ.

План

подготовки к ОГЭ

выпускников 9 класса по географии

План составлен для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена.

Цель: создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации, качественная подготовка обучающихся к ОГЭ

Задачи:

1.Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;

2.Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

3.Изучить нормативно-правовые документы по ОГЭ;

4.Систематизировать работу с обучающимися по подготовке к ОГЭ;

5.Информировать классного руководителя, родителей по вопросам ОГЭ.

Формы работы с обучающимися.

-Групповые консультации

-Индивидуальные консультации

План консультаций по подготовке обучающихся  к ОГЭ

Дата

Тема

Вид работы

1

Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9 классов по географии.

2

Источники географической информации:

глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб,

условные знаки, способы картографического изображения.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с топографической картой.

3

Работа по построению профилей рельефа местности

Выполнение заданий из сборника КИМов

4

Географические координаты.

Определение географической широты и долготы.

5

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с физическими картой мира и России.

6

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Работа с тектонической картой. Выполнение заданий из сборника КИМов.

7

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

8

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.

Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.

9

Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные

ресурсы Земли.

Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.

10

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Климаты Земли.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами.  Работа с климатограммами.

11

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

12

Движение литосферных плит. Стихийные природные явления.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

13

Природные зоны Земли

Характеристика природных зон Земли.  Работа с картой природных зон.

14

Имена на карте мира. Выдающиеся географические исследования, открытия и

путешествия

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами

15

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

16

17

18

Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека. Многообразие стран, их основные типы

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами материков.  

19

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

20

Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

21

Часовые пояса

Решение задач. Работа с картой часовых поясов.

22

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

23

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Климатограмма.

24

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

25

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с почвенной картой.

26

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

27

Население России. Численность, естественное движение населения

Работа с картой населения России.

28

Половой и возрастной состав населения.

Размещение населения. Основная полоса расселения.

Работа с картой плотности населения России.

29

Направления и типы миграции.

Народы и основные религии России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картой народов России.

30

Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Выполнение заданий из сборника КИМов.

31

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами

32

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картами регионов России.

33

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

34

Работа над ошибками. Индивидуальные консультации.

Заполнение бланков и выполне-ние тренировочного варианта экзаменационных работ.



Предварительный просмотр:

№1.

Особенности природы мира и народов Земли.

Атлас 7 класса.

Первые 10 стран по численности населения (Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Мексика).

Первые 10 стран по площади территории: 1. Россия, Канада, США, Китай, Бразилия,  Австралия, Индия, Аргентина,  Казахстан, Судан.

Рекордсмены мира: Самое глубокое место – Марианский желоб (Тихий океан); самая высокая t – Триполи (Сев. Африка), Волгоградская область (Россия); самая низкая t - Антарктида, в РФ Оймякон; самое влажное место – Черапунджи (Индия); самое сухое место – пустыня Атакама (Юж. Америка); самый большой остров –Гренландия; самая длинная река – Нил (Африка), Амазонка (Ю.Америка); самое высокогорное озеро – Титикака (Юж. Америка); самая высокая точка – Джомолунгма (Евразия); самая наименьшая высота- уровень Мертвого моря (Евразия); самая большая низменность – Амазонская (Юж.Америка); самый высокий водопад – Анхель (Юж. Америка);самые протяженные горы – Анды (Юж.Америка); самые высокие горы  - Гималаи (Евразия); самая большая пустыня – Сахара (Африка); самый высокий вулкан – Льюльяйльяко (Юж. Америка); самое большое озеро – Каспийское (Евразия); самое глубокое озеро – Байкал (Евразия); самая многоводная река – Амазонка (Юж. Америка).

По материкам. Евразия (стр. 38 – 39): самый высокий вулкан – Ключевская Сопка; самое глубокое озеро – Байкал; самая высокая точка – Джомолунгма (Эверест);самая наименьшая высота - уровень Мертвого моря. Крайние точки: С.-  м. Челюскин (РФ, п/о Таймыр); В.- м. Дежнева (РФ, Чукотский п/о); Ю. – м. Пиай (Малайзия, п/о Малакка); З.- м. Рока (Португалия, Пиренейский п/о). Растения: сосна, липа, дуб, береза, маслины, кипарис. Животные: индийский слон, леопард, носорог, бурый медведь, белый медведь, зубр, верблюд, панда.

Европа – стр. 42-43; Азия – стр. 46-47.

Африка (стр.24-25): самая высокая точка – влк. Килиманджаро; самая низкая точка – оз. Ассаль; самая большая пустыня – Сахара; самая длинная река – Нил. Крайние точки: С.- м. Бен- Секка; В. – м. Рас – Хафун; Ю. – м. Игольный; З. – м. Альмади. Растения: финиковая пальма, банановая пальма, баобаб,олива, инжир, цитрусовые растения.  Животные: африканский слон, буйвол, бегемот, жираф, зебра.

Австралия (стр. 28 - 29). НЕТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВУЛКАНОВ! КРИКИ- это пересыхающие реки. Самая высокая точка- г. Косцюшко; самая низкая точка – оз. Эйр – Норт. Крайние точки: С. – м. Йорк; В. – м. Байрон; Ю. – м. Саут – Ист- Пойнт; З. – м. Стип – Пойнт. Растания: эвкалипт, карри, баобаб. Животные: ехидна, утконос, собака Динго, кенгуру, страус Эму, коала,

Южная Америка (стр. 30-31): самая высокая точка – г. Аконкагуа; самая низкая точка – п/о Вальдес; самый высокий вулкан – влк. Льюльяйльяко; самые протяженные горы – Анды; самая большая низменность – Амазонская; самая полноводная и крупнейшая река – Амазонка; самое сухое место – пустыня Атакама. Крайние точки: С. – м. Гальинас; В- м. Кабу – Бранку; Ю. – м. Фроуард; З. – м. Париньяс.

Растения: гевея, каучуконосное дерево, бутылочное дерево, мангровое дерево, како – дерево. Животные: ленивец, броненосец, тукан, муравьед, пираньи, альпака, капибара, опоссум, колибри.

Северная Америка (стр. 34-37): самая высокая точка – г. Мак- Кинли; самая низкая точка – впадина Долина Смерти; самый большой остров – Гренландия. Крайние точки: С. – м. Мерчисон; В- м. Сент -Чарльз; Ю. – м. Марьято; З. – м. Принца Уэльского.

Растения: секвойя, кактус, агава. Животные: медведь Гризли, рысь, вилогор, пекари, бизон, койот.

Страны и их столицы (атлас 7 класс. «Политическая карта мира» или «Страны мира»).

№2

Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.

Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией: Норвегия (Мурманская область),  Финляндия (Карелия, Ленинградская область) , Эстония (Ленинградская обл., Псковская обл.), Латвия (Псковская обл.), Литва и Польша (Калининградская обл.), Белоруссия (Псковская обл., Смоленская обл., Брянская обл.), Украина (Брянская обл., Курская обл., Ростовская обл., Крым),   Грузия (Карачаево- Черкесская Республика, Кабардино –Балкарская республика, Ингушетия, Чечня, Дагестан), Азербайджан (Дагестан), Казахстан (11 субъектов, самая протяженная граница с  Оренбургской обл.) , КНР (Китай)(Алтай, Забайкальский Край, Амурская обл., Еврейская ОА, Хабаровский Край, Приморский Край), Монголией (Алтай, Тыва, Бурятия, Забайкальский Край), КНДР (Корея) (Приморский Край),

 по морю -Япония ( пр. Лаперуза) и США (пр. Дежнева).

Крайние точки России: Северная  — м. Челюскин (материковая) (Красноярский Край),  м. Флигели (островная), Южная точка — г. Базардюзю (Республика Дагестан), Западная точка —Гданьская коса (Калининградская обл.) , Восточная точка — м. Дежнёва (материковая) (Чукотский АО), о. Ратманова (островная).

Крайняя восточная точка РФ находится в западном полушарии!!!

№3

Особенности природы России.

Атлас 8 класс. Климатическая карта (стр. 14-15)

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана. Макс. кол-во осадков: г. Сочи, г. Петропавловск-Камчатский, Мин.кол-во осадков: г. Астрахань, г. Якутск. Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск.

Атлас 8 класс.  Почвы (стр. 18-19).  Самые плодородные почвы – черноземы ( в степях).

№4

Природные ресурсы, их использование и охрана.

Атлас 8 класс.  ООПТ. Памятники всемирного наследия (стр. 26-27).

Традиционные занятия народов России: Оленеводство, рыболовство, охота – ненцы, коми, карелы (Север Русской равнины); ханты, манси (Западная Сибирь); эвенки, якуты, юкагиры (Восточная Сибирь); чукчи, коряки (Северо – Восток Сибири). Земледелие, бортничество, животноводство, охота, в степях кочевое скотоводство- мордва, марийцы, удмурты, чуваши, башкиры, калмыки, татары (русская равнина); алтайцы, тувинцы, хакасы, буряты, эвенки (Южная Сибирь).  Охота пушная и мясная, сезонное рыболовство, собирательство - нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, нивхи (Приамурье, Приморье, Сахалин). Земледелие, отгонное скотоводство, садоводство, виноградарство, виноделие, обработка шерсти - черкесы, чеченцы, ингуши, лезгины, осетины и др. (Северный Кавказ).

№5

Географические явления и процессы в геосферах.

Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

                   В – антициклон (высокое давление)             Н – циклон (низкое давление)

№6

Вопрос по синоптической карте.

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

№7

Определить координаты.

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира (стр. 16-17).

Если город, являющийся столицей республики в составе РФ - Атлас 8 класс – Федеративное устройство РФ (стр. 6-7).

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс –  Россия)

Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.

Широта: северная и южная,  отсчитывается от экватора                                                          

Долгота:  западная и восточная, отсчитывается от Гринвича (нулевого)

               с.ш.

                                                                                                з.д.    в.д.

               ю.ш

                 

№8

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород  – тем моложе.

№9

Расстояние на карте.

Вариант I. 1.Измеряем линейкой расстояние между объектами  2. Умножаем на величину масштаба (например, в 1 см.100 м)

4 см х 100 = 400 м  .

ВариантII. Вспоминаем, как я вас учила по литочку!!!

№10

Направление на карте.

                 С

          З             В

                 Ю

№11

Определить какой профиль подходит  (по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

Сначала определяем высоту точки А, далее высоту точки В. Если протекает река, то на профиле изображается углубление. Чем ближе располагаются горизонтали друг к другу-  тем круче склон. Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону повышения рельефа.

№12

Определить какой из участков подходит для:

-Катания на санках, горных лыжах  (1.Есть склон    2.Нет кустарников, ям)

-футбольного поля , волейбольной секции  (1. Ровный рельеф   2. Нет ям, кустарника, леса)

- фруктового сада    (1. Южный склон   2. Рядом дорога)

№13

Задачи на расчеты.

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти  х%.

20 – 100%                    х= 8 х100

8  -    х%                               20        

Относительная влажность= меньшее                

                                                   большее

Определить t на вершине горы. 1) высоту горы /1000, результат умножить на 6.

                                                       2) Из температуры у подножия отнять полученный результат (1).

Определить высоту горы по разности атмосферного давления: 1) Из атмосферного давления у подножия отнять атмосферное давление на вершине.  2)полученный результат умножить на 10,5

Определить соленость- количество солей в граммах, растворенное в 1 литре (кг.) воды.  (Измеряется в промилле %0,    если соленость 15‰ то в  литре воды растворено 15 грамм солей).    Т.е  число ‰* на кол-во литров.

№14

Природные и техногенные  явления. (землетрясения, вулканы, снежные лавины, цунами и т.д.)

По России. Землетрясения- г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян;  вулканы – Камчатка, Курильские о-ва, о. Сахалин;   пыльные бури, засухи, суховеи – Астраханская обл., Волгоградская обл. Р.Калмыкия; лавины, обвалы, сели – - г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян, Уральские горы; цунами – около Охотского моря: Камчатский край, Сахалинская обл. Магаданская обл. ; таяние ледников – на берегу морей – Калининградская обл., Ленинградская обл.(Санкт – Петербург), и т.д.;  многолетняя мерзлота –северная часть страны: Мурманская обл., Архангельская обл., Ямало – Ненецкий АО,  Ненецкий А.О., Красноярский край, Р.Саха (Якутия), Чукотский АО.

Каскады ГЭС – реки: Кама, Волга, Енисей, Лена, Ангара.

По миру. Землетрясения, вулканы, сейсмическая активность- Юж. Америка (Панама, Перу, Колумбия, Эквадор, Чили); Сев. Америка (Мексика, острова Карибского моря,США); Африка (Камерун, Кения, Танзания); Европа (Исландия, Италия, Турция, Греция,РФ); Азия (Пакистан, Индия, Непал, Китай, Япония, Индонезия, Филиппины), Австралия (НЕТ ВУЛКАНОВ, НЕТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ). Цунами – Тихий океан (Япония, Таиланд, Филиппины, Индонезия,  Китай, Малайзия, Мальдивы, Гавайи, Аляска (США), Россия (Курильские о-ва и о. Камчатка), Чили, Мексика.

№15

Влияние деятельности человека в природе.

Рациональное (правильное) и нерациональное (неправильное) природопользование.

Выпадению кислотных дождей  способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

                                               Природные ресурсы

                          Исчерпаемые                               неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов)

    Невозобновимые              Возобновимые

(полезные ископаемые)       (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

№16

Выявление эмпирических зависимостей.

Сначала рисуем схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Далее определяемся в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки).

№17

Географические следствия движения Земли.

В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим. (т.е. солнце в зените)

23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)

22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком)

21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)

22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком)

Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш

-Где наиболее длинный день или длинная ночь?                                                                                                                 22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь.                                                                 22 декабря – юж. Полюс –полярный день, северный полюс – полярная ночь.                                                                                  

№18

Анализ информации о разных территориях. Климаторгаммы.

Сначала определяем полушарие: СП (летние температуры выше, чем зимние) ЮП (зимние температуры выше летних). Далее по графику определяем t января и июля, по столбчатой диаграмме среднегодовое кол-во осадков. Сопоставляем данные с Атласом 7 класс (стр. 10-11) «Климатическая карта» либо по карте климата отдельных материков.

Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало.

Умеренный  - t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.

Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние

Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория)

Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом

Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни)

№19

Определение поясного времени.

Атлас 8 класс стр. 6-7 «Федеративное устройство РФ». Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.

№20

Особенности природно-хозяйственных зон и районов России.

Слоган – субъект РФ, то Атлас 8 класса стр. 4-5, а если слоган- страна, то Атлас 7 класса, стр.2-3.

Музей янтаря, самый зап. регион –Калининградская обл.                                                              

Белые ночи –Ленинградская обл, Карелия, Мурманская о.

Телецкое озеро – Алтайский край;

Дельта крупнейшей реки Русской равнины – Астрахань;

Река Катунь, горы Сибири – Р. Алтай;

Мин. Воды, лечебные грязи – Ставропольский край;

Водопад Кивач , озера, памятники – Кижи и Валаам, белые ночи – Р. Карелия;

Субтропический климат, горы, море – Краснодарский край;

Морские пляжи, термальные источники – Р. Дагестан.

Фьорды – Норвегия

Карфаген - Тунис

Г.Альпы – Швейцария, Австрия,

Троп.леса, орангутанги – Индонезия, Индия

«Тысяча улыбок» - Таиланд

Северное сияние – Норвегия

Пляж, горы, о. Тенерифе – Болгария

Памятники византийской и османской культур- Турция;

Многообразие подводного мира, Красное море – Египет;

Пляжи, вулканы, тропическая природы- Мексика;

Сафари – Кения.

№21

Выбор верных утверждений о базовых географических понятиях 

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (увеличение горожан)

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (переезд, въезд, смена места жительства)

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений (родилось, умерло)

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова, половодье).

Дельта  реки— низменность  у устья  реки, сложенная речными наносами.

Доли́на  реки — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением.

Бассейн реки —  район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее.

Паводок - поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней. 

Барханы- песчаные холмы, гейзеры – горячая вода под давлением.

Карстовые процессы -  совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот (пещер).

Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время.

Климат – многолетний режим погоды определенной территории.

№22

Территориальная обеспеченность ресурсами.

Определить по графику, таблице необходимую величину.

№23

Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами.

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность                  ЕП= Р-С

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост                  С= Р- ЕП

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция     МП= И-Э    

Иммигранты – приехавшие, эмигранты-уехавшие       МП= Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост  + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения =  Численность населения

                                                         Площадь

Густота сети железных (авто) дорог = Длина железнодорожных путей

                                                                       Площадь территории

Естественная убыль – самый отрицательный ЕП.

№24

Особенности населения России.

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) Соотнести две карты: «Плотность населения»  и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

№25

Разные территории Земли: анализ карт. Города – миллионеры!

Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов – на Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград.

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6)

№26

Основные географические объекты России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

Западная Сибирь – нефть, газ. Кемерово – уголь. Курская обл.  – железо. Европейский Север -лес. Волга- машиностроение. Юг РФ – с/х.

№27

Анализ текста о природных особенностях Земли.

Ответ ищите в тексте. Пример г. Кейптаун- ответ ЮАР (Южно – Африканская Республика)

№28

(C2). Анализ текста о природных особенностях Земли

№29

(C3). Анализ текста о природных особенностях Земли

№30

Выявление признаков географических объектов и явлений .

Определение страны. Атлас 7 класс «Политическая карта мира», определение города или региона РФ - Атлас 8 класс «Административная карта» или «Федеративное устройство РФ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, феде...

Программа кружка по географии для 7 класса "Подготовка к олимпиадам по географии"

Программа разработана для учащихся 7 класса с целью подготовки их к олимпиаде по географии....

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 География по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 "География" по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование....

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО...

Программа "Подготовка в ВУЗ по географии"

Рабочая программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в форме ОГЭ.Данная программа составлена на основе  кодификатора и спецификатора к экзамену п...