Разработка урока географии в 9 классе по теме "Поволжье. Население и хозяйство."
методическая разработка по географии (9 класс)

урок объяснения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povolzhe._naselenie_i_hozyaystvo.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

«Поволжье. Население и хозяйство.»

Бахтеева Р. М.

Цели:

Дать характеристику ЭГП района, природных условий и ресурсов, сформировать знания о территориальной структуре и специализации Поволжья, на примере каждого субъекта.

Определить в ходе работы проблемы района, и пути решения.

Оборудование:

Социально-экономическая карта России Атласа.

Карточки с заданиями, дополнительный материал и т.д.

Ход урока

Орг. момент.

Изучение нового материала

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель!

Сегодня Вам предстоит совершить заочное путешествие по субъектам Поволжского экономического района.

Для того чтобы суметь определить специализацию всего района, а так же существующие проблемы, нам необходимо изучить каждый субъект отдельно.

Есть два разряда путешествий,

Один пускаться с места в даль,

Другой сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь…

Сегодня вы будете туристами которым предстоит отправиться на место и изучить особенности территории, по плану. (план раскладывается на каждую парту)

На доске контуры субъектов РФ вошедших в состав ПЭР, а также герб и флаг каждого субъекта.

Работа в парах:

Один ученик выходит и вытягивает контур территории, по которой будут работать, и так все пары.

Республика Татарстан

Астраханская область

Волгоградская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Республика Калмыкия

При отчете класса о проделанной работе (устный отчет), группа прикрепляет контур на доску, в результате мы сможем восстановить карту всего района. При подготовке ответа, вам необходимо определиться, кто будет отвечать.

Задание: Использую карты атласа и дополнительные источники информации, дайте комплексную характеристику субъекту РФ входящей в состав Поволжья по плану:

Особенности ЭГП.

Природно-ресурсный потенциал.

Население.

Народное хозяйство.

Вопрос: Как вы думаете, какая общая проблемы существует у субъектов данного района?

Проблема "Большой Волги".

Одна из главных проблем Поволжья - проблема "Большой Волги".

Так назывался проект её преобразования путём создания плотин и водохранилищ.

Проект преследовал решение основных задач:

энергетической

транспортной

орошения засушливых территорий

водообеспечения промышленности и населения.

Но была решена только одна проблема - энергетическая.

На Волге и Каме построено 11 ГЭС, однако водохранилища не увеличили транспортную пропускную способность.

Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% территории находятся в критическом состоянии, гибнут приволжские леса.

Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, а стало сложнее из-за сильного загрязнения (прозрачность снизилась в несколько раз).

Волга несёт в Каспийское море сотни тысяч тонн взвешенных веществ, нефтепродуктов, мыльной пены, фенолов.

Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее стадо осетровых рыб.

Затопление огромных площадей плодородных земель.

Переселение или затопление 96 городов и ПГТ, 2500 сёл и деревень, тысячи памятников истории и культуры.

Вопрос: Как развязать сложный узел волжских проблем?

Решение проблемы.

Жизнь людей Поволжья проходит под лозунгом:

"Быть Волге чистой!"

Правительство приняло строгие меры против загрязнения бассейна Волги:

- Прежде чем вода попадет в Волгу и её притоки, она полностью должна быть очищена. На это тратятся огромные средства.

- Промышленное предприятие не может вступить в строй, если нет установки для очистки промышленных стоков.

- Создаются очистные сооружения на старых предприятиях.

- Флот, перевозящий нефть, бензин, смазочные вещества, удобрения, переоборудуются так, чтобы его груз не мог попасть в воду.

- Запрещается сбрасывать в реку мусор с пассажирских судов.

Вернуть затопленные земли, не сократив выработку электроэнергии, можно с помощью ГАЭС (гидроаккумулирующие электростанции). Которые накапливают энергию путём подъёма воды насосами в бассейн выше станции. При росте потребности в электроэнергии из бассейна выпускается поток, энергия которого преобразуется в электрическую.

В результате, включение земель в Волжский каскад резко сокращает зеркало водохранилищ и компенсирует связанные с этим энергетические потери.

Закрепление изученного материала

Рефлексия

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по курсу "География России.Население и хозяйство" 9 класс.

Рабочая программа по курсу "География России. Население и хозяйство" по учебнику В.П. Дронова и  В.Я. Рома....

население и хозяйство Поволжья 9 кл

д/з-7минСлайд 1§Открыли тетради, записали тему урокаСлайд 2§ Сегодня на уроке мы с вами узнаемкаковы основные этапы хозяйственного освоения территории районанациональный состав и особенности нас...

Контроль уровня обученности в 9 классе по курсу «Население и хозяйство Республики Бурятия"

В данной работе разработаны вопросы и задания к итоговому уроку по географии Бурятии в разделе "Население и хозяйство Бурятии"....

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Тесты по географии "Население и хозяйство Владимирской области"

Контрольно-измерительные материалы по региональному курсу "География Владимирской области"  в 9 классе по теме "Население и хозяйство Владимирской области"....

разработка урока «Население и хозяйство Поволжья»

разработка урока «Население и хозяйство Поволжья»...