Технологическая карта урока «Географическое положение Курской области. Образ родного края»
план-конспект урока по географии (8, 9 класс)
"Географическое положение Курской области" - первая тема в системе уроков географии курса «География России. Природа». Это урок открытия новых знаний с элементами наглядного, частично-поискового и исследовательского методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Географическое положение Курской области. Образ родного края».
Цели для учителя:
- Образовательные: обеспечить усвоение и первичное закрепление особенностей географического положения Курской области, совершенствовать представление о красоте и достопримечательностях родного края; организовать и вовлечь обучающихся в активную исследовательскую деятельность на уроке для формирования познавательных, практических и самостоятельных навыков.
- Развивающие: развивать умения работать в парах и с дополнительными источниками географической информации. Способствовать формированию географической культуры, развитию памяти, логики, мышления и зрительного восприятия географической информации;
- Воспитательные: способствовать воспитанию интереса, патриотизма, гордости и любви к родному краю; воспитывать взаимопонимание и сплочённость в совместной деятельности.
Цели для ученика:
1.выяснить особенности географического положения Курской области;
2.сформировать представление о достопримечательностях родного края.
Используемое оборудование:
- Компьютер (с проектором и экраном)
- Плакат (стихотворение)
- Магнитная доска
- Оформленные в рамки фотографии природы родного края
- Рабочие места учащихся:
- Атлас России за 8 класс;
- Атлас Курской области;
- Маршрутный лист;
- Контурная карта Курской области.
Тип урока: урок открытия новых знаний с мультимедийным сопровождением.
Форма урока: урок – исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая (работа в парах), фронтальная.
Методы урока: словесно-наглядный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский и практический.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые технологии, методы, приёмы, формы активизации обучения | Формирование УУД | Результат взаимодействия |
Организационный момент. | Все сумели мы собраться, Чтоб за работу дружно взяться? Что бы думать, рассуждать, Могу ли я урок начать? Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | Подготовка к уроку, приветствие учителя, настрой на работу. | Словесный метод мотивации учебной деятельности, игровой прием. | Коммуникативные: планировать свою деятельность под руководством учителя. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. | Создание комфортной и доброжелательной обстановки в коллективе. |
Актуализация знаний. | Плакат на доске. Я из тех краев, где шум берез В переливах соловьиных тает, И над речкой после летних гроз Мотыльков прозрачных вьются стаи. А еще смешные облака В небесах барашками пасутся, И в лугах видны издалека Луж весенних голубые блюдца. Ребята! О чём автор написал эти строки? А о каком крае идёт речь? А, что вам подсказало, что это Курский край? Какое отношение эти строки имеют к нашему уроку географии? Что же мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке? | Высказывают предположения на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. | Наглядный, словесный. | Познавательные: обобщение своих знаний; Регулятивные: умение мыслить самостоятельно, владеть географической информацией; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | Включение школьников в совместную деятельность. |
Сообщение темы урока. Постановка познавательной задачи. Мотивация учебной деятельности. | Мотивация учебной деятельности. Создаёт проблемную ситуацию. Сегодня мы начинаем изучать природу Курского края. У каждого из нас есть своё восприятие родного уголка, основанное на личных впечатлениях. И сегодня мне бы хотелось, что бы вы поделились ими со своими товарищами. Давайте вспомним, что вы уже знаете о нашем крае? Что бы вам ещё хотелось узнать? Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. А давайте, сейчас вместе, отправимся в путешествие по нашей малой родине. А чтобы не заблудиться в пути предлагаю вам использовать маршрутные листы (раздаёт маршрутные листы ученикам). В них вы увидите весь наш путь, но не найдёте основных – ключевых данных. Вот их-то вам и нужно будет внести самостоятельно по ходу нашего движения. Так как вы будите двигаться по маршруту по парам (как вы сидите), то допускается взаимная помощь и проверка по пути следования. А с чего нам начать изучать нашу область? Правильно! С географического положения. Уточняет тему и цель урока. | Высказывают предположения на поставленные вопросы. Получают маршрутные листы и знакомятся с ними. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Уточняют тему урока, ставят цели урока. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Слайд 1-2) | Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный. Подготовка к восприятию. | Личностные: осознать необходимость изучения данной темы. | Формирование интереса к изучаемой теме. |
Изучение нового материала: 1.Ведение 2. ГП Курской области. Первичное закрепление (поэтапное). Первичное закрепление (поэтапное). Первичное закрепление (поэтапное). Повторное закрепление. Смотр знаний. 3. Образ родного края. | Как сказал К.Паустовский «Родная природа-это родной край, родная земля, это то «с чего начинается Родина». (Слайд 3) С чего же начиналась наша Родина? Акцентирует внимание учеников. Направляет их деятельность. Курская область образовалась 13 июня 1934 года, но её границы неоднократно изменялись и в современных границах наша область существует с 1954 года. (Слайд 8) Давайте вспомним, а что мы пониманием под ГП? Откройте карту «Федеративное устройство России». Найдите на ней Курскую область. В какой части России расположена Курская область? Насколько большая наша область по сравнению с масштабами Российского государства? Площадь России составляет 29,8 тыс.км²(Слайд 9) Организует работу в парах. Формулирует задания для учеников, направляет их деятельность. Задание 1. Определите по физической карте России, как расположена Курская область относительно крупных и мелких форм рельефа. Проверяет выполнение задания. Корректирует ответы. Помогает правильно внести ключевые слова в маршрутный лист. Акцентирует внимание на холмисто-увалистом рельефе Курской области. Задание 2. Определите, как расположена Курская область относительно параллелей и меридианов, используя физическую карту Курской области. Проверяет выполнение задания (Слайд 10). Задание 3. Определим, как Курская область расположена относительно государственной границы России и соседних областей. Корректирует ответы учащихся. (Слайд 11). Задание 4. Используя физическую карту Курской области, определите её протяжённость в км с севера на юг и с запада на восток. Учитель уточняет: Расстояние с севера на юг около 171 км. Расстояние с запада на восток около 305 км. (Слайд 12). В состав, какого экономического района входит Курская область? Определите, какие ещё области входят в состав ЦЧР? Протяжённость границ Курской области – 1235 км (Слайд 13). Акцентирует внимание на слайд. Давайте установим крайние точки нашей области. (Слайд 14). Крайняя северная – п. Светлый Дунай Крайняя западная – д.Городище Крайняя южная – х.Марьин Крайняя западная – д.Малая Гнилуша Задание 5. Определите на территорию каких районов приходятся крайние точки области. Проверяет выполнение задания (Слайд 14). Акцентирует внимание на слайд. Протяжённость границ Курской области – 1235 км (Слайд 15). Посмотрите внимательно на контур нашей области. Что он вам напоминает? Правильно –«рыбу, плывущую на запад» (Слайд 16). Задание 6. Откройте административную карту Курской области и определите сколько районов в составе Курской области. Проверяет выполнение задания (Слайд 17). Задание 7. Определите в какой части Курской области находится Советский район и с какими областями он имеет непосредственную границу? Проверяет выполнение задания (Слайд 18). Ребята! Вам не кажется, что наш маршрут подошёл к концу. Давайте оглянемся и вспомним, что же мы узнали о нашей области? Какой же мы вывод можем сделать о географическом положении нашей области? Корректирует ответы учащихся, помогает правильно сформулировать и записать в маршрутный лист. Ребята! Наша область маленькая (обращает внимание на контур области на физической карте России), но известная во всей России. Чем же славится она? А давайте послушаем небольшое сообщение вашего товарища. Чем ещё славится наша Курская земля? Обобщает, помогает осмысливанию увиденного и услышанного. | Сообщение обучающегося ПРИЛОЖЕНИЕ №3 «Из истории Курского края» (результат опережающего задания) сопровождается слайдами (Слайд 4-7) Осмысливают и заносят даты в маршрутный лист. Демонстрируют свои ранее полученные знания. Работают с атласом. Высказывают предположения на поставленные вопросы. Заносят в маршрутный лист. Работа с атласом. Высказывают предположения на поставленные вопросы. Заполняют маршрутные листы. Осмысливают. Работа с атласом Курской области. Работают по парам. Осуществляют взаимную проверку. Основная часть Курской области расположена между параллелями 51⁰ и 52⁰ северной широты. Основная часть Курской области расположена между меридианами 34⁰ и 38⁰ восточной долготы. Заносят в маршрутный лист. Работа с атласом. Работа в парах. Осуществляют взаимную проверку. Курская область – приграничная. На юго-западе проходит государственная граница с Украиной. Соседи: на севере – Орловская область на северо-востоке – Липецкая область на востоке – Воронежская область на юге и юго-востоке – Белгородская на юго-западе и западе – Сумская область (Украина) на северо-западе – Брянская область Заносят в маршрутный лист. Работа в парах. Работа с атласом. Осуществляют взаимную проверку. Расстояние с севера на юг около 200 км. Расстояние с запада на восток около 300 км. Заносят в маршрутный лист. Центрально-Чернозёмного. Вносят в маршрутный лист. Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская. Заносят в маршрутный лист. Работа в парах. Работа с атласом. Взаимопроверка. Крайняя северная – Железногорский район Крайняя западная – Рыльский район Крайняя южная – Беловский район Крайняя западная – Касторенский район Заносят в маршрутный лист. Заносят в маршрутный лист. Высказывают предположения. Работа в парах. Работа с атласом.
28. Вносят в маршрутный лист. Работа в парах. Взаимопроверка. В восточной. С Орловской и Липецкой. Вносят в маршрутный лист. Поочерёдно воспроизводят информацию со своих маршрутных листов. Высказывают предположения. Формулируют. Делают выводы. Вносят в маршрутный лист. Высказывают предположения. Сообщение учащегося (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) (опережающее задание) с презентацией «Символы Курского края». Слайд 19-33 Ответы учащихся после прослушанного сообщения. | Информационно-коммуникационные технологии (презентация, музыкальное слайд шоу). Технология критического мышления. Опережающее задание. Работа с картами атласа. Метод взаимоконтроля. Работа в парах. Технология проблемного диалога. Частично-поисковый, исследовательский и практический метод. | Личностные: осознать необходимость изучения данной темы, построение логической цепи рассуждений, самовыражение. Познавательные: извлекать информацию с карт атласа, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом в поиске и выборе информации. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, управление своим поведением, контроль, коррекция, оценка действий партнёра . Регулятивные: работать в соответствии с поставленными целями. | Развитие умения выбирать главную информацию из различных источников. Формирование умений самостоятельной и исследовательской деятельности. Умение владеть и оперировать своими знаниями. |
Рефлексия | Демонстрирует фильм с музыкальным сопровождением «Мой Курский край». После просмотра, на основе возникших чувств, учитель предлагает подобрать прилагательные, характеризующие Курский край и отражающее личное эмоциональное состояние. | Поочерёдно встают и называют прилагательное, которое олицетворяет красоту и богатство Курского края. | Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли;
Личностные: самоопределение. | Умение работать в едином темпе с коллективом. | |
Итог урока | Часто бывает так, что когда вы попадаете в незнакомое место, стараетесь всё увидеть и запомнить, и на то родное, привычное, что окружает вас, подчас не обращаете внимания. А ведь именно здесь вы родились и выросли. И куда бы ни забросила вас судьба, где бы вы ни жили, вы всегда вспомните свой родной Курский уголок. Я надеюсь, что этот урок оставит след в вашей памяти, разовьёт интерес к своему родному краю, и вы ещё больше будете знать, любить и беречь свою малую родину. И сделаете всё для её процветания. Подводит итоги урока. | Выводы обучающихся в соответствии с поставленными целями. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение делать выводы. | |
Дифференцированное домашнее задание | Объясняет выполнение домашнего задания: владеть информацией занесённой в маршрутный лист, нанести на контурную карту крайние точки области и соседние области, дополнительное сообщение или презентация «Наши выдающиеся земляки» (по желанию). | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. | Личностные: осознать необходимость выполнения домашнего задания. | Отсутствие единых стандартизированных заданий, возможность для творчества. | |
Выставление оценок | Выставляет и комментирует. | Самооценка. | Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать работу одноклассников. | Объективное оценивание собственных знаний и знаний своих одноклассников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 9 классе "Географическое положение Воронежской области . Образ родного края"
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Выявить особенности географического положения Воронежской области. 2....
Технологическая карта урока по географии на тему " Экономико- географическое положение Курской области"
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока "Географическое положение и климат."
Технологическая карта открытого урока в 8 классе"Географическое положение и климат".Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,обеспеч...
Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"
Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"...
Технологическая карта урока "Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования"
Технологическая карта по географии для 7 класса...