Технологическая карта урока «Географическое положение Курской области. Образ родного края»
план-конспект урока по географии (8, 9 класс)

 "Географическое положение Курской области" - первая тема в системе уроков географии курса «География России. Природа». Это урок открытия новых знаний с элементами наглядного, частично-поискового и исследовательского методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Географическое положение Курской области. Образ родного края».

Цели для учителя:

- Образовательные: обеспечить усвоение и первичное закрепление особенностей географического положения Курской области, совершенствовать представление о красоте и достопримечательностях родного края; организовать и вовлечь обучающихся в активную исследовательскую деятельность на уроке для формирования познавательных, практических и самостоятельных навыков.

- Развивающие: развивать умения работать в парах и с дополнительными источниками географической информации. Способствовать формированию  географической культуры, развитию памяти, логики, мышления и зрительного восприятия географической информации;

- Воспитательные: способствовать воспитанию интереса, патриотизма, гордости и любви к родному краю; воспитывать взаимопонимание и сплочённость в совместной деятельности.

Цели для ученика:

1.выяснить особенности географического положения Курской области;

2.сформировать представление о достопримечательностях родного края.

Используемое оборудование:

  • Компьютер (с проектором и экраном)
  • Плакат (стихотворение)
  • Магнитная доска
  • Оформленные в рамки фотографии природы родного края
  • Рабочие места учащихся:
  • Атлас России за 8 класс;
  • Атлас Курской области;
  • Маршрутный лист;
  • Контурная карта Курской области.

Тип урока: урок открытия новых знаний с мультимедийным сопровождением.

Форма урока: урок – исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая (работа в парах), фронтальная.

Методы урока: словесно-наглядный,  частично-поисковый, проблемный, исследовательский и практический.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые технологии, методы, приёмы, формы активизации обучения

Формирование УУД

Результат взаимодействия

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,

Чтоб за работу дружно взяться?

Что бы думать, рассуждать,

Могу ли я урок начать?

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя, настрой на работу.

Словесный метод мотивации учебной деятельности, игровой прием.

Коммуникативные: планировать свою деятельность под руководством учителя.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Создание комфортной и доброжелательной обстановки в коллективе.

Актуализация знаний.

Плакат на доске.

Я из тех краев, где шум берез

В переливах соловьиных тает,

И над речкой после летних гроз

Мотыльков прозрачных вьются стаи.

А еще смешные облака

В небесах барашками пасутся,

И в лугах видны издалека

Луж весенних голубые блюдца.

Ребята! О чём автор написал эти строки? А о каком крае идёт речь?

А, что вам подсказало, что это Курский край?

Какое отношение эти строки имеют к нашему уроку географии?

Что же мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке?

Высказывают предположения на поставленные вопросы. Формулируют тему урока.  

Наглядный, словесный.

Познавательные: обобщение своих знаний;

Регулятивные: умение мыслить самостоятельно, владеть географической информацией;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Включение школьников в совместную деятельность.

Сообщение темы урока.

Постановка

познавательной  задачи. Мотивация учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности. Создаёт проблемную ситуацию.

Сегодня мы начинаем изучать природу Курского края. У каждого из нас есть своё восприятие родного уголка, основанное на личных впечатлениях. И сегодня мне бы хотелось, что бы вы поделились ими со своими товарищами.

Давайте вспомним, что вы уже знаете о нашем крае?

Что бы вам ещё хотелось узнать?

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

А давайте, сейчас вместе, отправимся в путешествие по нашей малой родине. А чтобы не заблудиться в пути предлагаю вам использовать маршрутные листы (раздаёт маршрутные листы ученикам). В них вы увидите весь наш путь, но не найдёте основных – ключевых данных. Вот их-то вам и нужно будет внести самостоятельно по ходу нашего движения. Так как вы будите двигаться по маршруту по парам (как вы сидите), то допускается взаимная помощь и проверка по пути следования.

А с чего нам начать изучать нашу область?

Правильно! С географического положения.

Уточняет тему и цель урока.

Высказывают предположения на поставленные вопросы.

Получают маршрутные листы и знакомятся с ними.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Уточняют тему  урока, ставят цели урока.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Слайд 1-2)

Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный. Подготовка к восприятию.

Личностные: осознать необходимость изучения данной темы.

Формирование интереса к изучаемой теме.

Изучение нового материала:

1.Ведение

2. ГП Курской области.

Первичное закрепление (поэтапное).

Первичное закрепление (поэтапное).

Первичное закрепление (поэтапное).

Повторное закрепление. Смотр знаний.

3. Образ родного края.

Как сказал К.Паустовский «Родная природа-это родной край, родная земля, это то «с чего начинается Родина».

 (Слайд 3)

С чего же начиналась наша Родина?

Акцентирует внимание учеников. Направляет их деятельность.

Курская область образовалась  13 июня 1934 года, но её границы неоднократно изменялись и в современных границах наша область существует с 1954 года. (Слайд 8)

Давайте вспомним, а что мы пониманием под ГП?

Откройте карту «Федеративное устройство России». Найдите на ней Курскую область.

В какой части России расположена Курская область?

Насколько большая наша область по сравнению с масштабами Российского государства?

Площадь России составляет 29,8 тыс.км²(Слайд 9)

Организует работу в парах. Формулирует задания для учеников, направляет их деятельность.

Задание 1. Определите по физической карте России, как расположена Курская область относительно крупных и мелких форм рельефа.

Проверяет выполнение задания. Корректирует ответы.  Помогает правильно внести ключевые слова в маршрутный лист. Акцентирует внимание на холмисто-увалистом рельефе Курской области.

Задание 2. Определите, как расположена Курская область относительно параллелей и меридианов, используя физическую карту Курской области.

Проверяет выполнение задания (Слайд 10).

Задание 3. Определим, как Курская область расположена относительно государственной границы России и соседних областей.

Корректирует ответы учащихся. (Слайд 11).

Задание 4. Используя физическую карту Курской области, определите её протяжённость в км с севера на юг и с запада на восток.

Учитель уточняет:

Расстояние с севера на юг около 171 км.

Расстояние с запада на восток около 305 км. (Слайд 12).

В состав, какого экономического района входит Курская область?

Определите, какие ещё области входят в состав ЦЧР? Протяжённость границ Курской области – 1235 км (Слайд 13).

Акцентирует внимание на слайд.

Давайте установим крайние точки нашей области. (Слайд 14).

Крайняя северная – п. Светлый Дунай

Крайняя западная – д.Городище

Крайняя южная – х.Марьин

Крайняя западная – д.Малая Гнилуша

Задание 5. Определите на территорию каких районов приходятся крайние точки области.

Проверяет выполнение задания (Слайд 14).

Акцентирует внимание на слайд.

Протяжённость границ Курской области – 1235 км (Слайд 15).

Посмотрите внимательно на контур нашей области. Что он вам напоминает?

Правильно –«рыбу, плывущую на запад» (Слайд 16).

Задание 6. Откройте административную карту Курской области и определите сколько районов в составе Курской области.

Проверяет выполнение задания (Слайд 17).

Задание 7. Определите в какой части Курской области находится Советский район и с какими областями он имеет непосредственную границу?

Проверяет выполнение задания (Слайд 18).

Ребята! Вам не кажется, что наш маршрут подошёл к концу. Давайте оглянемся и вспомним, что же мы узнали о нашей области?

Какой же мы вывод можем сделать о географическом положении нашей области?

Корректирует ответы учащихся,  помогает правильно сформулировать и записать в маршрутный лист.

Ребята! Наша область маленькая (обращает внимание на контур области на физической карте России), но известная во всей России. Чем же славится она?

А давайте послушаем небольшое сообщение вашего товарища.

Чем ещё славится наша Курская земля?

Обобщает, помогает осмысливанию увиденного и услышанного.

Сообщение обучающегося

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 «Из истории Курского края» (результат опережающего задания) сопровождается слайдами (Слайд 4-7)

Осмысливают и заносят даты в маршрутный лист.

Демонстрируют свои ранее полученные знания. Работают с атласом.

Высказывают предположения на поставленные вопросы.

Заносят в маршрутный лист.

Работа с атласом.

Высказывают предположения на поставленные вопросы.

Заполняют маршрутные листы. Осмысливают.

Работа с атласом Курской области. Работают по парам. Осуществляют взаимную проверку.

Основная часть Курской области расположена между параллелями 51 и 52 северной широты.

Основная часть Курской области расположена между меридианами 34 и 38 восточной долготы.

Заносят в маршрутный лист.

Работа с атласом. Работа в парах. Осуществляют взаимную проверку.

Курская область – приграничная. На юго-западе проходит государственная граница с Украиной. Соседи:

на севере – Орловская область

на северо-востоке – Липецкая область

на востоке – Воронежская область

на юге и юго-востоке – Белгородская

на юго-западе и западе – Сумская область (Украина)

на северо-западе – Брянская область

Заносят в маршрутный лист.

Работа в парах. Работа с атласом.  Осуществляют взаимную проверку.

Расстояние с севера на юг около 200 км.

Расстояние с запада на восток около 300 км.

Заносят в маршрутный лист.

Центрально-Чернозёмного.

Вносят в маршрутный лист.

Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская.

Заносят в маршрутный лист.

Работа в парах. Работа с атласом.   Взаимопроверка.

Крайняя северная – Железногорский район

Крайняя западная – Рыльский район

Крайняя южная – Беловский район

Крайняя западная – Касторенский район

Заносят в маршрутный лист.

Заносят в маршрутный лист.

Высказывают предположения.

Работа в парах. Работа с атласом.

 

28. Вносят в маршрутный лист.

Работа в парах. Взаимопроверка.

В восточной. С Орловской и Липецкой.

Вносят в маршрутный лист.

Поочерёдно воспроизводят информацию со своих маршрутных листов.

Высказывают предположения. Формулируют. Делают выводы.

Вносят в маршрутный лист.

Высказывают предположения.

Сообщение учащегося (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) (опережающее задание) с презентацией  «Символы Курского края». Слайд 19-33

Ответы учащихся после прослушанного сообщения.

Информационно-коммуникационные технологии (презентация, музыкальное слайд шоу).

Технология критического мышления.

Опережающее задание.

Работа с картами атласа.

Метод взаимоконтроля.

Работа в парах.

Технология проблемного диалога.

Частично-поисковый, исследовательский и практический

метод.

Личностные: осознать необходимость изучения данной темы, построение логической цепи рассуждений, самовыражение.

Познавательные: извлекать информацию с карт атласа, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом в

поиске и выборе информации. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, управление своим поведением, контроль, коррекция,

оценка действий партнёра .

Регулятивные: работать в соответствии с поставленными целями.

Развитие умения выбирать главную информацию из различных источников.

Формирование умений самостоятельной и исследовательской деятельности. Умение владеть и оперировать своими знаниями.

Рефлексия

Демонстрирует фильм с музыкальным сопровождением «Мой Курский край».

После просмотра, на основе возникших  чувств, учитель предлагает подобрать прилагательные, характеризующие Курский край и отражающее личное эмоциональное состояние.

Поочерёдно встают и называют прилагательное, которое олицетворяет красоту и богатство Курского края.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли;

 

Личностные:

самоопределение.

Умение работать в едином темпе с коллективом.

Итог урока

Часто бывает так, что когда вы попадаете в незнакомое место, стараетесь всё увидеть и запомнить, и на то родное, привычное, что окружает вас, подчас не обращаете внимания. А ведь именно здесь вы родились и выросли. И куда бы ни забросила вас судьба, где бы вы ни жили, вы всегда вспомните свой родной Курский уголок. Я надеюсь, что этот урок оставит след в вашей памяти, разовьёт интерес к своему родному краю, и вы ещё больше будете знать, любить и беречь свою малую родину. И сделаете всё для её процветания.

Подводит итоги урока.

Выводы обучающихся в соответствии с поставленными целями.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение делать выводы.

Дифференцированное домашнее задание

Объясняет выполнение домашнего задания:

владеть информацией занесённой в маршрутный лист, нанести на контурную карту крайние точки области и соседние области, дополнительное сообщение или презентация «Наши выдающиеся земляки» (по желанию).

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике.

Личностные: осознать необходимость выполнения домашнего задания.

Отсутствие единых стандартизированных заданий, возможность для творчества.

Выставление оценок

Выставляет и комментирует.

Самооценка.

Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать работу одноклассников.

Объективное оценивание собственных знаний и знаний своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 9 классе "Географическое положение Воронежской области . Образ родного края"

ЦЕЛИ УРОКА: 1.                Выявить особенности географического положения Воронежской области. 2....

Технологическая карта урока "Географическое положение и климат."

Технологическая карта открытого урока в 8 классе"Географическое положение и климат".Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,обеспеч...

Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"

Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"...