Географическое положение и история исследования Антарктиды
план-конспект урока по географии (7 класс)

Разработка урока географии в 7 классе о географическом положении  и истории открытия и исследования материка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_v_7_klasse_po_antarktide.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №3» с.п. Сармаково

Зольский район Кабардино- Балкарская Республика

7 класс

Географическое положение и история исследования Антарктиды

Барокова Фатимат Тутовна - учитель географии

С.п. Сармаково

2022г.

7 класс

Географическое положение и история исследования Антарктиды

Цель урока: познакомить с физико – географическим положением Антарктиды; научить давать характеристику ФГП материка.

Задачи:

- показать значение открытия материка Антарктиды русскими моряками, покорения Южного полюса Земли экспедициями Р. Амундсена, Р. Скотта; отрабатывать правила работы с картой,

- развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа.

- способствовать развитию патриотизма, формированию мировоззренческой географической культуры.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и теоретических знаний о ФГП Антарктиды, иметь представление об исследователях материка;

Метапредметные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи; строить логическое рассуждение и делать выводы; работать с картами и текстом.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, атласы 7 класс, ноутбук, экран, презентация.

На доске эпиграф:

Все неизвестно! А пока туманы

Плывут под парусами корабля,

Там позади – покинутые страны.

Там впереди – чудесная земля.

Э. Багрицкий.

Ход урока:

Актуализация знаний. Приветствие учителя, проверка наличия учебных пособий на своем рабочем месте. Дежурный докладывает учителю об отсутствующих на уроке.

Вопросы:

- Какой раздел географии мы изучаем (материки и океаны) (показать материки у доски в порядке убывания площадей)

- Как назывался ранее существовавший единый материк? (Пангея)

- Что с ним произошло в дальнейшем? (раскололся на южный и северный материки в результате внутренних процессов происходящих в земле)

- Как назывался Северный материк? (Лавразия)

- Как назывался Южный? (Гондвана)

- Что в дальнейшем произошло с этими двумя материками и почему? (в результате процессов происходящих внутри Земли они раскололись на отдельные части)

- На какие две группы делят все материки? (северные и южные)

- Какую группу материков мы изучаем? (южные)

- Все ли южные материки расположены полностью в юном полушарии? (нет)

- Что же тогда их объединяет? (общая геологическая история развития)

-Какие материки южной группы мы уже изучили? (Африка, Австралия)

-Вспомните: Австралия – это самый? (сухой)

Отвечают на вопросы учителя, работают с географической картой атласа.

Создание проблемной ситуации

Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Сегодня продолжим изучать южные материки. Давайте вместе с вами попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Для этого послушайте:

Самый высокий –

Самый холодный –

В котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой - льда и неба.

О каком материке пойдет речь? Ребята называют материк, формулируют тему и цель урока. Записывают число и тему урока в тетрадях.

Вопрос: Какие ассоциации у вас возникают при слове Антарктида? Учащиеся перечисляют.

Изучение нового материала

#1060;ГП Антарктиды:

2. История открытия и исследования и природа материка:

3. Современные исследования Антарктиды.

2. Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида? В чем разница между такими понятиями Антарктида и Антарктика ? Показ слайдов

Южная полярная область Земли называется Антарктидой. Название это происходит от двух слов: «анти» – против и «Арктос» – так по-гречески называлось созвездие Большой Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит – противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики получил название Антарктида.

Учитель:

Дадим характеристику ГП положение Антарктиды по картам атласа, по группам.

1 группа (ответ) - Материк почти целиком находится за Южным полярным кругом. Не пересекается экватором, тропиками. Нулевой меридиан делит Антарктиду на две неравные части. Южный полярный круг пресекает Антарктический полуостров. Крайняя точка – одна и расположена на Антарктическом полуострове – 63 градуса С.Ш. (м. Сифре)

2 группа (ответ) Берега Антарктиды

омывают 3 океана: Индийский,

Атлантический и Тихий (хотя в атласах написано, что материк омывает один южный океан, это потому, что некоторые ученые стали выделять еще один океан, объединив в него южные части Атлантического, тихого и Индийского океанов) Моря: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса.

3 группа (ответ) – Материк расположен в антарктическом и субантарктическом климатических поясах. Антарктида обособлена от всех материков, кроме Южной Америки, от которой её отделяет самый широкий пролив Дрейка. Показ слайдов

Физминутка на географическую тему:

Первичное усвоение знаний

Учитель: Какое место занимает материк по S относительно других материков? Определяют S Антарктиды и записывают в тетрадь (S =14 млн. км2, занимает 5 место).

Учитель: Как же и когда была открыта Антарктида? Кто принимал участие в открытии этого материка?

Учитель: Вторая половина 18 века – Джеймс Кук неоднократно пересекает южный полюс, но материк не находит, его мрачные выводы, о том что даже и есть южные земли, то они никогда не будут исследованы «эта страна обречена природой на вечный холод». Интерес к этому району планеты не пропал. Показ слайдов

Первая русская Антарктическая экспедиция под руководством Лазарева и Беллинсгаузена на суднах «ФРАМ» и «МИРНЫЙ открыла Южный материк – Антарктиду в январе 1820 г. Мы должны помнить и гордиться, тем, что наши соотечественники были первооткрывателями Антарктиды, должны помнить о мужестве и героизме, проявленными русскими моряками во время столь сложной экспедиции. Показ слайдов.

Учитель: поговорим о первооткрывателях южного полюса.

(Руаль Амундсен открывает южный полюс – 14 декабря 1911 г. Роберт Скотт – открывает южный полюс – 18 января 1912 года).

Сообщения учащихся: 1 ученик- о Р. Амундсене. 2 ученик – о Р. Скотте.

Учитель: Давайте с вами поговорим о современных исследованиях Антарктиды. Выступление учащегося.

Вопросы:

1. Как изучался материк в первой половине 20 века?

2. Когда началось комплексное изучение материка?

- Почему считается, что ведущее место в изучении материка принадлежит советским ученым?

3. Назовите руководителя первой антарктической экспедиции? ( М.М. Сомов)

4. Назовите руководителя второй антарктической экспедиции? (Алексей Трешников)

5. Какие российские научные станции работают в Антарктиде? Перечислите их

6. Какому государству принадлежит Антарктида?

Ответы уч-ся:

1. МГГ – 1957-1958 год;

2. Все исследования проводились на очень высоком научном и техническом уровне;

3. М.М. Сомов;

4. Алексей Трешников;

5. Пионерская, Восток, Молодежная, Полюс недоступности- расположена в центре материка, где практически не ступала нога человека до русских ученых- полярников. Показ слайдов

6. Материк не принадлежит ни одному государству;

7. Высказывают свое мнение;

8. В Антарктиде запрещено испытывать оружие, разрешено заниматься только научной работой.

Закрепление.

1. Как вы думаете, выполнили мы с вами сегодня задачи, которые поставили в начале урока?

2. Какой материк мы сегодня начали изучать?

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

3. Чему равна площадь Антарктиды? (14 млн. км в кв.)

4. Кто является первооткрывателями Антарктиды?

5. Кто открыл Южный полюс?

6. Антарктида самый …материк

7. Почему необходимо изучать Антарктиду?

Что нового узнали сегодня на уроке? Обучающиеся перечисляют.

Итог урока. Рефлексия: Ребята, достигнута ли поставленная цель?

На уроке было интересно? Сможете применить полученные знания?

Задание на дом: пар. 34, стр. 136, задания 1-2, работа с картой.

Руаль Амундсен - норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился 16 июля 1872 г. в городе Борге в семье капитана, принял участие в экспедиции на корабле «Бельгика», впервые в истории осуществившей зимовку в Антарктике. В 1903 г. с командой из шести человек Амундсен первым зафиксировал Северный магнитный полюс Земли.

В июне 1910 г. на корабле Ф. Нансена «Фрам» Амундсен отправился в новую экспедицию, намереваясь добраться до Южного полюса. 19 октября 1911 г. путешественник с 4 спутниками и 52 собаками начал своё продвижение, и уже 14 декабря они, при благоприятствующей погоде, впервые в истории достигли Южного полюса Земли, на 33 дня опередив отряд английского путешественника Р. Скотта.

Ро́берт Скотткапитанкоролевского флота Великобритании, полярный исследователь, один из первооткрывателей Южного полюса, возглавивший две экспедиции в Антарктику: и «Терра Нова» . Во время второй экспедиции Скотт вместе с ещё четырьмя участниками похода достиг Южного полюса 17 января 1912 года, но обнаружил, что их на несколько недель опередила норвежская экспедиция Руаля Амундсена. Роберт Скотт и его товарищи погибли на обратном пути от холода, голода и физического истощения.

  1. Физкультминутка.

Антарктида - белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки вверх, шире, ниже,

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!

О тюленях, о китах, о суровых холодах!

А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

  1. Сейчас я зачитаю Стихотворение, а вы должны определить дальнейшую тему нашего разговора.

Под вековым тяжёлым одеялом

Почти совсем нетающего льда,

От всех морозов спряталась устало

Неведомая южная земля.

Её напрасно много лет искали,

И вот наперекор седым волнам

«Восток» и «Мирный» как – топаз пристали

К высоким, льдистым, хмурым берегам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3» с.п. Сармаково

«Антарктида. Географическое положение,

история открытия и исследования»

(открытый урок по географии в 7 классе в рамках фестиваля открытых уроков)

Учитель: Барокова Ф.Т.

2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»

План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока по теме «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

Цель урока:  Развитие познавательного, интереса и творческих способностей учащихся, развитие познавательных УУД у  учащихся  в процессе изучения географического положения, история откры...

Географическое положение и история исследования Антарктиды

Презентация к уроку географии в 7 классе по УМК "Полярная звезда"...

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды"

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...