Географическое положение и история исследования Антарктиды
план-конспект урока по географии (7 класс)
Разработка урока географии в 7 классе о географическом положении и истории открытия и исследования материка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_v_7_klasse_po_antarktide.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №3» с.п. Сармаково
Зольский район Кабардино- Балкарская Республика
7 класс
Географическое положение и история исследования Антарктиды
Барокова Фатимат Тутовна - учитель географии
С.п. Сармаково
2022г.
7 класс
Географическое положение и история исследования Антарктиды
Цель урока: познакомить с физико – географическим положением Антарктиды; научить давать характеристику ФГП материка.
Задачи:
- показать значение открытия материка Антарктиды русскими моряками, покорения Южного полюса Земли экспедициями Р. Амундсена, Р. Скотта; отрабатывать правила работы с картой,
- развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа.
- способствовать развитию патриотизма, формированию мировоззренческой географической культуры.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и теоретических знаний о ФГП Антарктиды, иметь представление об исследователях материка;
Метапредметные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи; строить логическое рассуждение и делать выводы; работать с картами и текстом.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материка.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, атласы 7 класс, ноутбук, экран, презентация.
На доске эпиграф:
Все неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля,
Там позади – покинутые страны.
Там впереди – чудесная земля.
Э. Багрицкий.
Ход урока:
Актуализация знаний. Приветствие учителя, проверка наличия учебных пособий на своем рабочем месте. Дежурный докладывает учителю об отсутствующих на уроке.
Вопросы:
- Какой раздел географии мы изучаем (материки и океаны) (показать материки у доски в порядке убывания площадей)
- Как назывался ранее существовавший единый материк? (Пангея)
- Что с ним произошло в дальнейшем? (раскололся на южный и северный материки в результате внутренних процессов происходящих в земле)
- Как назывался Северный материк? (Лавразия)
- Как назывался Южный? (Гондвана)
- Что в дальнейшем произошло с этими двумя материками и почему? (в результате процессов происходящих внутри Земли они раскололись на отдельные части)
- На какие две группы делят все материки? (северные и южные)
- Какую группу материков мы изучаем? (южные)
- Все ли южные материки расположены полностью в юном полушарии? (нет)
- Что же тогда их объединяет? (общая геологическая история развития)
-Какие материки южной группы мы уже изучили? (Африка, Австралия)
-Вспомните: Австралия – это самый? (сухой)
Отвечают на вопросы учителя, работают с географической картой атласа.
Создание проблемной ситуации
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Сегодня продолжим изучать южные материки. Давайте вместе с вами попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Для этого послушайте:
Самый высокий –
Самый холодный –
В котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой - льда и неба.
О каком материке пойдет речь? Ребята называют материк, формулируют тему и цель урока. Записывают число и тему урока в тетрадях.
Вопрос: Какие ассоциации у вас возникают при слове Антарктида? Учащиеся перечисляют.
Изучение нового материала
#1060;ГП Антарктиды:
2. История открытия и исследования и природа материка:
3. Современные исследования Антарктиды.
2. Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида? В чем разница между такими понятиями Антарктида и Антарктика ? Показ слайдов
Южная полярная область Земли называется Антарктидой. Название это происходит от двух слов: «анти» – против и «Арктос» – так по-гречески называлось созвездие Большой Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит – противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики получил название Антарктида.
Учитель:
Дадим характеристику ГП положение Антарктиды по картам атласа, по группам.
1 группа (ответ) - Материк почти целиком находится за Южным полярным кругом. Не пересекается экватором, тропиками. Нулевой меридиан делит Антарктиду на две неравные части. Южный полярный круг пресекает Антарктический полуостров. Крайняя точка – одна и расположена на Антарктическом полуострове – 63 градуса С.Ш. (м. Сифре)
2 группа (ответ) Берега Антарктиды
омывают 3 океана: Индийский,
Атлантический и Тихий (хотя в атласах написано, что материк омывает один южный океан, это потому, что некоторые ученые стали выделять еще один океан, объединив в него южные части Атлантического, тихого и Индийского океанов) Моря: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса.
3 группа (ответ) – Материк расположен в антарктическом и субантарктическом климатических поясах. Антарктида обособлена от всех материков, кроме Южной Америки, от которой её отделяет самый широкий пролив Дрейка. Показ слайдов
Физминутка на географическую тему:
Первичное усвоение знаний
Учитель: Какое место занимает материк по S относительно других материков? Определяют S Антарктиды и записывают в тетрадь (S =14 млн. км2, занимает 5 место).
Учитель: Как же и когда была открыта Антарктида? Кто принимал участие в открытии этого материка?
Учитель: Вторая половина 18 века – Джеймс Кук неоднократно пересекает южный полюс, но материк не находит, его мрачные выводы, о том что даже и есть южные земли, то они никогда не будут исследованы «эта страна обречена природой на вечный холод». Интерес к этому району планеты не пропал. Показ слайдов
Первая русская Антарктическая экспедиция под руководством Лазарева и Беллинсгаузена на суднах «ФРАМ» и «МИРНЫЙ открыла Южный материк – Антарктиду в январе 1820 г. Мы должны помнить и гордиться, тем, что наши соотечественники были первооткрывателями Антарктиды, должны помнить о мужестве и героизме, проявленными русскими моряками во время столь сложной экспедиции. Показ слайдов.
Учитель: поговорим о первооткрывателях южного полюса.
(Руаль Амундсен открывает южный полюс – 14 декабря 1911 г. Роберт Скотт – открывает южный полюс – 18 января 1912 года).
Сообщения учащихся: 1 ученик- о Р. Амундсене. 2 ученик – о Р. Скотте.
Учитель: Давайте с вами поговорим о современных исследованиях Антарктиды. Выступление учащегося.
Вопросы:
1. Как изучался материк в первой половине 20 века?
2. Когда началось комплексное изучение материка?
- Почему считается, что ведущее место в изучении материка принадлежит советским ученым?
3. Назовите руководителя первой антарктической экспедиции? ( М.М. Сомов)
4. Назовите руководителя второй антарктической экспедиции? (Алексей Трешников)
5. Какие российские научные станции работают в Антарктиде? Перечислите их
6. Какому государству принадлежит Антарктида?
Ответы уч-ся:
1. МГГ – 1957-1958 год;
2. Все исследования проводились на очень высоком научном и техническом уровне;
3. М.М. Сомов;
4. Алексей Трешников;
5. Пионерская, Восток, Молодежная, Полюс недоступности- расположена в центре материка, где практически не ступала нога человека до русских ученых- полярников. Показ слайдов
6. Материк не принадлежит ни одному государству;
7. Высказывают свое мнение;
8. В Антарктиде запрещено испытывать оружие, разрешено заниматься только научной работой.
Закрепление.
1. Как вы думаете, выполнили мы с вами сегодня задачи, которые поставили в начале урока?
2. Какой материк мы сегодня начали изучать?
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
3. Чему равна площадь Антарктиды? (14 млн. км в кв.)
4. Кто является первооткрывателями Антарктиды?
5. Кто открыл Южный полюс?
6. Антарктида самый …материк
7. Почему необходимо изучать Антарктиду?
Что нового узнали сегодня на уроке? Обучающиеся перечисляют.
Итог урока. Рефлексия: Ребята, достигнута ли поставленная цель?
На уроке было интересно? Сможете применить полученные знания?
Задание на дом: пар. 34, стр. 136, задания 1-2, работа с картой.
Руаль Амундсен - норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился 16 июля 1872 г. в городе Борге в семье капитана, принял участие в экспедиции на корабле «Бельгика», впервые в истории осуществившей зимовку в Антарктике. В 1903 г. с командой из шести человек Амундсен первым зафиксировал Северный магнитный полюс Земли.
В июне 1910 г. на корабле Ф. Нансена «Фрам» Амундсен отправился в новую экспедицию, намереваясь добраться до Южного полюса. 19 октября 1911 г. путешественник с 4 спутниками и 52 собаками начал своё продвижение, и уже 14 декабря они, при благоприятствующей погоде, впервые в истории достигли Южного полюса Земли, на 33 дня опередив отряд английского путешественника Р. Скотта.
Ро́берт Скотт — капитанкоролевского флота Великобритании, полярный исследователь, один из первооткрывателей Южного полюса, возглавивший две экспедиции в Антарктику: и «Терра Нова» . Во время второй экспедиции Скотт вместе с ещё четырьмя участниками похода достиг Южного полюса 17 января 1912 года, но обнаружил, что их на несколько недель опередила норвежская экспедиция Руаля Амундсена. Роберт Скотт и его товарищи погибли на обратном пути от холода, голода и физического истощения.
- Физкультминутка.
Антарктида - белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки вверх, шире, ниже,
Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!
Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах, о суровых холодах!
А теперь глаза открой, возвращаемся домой!
- Сейчас я зачитаю Стихотворение, а вы должны определить дальнейшую тему нашего разговора.
Под вековым тяжёлым одеялом
Почти совсем нетающего льда,
От всех морозов спряталась устало
Неведомая южная земля.
Её напрасно много лет искали,
И вот наперекор седым волнам
«Восток» и «Мирный» как – топаз пристали
К высоким, льдистым, хмурым берегам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3» с.п. Сармаково
«Антарктида. Географическое положение,
история открытия и исследования»
(открытый урок по географии в 7 классе в рамках фестиваля открытых уроков)
Учитель: Барокова Ф.Т.
2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»
План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Технологическая карта урока по теме «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
Цель урока: Развитие познавательного, интереса и творческих способностей учащихся, развитие познавательных УУД у учащихся в процессе изучения географического положения, история откры...
Географическое положение и история исследования Антарктиды
Презентация к уроку географии в 7 классе по УМК "Полярная звезда"...
План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды"
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...