Доклад на тему " Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся"
учебно-методический материал по географии

Бондаренко  Оксана Витальевна

Доклад на тему " Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

г. КУРСКА

ДОКЛАД

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Подготовила: учитель географии

МБОУ «СОШ № 41 им.

В.В. Сизова г. Курска

О.В. Бондаренко

2024г.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Не смотря на то, что часов географии в школе становится меньше, роль этого предмета не уменьшается. Потому как в настоящее время перед нами поставлена задача – воспитать будущих патриотов страны. А любить можно только то, что хорошо знаешь.

Кроме того, в связи с санкционным давлением на нашу страну извне, внутри России активно развиваются наука, техника и производство, тем самым, определяя потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.

Всё это в целом определило необходимость поиска новых, инновационных подходов к организации и управлению деятельностью учащегося в предметном обучении. Одним из таких подходов считается проблемно – интегративный подход обучению географии. Базисом для его разработки и научного обоснования послужила идея синтеза современных теорий развивающего обучения – и проблемного обучения.

Исходя из этого, под интегративным подходом к обучению мы понимаем особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных внутри – и межпредметных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез.

В условиях данного подхода ведущими становятся следующие принципы организации и функционирования процесса обучения:

- принцип межпредметной интеграции, предполагающий систематическую и целенаправленную реализацию межпредметных связей, как основного механизма интеграции знаний и способов действий в обучении географии, а также ведущего способа создания проблемных ситуаций, постановке и решения межпредметных учебных проблем;

- принцип единства внутри - и межпредметной интеграции знаний и способов действий, отражающий диалектическое единство и взаимосвязь внутри – и межпредметных связей в обучении географии.

- принцип координации познавательной деятельности школьника в течении каждого учебного года и её преемственность (скоординированность) при переходе от одного года обучения к другому году обучения географии.

Интегрированная роль школьной географии.

В условиях мирового демографического взрыва, сопровождающегося интенсификацией, расширением, углублением материального производства, актуализируется познание взаимодействия человека и природы на локальном, региональном, глобальном уровнях. Происходящая научно – техническая революция неотделима от географической картины мира, тенденций и перспектив пространственно – временного взаимодействия общества и природы. В комплексном исследовании многообразия форм воздействия общества на природу, оптимизации использования природных ресурсов географическая информация играет важную роль.

Для современной географии как науки о суперсистеме «человек - хозяйство - окружающая среда» вместе с аналитическо-объяснительной усиливается её интегративная функция. Становится всё более очевидным, что развитие материального производства, познание глобальных проблем человечества ( экологическая, энергетическая, ресурсная и др. ) зависят не только от вклада отдельных отраслей географической науки, но и от их междисциплинарного синтеза.  

В условиях работы по ныне действующим программам важное значение уделяется межпредметным связям. Особенно это относится к связи курса географии с математикой, биологией, химией, экологией, информатикой, литературой, историей.

География и математика

Рассмотрим некоторые рекомендации по использованию связи с математикой при изучении таких вопросов в курсе географии, как масштаб, разномасштабность карт, система прямоугольных координат и тд.

Согласно программе курса по географии V класса, масштаб должен рассматриваться учителем географии с учётом знаний учащихся о нём, полученных в курсах математики V классов. Учителю географии необходимо, прежде всего, выяснить уровень знаний учащихся о масштабе, в чём помогает ему беседа с учителем математики. Учитель географии должен обратить внимание на то, что в стабильном учебнике по курсу математики V класса, численная форма масштаба характеризуется так: одна тысячная, одна десятимиллионная и тд. В связи с этим учитель географии, опираясь на знания из курса математики, может требовать от пятиклассников общепринятого прочтения масштаба карт. Например: настенная карта России составлена в масштабе одна пятимиллионная и тому подобное. Связи с математикой важны при рассмотрении определения масштаба, даваемого в курсе V класса.

Необходимость в согласовании с курсом математики возникает и в связи с приобщением школьников к правильному сопоставлению планов и карт по масштабу. Практика обучения показывает, что учащиеся, даже в более старших классах, при сравнении двух масштабов нередко ошибочно называют более крупным тот из них, у которого больше знаменатель; затрудняются определить во сколько раз один масштаб крупнее другого. В этих случаях учителю географии помогут знания учащихся из курса математики: величина масштаба, как дробь при одном и том же числители, будет тем больше, чем меньше знаменатель, и наоборот. Вопрос о том, во сколько раз один масштаб крупнее другого, решается как частное деление большей дроби на меньшую. Кроме того, учителя математики в том же классе при закреплении действия с дробями могут использовать упражнения с соотношениями масштабов. В этом случае учителя географии подскажут учителям математики, какие лучше сопоставлять масштабы. В курсе географии VII класса, в теме «Карта материков», усовершенствованная программа предусматривает использование знаний семиклассников о масштабе из курсов математики V – VI классов.

Межпредметные связи географии и математики рассматриваются при изучении темы системы координат. В V классе изучается тема «Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота». Учитель географии, привлекая математические знания о системе должен пояснить, что в картографии более удобным оказалось отсчитывать координаты от осевых меридианов. Умелое использование связей с математикой может помочь при определении протяжённости территории по долготе, когда одна крайняя точка находится в западном, а вторая – в восточном полушарии. В этом случае учащимся необходимо сначала подсчитать число градусов до нулевого меридиана, а затем число градусов до второй данной точки.

Связи с математикой (с геометрией) важны и при рассмотрении способов глазомерной съёмки.

Кроме того, знания учащихся по математике применяются в курсе географии 6 класса при составлении графиков хода температуры воздуха, чтении диаграмм осадков, работе с розой ветров.

Ну и нельзя обойтись без знания математики при работе с таблицами в 9-11 классах, которые встречаются в курсах экономической и социальной географии.

География и биология

Интегрированные уроки географии и биологии мы часто используем для деловых игр. Главной целью таких уроков является сравнение отдельных территорий, которые по своим природным ареалам и объектам похожи друг на друга или отличаются какими – то характерными свойствами. Как правило, мы берём два – три объекта. Вначале разбираем каждый объект в отдельности, а затем сравниваем их.

Некоторые примеры. При изучении территории Восточно-Европейской равнины сравниваем Северо-Запад и территорию Прикаспийской низменности. Вначале учитель географии досконально характеризует географические особенности территорий, давая представление о климате, растительности, почвах, животном мире и затрагивает также этнографическую сторону. Учитель биологии старается со своей стороны дать интересную информацию о растительности регионов, приводит дополнительные сведения о животном мире, при этом концентрирует внимание учащихся на характеристике растений, которые дают высокую продуктивность в данных районах.

Рассказывает о специфике сельскохозяйственной продукции, о льноводстве на севере и об орошаемых территориях на юге и др. Организует работу с атласом и картами. Учащиеся записывают общие черты и различия объектов, чертят графики, заполняют специальные таблицы и контурные карты. Характеризуют растениеводство, выделяя сходства и различия.

В заключение урока предлагаем творческие задания: охарактеризовать местность, подчеркнуть характерные особенности климата, почвы, растительности и животного мира, затрагивается вопрос о деятельности человека. Говорится о реализации продукции в своей стране и за её пределами. Не забываются и экологические проблемы, рассматриваются проблемы рационального использования биологических ресурсов, охрана окружающей среды и тд. Интегрированные уроки в виде деловой игры помогают учащимся глубже понимать изучаемую тему, следовательно, повышаются и качества знаний и уровень специальных навыков.

Интегрированный урок по географии и биологии на тему: «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Русской равнины» Формирует и углубляет знания учащихся по выявлению особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины для установления причинно – следственных связей с позиций географов и биологов; расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убеждённости в необходимости охраны окружающей среды. Устанавливается зависимость между рельефом и тектоническим строением по физической и тектонической картам; определяются климатические условия территории по климатической карте; выявляется многообразие растительного и животного мира данной территории, их приспосабливаемость к условиях этой территории и распространение по ней, используя карту растительности и зоогеографическую карту.

 

География и история

Все мы с вами знаем, что политическая карта за последние десятилетия претерпевала не одно изменение. Вот и в настоящее время в связи с происходящими событиями, происходит обновление содержания школьной географии.

Сегодня вновь особое внимание уделяется историко-культурным аспектам: культуре разных народов – их быту, языку, религии, этническим особенностям формирования наций, истории географических открытий и исследований развития Земли как планеты и др.

История географических открытий и исследований всегда изучалась в курсах географии. Так, с V класса учащиеся знакомятся с путешествиями Х. Колумба, Васко да Гама, Ф. Магеллана. В курсе географии материков и океанов изучаются исследования отдельных материков. В курсах VIII – IX классах характеризовались русские экспедиции. В курсе экономической и социальной географии мира исторические вопросы использовались для объяснения формирования политической карты мира и мирового хозяйства, международного географического разделения труда.

В настоящее время в школьной географии существуют предпосылки для совершенствования методики изучения историко-географических знаний, поскольку есть большая потребность в объяснении многих географических процессов и явлений, особенностями исторического развития в установлении историко-географических связей между ними.

Эпоха Великих географических открытий – это наиболее важный период в исследовании Земли. Хотя географические открытия совершались во все исторические эпохи, начиная с древних времён, представителями всех цивилизованных народов, крупнейшие географические открытия (территориальные и акваториальные), сделанные европейскими мореплавателями и путешественниками с середины XV до середины XVII в., принято называть великими благодаря их исключительному значению для Европы и всего мира. Эпоха Великих географических открытий явилась важным социальным явлением в развитии цивилизации в целом и географической науки в частности.

Организация экспедиций носила не случайный характер. Тому предшествовали накопленные человечеством знания о Земле, кроме того – рост крупных городов, развитие товарного производства и торговли в Европе. Всеобщим средством обмена стали деньги, потребность в которых резко увеличилась, резко возрос спрос на золото – всё это способствовало бурному развитию мореплавания и организации многочисленных экспедиций в неизвестные земли.

Формируемые у учащихся пространственные представления позволяют создать более полный картографический образ планеты, начиная с древних карт и кончая картами XV – XVI веков.

Большое значение имеют топонимические названия – обязательный элемент географии. Географические названия не даются случайно. Одни из них отражают особенности местоположения и конфигурации объектов, другие отражают летопись географического изучения Земли. По языку, характеру названий можно судить, представитель какого народа был первооткрывателем того или иного объекта (острова Сан – Сальвадор, Доминика, Санта – Круус, Тринидад, открытые испанцами в экспедиции Колумба), в какое время произошло то или иное открытие (залив Рио – де – Жанейро – «река января»). Топонимические названия выступают в качестве важного исторического свидетельства, доказывающего приоритет в географических открытиях, и помогают лучшему усвоению историко-географических знаний.

Уже в начальном курсе географии целесообразно формировать представления о развитии мирового хозяйства и международного географического разделения труда. Известно, что уже весь мир был поделён на сферы влияния между сильными морскими державами – Испанией и Португалией, которые вели активную борьбу за источники золота и рынки сбыта. Это стало начальным этапом в развитии международных экономических отношений.

Большие возможности для углубления историко-географических знаний заложены в курсе географии VII класса. Здесь продолжается изучение истории географических открытий и исследований отдельных материков, океанов и стран. Учащиеся знакомятся с путешествиями Д. Ливингстона, В.В. Юнкера, Дж. Кука и многих других. Знания по истории географических открытий не только являются объектом познания, но и выполняют объяснительную функцию, они играют большую роль в объяснении многих социально – экономических явлений и процессов.

В курсе географии материков, океанов, стран и народов интересно показать, что процесс взаимопроникновения культур носил разный характер в различных регионах мира. Это могло быть насильственное насаждение культур, примером чего служат страны Латинской Америки. Так, на территории современной Мексики существовало сильное государство ацтеков, его жители занимались земледелием. Именно здесь возник один из древних мировых очагов земледелия, давший человечеству такие сельскохозяйственные культуры как кукуруза, фасоль, томаты, мексиканский вид хлопка. Индейские племена имели самобытную культуру, создавали выдающиеся памятники архитектуры – огромные пирамиды Луны и Солнца и многое другое. Своим вторжением испанские завоеватели уничтожали или оттесняли коренное население на непригодные земли. Была создана колония Новая Испания, здесь рождались потомки испанцев – креолы. Постепенно из разнородных этнических элементов складывалась мексиканская нация. Этому способствовало распространение испанского языка, объединившего индейцев, креолов, метисов, а также католическая религия.

Подобные процессы происходили в США, Канаде, в Австралии, которые в дальнейшем рассматриваются как страны переселенческого типа.

В истории есть и такие примеры, когда культура других стран не принималась каким – либо государством, например в Китае и Японии. О китайцах можно говорить как о нации, сделавшей большой вклад в мировые открытия. Китайцы изобрели компас, первыми ткали шёлк, делали бумагу, превращали глину в изящный фарфор, развили идею книгопечатания. Уже в XIII веке, по сведениям Марко Поло, в Китае были построены Великая Китайская стена и Великий канал – система водных путей. Великая Китайская стена - единственное творение рук человека, видимое на снимках из космоса! Великий канал используют и сегодня. Это один из длиннейших водных путей когда – либо построенных.

Одновременно китайская культура повлияла на развитие Японии. Ранняя японская цивилизация была в высшей точке своего развития приблизительно в 1000 г. н.э. В это время Париж и Лондон были маленькими городами с кривыми улочками и простыми домами. Японская культура заимствовала китайский стиль письма, на основе учения Конфуция была создана система управления государством.

География, черчение, изобразительное искусство.

Связь географии, топографии и черчения очевидна, так как невозможно изучать географию без знания карт и умения ими пользоваться.

Развитие образного мышления и познавательной деятельности школьников, а также формирование и систематизация у них графических знаний, умений и навыков, в свою очередь, пробуждают интерес учащихся к созидательной, творческой деятельности, способствуют раскрытию конструкторских и изобретательских способностей.

В определённых ситуациях (по уровню восприятия учебного материала детьми) желательно ограничиться выполнением заданий по изучению и построений планов местности, плана здания или графиков, а в других условиях задания усложнить. В связи с этим представляется возможным интегрированное изучение тем уроков черчения, географии и изобразительного искусства на подобного рода занятиях – искусствах, в ходе которых выполнялись бы задания по построению планов и профилей местности, выполнению планов или разрезов сооружений, составлению описаний художественно – утилитарного значения архитектурных сооружений и другое.

 

География, экология, химия

Эколого-геохимическое изменение окружающей среды приобретает в настоящее время всё большее значение для решения практических задач природопользования. Экогеохимия (исследование химических изменений в окружающей среде) городов, посёлков является составной частью комплекса исследований территорий интенсивного хозяйственного освоения.

Различные регионы Земли изменены деятельностью человека в разной степени, урбанизированные районы представляют собой территории, где практически не один компонент природной среды не избежал существенного преобразования. Борьба с загрязнением окружающей среды химическими элементами и их соединениями является одной из самых актуальных проблем во всём мире, так как оно приобрело, огромные масштабы и затрагивает практически все оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, почвенный покров, а также живые организмы. Экологическое образование школьников, проживающих в нашей стране в основном, в урбанизированных районах является важным звеном подготовки будущего поколения к рациональному природопользованию.

Опасность загрязнения территории с компактным проживанием населения химическими элементами, в частности металлами, связана с их широким распространением и токсичным воздействием на окружающую среду и живые организмы. Металлы способны накапливаться в живых организмах, что ведёт к отрицательным последствиям даже при воздействии невысоких концентраций. Большая группа металлов, в которую входят широко применяющиеся в промышленности ртуть, свинец, мышьяк, кадмий, относится к высокотоксичным и легкоусвояемым.

Металлы относятся к стойким загрязнителям, т. к. скорость их техногенного поступления в ландшафты многократно превышает скорость естественных процессов разложения выноса. В качестве показателя интенсивности загрязнений окружающей среды металлами А. И. Перельманом, известным геохимиком, посвятившим многие годы изучению окружающей среды, был введён термин « технофильность» - отношение ежегодной добычи Элементов в тоннах к его среднему содержанию в земной коре. Ежегодное увеличение добычи и использование металлов, а центрами их производства и использования являются города, ведёт к резкому увеличению технофильности таких элементов, как свинец, ртуть, кадмий, таллий и др.

Экология и география неразрывно связаны и переплетаются на протяжении всех курсов географии, так же как и химия. Загрязнению окружающей среды посвящено большое количество уроков, где чётко прослеживается эколого-геохимическая оценка состояния окружающей среды.

Интегрированным уроком географии и химии можно привести пример один из уроков в восьмом классе при изучении темы «Полезные ископаемые России». Этот урок называется «Углерод в полезных ископаемых».

 Кроме того, в ходе работы обучающихся над итоговым индивидуальным проектом, часто используются химические опыты. так, например, при работе над проектом об определении качества питьевой воды в нашем городе, ученики в пределах химической лаборатории проводят простейшие исследования качества питьевой воды.

География и литература.

В течении многих лет в преподавании географии проводятся мероприятия в стихотворной форме, придумываются загадки, порой дети сами придумывают стихотворения о природе. Например, в восьмом классе при изучении темы «Развитие форм рельефа в результате действия внешних процессов» можно использовать следующие стихотворения.

При формировании представления о понятии «выветривание»:

Солнце жарко припекает

И породы нагревает,

А потом мороз ударит,

И породы остывают.

Так всё время день за днём

К разрушению идём

Камень точит и вода, уж поверьте, господа,

Много лет может пройти, гор не станет на пути.

При формировании представлений о деятельности человека:

Человек – твоё влиянье на природу велико,

Но в своих благих деяньях нужно видеть далеко.

Раскопал ли котлован или ты прорыл канал,

Распахал земли участок или трассу проложил,

Ты подумай: «А природе я ничем не навредил?»

Да, рельеф он не живой и не чувствует он боль,

Но на нём ведь почва есть, и трава, и чудо – лес.

Ведь прекраснейший пейзаж – он всегда волнует нас.

Человек – ты весь в делах и тебе не ведом страх

За последствия творений не обдуманных подчас.

Подожди, остановись! За природу ты борись.

Ведь природа – это всё, без природы – ты ничто.

Большое внимание на уроках географии уделяется произведениям А.С. Пушкина, посвящённые Кавказу.

Пушкинское произведение «Кавказ» мы знаем со школьной скамьи, восхищаясь поэтической картиной гор:

И восхищает в этом стихотворении не только поэзия, но и то, как чётко намечены вертикальные пояса природы в горах. И это не только восхищает, но и удивляет. Ведь в пушкинское время не было понятия географической зональности, а тем более вертикальной поясности природы в горах. Только известны были деления подобно делению Е.Ф. Зябловского России на четыре полосы: самую холодную, холодную, умеренную и тёплую, или южную. В третьей части своего курса всеобщей географии, вышедшей в 1819 г. и посвященной Азии, профессор Главного педагогического института Е.Ф. Зябловский пишет: «Азия разделяется на 3 полосы:

1. на Северную, или Холодную;

2. Среднюю или умеренную;

3. Южную, или Жаркую».

География и информатика

Уроки географии совместно с преподавателем информатики я провожу уже в течении нескольких лет. Использование современных компьютерных технологий на уроке позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объём домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, повышают эффективность обучения, помогают развивать наглядно – образное мышление.

На проверку знаний на обобщающих уроках уходит много учебного времени, которого всегда не хватает. Используя электронные учебники, различные компьютерные программы, проверяются знания учащихся за 20 – 25 мин. Формы опроса могут быть разными. Это и проверка знаний при помощи текстов, и выполнение практических заданий, и творческие работы, и т.д. При этом высвобождается время для работы со слабоуспевающими учащимися, для решения различных текущих вопросов.

Также ученики сами учатся составлять небольшие тестовые электронные задания по изученным темам.

Применение на уроках мультимедиа программ усиливает мотивацию учащихся к учению, развивает познавательный интерес, логическое мышление, что в итоге ведёт к повышению качества знаний.

Использование компьютерных технологий позволяет реализовать межпредметные связи с литературой, историей, биологией, рисованием, географией, черчением, химией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ  «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....

Игры на уроках французского языка как средство активизации мыслительной деятельности учащихся

Учителю необходимо постоянно искать такие методы обучения, которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, делают учебный процесс ярким, интересным, качественным, эффективным. ...

Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики

Творческий проект. Современный учитель физики   может и даже  обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познават...

Проект «Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики в 7 х классах»

Физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные...

Педагогический проект Тема: Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении уровня практи...