Обобщающий урок по теме: "Население России".
план-конспект урока по географии (8 класс)

Гордиенко Людмила Васильевна

Цели урока:

  • Обобщить знания о населении страны.
  • Проверить уровень усвоения материала.
  • Отработать коммуникативные компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_znaniy_po_teme_naselenie_rossii_8_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение знаний по теме "Население России". 8-й класс

Класс: 8

Цели урока:

  • Обобщить знания о населении страны.
  • Проверить уровень усвоения материала.
  • Отработать коммуникативные компетенции.

Задачи урока

Образовательные:

  • Обобщить знания учащихся о населении страны.
  • Закрепить знание основных понятий и терминов.
  • Определить уровень умений учащихся работать с источниками информации.
  • Подготовиться к проверочному тестированию.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, гордость за свою страну.
  • Прививать чувство толерантности.

Развивающие:

  • Совершенствовать коммуникативные компетенции.
  • Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путем применения соревновательной формы урока.

Форма обучения: групповая.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Учебник Алексеев А.И. География России. Природа и население – М.: Дрофа, 2006.
  • Карты населения России в атласе.
  • Мультимедиа презентация «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила».
  • Дидактический материал.

Формы проведения урока: Урок-игра с использованием рисунков, фотографий, учебника, карт.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Закрепление материала – игровая форма.

  • 1 ступенька Демографическая.
  • 2 ступенька Миграционная.
  • 3 ступенька Этнографическая
  • 4 ступенька Урбанизация

3. Задание на дом.

  • повторить раздел 3, подготовиться к тестированию по теме.
  • стр.302 №5 - составить схему, отражающую проблемы нашей страны, связанные с географией населения (по желанию учащихся).

Предварительная подготовка.

На доске изображается игровое поле в виде лестницы. Каждая ступенька имеет название: «демографическая», «миграционная», «этнографическая», «урбанизация».

Класс делится на команды по 4-5 человек. На доске у каждой команды имеется своя фишка (в виде цветного магнита), которая перемещается к верхней ступеньке «Урбанизация» во время игры. Команды выбирают капитанов. Игровые столы ставятся по кругу. Команды отвечают на вопросы по - очереди. Цель команды – как можно быстрее достичь ступеньки «Урбанизация».

Задания для каждой ступеньки запечатаны в конверты, каждой команде отдельно. Капитан выбирает конверт с заданием.

Ведущий – учитель.

Ход урока

Оргмомент – 1 минута.

Постановка цели – 3 минуты.

Учитель: Мы закончили изучать большой раздел «Население России». Что мы узнали о россиянах?

Примерные ответы: численность, национальный и религиозный состав, особенности размещения.

Учитель: Хорошо. Сегодня мы подводим итоги. Вспоминаем все, над чем работали. Таким образом, готовимся к проверочной работе. Она будет на следующем уроке. Работа будет проводиться в виде теста, где вопросы аналогичны сегодняшним заданиям.

Правила игры – 2 минуты.

  1. Задача первыми достичь ступеньки Урбанизация. Команда, которая первой пройдет, все этапы получает «5».
  2. Если команда отстанет на 1 ступеньку, она получает «4». Если команда отстанет на 2 ступеньки, она оценивается по итогам работы. Капитан-эксперт определяет, как работали члены команды.
  3. Если команда отвечает неправильно, ее фишку не перемещают на следующую ступеньку.
  4. Время на обсуждение вопроса – 3 минуты.
  5. Команда, которая раньше выполнит задание, поднимает руку.
  6. Если команда нарушает дисциплину, она штрафуется снятием баллов, т.е. отодвигается на 1 ступеньку.
  7. Капитан определяет, кто отвечает на вопрос. Причем каждый член команды должен обязательно ответить на 1 из вопросов.

Ход игры – 32 минуты.

1 ступенька. Демографическая.

Командам выдаются конверты с карточками. На карточках одного цвета написаны термины, понятия по теме, численность и воспроизводство населения России. На карточках другого цвета написаны определения. Задача: найти соответствие между понятиями и определениями.

Термины: естественное движение, естественный прирост, миграция, этнос, титульный народ, главная полоса расселения, урбанизация. 

2 ступенька. Миграционная.

Каждая команда получает конверт с текстом строки из одной песни и таблицей-матрицей. Задача: в тексте песен найти информацию о механическом движении населения, определить виды миграций, ответ записать в матрицу-таблицу «плюсами» или «минусами»:

1 команда: Во Владимир перееду, в старом доме поселюсь…

2 команда: На недельку до второго я уеду в Комарово…

3 команда: Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде (Испания) крестьянам отдать…

4 команда:

Стук колес дробнее, поезд дальше мчится,
В мареве рассвете растаяла Москва,
Где-нибудь в Сибири, в дальней деревушке
Будет жить учитель из города Москвы…

5 команда: Я сажусь в машину, еду к морю за тобой…

6 команда: Гуд бай, Америка! Чужая сторона…

Матрица-таблица

Миграции

Классификация

Виды

Отметка о соответствии

По причинам

Природные

 

Семейно-бытовые

 

Экономические

 

Политические

 

Религиозные

 

По характеру

Добровольные

 

Принудительные

 

По времени

Безвозвратные

 

Возвратные

 

По масштабам

Внешние

 

Внутренние

 

По организованности

Организованные

 

Неорганизованные

 

3 ступенька. Урбанизация. Каждая команда получает конверт с гербом одного города и описанием герба. Задача: определить, о каких функциях города можно судить по его гербу. Повесить герб на магнитную доску и рассказать о функциях. 

Описания гербов городов.

Домодедово (старый герб). Утвержден 24 сентября 1985 г. Описание герба: "В лазуревом щите зеленый столб, обремененный вверху серебряной эмблемой Аэрофлота и золотыми перекрещенными серпом и молотом, внизу золотыми перекрещенными молотками с наложенными на них тремя серебряными брусками. Глава щита в виде червленой стены с пятью зубцами

Дубна. Утвержден 27 ноября 2003 года. Описание герба: "В серебряном поле лазоревая (синяя, голубая) выщербленная оконечность, из которой вырастает дуб того же цвета с зелёной кроной, обременённой золотым знаком атома в виде безанта между двух переплетённых звеньев; ниже знака атома, поверх всего - золотое узкое остриё

Екатеринбург. Утвержден 23 июля 1998 г. Описание герба: "Щит прямоугольный, имеющий в верхней части угловатые выступы и выемки, где на зеленой части поля серебряные рудокопная шахта и плавильная печь; в нижней, золотой - лазуревая волнистая полоса в серебряном окаймлении. На окраину щита наложена серебряная друза из пяти кристаллов. Щит поддерживается золотыми стоящими медведем и соболем.

Владивосток (старый герб). Утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: "В зеленом щите золотой тигр, поднимающийся по серебряной скале, с червлеными глазами и языком; в вольной части влево - герб Приморской области. Щит украшен золотой башенной короною о трех зубцах; за щитом два золотых якоря, накрест положенных и соединенных Александровской лентою".

Геленджик. Утвержден 16 февраля 1972 г. Описание герба: "В золотом щите лазуревый круг, обремененный золотым солнцем, испускающим лучи, и сопровождаемый: справа лазуревым щитком с золотой чашей, обвиваемой змеей, слева лазуревым же щитком с серебряным парусом, под которым две серебряные рыбы, внизу червлеными серпом и молотом в обрамлении зеленой виноградной лозы. Завершенная лазуревая глава в нижней части соприкасается с лазуревым кругом, в верхней — с лентой, на которой помещено наименование города

4 ступенька. Этнографическая.

Каждая команда получает конверт с фотографиями народов России (все фотографии) и заданным народом. Народы: русские, татары, чукчи, дагестанцы, калмыки. Задача: выбрать фотографии, относящиеся к народу заданному команде. Повесить на магнитной доске выбранные фотографии. 

Команда-соперник должна определить народ России по коллажу.

Выставление оценок. – 1 мин.

Учитель: Подведем итоги. Мы все с вами отличаемся друг от друга. Чем?

Ответы: национальностью , вероисповеданием , возрастом, местом жительства и т.д.

Учитель: Но, несмотря на все отличия – мы одна семья. Все мы россияне. (слайд 11-12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)

Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....

Обобщающий урок по теме Население России

Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...

Обобщающий урок по теме "Население России"

В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...

За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.

Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...

Обобщающее повторение по теме: "Населения России"

Человек  - высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные ценности.Познакомившись со многими процессами выявив и обсудив важные проблемы, мы можем более глубоко пр...

Обобщающий урок по теме "Население РФ" на примере своей семьи

Урок проходит в групповой форме в 9 классе. Урок проходит хорошо, учитывая, что в 9 классе учатся как правило не для знаний, а для оценок. а мне 5 жалко ставить просто так. Урок провожу, опираясь на д...

Обобщающее повторение по теме "Население России"

Тема "Население России" по географии в 9 классе очень интересна и актуальна. В теме много цифровой, схематической,а так же современной информации, даётся много определений, которые необходим...