Программа факультативного курса "География Иркутской области".
рабочая программа по географии (9, 10 класс)
Программа факультативного курса "География Иркутской области".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП СОО (ФГОС СОО)
МБОУ г. Иркутска СОШ №1
Рабочая программа
факультативного курса
« География Иркутской области (Экономическая и социальная география Иркутской области)»
(базовый уровень)
срок реализации программы: 1 год
Программа составлена на основе программы спецкурса для общеобразовательных организаций по Географии Иркутской области. / Н.Д. Савченко, Н.Б. Парилова. – Иркутск, 2016 г.
г. Иркутск
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии Иркутской области составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН от 17.12.2010 № 1897), на основе фундаментального ядра содержания общего образования, программы основного общего образования по географии, программы по линии учебно-методических комплексов «Полярная звезда» по географии для 6-11 классов, издательства «Просвещение», авторы А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина, программы спецкурса по географии «География Иркутской области», авторы Савченко Н. Д., Парилова Н. Б, зарегистрированной в МКУ ИМЦРО 25.05.2016, регистрационный номер 111.
Курс географии Иркутской области введен в региональный базисный план. На курс отводится 34 учебных часа. Из них 17 часов на изучение «Физической географии Иркутской области» в 8 классе и 17 часов на изучение «Экономической и социальной географии» в 9 классе. Данный курс является заключительным блоком изучения географии России.
Основные задачи курса:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности территории Иркутской области;
- создать образное представление административных районов с выделением особенностей их природы, ресурсов и их использования населением в хозяйственной деятельности;
- раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических процессов, происходящих в географическом пространстве Иркутской области;
- продолжить развитие картографической грамотности учеников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба;
- развивать практические географические знания и умения, извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним характеристики явлений природы, отдельных территорий;
- формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рациональном природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;
- раскрывать закономерности размещения населения и его хозяйственной деятельности в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимость проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам;
- на основе историко-географического подхода раскрывать изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в области, формировать у школьников эмоционально- ценностное отношение к географической среде;
- способствовать развитию географической культуры – географическому языку, знанию важных географических объектов и их положения на карте, картографическим умениям и др.
Общая характеристика учебного курса
География иркутской области в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о своем крае, как о значимом регионе в Азиатской части России, закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, об особенностях, динамики и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в ее географическом пространстве.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности - от познания природы к познанию народов ее населяющих и их хозяйственной деятельности. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух блоков: «Физическая география Иркутской области» и «Социально-экономическая география Иркутской области». В 9 классе изучается блок: «Социально-экономической географии Иркутской области». При изучении этого блока важное место отводиться идеологической функции географии, формировании патриотизма и отношения к своей Родине. Главная цель курса – формирование географического образа своей «Малой Родины» во всем ее многообразии и целостности на основе системно-деятельностного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному, то есть от имеющихся знаний по стране в целом к познанию отдельного региона (Иркутской области) и его структурных единиц (административных районов, городов и т.д.).
Ожидаемые и планируемые результаты освоения курса
Личностным результатом обучения географии в основной школе является:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях (гражданин Российской Федерации, житель Иркутской области);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Иркутской области, представление о ней как субъекте российского географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства Иркутской области как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности главных проблем Иркутской области и России.
Метапредметные результаты предполагают формирование УУД (учебные универсальные действия).
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей области, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов, проживающих на территории Иркутской области, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний, умений и навыков и их применения в различных жизненных ситуациях;
- умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям в области и стране;
- умение использовать географические знания территории Иркутской области для адаптации и созидательной деятельности.
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных вариантов и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять индивидуально или в группе план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать свою деятельность;
- совершенствовать самостоятельно критерии оценки своей деятельности;
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- использования элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «географии Иркутской области» являются следующие умения:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социо-природного развития Иркутской области;
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории области;
- оценивать особенности географического положения Иркутской области, ее природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации и степени урбанизации;
- анализировать и объяснять различия демографического развития и урбанизации Иркутской области и России;
- прогнозировать изменения в природе, хозяйственной деятельности, численности населения и составе населения области;
- составлять рекомендации по решению географических проблем на территории области;
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими, справочными и др.;
- работать с контурными картами;
- определять по картам иркутской области и России местоположение географических объектов области;
- объяснять сущность происходящих в Иркутской области социально-экономических преобразований;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства по территории области;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и административным районам, роль Иркутской области в Российской Федерации;
- формулировать свое отношение к культурному и природному наследию Иркутской области;
- выражать свое отношение к рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур Иркутской области, национальным проектам и государственной, региональной политике.
Содержание учебного курса «Социально-экономической географии Иркутской области»
(0,5 ч в неделю, всего 17 часов)
Тема №1. Экономико-географическое положение (2 часа)
Площадь территории области. Сравнение ее с размерами других субъектов РФ и зарубежных стран.
Математико-, физико-, экономико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие экономики.
Административно-территориальное устройство Иркутской области.
Социокультурный практикум
- Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.
- Обозначение на контурной карте границ области и ее административных районов.
- Сравнение административных районов по площади их территории и географическому положению (южные, северные, прижелезнодорожные, приленские, приангарские и др.0
Тема №2. История освоения территории области (2 часа)
Исторические периоды освоения области
I – до начала XVII века – кочевание местных племен бурят, эвенков (тунгусов), тофаларов (карагасов);
II – XVII – середина XVIII века – хозяйственное освоение русскими территории Прибайкалья;
III – середина XVIII – начало XIX века – развитие хозяйства под воздействием Сибирского (Московского) тракта;
IV – 1840 – 1900 гг. – отмена крепостного права, золотодобыча и ее воздействие на экономику Иркутской области;
V- 1900 – 1917 гг. - строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, перестройка хозяйства области под ее влиянием;
VI – советский – формирование области в современных границах, коллективизация, индустриализация экономики и связанные с этим особенности ее развития;
VII – развитие хозяйства Иркутской области по пути рыночных отношений, разгосударствление собственности, создание новых форм организации производства.
Социокультурный практикум
Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учеными.
Тема №3. Население Иркутской области (4 часа)
Динамика численности населения (переписи населения 1939-2010 гг). Естественное движение населения и миграция.
Возрастно-половая структура населения. Национальный состав населения. Рынок труда.
Расселение населения. Типы поселений (городские и сельские). Урбанизация, ее региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная.
Социокультурный практикум
- Социологическое исследование: «Изучение семей родственников, соседей, друзей».
- Заполнение блок-схемы в рабочей тетради.
Тема №4. Природно-ресурсный потенциал Иркутской области (2 часа)
Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их запасы и различия по территории.
Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы. Особенности их размещения и хозяйственная оценка. Транспортно-географическое положение как фактор освоения природно-ресурсного потенциала. Проблемы рационального использования ресурсов.
Социокультурный практикум
- Составьте блок-схему размещения главных сырьевых баз области: а) существующих, б) перспективных. Обоснуйте необходимость и целесообразность их эксплуатации
- Составление характеристики добывающей промышленности Иркутской области.
Тема №5. Хозяйство Иркутской области (5 часов)
Факторы развития экономики Иркутской области. Структура хозяйства Иркутской области. Особенности развития в условиях становления рыночных отношений. Изменение форм организации производства в связи с изменением форм собственности.
Главная отрасль хозяйства – промышленность. Структура промышленного производства по видам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности. Оценка основных источников загрязнения окружающей среды.
Сельское хозяйство. Земельный фонд, его структура. Сельскохозяйственные угодья, их количественная и качественная оценка. Развитие растениеводства и животноводства. Сельскохозяйственные районы и их специализация. Обеспеченность сельскохозяйственной продукцией населения области. Оценка воздействия сельского хозяйства на окружающую среду.
Транспорт. Виды транспорта, получившие развитие в Иркутской области. Густота транспортной сети. Структура перевозки грузов, пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот по видам транспорта. Характеристика видов транспорта. Транспортные магистрали. Виды перевозимых грузов. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды.
Социокультурный практикум
- Характеристика Топливно-энергетического баланса Иркутской области.
- Нанести на контурную карту электростанций Иркутской области.
- Создание схемы «Цепочка производств, формирующихся при крупных ГЭС».
- Анализ карт атласа с целью изучения изменения сельскохозяйственной специализации с севера на юг.
- Оценка транспортной доступности городов Иркутской области.
- Обозначение на контурной карте крупных предприятий Иркутской области.
Тема №6. Внешние экономические связи области (1 час)
Внешние экономические связи – результат географического разделения труда. Предпосылки участия области во внешнеэкономическом объеме. Товарная структура экспорта и импорта продукции. Внешние экономические связи со странами СНГ, Балтии и другими странами дальнего зарубежья.
Социокультурный практикум
- Анализ статистических материалов по внешней торговле Иркутской области.
- Создание картосхемы: «Внешние экономические связи Иркутской области».
Тема №7. Обобщение материала по курсу (1 час)
Интеллектуальный марафон по географии Иркутской области.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Социальная и экономическая география Иркутской области»
№ урока | дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Виды деятельности на уроке | Практические работы | Домашнее задание | |
1 | Определение и оценка ЭГП области | 1 | Определение и оценка ЭГП области | Работа с картами: атлас «Иркутск и Иркутская область», атлас России. Определяют приграничных с областью «соседей», выясняют, граничит ли область с зарубежными странами и каким путем осуществляются связи с Монголией и Китаем, анализируют карту транспорта и составляют таблицу «Транспортно-географическое положение административных районов Иркутской области», дают оценку ЭГП («плюсы» и «минусы») с точки зрения влияния его на развитие экономики области. | Пр. раб. №1. «Обозначение на контурной карте границ Иркутской области, «соседей», административных районов Иркутской области и их центров». | Учебник: стр.6-9. Рабочая тетрадь стр. 18, тема №1. | ||
2 | Административно-территориальное устройство Иркутской области | 1 | Изучение административно-территориального устройства Иркутской области | Работа с картами атласа «Иркутск и Иркутская область», со стат. материалами (Приложение 1.5 в рабочей тетради). Определяют число административных районов, сравнивают их по площади и численности населения. Ранжируют от наибольшего к наименьшему, выявляют причинно-следственные связи между площадью, численностью и ЭГП районов, определяют число городов, пгт, сельских администраций, муниципальных образований. Проводят типологию городов по численности населения. | Рабочая тетрадь: стр. 18, задание №7-9, тема №1. | |||
3 | История освоения Иркутской области до 20 века | 1 | История освоения территории области до 20 века | Работа с картами и учебником. Выявляют исторические периоды хозяйственного освоения территории русскими. Строительство Московского тракта. Золотодобыча. Развитие земледелия. | Учебник: стр.14-21. Рабочая тетрадь: тема №2, стр.18-19 | |||
4 | История развития хозяйства Иркутской области в 20 веке | 1 | История развития Иркутской области в периоды 1900 г. – 1917 г. в советские годы и после распада СССР | Систематизируют информацию о создании в области промышленного комплекса: строительство Транссибирской железной дороги и развитие угольной промышленности, строительство ГЭС, машиностроительных предприятий, алюминиевых заводов, целлюлозно-бумажных заводов, БАМ. | Пр. раб. №2. «Подборка фрагментов историко-географического описания области известными поэтами, писателями, учеными». | Учебник: стр.144-151. | ||
5 | Динамика численности населения Иркутской области и источники его роста | 1 | Динамика численности населения Иркутской области. Естественный прирост. Миграции. | Работа с картами атласа, статистическими материалами (Приложение 2, 3, 7 в рабочей тетради). Строят график «Динамика численности населения Иркутской области», выявляют особенности развития населения, составляют таблицу «Соотношение источников роста населения» и сравнивают по годам значимость каждого источника роста населения, составляют схему «Направления внутриобластной миграции» и находят причины данных направлений. | Пр. раб. №3. Социологическое исследование «Динамика детности семьи» | Учебник: стр.112-119. Рабочая тетрадь: стр.19-21, тема №3-3.1 | ||
6 | Возрастно-половая структура населения Иркутской области | 1 | Изучение половой, возрастной, национальной структуры населения Иркутской области | Работа со статистическими материалами (Приложение 4, 6 в рабочей тетради), сайт «Иркутскстат». Определяют особенности динамики среднего возраста населения Иркутской области и сравнивают с показателями по стране, находят причины различий, рассматривают этапы старения населения по районам, делают выводы, рассчитывают показатели демографической нагрузки и определяют ее динамические изменения, анализируют возрастно-половые пирамиды и выявляют особенности и причины динамических изменений, выясняют какие коренные народы проживают в Иркутской области, в каких районах проживают, к каким языковым семьям и группам относятся. | Учебник: стр.120-123. Рабочая тетрадь: стр.21-22, тема №3-3.2 | |||
7 | Рынок труда и занятость населения | 1 | Характеристика рынка труда Иркутской области. Изучение проблем занятости населения | Работа со статистическими материалами, словарем по экономике. Находят определение понятий: рынок труда, занятость населения. Анализируют среднегодовую численность занятых по видам экономической деятельности, делают расчеты уровня безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда в области. | Учебник: стр.123-127. Рабочая тетрадь: стр.22-24, тема №3-3.3 | |||
8 | Расселение населения. Урбанизация | 1 | Анализ карты плотности населения. Распределение населения по территории Иркутской области. Города Иркутской области. | Используя статистические материалы рассчитывают среднюю людность сельского поселения, делают вывод о мелкоселенности сельского расселения, находят причины, распознают на блок-схеме последовательность размещения городов областного, районного подчинения. Рассчитывают среднюю плотность населения области и по карте сравнивают районы по плотности, объясняя причины различий. Рассчитывают уровень урбанизации. Составляют таблицу «Города Иркутской области». | Пр. раб. №4. «Обозначение на к/к городов Иркутской области и районов сельского расселения» | Учебник: стр.119-120, 127-144. Рабочая тетрадь: стр.24, тема №3-3.4 | ||
9 | Хозяйственная оценка природных ресурсов | 1 | Характеристика природных ресурсов и степень их вовлеченности в хозяйственную деятельность человека на территории Иркутской области | Работа с картами атласа, контурными картами, учебником. Составляют схему «Классификация природных ресурсов Иркутской области». Выявляют основные закономерности размещения минеральных ресурсов. Составляют таблицы «Неметаллические ресурсы Иркутской области», указывают степень их освоенности. | Пр. раб. №5. «Обозначение на к/к угольных бассейнов, месторождений нефти и газа, железных руд и неметаллических полезных ископаемых» | Учебник: стр.31-40. Рабочая тетрадь: стр.25-26, тема №4 | ||
10 | Горнодобывающая промышленность Иркутской области | 1 | Познакомиться с добывающей промышленностью Иркутской области. | Работают с картами атласа, контурными картами, учебником. Определяют состав горнодобывающего комплекса и его особенности, рассчитывают удельный вес области в российском производстве золота, железорудного концентрата. Составляют схему «Экономические связи Коршуновского ГОКа», анализируют динамику производства железорудного концентрата, указывая причины. | Пр. раб. №6. «Обозначение на контурной карте месторождения золота, железной руды, соли поваренной и калийной, слюды и поделочных камней». | Учебник: стр.168-175. Рабочая тетрадь: стр.30-31, тема №5-5.3 | ||
11 | Промышленность. Топливно-энергетический комплекс | 1 | Изучение промышленности Иркутской области. | Составляют схему «Структура хозяйства Иркутской области», рассматривают динамику индексов производства и определяют темпы роста или стагнации отраслей промышленности. Анализируют среднегодовую занятость по видам деятельности, выявляют причины изменений, составляют схему «Состав ТЭК», строят график «Динамика добычи угля в Иркутской области», проводят его анализ. | Пр. раб. №7. «Обозначение на контурной карте крупные предприятия Иркутской области и их специализацию» | Учебник: стр.153-167. Рабочая тетрадь: стр.26-27, тема №5-5.1 | ||
12 | Обрабатывающая промышленность: цветная металлургия, лесопромышленный комплекс | 1 | Изучают схему «Факторы размещения промышленного производства» и подписывают центры промышленности. Рассматривают географию (атлас с.35) алюминиевой промышленности. По картам атласа (с. 37,38) оценивают лесные ресурсы и их размещение. На контурных картах показывают центры лесной промышленности. Готовят сообщения по экологическому ущербу, нанесенному этими отраслями производства | Пр. раб. №8. «Дать характеристику лесопромышленного комплекса по плану». | Учебник: стр.175-181, 192-202. Рабочая тетрадь: стр.28-30, тема №5-5.2 | |||
13 | Обрабатывающая промышленность: химическая промышленность, машиностроение | 1 | Работают со схемой «Отрасли химической промышленности», записывают в таблицу центры производства. По картам (с.20,35) определяют виды сырья для химической производства (в Иркутской области и импортируемые). Заполняют таблицу «Отраслевая структура машиностроения Иркутской области» | Учебник: стр.181-191. | ||||
14 | Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство | 1 | Составляют схему «Структура АПК». Рассчитывают удельный вес сельскохозяйственных угодий в земельном фонде области. Строят диаграммы: структура сельскохозяйственных угодий, структура стада продуктивного скота. Анализируют диаграмму «Структура производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств, выясняют причины динамических изменений. Выполняют контурную карту «Специализация с/х Иркутской области». | Пр. раб. №9. «Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов Иркутской области» | Учебник: стр.210-230. Рабочая тетрадь: стр. 31-32, тема №5-5.4 | |||
15 | Транспорт. Виды транспорта в Иркутской области | 1 | Определяют по карте атласа (с.39) виды транспорта, получившие развитие в Иркутской области. Определяют по стат. материалам место каждого вида транспорта в перевозке грузов и пассажиров, в грузообороте и пассажирообороте (оформляют круговые диаграммы). Доказывают путем расчетов стат. данных слабую транспортную освоенность Иркутской области, сравнивая с российскими показателями. На контурной карте показывают транспортные пути: железные и автомобильные дороги, авиалинии и аэропорты. | Пр. раб. №10. «Обозначение на контурной карте транспортных путей». | Учебник: стр.231-239. Рабочая тетрадь: стр.33-34, тема №5-5.5 | |||
16 | Внешние экономические связи Иркутской области: внешняя торговля и туризм | 1 | Знакомятся с формами внешних экономических связей. Анализируют стат. таблицу «Внешняя торговля Иркутской области» и выявляют особенности внешнеторгового оборота и сальдо внешней торговли. Составляют круговые диаграммы «Товарная структура экспорта и импорта Иркутской области». На политической карте находят страны, с которыми область ведет торговлю. Разрабатывают приоритетные направления в развитии туристической деятельности в области. Готовят и защищают туристические проекты. | Учебник: стр.248-253. Рабочая тетрадь: стр.34-36, тема №6. | ||||
17 | Обобщение материала | 1 | Заполняют структурно-логическую схему «Экономическая география Иркутской области» либо проводят Интеллектуальный марафон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/28/picture-21452.jpg)
Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс
Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/07/picture-207001-1733562222.jpg)
Рабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-198101-1568795528.jpg)
Программа по истории Иркутской области к учебнику З.Рабецкой.
Программа может быть использована для работы на первом курсе СПО....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/11/picture-479668-1410435513.jpg)
Рабочая программа по географии Иркутской области 8 класс
Рабочая программа составлена на основеПрограммы для общеобразовательных учреждений. География Иркутской области. 8-9 классы / под ред. В. М. Бояркина, Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-757405-1455691951.jpg)
Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ, авторской программы Савченко Н.Д., Леонтьева А.С. География Ирку...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/24/picture-51251.jpg)
Рабочая программа по географии Иркутской области для 8-9 классов
Адаптированная программа составлена на основе образовательной программы «География Иркутской области» авторов Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С., Иркутск, Из...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/02/picture-877617-1622646894.jpg)
Рабочая программа по географии Иркутской области (8 класс)
Рабочая программа составлена на основе сборника Главного управления общего и профессионального образования Администрации Иркутской области. « География Иркутской области». Программа курса и информацио...