Программа факультативного курса "География Иркутской области".
рабочая программа по географии (9, 10 класс)

Татьяна Вячеславовна Федонина

Программа факультативного курса "География Иркутской области".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к ООП СОО (ФГОС СОО)

        МБОУ г. Иркутска СОШ №1

Рабочая программа

факультативного курса

 « География Иркутской области                                                                              (Экономическая и социальная география Иркутской области)»

(базовый уровень)

срок реализации программы: 1 год

Программа составлена на основе программы спецкурса для общеобразовательных организаций по Географии Иркутской области. / Н.Д. Савченко, Н.Б. Парилова. – Иркутск, 2016 г.  

г. Иркутск

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии Иркутской области составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН от 17.12.2010 № 1897), на основе фундаментального ядра содержания общего образования, программы основного общего образования по географии, программы по линии учебно-методических комплексов «Полярная звезда» по географии для 6-11 классов, издательства «Просвещение», авторы А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина, программы спецкурса по географии «География Иркутской области»,  авторы Савченко Н. Д., Парилова Н. Б, зарегистрированной в МКУ ИМЦРО 25.05.2016, регистрационный номер 111.

Курс географии Иркутской области введен в региональный базисный план. На курс отводится 34 учебных часа. Из них 17 часов на изучение «Физической географии Иркутской области» в 8 классе и 17 часов на изучение «Экономической и социальной географии» в 9 классе. Данный курс является заключительным блоком изучения географии России.

Основные задачи курса:

  1. расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности территории Иркутской области;
  2. создать образное представление административных районов с выделением особенностей их природы, ресурсов и их использования населением в хозяйственной деятельности;
  3. раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических процессов, происходящих в географическом пространстве Иркутской области;
  4. продолжить развитие картографической грамотности учеников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба;
  5. развивать практические географические знания и умения, извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним характеристики явлений природы, отдельных территорий;
  6. формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рациональном природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;
  7. раскрывать закономерности размещения населения и его хозяйственной деятельности в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимость проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  8. способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам;
  9. на основе историко-географического подхода раскрывать изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в области, формировать у школьников эмоционально- ценностное отношение к географической среде;
  10. способствовать развитию географической культуры – географическому языку, знанию важных географических объектов и их положения на карте, картографическим умениям и др.

Общая характеристика учебного курса

География иркутской области в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о своем крае, как о значимом регионе в Азиатской части России, закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, об особенностях, динамики и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в ее географическом пространстве.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности - от познания природы к познанию народов ее населяющих и их хозяйственной деятельности. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух блоков: «Физическая география Иркутской области» и «Социально-экономическая география Иркутской области». В 9 классе изучается блок: «Социально-экономической географии Иркутской области». При изучении этого блока важное место отводиться идеологической функции географии, формировании патриотизма и отношения к своей Родине. Главная цель курса – формирование географического образа своей «Малой Родины» во всем ее многообразии и целостности на основе системно-деятельностного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному, то есть от имеющихся знаний по стране в целом к познанию отдельного региона (Иркутской области) и его структурных единиц (административных районов, городов и т.д.).

Ожидаемые и планируемые результаты освоения курса

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях (гражданин Российской Федерации, житель Иркутской области);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Иркутской области, представление о ней как субъекте российского географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства Иркутской области как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности главных проблем Иркутской области и России.

Метапредметные результаты предполагают формирование УУД (учебные универсальные действия).

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своей области, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов, проживающих на территории Иркутской области, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний, умений и навыков и их применения в различных жизненных ситуациях;
  • умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям в области и стране;
  • умение использовать географические знания территории Иркутской области для адаптации и созидательной деятельности.
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных вариантов и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять индивидуально или в группе план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать свою деятельность;
  • совершенствовать самостоятельно критерии оценки своей деятельности;
  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • использования элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «географии Иркутской области» являются следующие умения:

  • объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
  • объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социо-природного развития Иркутской области;
  • выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории области;
  • оценивать особенности географического положения Иркутской области, ее природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации и степени урбанизации;
  • анализировать и объяснять различия демографического развития и урбанизации Иркутской области и России;
  • прогнозировать изменения в природе, хозяйственной деятельности, численности населения и составе населения области;
  • составлять рекомендации по решению географических проблем на территории области;
  • пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими, справочными и др.;
  • работать с контурными картами;
  • определять по картам иркутской области и России местоположение географических объектов области;
  • объяснять сущность происходящих в Иркутской области социально-экономических преобразований;
  • приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства по территории области;
  • оценивать особенности развития экономики по отраслям и административным районам, роль Иркутской области в Российской Федерации;
  • формулировать свое отношение к культурному и природному наследию Иркутской области;
  • выражать свое отношение к рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур Иркутской области, национальным проектам и государственной, региональной политике.

Содержание учебного курса «Социально-экономической географии Иркутской области»

(0,5 ч в неделю, всего 17 часов)

Тема №1. Экономико-географическое положение (2 часа)

Площадь территории области. Сравнение ее  с размерами других субъектов РФ и зарубежных стран.

Математико-, физико-, экономико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие экономики.

Административно-территориальное устройство Иркутской области.

Социокультурный практикум

  1. Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.
  2. Обозначение на контурной карте границ области и ее административных районов.
  3. Сравнение административных районов по площади их территории и географическому положению (южные, северные, прижелезнодорожные, приленские, приангарские и др.0

Тема №2. История освоения территории области (2 часа)

Исторические периоды освоения области

I – до начала XVII века – кочевание местных племен бурят, эвенков (тунгусов), тофаларов (карагасов);

II – XVII – середина XVIII века – хозяйственное освоение русскими территории Прибайкалья;

III – середина XVIII – начало XIX века – развитие хозяйства под воздействием Сибирского (Московского) тракта;

IV – 1840 – 1900 гг. – отмена крепостного права, золотодобыча и ее воздействие на экономику Иркутской области;

V- 1900 – 1917 гг. - строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, перестройка хозяйства области под ее влиянием;

VI – советский – формирование области в современных границах, коллективизация, индустриализация экономики и связанные с этим особенности ее развития;

VII – развитие хозяйства Иркутской области по пути рыночных отношений, разгосударствление собственности, создание новых форм организации производства.

Социокультурный практикум

Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учеными.

Тема №3. Население Иркутской области (4 часа)

Динамика численности населения (переписи населения 1939-2010 гг). Естественное движение населения и миграция.

Возрастно-половая структура населения. Национальный состав населения. Рынок труда.

Расселение населения. Типы поселений (городские и сельские). Урбанизация, ее региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная.

Социокультурный практикум

  1. Социологическое исследование: «Изучение семей родственников, соседей, друзей».
  2. Заполнение блок-схемы в рабочей тетради.

Тема №4. Природно-ресурсный потенциал Иркутской области (2 часа)

Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их запасы и различия по территории.

Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы. Особенности их размещения и хозяйственная оценка. Транспортно-географическое положение как фактор освоения природно-ресурсного потенциала. Проблемы рационального использования ресурсов.

Социокультурный практикум

  1. Составьте блок-схему размещения главных сырьевых баз области: а) существующих, б) перспективных. Обоснуйте необходимость и целесообразность их эксплуатации
  2. Составление характеристики добывающей промышленности Иркутской области.

Тема №5. Хозяйство Иркутской области (5 часов)

Факторы развития экономики Иркутской области. Структура хозяйства Иркутской области. Особенности развития в условиях становления рыночных отношений. Изменение форм организации производства в связи с изменением форм собственности.

Главная отрасль хозяйства – промышленность. Структура промышленного производства по видам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности. Оценка основных источников загрязнения окружающей среды.

Сельское хозяйство. Земельный фонд, его структура. Сельскохозяйственные угодья, их количественная и качественная оценка. Развитие растениеводства и животноводства. Сельскохозяйственные районы и их специализация. Обеспеченность сельскохозяйственной продукцией населения области. Оценка воздействия сельского хозяйства на окружающую среду.

Транспорт. Виды транспорта, получившие развитие в Иркутской области. Густота транспортной сети. Структура перевозки грузов, пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот по видам транспорта. Характеристика видов транспорта. Транспортные магистрали. Виды перевозимых грузов. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды.

Социокультурный практикум

  1. Характеристика Топливно-энергетического баланса Иркутской области.
  2. Нанести на контурную карту электростанций Иркутской области.
  3. Создание схемы «Цепочка производств, формирующихся при крупных ГЭС».
  4. Анализ карт атласа с целью изучения изменения сельскохозяйственной специализации с севера на юг.
  5. Оценка транспортной доступности городов Иркутской области.
  6. Обозначение на контурной карте крупных предприятий Иркутской области.

Тема №6. Внешние экономические связи области (1 час)

Внешние экономические связи – результат географического разделения труда. Предпосылки участия области во внешнеэкономическом объеме. Товарная структура экспорта и импорта продукции. Внешние экономические связи со странами СНГ, Балтии и другими странами дальнего зарубежья.

Социокультурный практикум

  1. Анализ статистических материалов по внешней торговле Иркутской области.
  2. Создание картосхемы: «Внешние экономические связи Иркутской области».

Тема №7. Обобщение материала по курсу (1 час)

Интеллектуальный марафон по географии Иркутской области.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Социальная и экономическая география Иркутской области»

№ урока

дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Виды деятельности на уроке

Практические работы

Домашнее задание

1

Определение и оценка ЭГП области

1

Определение и оценка ЭГП области

Работа с картами: атлас «Иркутск и Иркутская область», атлас России. Определяют приграничных с областью «соседей», выясняют, граничит ли область с зарубежными странами и каким путем осуществляются связи с Монголией и Китаем, анализируют карту транспорта и составляют таблицу «Транспортно-географическое положение административных районов Иркутской области», дают оценку ЭГП («плюсы» и «минусы») с точки зрения влияния его на развитие экономики области.

Пр. раб. №1. «Обозначение на контурной карте границ Иркутской области, «соседей», административных районов Иркутской области и их центров».

Учебник: стр.6-9. Рабочая тетрадь стр. 18, тема №1.

2

Административно-территориальное устройство Иркутской области

1

Изучение административно-территориального устройства Иркутской области

Работа с картами атласа «Иркутск и Иркутская область», со стат. материалами (Приложение 1.5 в рабочей тетради). Определяют число административных районов, сравнивают их по площади и численности населения. Ранжируют от наибольшего к наименьшему, выявляют причинно-следственные связи между площадью, численностью и ЭГП районов, определяют число городов, пгт, сельских администраций, муниципальных образований. Проводят типологию городов по численности населения.

Рабочая тетрадь: стр. 18, задание №7-9, тема №1.

3

История освоения Иркутской области до 20 века

1

История освоения территории области до 20 века

Работа с картами и учебником. Выявляют исторические периоды хозяйственного освоения территории русскими. Строительство Московского тракта. Золотодобыча. Развитие земледелия.

Учебник: стр.14-21. Рабочая тетрадь: тема №2, стр.18-19

4

История развития хозяйства Иркутской области в 20 веке

1

История развития Иркутской области в периоды 1900 г. – 1917 г. в советские годы и после распада СССР

Систематизируют информацию о создании в области промышленного комплекса: строительство Транссибирской железной дороги и развитие угольной промышленности, строительство ГЭС, машиностроительных предприятий, алюминиевых заводов, целлюлозно-бумажных заводов, БАМ.

Пр. раб. №2. «Подборка фрагментов историко-географического описания области известными поэтами, писателями, учеными».

Учебник: стр.144-151.

5

Динамика численности населения Иркутской области и источники его роста

1

Динамика численности населения Иркутской области. Естественный прирост. Миграции.

Работа с картами атласа, статистическими материалами (Приложение 2, 3, 7 в рабочей тетради). Строят график «Динамика численности населения Иркутской области», выявляют особенности развития населения, составляют таблицу «Соотношение источников роста населения» и сравнивают по годам значимость каждого источника роста населения, составляют схему «Направления внутриобластной миграции» и находят причины данных направлений.

Пр. раб. №3. Социологическое исследование «Динамика детности семьи»

Учебник: стр.112-119. Рабочая тетрадь: стр.19-21, тема №3-3.1

6

Возрастно-половая структура населения Иркутской области

1

Изучение половой, возрастной, национальной структуры населения Иркутской области

Работа со статистическими материалами (Приложение 4, 6 в рабочей тетради), сайт «Иркутскстат». Определяют особенности динамики среднего возраста населения Иркутской области и сравнивают с показателями по стране, находят причины различий, рассматривают этапы старения населения по районам, делают выводы, рассчитывают показатели демографической нагрузки и определяют ее динамические изменения, анализируют возрастно-половые пирамиды и выявляют особенности и причины динамических изменений, выясняют какие коренные народы проживают в Иркутской области, в каких районах проживают, к каким языковым семьям и группам относятся.

Учебник: стр.120-123. Рабочая тетрадь: стр.21-22, тема №3-3.2

7

Рынок труда и занятость населения

1

Характеристика рынка труда Иркутской области. Изучение проблем занятости населения

Работа со статистическими материалами, словарем по экономике. Находят определение понятий: рынок труда, занятость населения. Анализируют среднегодовую численность занятых по видам экономической деятельности, делают расчеты уровня безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда в области.

Учебник: стр.123-127. Рабочая тетрадь: стр.22-24, тема №3-3.3

8

Расселение населения. Урбанизация

1

Анализ карты плотности населения. Распределение населения по территории Иркутской области. Города Иркутской области.

Используя статистические материалы рассчитывают среднюю людность сельского поселения, делают вывод о мелкоселенности сельского расселения, находят причины, распознают на блок-схеме последовательность размещения городов областного, районного подчинения. Рассчитывают среднюю плотность населения области и по карте сравнивают районы по плотности, объясняя причины различий. Рассчитывают уровень урбанизации. Составляют таблицу «Города Иркутской области».

Пр. раб. №4. «Обозначение на к/к городов Иркутской области и районов сельского расселения»

Учебник: стр.119-120, 127-144. Рабочая тетрадь: стр.24, тема №3-3.4

9

Хозяйственная оценка природных ресурсов

1

Характеристика природных ресурсов и степень их вовлеченности в хозяйственную деятельность человека на территории Иркутской области

Работа с картами атласа, контурными картами, учебником. Составляют схему «Классификация природных ресурсов Иркутской области». Выявляют основные закономерности размещения минеральных ресурсов. Составляют таблицы «Неметаллические ресурсы Иркутской области», указывают степень их освоенности.

Пр. раб. №5. «Обозначение на к/к угольных бассейнов, месторождений нефти и газа, железных руд и неметаллических полезных ископаемых»

Учебник: стр.31-40. Рабочая тетрадь: стр.25-26, тема №4

10

Горнодобывающая промышленность Иркутской области

1

Познакомиться с добывающей промышленностью Иркутской области.

Работают с картами атласа, контурными картами, учебником. Определяют состав горнодобывающего комплекса и его особенности, рассчитывают удельный вес области в российском производстве золота, железорудного концентрата. Составляют схему «Экономические связи Коршуновского ГОКа», анализируют динамику производства железорудного концентрата, указывая причины.

Пр. раб. №6. «Обозначение на контурной карте месторождения золота, железной руды, соли поваренной и калийной, слюды и поделочных камней».

Учебник: стр.168-175. Рабочая тетрадь: стр.30-31, тема №5-5.3

11

Промышленность. Топливно-энергетический комплекс

1

Изучение промышленности Иркутской области.

Составляют схему «Структура хозяйства Иркутской области», рассматривают динамику индексов производства и определяют темпы роста или стагнации отраслей промышленности. Анализируют среднегодовую занятость по видам деятельности, выявляют причины изменений, составляют схему «Состав ТЭК», строят график «Динамика добычи угля в Иркутской области», проводят его анализ.

Пр. раб. №7. «Обозначение на контурной карте крупные предприятия Иркутской области и их специализацию»

Учебник: стр.153-167. Рабочая тетрадь: стр.26-27, тема №5-5.1

12

Обрабатывающая промышленность: цветная металлургия, лесопромышленный комплекс

1

Изучают схему «Факторы размещения промышленного производства» и подписывают центры промышленности. Рассматривают географию (атлас с.35) алюминиевой промышленности. По картам атласа (с. 37,38) оценивают лесные ресурсы и их размещение. На контурных картах показывают центры лесной промышленности. Готовят сообщения по экологическому ущербу, нанесенному этими отраслями производства

Пр. раб. №8. «Дать характеристику лесопромышленного комплекса по плану».

Учебник: стр.175-181, 192-202. Рабочая тетрадь: стр.28-30, тема №5-5.2

13

Обрабатывающая промышленность: химическая промышленность, машиностроение

1

Работают со схемой «Отрасли химической промышленности», записывают в таблицу центры производства. По картам (с.20,35) определяют виды сырья для химической производства (в Иркутской области и импортируемые). Заполняют таблицу «Отраслевая структура машиностроения Иркутской области»

Учебник: стр.181-191.

14

Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство

1

Составляют схему «Структура АПК». Рассчитывают удельный вес сельскохозяйственных угодий в земельном фонде области. Строят диаграммы: структура сельскохозяйственных угодий, структура стада продуктивного скота. Анализируют диаграмму «Структура производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств, выясняют причины динамических изменений. Выполняют контурную карту «Специализация с/х Иркутской области».

Пр. раб. №9. «Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов Иркутской области»

Учебник: стр.210-230. Рабочая тетрадь: стр. 31-32, тема №5-5.4

15

Транспорт. Виды транспорта в Иркутской области

1

Определяют по карте атласа (с.39) виды транспорта, получившие развитие в Иркутской области. Определяют по стат. материалам место каждого вида транспорта в перевозке грузов и пассажиров, в грузообороте и пассажирообороте (оформляют круговые диаграммы). Доказывают путем расчетов стат. данных слабую транспортную освоенность Иркутской области, сравнивая с российскими показателями. На контурной карте показывают транспортные пути: железные и автомобильные дороги, авиалинии и аэропорты.

Пр. раб. №10. «Обозначение на контурной карте транспортных путей».

Учебник: стр.231-239. Рабочая тетрадь: стр.33-34, тема №5-5.5

16

Внешние экономические связи Иркутской области: внешняя торговля и туризм

1

Знакомятся с формами внешних экономических связей. Анализируют стат. таблицу «Внешняя торговля Иркутской области» и выявляют особенности внешнеторгового оборота и сальдо внешней торговли. Составляют круговые диаграммы «Товарная структура экспорта и импорта Иркутской области». На политической карте находят страны, с которыми область ведет торговлю. Разрабатывают приоритетные направления в развитии туристической деятельности в области. Готовят и защищают туристические проекты.

Учебник: стр.248-253. Рабочая тетрадь: стр.34-36, тема №6.

17

Обобщение материала

1

Заполняют структурно-логическую схему «Экономическая география Иркутской области» либо проводят Интеллектуальный марафон

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...

Рабочая программа по географии Иркутской области

Рабочая программа  включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Программа по истории Иркутской области к учебнику З.Рабецкой.

Программа может быть использована для работы на первом курсе СПО....

Рабочая программа по географии Иркутской области 8 класс

Рабочая программа составлена на основеПрограммы для общеобразовательных учреждений. География Иркутской области. 8-9 классы / под ред. В. М. Бояркина, Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Рабочая программа составлена на основе  Примерной государственной программы  по географии для общеобразовательных школ, авторской программы Савченко Н.Д.,  Леонтьева А.С. География Ирку...

Рабочая программа по географии Иркутской области для 8-9 классов

         Адаптированная программа составлена на основе образовательной программы «География Иркутской области» авторов Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С.,  Иркутск, Из...

Рабочая программа по географии Иркутской области (8 класс)

Рабочая программа составлена на основе сборника Главного управления общего и профессионального образования Администрации Иркутской области. « География Иркутской области». Программа курса и информацио...