Рабочая программа по географии Иркутской области для 8-9 классов
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Черемных Наталья Федоровна

           Адаптированная программа составлена на основе образовательной программы «География Иркутской области» авторов Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С.,  Иркутск, Издательский дом «Сарма», 2011. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_irkutskoy_oblasti.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

    «Рассмотрено»                                                         «Согласовано»                                                    «Утверждено»

Руководитель УМЦ                                            Зам.директора по УВР                                             Директор МКОУ                  

естественно-                                                        МКОУ «Коршуновская СОШ»                               «Коршуновская СОШ»          

математического цикла                                      _________/Баранникова И.М.                                  _________/Маслобоева Н.М.    

_______/Черемных Н.Ф.                                    «____»  __________ 20___г.                                    Приказ №_____от « _____»

Протокол   №____ от                                                                                                                              ____________ 20____г.

«____»  __________20___г.

         

Рабочая программа

по предмету «География Иркутской области»

для 8-9 классов

                 

                                                                                                                                                                      Составитель:

                                                                                                                                                                                Черемных Наталья Фёдоровна

                                                                                                                                                                          учитель географии МКОУ

                                                                                                                                                                    «Коршуновская СОШ»

                                                                                                                                                             высшая категория

 

п. Коршуновский

2015-2016 г.

Пояснительная записка

           Адаптированная программа составлена на основе образовательной программы «География Иркутской области» авторов Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С.,  Иркутск, Издательский дом «Сарма», 2011.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс  «География Иркутской области» дает представление об особенностях природных условий края, ее природно-ресурсном потенциале, состоянии, проблемах и перспективах развития экономики области в условиях перехода к рыночных отношениям.

Необходимость и целесообразность курса объясняется изучением в 8 – 9 классах средней школы темы «Родной край», в рамках которой школьники знакомятся с физико- и экономико-географической характеристикой своей области. При изучении курса «Экономическая и социальная география России» характеристика отдельных административных единиц территории России, в том числе и Иркутской области, рассматривается обобщенно и не дает достаточно глубоких знаний для знакомства с географией области. Курс восполняет пробел в этих вопросах. В трех основных главах курса дается углубленное представление о географии области, позволяя получить знания об особенностях природы, оценить природно-ресурсный потенциал и степень вовлеченности его в хозяйственное использование в условиях социальной ориентации экономики; рассматривается население территории, особенности его формирования и основные демографические характеристики; дается структура и характеристика основных отраслей хозяйства области, место и значение области в экономике России; оцениваются результаты экономических преобразований в промышленности и сельском хозяйстве в последние годы. Курс предназначен для студентов 3 курсов географических специальностей.

Основной объект изучения географии Иркутской области – физико- и экономико-географическая характеристика территории.

Предмет изучения – особенности природы края, природно-ресурсный потенциал, его освоенность и значение в экономическом развитии области и России; население и хозяйство территории в условиях перехода к рыночным отношениям.

Основная цель: дать представление о природе и природных ресурсах, населении области; показать уникальность и значимость некоторых видов природных ресурсов и их роль в развитии экономики области, России;

развивать умение применять полученные знания при изучении курса, например, при оценке деятельности и перспективности развития различных отраслей промышленности и сельского хозяйства на территории области.

Основные задачи курса: знакомство с природными условиями и природными ресурсами территории; определение основных, наиболее значимых из них для развития экономики области; изучение экономики области, роли отдельных видов природных ресурсов как основных факторов размещения отраслей специализации на территории; изучение демографических процессов и проблем занятости населения.

Содержание тем учебного курса

Глава 1. Введение. Физико-географическая характеристика и природные ресурсы.

1.1. Введение. Географическое положение, территория, границы, административное деление

Предмет «География Иркутской области», цели, задачи. Изучение курса «География родного края» в школьном курсе географии. Географическое положение, размеры территории и границы, территориальная удаленность от относительно развитых районов России. Административно-территориальное деление; оценка географического положения области, его отдельных районов

1.2. Из истории исследования и освоения территории.

Присоединение Прибайкалья к России. Административно-территориальное устройство края в конце ХVIII – начале ХХ в. История исследования и хозяйственного освоения края

1.3. Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые.

Сложность и многообразие геологического строения территории. Особенности рельефа и разнообразие минеральных ресурсов различного происхождения. Уникальность и значимость некоторых видов минеральных ресурсов. Запасы, основные черты географии.

1.4. Климат. Агроклиматические ресурсы. Поверхностные и подземные воды. Водные и гидроэнергетические ресурсы.

Основные факторы, определяющие формирование климата на территории области в разные периоды года. Особенности климатических и агроклиматических условий и предпосылки для развития сельского хозяйства.

Реки, озера, водохранилища, подземные воды области: режим питания, равномерность распределения по территории, хозяйственное значение. Роль гидропотенциала р.Ангары и других рек в экономике области, России. Озеро Байкал и его хозяйственное значение

1.5. Почвы, растительность и животный мир. Земельные, лесные и охотничье-промысловые ресурсы.

Влияние геологической истории, особенностей формирования рельефа и климата на разнообразие типов почвенного покрова. Мелкоконтурность, пониженный температурный режим и некоторые другие негативные особенности почвенного покрова, препятствующие эффективному использованию земельных ресурсов в хозяйственной деятельности. Богатство лесных и охотничье-промысловых ресурсов, запасы, основные черты географии; проблемы рационального использования и восстановления.

1.6. Природные комплексы на территории области. Природное районирование. Рекреационные и бальнеологические ресурсы.

Лесная и лесостепная зоны и природно-территориальные комплексы в их пределах. Физико-географическое районирование территории. Природно-ресурсный потенциал отдельных природных комплексов. Рекреационные и бальнеологические ресурсы области, их значение и освоенность

1.7.Роль природных ресурсов в истории заселения и хозяйственного освоения территории. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Охраняемые территории.

Влияние природно-ресурсного потенциала отдельных регионов области на заселение и хозяйственное освоение территории. Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы в пределах области, его масштабы и последствия. Пути решения экологических проблем территории. Проблемы Байкала. Охраняемые территории.

Глава 2. Население

2.1. История формирования населения.

Исторические этапы и особенности заселения территории области. Волна колонизации и полоса расселения. Роль казачества в освоении территории. Основание военных крепостей-острогов, проведение Московского тракта и транссибирской магистрали

2.2. Численность, динамика и половозрастная структура населения.

Роль естественного и механического прироста в формировании населения территории. Особенности естественного и механического прироста населения в доперестроечный период и в условиях перехода к рыночной экономике. Численность, половая и возрастная структура населения и их различия по регионам области

2.3. Национальный состав. Размещение и плотность населения.

Разнообразие национального состава населения области. Территориальные различия в расселении населения. Очаговый характер заселения северных территорий. Проблемы коренных народов Севера

2.4. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы и занятость населения.

Урбанизация. Особенности формирования городского населения. Социально-демографические условия развития сельского расселения. Современные проблемы села. Трудовые ресурсы и экономически активное население: численность, структура занятости по отраслям экономики. Новый фактор – безработица, ее географические особенности и социальные последствия

Глава 3. Экономика

3.1. Структура хозяйства области. Промышленность и ее ведущие отрасли на территории области. Топливно-энергетический комплекс.

Особенности формирования отраслевой и территориальной структуры, уровень развития отдельных отраслей хозяйства области. Отрасли специализации области и их роль в экономике России. ТЭК: предпосылки развития и роль в формировании промышленности области. География производства, потребления и грузопотоков угля, электроэнергии. Перспективы освоения местных месторождений нефти и газа

3.2. Металлургическая и машиностроительная промышленность.

Металлургическая промышленность: отраслевая и территориальная структура. Отрасли черной металлургии и перспективы производства металла в области. Алюминиевая промышленность, ее роль и значение в экономике области и России.

Ведущая роль машиностроения в техническом перевооружении народного хозяйства страны. Необходимость опережающих темпов развития машиностроения. Особенности машиностроительной промышленности области, уровень и темпы развития. Проблемы структурной перестройки и модернизации отрасли: техническая отсталость, низкое качество и неконкурентоспособность значительной части выпускаемой продукции. География основных отраслей машиностроения.

3.3. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Легкая промышленность.

Сырьевая база для развития химической промышленности, структура и география размещения предприятий отрасли. Роль, значение в экономике области и уровень развития. Перспективы перехода некоторых отраслей промышленности на использование нефтяных и газовых ресурсов области.

Отрасли ЛПК в области. Особенности развития и размещения. Проблемы лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей ЛПК, возможные пути их решения.

Проблемы и перспективы развития легкой промышленности на территории области

3.4. Агропромышленный комплекс: региональные особенности и уровень развития

Основные отрасли АПК, уровень и темпы развития. Особенности формирования отраслевой и территориальной структуры. Факторы, влияющие на его размещение и отраслевую структуру. Место сельского хозяйства в экономике области. Структурные преобразования в сельском хозяйстве в условиях перехода к рыночной экономике и их последствия. Растениеводство и животноводство в условиях рискованного земледелия; отраслевая структура и размещение по территории. Пищевая промышленность

3.5. Транспорт. Экономические связи.

Транспортная сеть области. Роль железнодорожного и автомобильного транспорта. Речной транспорт и его значение для северных и приграничных территорий области. Воздушный транспорт и проблемы его развития. Перспективы развития трубопроводного транспорта.

Экономические связи области с регионами России, странами Ближнего и Дальнего Зарубежья. Структура, объем и география экспорта и импорта.

3.6. Стратегия развития области в условиях рыночных отношений.

Особенности развития и проблемы экономики области. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Приоритетные направления структурной политики. Роль природно-ресурсного потенциала в стратегии развития области

Оценочные практические работы

8 класс:

1. Отметить на карте границы области, крайние точки, определить их координаты подписать пограничные территории

2. Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты освоения

3. Нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить  наибольшие высоты и наименьшую высоту.  Определить   абсолютную высоту.

     4. Нанести на карту крупные месторождения угля, нефти, газа, золота, соли, слюды

     5. Составит схему своего населённого пункта

   9 класс:

1. Составить блок – схему размещения сырьевых баз области

     2. Нанести на контурную карту ГЭС. Создать схему производств, формирующихся при крупных ГЭС

     3. Проследить по картам атласа смену с/х  специализации с севера на юг, с запада на восток.

Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе

    Знать:

    - особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных её районов;

     - историю исследования и этапы хозяйственного  освоения;

     - влияние природы на заселение территории и здоровье населения;

    -обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов, хозяйственную их оценку и рациональное     использование;

     - экологическую ситуацию области;

     - численность населения и источники его формирования (естественное движение, миграция);

     - особенности возрастно-половой структуры населения, особенности расселения и урбанизации;

     - национальный и религиозный состав;

     - особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской области;

      - различие предприятий по формам собственности;

      -  проблемы развития экономики;

      - специализирующие производства, обеспеченность их сырьём;

       - факторы размещения производства, внешние экономические связи области.

      Уметь:

       - читать и анализировать  картографические (диаграмма, графики) и статистические материалы;

       - описывать  и характеризовать  ЭГП области, административных районов, городов;

       - составлять диаграммы, графики, картосхемы;

       - распознавать и обозначать на контурной карте города, транспортную сеть, месторождения полезных ископаемых, внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей производства, устанавливать причинно-следственные связи в системе «общество-природа» на основе анализа разных тематических карт;

       - прогнозировать перспективы социально- экономического развития области и последствия антропогенного воздействия на   окружающую    среду;

       - ранжировать и анализировать  статистические материалы.

     Объяснять:

       - влияние географического положения на особенности развития  хозяйства Иркутской области;

       - особенности рельефа и полезных ископаемых в связи с геологическим строением территории;

       - влияние природно-климатических факторов на специализацию сельскохозяйственного производства;

       - различия в размещении, естественном и механическом движении, половозрастной структуре населения в пределах области,  и    размещение отраслей хозяйства.

Перечень учебно-методического обеспечения

    Учебно-методический комплект:

      1 .Бояркин В. М. , Бояркин И.В.  География Иркутской области.  – Иркутск: «ИД «Сарма»,  2012.

      2. Иркутск и Иркутская область. Атлас географический. Иркутск: ФГУП «ВостСибАГП», 2010

 3. Савченко Н.Д., Леонтьева А.С.  Физическая и социально-экономическая география Иркутской области. Рабочая тетрадь. Иркутск: «ИД «Сарма»,  2010.

      4.Савченко Н.Д. Физическая и социально-экономическая география Иркутской области. Тесты и задания для тематического  и итогового  контроля знаний.-   Иркутск: «ИД «Сарма», 2012.

Календарно-тематическое планирование по географии Иркутской области. 8 класс.

п/п

Название раздела, темы урока 

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические работы

Формы контроля

план

факт

1

 Введение. Что изучает физическая география Иркутской области

Урок изучения нового материала

Пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ. Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Характеристика природных зон. Оценка природных ресурсов и условий и их использование. Природный и экологический потенциал области.

Знать: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ; важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Определять и описывать: географическое положение,

Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения.

Оценивать: природно-ресурсный потенциал региона.

 Знакомство с источниками  географической информации и комплектом учебных пособий.

Анализ карт. Фронтальный письменный опрос

2

Территория, границы, географическое положение

Формирование новых знаний

1. Отметить на карте границы области, крайние точки, определить их координаты подписать пограничные территории

Практическая работа

3

История исследования  территории области

Практикум

2.Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты освоения.

 Практическая работа

4

Геологическое строение  области

Практикум

Изучить по картам геологическое строение, тектонические структуры

Анализ карт.  Устный опрос.

5

 Рельеф

Практикум

3.Нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить  наибольшие высоты и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту.

 Составить описание рельефа своей местности

Практическая работа

6

Полезные ископаемые

Практикум

4. Нанести на карту крупные месторождения угля, нефти, газа, золота, соли, слюды

Практическая работа

7

 Климат. Климатообразующие факторы

Формирование новых знаний

 Проанализировать климатическую карту

Анализ карт. Фронтальный опрос.

8

Сезоны года. Климат и здоровье человека

Урок изучения нового материала

Тестирование

9

Воды области. Реки

Практикум

Знакомство с картой поверхностных вод. Работа с диаграммами.

Анализ карт. Фронтальный опрос

10

Озера. Водохранилища. Озеро Байкал.

Урок изучения нового материала

Анализ карт. Индивидуальный устный опрос.

11

Подземные воды. Многолетняя мерзлота.

Комбинированный

Фронтальный опрос

12

Почвы области

Урок изучения нового материала

 Знакомство с почвенной картой.

Анализ карты. Индивидуальный устный опрос.

13

Растительность

Практикум

 Знакомство с картой растительности

Анализ карты. Фронтальный письменный опрос

14

Животный мир

Практикум

 Знакомство с зоогеографической картой

Анализ карты. Сообщения учащихся

15

Природно-территориальные комплексы и охрана природы

Урок изучения нового материала

 Знакомство с картами физико-географического районирования и экологических условий

Индивидуальный устный опрос.

16

Природа «Малой родины»

Практикум

5.Составит схему своего населённого пункта

Практическая работа

17

Урок обобщающего повторения  

 Урок систематизации и обобщения знаний

Тестирование

Календарно-тематическое планирование по географии Иркутской области . 9 класс.

№ п/п

Название раздела, темы урока 

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические работы

Формы контроля

план

факт

1

 Географическое положение Иркутской области

Урок изучения нового материала

 Экономико-географическое положение области и её отдельных районов. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Иркутской области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными  ресурсами. Анализ экономических карт России и своей области.

Знать: особенности экономико-географическое положение области и её отдельных районов народы, наиболее распространенные языки, религии; важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Описывать: экономико-географическое положение области.

Объяснять: особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал региона.

Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек

Работа с картами

2.

Политико-административное устройство.

Формирование новых знаний

Фронтальный опрос. Работа с картами

3

История освоения и заселения

Уроки изучения нового материала

Подборка статей и фрагментов описания области известными писателями, поэтами, учёными.

Сообщения учащихся

4

Население Иркутской области. Демографическая ситуация

Урок изучения нового материала

 Проведение  социологического исследования

Сообщения учащихся

5

Расселение населения. Урбанизация, её региональные особенности

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

6

Города Иркутской области

Комбинированный

Сообщения учащихся

7

Природно-ресурсный потенциал области

Практикум

1.Составить блок – схему размещения сырьевых баз области

Учебное исследование по картам, составление схемы

  8

Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйства.

Комбинированный

Географический диктант

 9

Отрасли специализации промышленности

Топливно-энергетический комплекс

Урок изучения нового материала

2. Нанести на контурную карту ГЭС. Создать схему производств, формирующихся при крупных ГЭС

Практическая работа

10

Горнодобывающая промышленность

Комбинированный

Фронтальный опрос

11

Обрабатывающая промышленность. Чёрная и цветная металлургия, химическая промышленность.

Формирование новых знаний

Индивидуальный устный опрос.  

12

 Машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Урок изучения нового материала

Индивидуальный  устный опрос

13

Промышленность строительных материалов, лёгкая и пищевая промышленность

Урок изучения нового материала

Тестирование

14

Развитие растениеводства и животноводства. Сельскохозяйственные районы, их специализация

Урок-исследование

3.Проследить по картам атласа смену с/х  специализации с севера на юг, с запада на восток.

Учебное исследование по картам

15

География транспорта

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

16

Внешние экономические  связи Иркутской области

Урок-исследование

Проанализировать статистические материалы по внешней торговле области

Тестирование

17

Урок обобщающего повторения  

Урок систематизации и обобщения знаний

Контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...

Рабочая программа по географии Иркутской области

Рабочая программа  включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8 класс

Рабочая программа составлена на основеПрограммы для общеобразовательных учреждений. География Иркутской области. 8-9 классы / под ред. В. М. Бояркина, Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Рабочая программа составлена на основе  Примерной государственной программы  по географии для общеобразовательных школ, авторской программы Савченко Н.Д.,  Леонтьева А.С. География Ирку...

Рабочая программа по географии Иркутской области (8 класс)

Рабочая программа составлена на основе сборника Главного управления общего и профессионального образования Администрации Иркутской области. « География Иркутской области». Программа курса и информацио...

Рабочая программа по географии иркутской области 8-9 класс

Количество часов: 34 учебных часа на 2 года обучения в 8-9 классах (8 класс- 17 часов; 9 класс- 17 часов).Основные темы курса: 8 класс. · Территория, границы, физико-ге...