10 класс Конференция на тему «Экономически развитые страны. НИС Азии - I волны» (профильный класс)
план-конспект урока по географии (10 класс)
Комплексное изучение Новых индустриальных стран Азии 1- волны (Азиатские тигры).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_konferentsiya_v_10_klasse_profilnyy_uroven.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №3» с.п. Сармаково
Зольский район Кабардино- Балкарская Республика
10 класс
Конференция на тему «Экономически развитые страны.
НИС Азии - I волны»
(профильный класс)
Барокова Фатимат Тутовна - учитель географии
С.п. Сармаково
2021г.
10 класс
Конференция на тему «Экономически развитые страны.
НИС Азии - I волны»
Цели: - образовательные: повторить типологию стран мира, рассмотреть
НИC Азии - I волны как особую группу развитых
стран мира;
- развивающие и воспитательные: продолжить формирование
умений работать с различными источниками
информации, формирование опыта
равноправного сотрудничества учителя и
ученика в процессе работы.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь
Называть:
Страны НИС первой волны - «Азиатских тигров»
Давать определение понятий:
НИС – новые индустриальные страны
Экспортоориентированная модель экономики
Импортозамещающая модель экономики
Политика «догоняющего развития»
2. Определять:
Уровень экономического развития страны
3. Прогнозировать:
Влияние экономики на политическую и социальную жизнь страны.
Дальнейшие перспективы развития НИС.
Оборудование: политическая карта мира и Евразии, карты атласа,
компьютер, кроссворд, интерактивная доска, тестовые
задания.
Метод урока: словесно-иллюстративный, частично-поисковый,
репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности: беседа, фронтальные, индивидуально-групповые опережающие задания, работа с картами разных типов, атласом, работа с компьютером.
Ход конференции:
1. Организационный момент.
Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, вы все готовы к уроку?
2. Актуализация знаний.
Прежде чем начать новую тему, мы вспомним пройденное и поговорим о типологии стран мира, вспомним, какие типы стран существуют.
Вопрос: Какие типы стран по уровню социально-экономического развития
выделяют Мировой Валютный фонд и ООН?
Ответ: По типологии Мирового Валютного фонда и ООН выделяют 3 типа стран:
- Экономически развитые страны.
- Развивающиеся страны.
- Страны с переходной экономикой.
Вопрос: Расскажите о типологии экономически развитых стран.
Экономически развитые страны
«Большая семерка» | Менее развитые страны Западной Европы | Страны-доминионы Британии | Новые Индустриальные страны или НИС |
США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония | Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Бельгия, Австрия, Щвейцария и др. | Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль | Сингапур, Гонконг, Тайвань, Корея и др. |
Вопрос: Какие показатели учитываются при типологии стран?
Ответ: При типологии учитываются следующие показатели:
- Особенности экономики/ рыночная или переходная/.
- Размер территории /предопределяет разнообразия ПИ, особенности освоения и заселения/.
- Численность населения/ как фактор трудовых ресурсов, экономически активного населения, емкость рынка потребительских товаров и услуг/.
- Структура ВВП и ВНД.
- Уровень и качества жизни.
- Место страны в международном разделении труда.
- Территориальная структура хозяйства.
Вопрос: Какие показатели из них являются наиболее важными?
Ответ: Экономические показатели, как ВВП и ВНД.
Вопрос: Что такое ВВП? ВНД?
Ответ: ВВП /внутренний валовой продукт/ - это объем всех благ, произведенный на территории страны за год, независимо от формы собственности.
ВНД /валовой национальный доход/ - это объем всех благ, произведенный на территории страны за год за вычетом переведенных за рубеж прибылей иностранных компаний и заработанной платы иностранных рабочих плюс аналогичные поступления из-за границы.
Разница между этими показателями незначительны, но есть страны, где она значительна. Это нефтедобывающие страны.
Учитель:
«21 век – век Азии». Почему? Какие аргументы в пользу этого утверждения вы можете привести? Учащиеся высказывают свое мнение. Какие страны этому способствуют наряду с Японией? О каких странах идет речь? Учитель подводит учащихся к теме урока. Формулируют тему и цель урока.
А теперь более подробно остановимся на этих экономически развитых стран Азии - Новых Индустриальных стран.
Изучение нового материала.
Кто они такие и почему мы на них останавливаемся?
НИС – это страны, в недавнем прошлом освободившиеся от тяжести колониализма и вошедшие в число развивающихся стран Азии, затем ставшиеся связующим звеном между развитыми и развивающимися странами. А по последней типологии относят их к развитым странам. НИС-I волны – это 4 Азиатских тигра: Сингапур, Корея, Гонконг и Тайвань. Эти страны сумели укрепить свою экономику и занять в МГРТ такое место, которое позволяет им конкурировать с США, Японией и Западной Европой, даже обгонять их по некоторым показателям. Кроме них еще существуют НИС-II волны - это Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины.
Вопрос: Дайте оценку территории и ЭГП этих стран.
Ответ: НИС имеют небольшие территории: Сингапур и Гонконг – это карликовые государства, испытывают острый недостаток территории Тайвань – островное государство, имеет больше территории, чем Сингапур и Гонконг, а Корея – это полуостровное государство на полуострове Корея. ЭГП этих стран характеризуется положением на Юго-востоке и Востоке Азии, на пересечении важнейших морских и воздушных путей между Индией и Китаем, Китаем и Японией, Японией и Австралией. В целом ЭГП благоприятно для развития страны и укрепления дружественных отношений с соседями.
Дадим краткую характеристику странам. Четыре ученика рассказывают об этих 4 странах.
(опережающее задание)
Вопрос: Каковы природные условия и ресурсы?
Рассказ ученика о природных условиях. Смотреть карту атласа: в Корее имеются запасы железной руды, каменного угля, полиметаллических руд, графита. В Сингапуре - залежи оловянных руд. По остальным нет данных. В целом, за исключением Кореи, страны бедны природными ресурсами.
Вопрос: Каковы формы правления государством?
Во всех странах республиканская форма правления государством.
Населения: Какова численность?
Корея – 47,3 млн. чел.
Тайвань – 22,3 млн.чел.
Гонконг – 5,5 млн.чел.
Сингапур – 4,6 млн. чел.
В прошлом они провели демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и численность населения уменьшилась. Они перешли от II типа воспроизводства к I типу воспроизводства населения.
По численности населения лидируют Корея и Тайвань. Плотность населения в этих странах высокая, самая высокая в Сингапуре -5000 чел/км2.
Физминутка: гимнастика для глаз.
Развитие хозяйства. В 70-х годах правящие круги этих государств выдвинули стратегические задачи перестройки всей экономики. В чем суть этой перестройки?
Рассказ ученика о стратегических задачах перестройки.
Осуществляя эти стратегические задачи, НИС сумели достигнуть больших успехов в развитии за короткий промежуток времени.
Дадим характеристику экономики НИС. Учащиеся характеризуют кратко экономику этих стран.
Учитель экономики дополняет, таким образом, национальная экономика всех 4 стран развивается с ориентацией на внешний рынок, модель экономики характеризуется незначительной частью государственной собственности в экономике, но имеет место влияние государства на экономические процессы, и это проявляется по-разному в странах /в Корее более значительно, а в Гонконге менее значительно/.Торговыми партнерами НИС являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также США, Германия, Великобритания, Италия, Россия.
Вопрос: Чем определяется «лицо» данных стран в международном разделении труда?
Ответ: «Лицо» Сингапура определяется производством роботов – 2место в мире после Японии, судостроением – 2место в мире после Японии, нефтехимией, электроникой, персональными ЭВМ, средствами связи, продукцией текстильной промышленности, является центром международного туризма.
«Лицо» Гонконга определяют продукции электронной промышленности, одежды, телефоны, игрушки, часы. По выпуску джинсов-варенок занимает 2 место в мире, после США.
«Лицо» Тайвани определяют микро-ЭВМ, блоки, дисплеи, обуви, швейные машины, а также является крупным инвестором.
«Лицо» Кореи определяют магнитофоны, цветные телевизоры, суда, продукции нефтеперерабатывающей и химической промышленности, оргтехника.
Вопрос: Какие проблемы стоят перед странами?
Ответ: 1. Во-первых, все эти страны еще зависимы от иностранного капитала. Они занимают хорошие позиции в их промышленном производстве.
2. Во-вторых, развитая промышленность не может не оставлять отпечатков на окружающую среду. Экологические проблемы остро стоят во всех странах, за исключением Сингапура.
3. В-третьих, с процветанием международного туризма процветает и международный наркобизнес.
Вопрос: Каковы отношения России с этими странами?
Ответ: Торговые отношения с этими странами развивается успешно. На рынке НИС Россия продает топливно-сырьевые ресурсы, получая взамен готовую продукцию. В будущем во внешнеэкономических связях с этими странами большое внимание будет уделяться развитию инфраструктуры. Особая роль отводится Дальнему Востоку, как региону с огромной площадью, богатому ресурсами, и главное, обеспечивающему естественный выход России к Тихому океану.
Итог урока (выводы): Итак, мы рассмотрели страны, достигшие больших успехов в своем развитии за очень короткий период, практически они совершили «экономическое чудо». В чем причины «экономического чуда»?
1. Во-первых, они провели перестройку по японской модели.
2. Во-вторых, НИС ориентировались на максимальное привлечение иностранного капитала. Дополнение учителя: этим они отличаются от японской модели, Япония не одобряла никогда привлечение иностранного капитала, но она в свое время восстанавливала свою экономику на американские деньги,/в 1947 году Америка одолжила большие займы Японии. Еще монополиям, которые вложили средства в развитие приоритетных отраслей, были предоставлены страховые налоговые и рыночные льготы, и у них была защита от национализации.
3. В-третьих, переход промышленности на выпуск экспортной продукции, который имеет большой спрос на рынке.
Дополнение: переход на выпуск промышленных товаров на экспорт осуществляли силами иностранных инвесторов.
4. В-четвертых, страны опирались на дешевую рабочую силу, но продуктивную.
Дополнение: по мнению американских специалистов , сингапурская рабочая сила наиболее продуктивная/ по 100 бальной оценке она получила 78 баллов/. А по продуктивности рабочей силы Тайвань находится на 3 месте в мире, после Сингапура и Швеции.
5. В-пятых, страны опирались на ЭГП, которые является выгодными для всех стран.
Закрепление:
Разгадывание кроссворда: кроссворд прилагается.
Рефлексия:
Задание на дом: повторить материал по НИС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показатели уровня социально – экономического развития стран мира
Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...
Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....
Экономическая группировка стран Зарубежной Азии
География 10 (11) класс. Материал по разделу "Зарубежная Азия"...
Презентация на тему "Экономическое развитие в XIX - начале ХХ в.", 9 класс
Презентация на тему "Экономическое развитие в XIX - начале ХХ в.", 9 класс....
Самостоятельная работа по теме: «Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века»
Самостоятельная работа по теме: «Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века». Параграф 11. Учебник Торкунова...
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. История России 9 класс.
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в....
Поурочное планирование по темам «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.», «Социально-экономические развитие страны в первой четверти 19 века.»
Данная поурочная разработка будет интересна для тех учителей истории, которые хотят проводить необычные и запоминающиеся уроки....