10 класс Конференция на тему «Экономически развитые страны. НИС Азии - I волны» (профильный класс)
план-конспект урока по географии (10 класс)

Комплексное изучение Новых индустриальных стран Азии 1- волны (Азиатские тигры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_konferentsiya_v_10_klasse_profilnyy_uroven.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №3» с.п. Сармаково

Зольский район Кабардино- Балкарская Республика

10 класс

Конференция на тему «Экономически развитые страны.

НИС Азии - I волны»

(профильный класс)

Барокова Фатимат Тутовна - учитель географии

С.п. Сармаково

2021г.

10 класс

Конференция на тему «Экономически развитые страны.

НИС Азии - I волны»

Цели: - образовательные: повторить типологию стран мира, рассмотреть

НИC Азии - I волны как особую группу развитых

стран мира;

- развивающие и воспитательные: продолжить формирование

умений работать с различными источниками

информации, формирование опыта

равноправного сотрудничества учителя и

ученика в процессе работы.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны уметь

Называть:

Страны НИС первой волны - «Азиатских тигров»

Давать определение понятий:

НИС – новые индустриальные страны

Экспортоориентированная модель экономики

Импортозамещающая модель экономики

Политика «догоняющего развития»

2. Определять:

Уровень экономического развития страны

3. Прогнозировать:

Влияние экономики на политическую и социальную жизнь страны.

Дальнейшие перспективы развития НИС.

Оборудование: политическая карта мира и Евразии, карты атласа,

компьютер, кроссворд, интерактивная доска, тестовые

задания.

Метод урока: словесно-иллюстративный, частично-поисковый,

репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: беседа, фронтальные, индивидуально-групповые опережающие задания, работа с картами разных типов, атласом, работа с компьютером.

Ход конференции:

1. Организационный момент.

Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, вы все готовы к уроку?

2. Актуализация знаний.

Прежде чем начать новую тему, мы вспомним пройденное и поговорим о типологии стран мира, вспомним, какие типы стран существуют.

Вопрос: Какие типы стран по уровню социально-экономического развития

выделяют Мировой Валютный фонд и ООН?

Ответ: По типологии Мирового Валютного фонда и ООН выделяют 3 типа стран:

  1. Экономически развитые страны.
  2. Развивающиеся страны.
  3. Страны с переходной экономикой.

Вопрос: Расскажите о типологии экономически развитых стран.

Экономически развитые страны

«Большая семерка»

Менее развитые страны Западной

Европы

Страны-доминионы Британии

Новые Индустриальные страны или НИС

США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония

Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Бельгия, Австрия,

Щвейцария и др.

Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль

Сингапур, Гонконг, Тайвань, Корея и др.

Вопрос: Какие показатели учитываются при типологии стран?

Ответ: При типологии учитываются следующие показатели:

  1. Особенности экономики/ рыночная или переходная/.
  2. Размер территории /предопределяет разнообразия ПИ, особенности освоения и заселения/.
  3. Численность населения/ как фактор трудовых ресурсов, экономически активного населения, емкость рынка потребительских товаров и услуг/.
  4. Структура ВВП и ВНД.
  5. Уровень и качества жизни.
  6. Место страны в международном разделении труда.
  7. Территориальная структура хозяйства.

Вопрос: Какие показатели из них являются наиболее важными?

Ответ: Экономические показатели, как ВВП и ВНД.

Вопрос: Что такое ВВП? ВНД?

Ответ: ВВП /внутренний валовой продукт/ - это объем всех благ, произведенный на территории страны за год, независимо от формы собственности.

ВНД /валовой национальный доход/ - это объем всех благ, произведенный на территории страны за год за вычетом переведенных за рубеж прибылей иностранных компаний и заработанной платы иностранных рабочих плюс аналогичные поступления из-за границы.

Разница между этими показателями незначительны, но есть страны, где она значительна. Это нефтедобывающие страны.

Учитель:

«21 век – век Азии». Почему? Какие аргументы в пользу этого утверждения вы можете привести? Учащиеся высказывают свое мнение. Какие страны этому способствуют наряду с Японией? О каких странах идет речь? Учитель подводит учащихся к теме урока. Формулируют тему и цель урока.

А теперь более подробно остановимся на этих экономически развитых стран Азии - Новых Индустриальных стран.

Изучение нового материала.

Кто они такие и почему мы на них останавливаемся?

НИС – это страны, в недавнем прошлом освободившиеся от тяжести колониализма и вошедшие в число развивающихся стран Азии, затем ставшиеся связующим звеном между развитыми и развивающимися странами. А по последней типологии относят их к развитым странам. НИС-I волны – это 4 Азиатских тигра: Сингапур, Корея, Гонконг и Тайвань. Эти страны сумели укрепить свою экономику и занять в МГРТ такое место, которое позволяет им конкурировать с США, Японией и Западной Европой, даже обгонять их по некоторым показателям. Кроме них еще существуют НИС-II волны - это Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины.

Вопрос: Дайте оценку территории и ЭГП этих стран.

Ответ: НИС имеют небольшие территории: Сингапур и Гонконг – это карликовые государства, испытывают острый недостаток территории Тайвань – островное государство, имеет больше территории, чем Сингапур и Гонконг, а Корея – это полуостровное государство на полуострове Корея. ЭГП этих стран характеризуется положением на Юго-востоке и Востоке Азии, на пересечении важнейших морских и воздушных путей между Индией и Китаем, Китаем и Японией, Японией и Австралией. В целом ЭГП благоприятно для развития страны и укрепления дружественных отношений с соседями.

Дадим краткую характеристику странам. Четыре ученика рассказывают об этих 4 странах.

(опережающее задание)

Вопрос: Каковы природные условия и ресурсы?

Рассказ ученика о природных условиях. Смотреть карту атласа: в Корее имеются запасы железной руды, каменного угля, полиметаллических руд, графита. В Сингапуре - залежи оловянных руд. По остальным нет данных. В целом, за исключением Кореи, страны бедны природными ресурсами.

Вопрос: Каковы формы правления государством?

Во всех странах республиканская форма правления государством.

Населения: Какова численность?

Корея – 47,3 млн. чел.

Тайвань – 22,3 млн.чел.

Гонконг – 5,5 млн.чел.

Сингапур – 4,6 млн. чел.

В прошлом они провели демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и численность населения уменьшилась. Они перешли от II типа воспроизводства к I типу воспроизводства населения.

По численности населения лидируют Корея и Тайвань. Плотность населения в этих странах высокая, самая высокая в Сингапуре -5000 чел/км2.

Физминутка: гимнастика для глаз.

Развитие хозяйства. В 70-х годах правящие круги этих государств выдвинули стратегические задачи перестройки всей экономики. В чем суть этой перестройки?

Рассказ ученика о стратегических задачах перестройки.

Осуществляя эти стратегические задачи, НИС сумели достигнуть больших успехов в развитии за короткий промежуток времени.

Дадим характеристику экономики НИС. Учащиеся характеризуют кратко экономику этих стран.

Учитель экономики дополняет, таким образом, национальная экономика всех 4 стран развивается с ориентацией на внешний рынок, модель экономики характеризуется незначительной частью государственной собственности в экономике, но имеет место влияние государства на экономические процессы, и это проявляется по-разному в странах /в Корее более значительно, а в Гонконге менее значительно/.Торговыми партнерами НИС являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также США, Германия, Великобритания, Италия, Россия.

Вопрос: Чем определяется «лицо» данных стран в международном разделении труда?

Ответ: «Лицо» Сингапура определяется производством роботов – 2место в мире после Японии, судостроением – 2место в мире после Японии, нефтехимией, электроникой, персональными ЭВМ, средствами связи, продукцией текстильной промышленности, является центром международного туризма.

«Лицо» Гонконга определяют продукции электронной промышленности, одежды, телефоны, игрушки, часы. По выпуску джинсов-варенок занимает 2 место в мире, после США.

«Лицо» Тайвани определяют микро-ЭВМ, блоки, дисплеи, обуви, швейные машины, а также является крупным инвестором.

«Лицо» Кореи определяют магнитофоны, цветные телевизоры, суда, продукции нефтеперерабатывающей и химической промышленности, оргтехника.

Вопрос: Какие проблемы стоят перед странами?

Ответ: 1. Во-первых, все эти страны еще зависимы от иностранного капитала. Они занимают хорошие позиции в их промышленном производстве.

2. Во-вторых, развитая промышленность не может не оставлять отпечатков на окружающую среду. Экологические проблемы остро стоят во всех странах, за исключением Сингапура.

3. В-третьих, с процветанием международного туризма процветает и международный наркобизнес.

Вопрос: Каковы отношения России с этими странами?

Ответ: Торговые отношения с этими странами развивается успешно. На рынке НИС Россия продает топливно-сырьевые ресурсы, получая взамен готовую продукцию. В будущем во внешнеэкономических связях с этими странами большое внимание будет уделяться развитию инфраструктуры. Особая роль отводится Дальнему Востоку, как региону с огромной площадью, богатому ресурсами, и главное, обеспечивающему естественный выход России к Тихому океану.

Итог урока (выводы): Итак, мы рассмотрели страны, достигшие больших успехов в своем развитии за очень короткий период, практически они совершили «экономическое чудо». В чем причины «экономического чуда»?

1. Во-первых, они провели перестройку по японской модели.

2. Во-вторых, НИС ориентировались на максимальное привлечение иностранного капитала. Дополнение учителя: этим они отличаются от японской модели, Япония не одобряла никогда привлечение иностранного капитала, но она в свое время восстанавливала свою экономику на американские деньги,/в 1947 году Америка одолжила большие займы Японии. Еще монополиям, которые вложили средства в развитие приоритетных отраслей, были предоставлены страховые налоговые и рыночные льготы, и у них была защита от национализации.

3. В-третьих, переход промышленности на выпуск экспортной продукции, который имеет большой спрос на рынке.

Дополнение: переход на выпуск промышленных товаров на экспорт осуществляли силами иностранных инвесторов.

4. В-четвертых, страны опирались на дешевую рабочую силу, но продуктивную.

Дополнение: по мнению американских специалистов , сингапурская рабочая сила наиболее продуктивная/ по 100 бальной оценке она получила 78 баллов/. А по продуктивности рабочей силы Тайвань находится на 3 месте в мире, после Сингапура и Швеции.

5. В-пятых, страны опирались на ЭГП, которые является выгодными для всех стран.

Закрепление:

Разгадывание кроссворда: кроссворд прилагается.

Рефлексия:

Задание на дом: повторить материал по НИС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели уровня социально – экономического развития стран мира

Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...

Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....

Экономическая группировка стран Зарубежной Азии

География 10 (11) класс. Материал по разделу "Зарубежная Азия"...

Презентация на тему "Экономическое развитие в XIX - начале ХХ в.", 9 класс

Презентация на тему "Экономическое развитие в XIX - начале ХХ в.", 9 класс....

Самостоятельная работа по теме: «Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века»

Самостоятельная работа по теме: «Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века». Параграф 11. Учебник Торкунова...

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. История России 9 класс.

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в....

Поурочное планирование по темам «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.», «Социально-экономические развитие страны в первой четверти 19 века.»

Данная поурочная разработка будет интересна для тех учителей истории, которые хотят проводить необычные и запоминающиеся уроки....