Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Цель:формирование представления о плане местности, совершенствование практических навыков работы с условными знаками.

Урок включает фронтальный опрос, беседу с показом презентации, разгадывание кроссворда, работу с учебником и тетрадью, проверочный тест для закрепления нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_5_klasse_plan_mestnosti.docx122.09 КБ

Предварительный просмотр:

«План местности. Условные знаки.»

ФИО

Нестеренкова Елена Петровна

Место работы

МБОУ СШ № 23 города Смоленска

Должность

Учитель географии

Предмет, класс

География, 5

Тема и номер урока в теме

«План местности. Условные знаки», урок в теме № 1.

Базовый учебник

География 5-6 классы,  А.И. Алексеев и др. М.: Просвещение, 2021 г.( Полярная звезда).

Цель  урока: формирование представления о плане местности, совершенствование практических навыков работы с условными знаками.

Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов:
Ученик научится:

  • Использовать понятие – план местности;
  • Отличать условные знаки на планах местности;
  • Выполнять практические задания по чтению плана местности;
  • Работать с реальными планами местности ;

Достижение метапредметных планируемых результатов:

Ученик научится:

  • ставить учебные цели и задачи;
  • планировать способы и пути достижения учебных  целей;
  • корректировать свои действия;
  • оценивать правильность выполнения учебных  задач;
  • работать в коллективе по решению общих учебных задач;

Ученик получит возможность:

  • работать с различными источниками информации;
  • сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;
  • использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;

Достижение личностных планируемых результатов:
Ученик получит возможность:

  • быть мотивированным на обучение и развитие познавательной активности;
  • самообразования и саморазвития, самовыражения, самооценки.
  • обучению навыкам практической деятельности.

    Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная,  групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые.

Необходимое техническое  оборудование: 

Компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.

Виды деятельности: фронтальный опрос, беседа с презентацией,  работа на доске, работа в тетради, работа с учебником.

План-конспект урока.

1.  Организационный момент. Мотивация и постановка цели.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Вы должны все хорошо работать, чтобы получить полезную информацию и отличные оценки.

Вам известно произведение Роберта  Стивенсона «Остров сокровищ»? Может быть, вы смотрели кинофильм, мультфильм или читали книгу? Что делали главные герои фильма? ( Искали сокровища). Что им для этого понадобилось? ( Карта, план, компас, умение ориентироваться). Слайд №1.

Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока , нужно разгадать небольшой кроссворд, ключевое слово которого и будет темой урока.

Кроссворд нарисован на доске. Слайд №2-3

Вопросы: 1. Под стеклом сижу, на север и юг гляжу. Со мной пойдёшь – дорогу найдёшь – 6 букв ( комПас); 2. Эта звезда всегда указывает на север – 8 букв  ( поЛярная);  3. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта – 14 букв  ( ориентировАние); 4. Виден край, да не дойдёшь  - 8 букв  (горизоНт). Итак, какое слово получилось в рамочке? ПЛАН.

Сегодня у нас тема урока «План местности». Запишите в тетрадь тему урока.

2. Изучение нового материала и первичное закрепление.

Что же такое план? (Это чертёж, на котором подробно нанесены все улицы, здания и т.д. )

Видели ли вы когда-нибудь какой-либо план? Для чего они нужны? Какие бывают планы?

Например, у нас в школе на каждом этаже есть план эвакуации.

 Когда вы приедете в незнакомый город, вы можете приобрести план этого города, чтобы лучше ориентироваться. Можно нарисовать план комнаты, чтобы лучше расставить мебель и т.д.

 Слайд №4. Перед вами план центральной части города Смоленска. Что изображено на этом плане? ( Все улицы, дома, крепостная стена с башнями)

С помощью опорной схемы, давайте попробуем дать определение этому понятию ( схема на слайде):

изображение                                                       небольшой участок

                                               ПЛАН

                                               МЕСТНОСТИ

Уменьшенное                                                          земная поверхность

                                           условные знаки

План местности – это уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности, с помощью условных знаков. (Запишите в тетрадь это определение.)

А что же такое условные знаки? Слайд № 5

Условные знаки - это графические символы, с помощью которых обозначают различные объекты на плане местности. Запишите в тетрадь определение.

Чтобы научиться читать, надо сначала выучить буквы. А чтобы понимать, что изображено на плане местности, необходимо знать условные знаки. По- другому, условные знаки также  называют топографическими, а планы местности называют топографическими картами. Топографическими картами пользуются не только туристы, но и люди многих профессий: лётчики, геологи, водители, строители дорог и другие. Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с наиболее распространёнными топографическими знаками и научиться читать планы местности.

Работа с учебником.

Откройте учебник, на странице 38 изображён план местности и условные знаки к нему. Это называется легенда плана местности.

В тетради зарисуйте несколько условных знаков с их названиями

( например, карьер, овраг, луг, шоссе, мост, сад, озеро).

Требования к условным знакам: одинаковые по размеру; непохожие друг на друга, несложные, должны иметь сходство с изображаемыми объектами, могут быть цветными.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север , через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли - быть по-моему вели… Пожелайте себе  удачи! А я вам желаю  хороших оценок и хорошего настроения !

Немного отдохнули и продолжаем работу.

Слад №6. На слайде  план местности ( топографическая карта) района Сортировка.

Какие топографические знаки вы видите на плане?

Найдите нашу школу. На какой улице находится школа № 23?                  ( Центральная улица).К  западу от школы находится детский сад «Сударушка», ещё дальше протекает река Стабна.  Школа №24 находится восточнее нашей школы. Южнее проходит железная дорога.

Для ориентирования на местности полезно знать, что такое азимут.

Слайд № 7 - 8

Откройте учебник на станице 34, найдите и прочитайте определение понятия азимут. Запишите в тетрадь.

Азимут можно определить по компасу , измеряется азимут в градусах  от 0 до 360 ( градусная величина  окружности) от направления на север по часовой стрелке. Азимут на север равен 0, на юг – 180 , на восток – 90, на запад 270 градусов. Рассмотрите рисунок 20 в учебнике на стр.34.  Чему равен азимут, направленный на дерево? ( примерно 40), на нефтяную вышку? (150 ), на плотину?       ( 250), на мельницу ? ( примерно 290).

Давайте попробуем прочитать письмо, написанное маме с использованием условных знаков. Поймёт ли мама , что написано в письме? Слайд № 9

3.Самоконтроль полученных знаний и умений. Рефлексия.

Слайд №10. А теперь проверим, что вы усвоили сегодня. В тетрадях выполняем тест по вариантам. «Проверь себя».

 Самопроверка: после окончания работы проверяем, что у вас получилось.     ( проверяем правильные ответы). Ставим себе оценку.

Рефлексия.

  1. Что мы сегодня изучили на уроке?
  2. Что называется планом местности?
  3. Для чего нужны условные знаки?
  4. Людям  каких профессий необходимо пользоваться планами?
  5.  Что такое азимут?

Оцените своё душевное состояние сегодня на уроке с помощью одного из смайликов ( хорошо, плохо, никак). Поднимите руки у кого хорошо, плохо, никак.

  Спасибо всем за работу на уроке! Сдайте тетради и запишите домашнее задание : параграф 9. Нарисуйте в тетради  с помощью условных знаков безопасный путь от своего дома до школы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 6 класс "Виды условных знаков"

Данная презентация разработана в соответствии с УМК Домогацких, предназначена для изучения базового уровня географии в 6 классе....

Урок географии 6 класс по теме: "Условные знаки. Масштаб карты "

Урок  географии 6  класс: "Условные знаки.Масштаб карты."  В  результате  педагогического  взаимодействия  на  этом  уроке  учащийся сможет  на ...

презентация урока по географии 6 класс "План местности.Условные знаки"

В презентации в игровой форме идет ознакомление учащихся  с планом местности, основными условными знаками, закрепление материала изучаются  в процессе работы с тетрадью, учебником, атласом.И...

Урок географии 6 класс Условные знаки

Данная презентация используется при объяснении материала  по теме " Условные знаки"...

План-конспект урока по теме: План местности. Условные знаки. 5 класс.

Планируемые результаты:предметные: Обучающиеся смогут:выявлять особенности плана местности;определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты;читать простейший план местности.мета...

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Цель урока: формирование представления о плане местности, совершенствование практических навыков работы с условными знаками. Урок включает фронтальный опрос , беседу с просмотром презентации, раб...