Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Цель:формирование представления о плане местности, совершенствование практических навыков работы с условными знаками.
Урок включает фронтальный опрос, беседу с показом презентации, разгадывание кроссворда, работу с учебником и тетрадью, проверочный тест для закрепления нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_5_klasse_plan_mestnosti.docx | 122.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«План местности. Условные знаки.»
ФИО | Нестеренкова Елена Петровна |
Место работы | МБОУ СШ № 23 города Смоленска |
Должность | Учитель географии |
Предмет, класс | География, 5 |
Тема и номер урока в теме | «План местности. Условные знаки», урок в теме № 1. |
Базовый учебник | География 5-6 классы, А.И. Алексеев и др. М.: Просвещение, 2021 г.( Полярная звезда). |
Цель урока: формирование представления о плане местности, совершенствование практических навыков работы с условными знаками.
Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов:
Ученик научится:
- Использовать понятие – план местности;
- Отличать условные знаки на планах местности;
- Выполнять практические задания по чтению плана местности;
- Работать с реальными планами местности ;
Достижение метапредметных планируемых результатов:
Ученик научится:
- ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения учебных целей;
- корректировать свои действия;
- оценивать правильность выполнения учебных задач;
- работать в коллективе по решению общих учебных задач;
Ученик получит возможность:
- работать с различными источниками информации;
- сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
Достижение личностных планируемых результатов:
Ученик получит возможность:
- быть мотивированным на обучение и развитие познавательной активности;
- самообразования и саморазвития, самовыражения, самооценки.
- обучению навыкам практической деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые.
Необходимое техническое оборудование:
Компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.
Виды деятельности: фронтальный опрос, беседа с презентацией, работа на доске, работа в тетради, работа с учебником.
План-конспект урока.
1. Организационный момент. Мотивация и постановка цели.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Вы должны все хорошо работать, чтобы получить полезную информацию и отличные оценки.
Вам известно произведение Роберта Стивенсона «Остров сокровищ»? Может быть, вы смотрели кинофильм, мультфильм или читали книгу? Что делали главные герои фильма? ( Искали сокровища). Что им для этого понадобилось? ( Карта, план, компас, умение ориентироваться). Слайд №1.
Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока , нужно разгадать небольшой кроссворд, ключевое слово которого и будет темой урока.
Кроссворд нарисован на доске. Слайд №2-3
Вопросы: 1. Под стеклом сижу, на север и юг гляжу. Со мной пойдёшь – дорогу найдёшь – 6 букв ( комПас); 2. Эта звезда всегда указывает на север – 8 букв ( поЛярная); 3. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта – 14 букв ( ориентировАние); 4. Виден край, да не дойдёшь - 8 букв (горизоНт). Итак, какое слово получилось в рамочке? ПЛАН.
Сегодня у нас тема урока «План местности». Запишите в тетрадь тему урока.
2. Изучение нового материала и первичное закрепление.
Что же такое план? (Это чертёж, на котором подробно нанесены все улицы, здания и т.д. )
Видели ли вы когда-нибудь какой-либо план? Для чего они нужны? Какие бывают планы?
Например, у нас в школе на каждом этаже есть план эвакуации.
Когда вы приедете в незнакомый город, вы можете приобрести план этого города, чтобы лучше ориентироваться. Можно нарисовать план комнаты, чтобы лучше расставить мебель и т.д.
Слайд №4. Перед вами план центральной части города Смоленска. Что изображено на этом плане? ( Все улицы, дома, крепостная стена с башнями)
С помощью опорной схемы, давайте попробуем дать определение этому понятию ( схема на слайде):
изображение небольшой участок
ПЛАН
МЕСТНОСТИ
Уменьшенное земная поверхность
условные знаки
План местности – это уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности, с помощью условных знаков. (Запишите в тетрадь это определение.)
А что же такое условные знаки? Слайд № 5
Условные знаки - это графические символы, с помощью которых обозначают различные объекты на плане местности. Запишите в тетрадь определение.
Чтобы научиться читать, надо сначала выучить буквы. А чтобы понимать, что изображено на плане местности, необходимо знать условные знаки. По- другому, условные знаки также называют топографическими, а планы местности называют топографическими картами. Топографическими картами пользуются не только туристы, но и люди многих профессий: лётчики, геологи, водители, строители дорог и другие. Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с наиболее распространёнными топографическими знаками и научиться читать планы местности.
Работа с учебником.
Откройте учебник, на странице 38 изображён план местности и условные знаки к нему. Это называется легенда плана местности.
В тетради зарисуйте несколько условных знаков с их названиями
( например, карьер, овраг, луг, шоссе, мост, сад, озеро).
Требования к условным знакам: одинаковые по размеру; непохожие друг на друга, несложные, должны иметь сходство с изображаемыми объектами, могут быть цветными.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север , через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли - быть по-моему вели… Пожелайте себе удачи! А я вам желаю хороших оценок и хорошего настроения !
Немного отдохнули и продолжаем работу.
Слад №6. На слайде план местности ( топографическая карта) района Сортировка.
Какие топографические знаки вы видите на плане?
Найдите нашу школу. На какой улице находится школа № 23? ( Центральная улица).К западу от школы находится детский сад «Сударушка», ещё дальше протекает река Стабна. Школа №24 находится восточнее нашей школы. Южнее проходит железная дорога.
Для ориентирования на местности полезно знать, что такое азимут.
Слайд № 7 - 8
Откройте учебник на станице 34, найдите и прочитайте определение понятия азимут. Запишите в тетрадь.
Азимут можно определить по компасу , измеряется азимут в градусах от 0 до 360 ( градусная величина окружности) от направления на север по часовой стрелке. Азимут на север равен 0, на юг – 180 , на восток – 90, на запад 270 градусов. Рассмотрите рисунок 20 в учебнике на стр.34. Чему равен азимут, направленный на дерево? ( примерно 40), на нефтяную вышку? (150 ), на плотину? ( 250), на мельницу ? ( примерно 290).
Давайте попробуем прочитать письмо, написанное маме с использованием условных знаков. Поймёт ли мама , что написано в письме? Слайд № 9
3.Самоконтроль полученных знаний и умений. Рефлексия.
Слайд №10. А теперь проверим, что вы усвоили сегодня. В тетрадях выполняем тест по вариантам. «Проверь себя».
Самопроверка: после окончания работы проверяем, что у вас получилось. ( проверяем правильные ответы). Ставим себе оценку.
Рефлексия.
- Что мы сегодня изучили на уроке?
- Что называется планом местности?
- Для чего нужны условные знаки?
- Людям каких профессий необходимо пользоваться планами?
- Что такое азимут?
Оцените своё душевное состояние сегодня на уроке с помощью одного из смайликов ( хорошо, плохо, никак). Поднимите руки у кого хорошо, плохо, никак.
Спасибо всем за работу на уроке! Сдайте тетради и запишите домашнее задание : параграф 9. Нарисуйте в тетради с помощью условных знаков безопасный путь от своего дома до школы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 6 класс "Виды условных знаков"
Данная презентация разработана в соответствии с УМК Домогацких, предназначена для изучения базового уровня географии в 6 классе....
Урок географии 6 класс по теме: "Условные знаки. Масштаб карты "
Урок географии 6 класс: "Условные знаки.Масштаб карты." В результате педагогического взаимодействия на этом уроке учащийся сможет на ...
Урок 6 кл "План местности. Условные знаки."
Урок географии в 6 классе....
презентация урока по географии 6 класс "План местности.Условные знаки"
В презентации в игровой форме идет ознакомление учащихся с планом местности, основными условными знаками, закрепление материала изучаются в процессе работы с тетрадью, учебником, атласом.И...
Урок географии 6 класс Условные знаки
Данная презентация используется при объяснении материала по теме " Условные знаки"...
План-конспект урока по теме: План местности. Условные знаки. 5 класс.
Планируемые результаты:предметные: Обучающиеся смогут:выявлять особенности плана местности;определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты;читать простейший план местности.мета...
Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Цель урока: формирование представления о плане местности, совершенствование практических навыков работы с условными знаками. Урок включает фронтальный опрос , беседу с просмотром презентации, раб...