Занятие по внеурочной деятельности "Байкал - жемчужина Сибири!"
план-конспект занятия по географии (6 класс)

Лебедева Юлия Владимировна
Цели: Формировать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири- Байкалу
Развивать связную устную и письменную монологическую речь, познавательную активность, логическое мышление, творческое воображение
Воспитывать чувство бережного отношения и любви к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Байкал -  жемчужина Сибири»

Цели: Формировать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири- Байкалу

Развивать связную устную и письменную монологическую речь, познавательную активность, логическое мышление, творческое воображение

Воспитывать чувство бережного отношения и любви к природе. Планируемые результаты

Предметные

1.        осознанно, правильно, выразительно читать тест произведения;

2.        определять тему, основная мысль текста;  

3.        приобретение опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

      Метапредметные

Познавательные УУД

1.        ориентироваться в тексте;

2.        находить ответы на вопросы в тексте;

Коммуникативные УУД

3.        умение воспринимать разные виды информации, отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других.

4.        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

5.        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД

6.        умение организованно выполнять задания.

7.        развитие навыков самооценки.

8.        определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

9.        планировать (составлять план своей деятельности);

Личностные

10.        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

11.        целостное восприятие окружающего мира

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Мы  рада всех вас видеть сегодня на занятии! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Мы улыбнемся  вам, вы улыбнитесь нам и  друг другу.  Садитесь.

СЛ1 Формула удачи сегодняшнего занятия:  Улыбка     настроение      вера в себя       результат.

Мы сегодня  проводим с вами интегрированное занятие внеурочной деятельности (Решаем проектные задачи и  Учимся понимать текст) Традиционно на таких занятиях работать вы будете с текстом и в группах.

Предлагаем определить тему урока. Мы будем называть вам прилагательные, а вы угадаете, о каком объекте идёт речь: уникальное, пресное, прозрачное, глубокое, известное, священное. Да, это всё о Байкале.

СЛ2Тема  занятия «Байкал – жемчужина Сибири»

Мы выбрали данную тему, так как 2021 году в  Иркутской области объявлен годом Байкала.

Как вы считаете каковы ваши задачи на занятии? (Учиться работать с текстом, высказывать свои мысли, решать проектные задачи, представлять результаты работы, работать в группах, распределять обязанности)

Все мы знаем о Байкале, кто-то бывал на его берегах.

СЛ3Для того,  чтобы определить границы своих знаний заполните таблицу -1 минута

Знаю

     Хочу узнать

Не знаю

анализ таблицы

Байкал является темой для учёных, поэтов, художников, фотографов. Мы начнём работать с литературными текстами.

Какое у вас было Д/З?  (Прочитать 4 произведения о Байкале и составить по каждому произведению 2 тонких и 1 толстый вопрос)

 Итак, давайте  приступим к работе по анализу текста. У каждой группы свой текст. Внимательно прочитайте  задания  и приступайте к выполнению. Время выполнения- 7-10 минут.

СЛ4  Задания группам.

1. Назовите  главных героев.

2. Определите тему, основную мысль.

 (Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.  

Основная  мысль текста — это то главное, что автор хочет сказать своим читателям)

3. Составьте план или определите последовательность событий, восстановите пробелы.

4.  Подберите текст к иллюстрации и зачитайте его.

5. Задайте  одноклассникам  1 тонкий (кто, что, когда, какой, как звали….) и 1 толстый (зачем, почему, как вы думаете, верно ли, согласны ли вы, что, если…) вопрос по данному  тексту.

Выступления детей:  Ребята, вы готовы? Давайте  начнем представлять  свою работу. Группа выходит к доске.

«Голомянка».

  1. Главные герои: Голомянка, омулёк
  2. Тема- Размножение голомянки. Основная мысль- голомянка-единственная живородящая рыба на Байкале.(в отличие от других байкальских рыб, голомянка не откладывает икру. Она рождает живых мальков.) Из текста: «Мы, голомянки - единственные живородящие рыбы в Байкале»
  3. План
  4. «Тут в просвете……..устремилась вниз»
  5. Вопросы

«Для чего нерпе когти»

  1. Чайки, нерпа, медведь
  2. Тема - Байкальская нерпа. Зачем ей когти. ( для чего нерпе когти) Основная мысль- Из текста: « Мои когти не грозное оружие. Они нужны мне лишь для того, чтобы делать продухи в байкальском льду. А ещё для того, чтобы цепляться за лёд и камни, когда хочется вылезти из воды и немного отдохнуть».
  3. План
  4. «Голодные чайки…. Разве это возможно?»
  5. Вопросы

«Ангарские бусы»    

  1. Байкал, Енисей, Ангара, Иркут, Ольхон
  2. Тема – Река Ангара.  Основная мысль - Река Ангара – единственная река , которая вытекает из Байкала.

Из текста: «Слезы Байкала, Ангары, Енисея и Иркута, пролитые ими от горя и от радости, превратились в воды. В большой камень превратился неумолимый богатырь Ольхон. Скалу, что кинул когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаманским камнем. А добрые пожелания Ангары исполнились: там, где были брошены ее рукою волшебные бусы с камнями-самоцветами, разлетелись во все концы большие и яркие огни жизни, выросли города» (олицетворение)

  1. Расположите пункты плана последовательно, восстановите пробелы.

Богатый богатырь - Байкал.

Единственная дочь Байкала- Ангара.

Шкатулка с драгоценными камнями - самоцветами.

Одиночество Ангары.

Заточение Ангары.

Побег от отца.

Встреча Ангары с Енисеем.

……….

……….

  1. «Уже начались соревнования.. Все мои победы – тебе, прекрасная дочь Байкала»
  2. Как звали главную героиню?  За кого вышла замуж Ангара?  Почему отец Ангары хотел её выдать за Иркута?  Как вы думаете, что было бы , если Ангара не сбежала бы из темницы?

«Про Байкал»  

  1. Огненная птица, богатырь
  2. Тема – Легенда о  Байкале . Основная мысль- Как возникло озеро Байкал.  Из текста: «Когда море стало, за тем местом имя Байкал из века в век сохранилось. То ли пожар большой народ назвал Байкалом, то ли ту птицу так назвали, а может , это слово означало «много воды».. Только запомнили люди, что место это Байкалом зовут.»
  3. Составьте план из 4 пунктов. (назывной или цитатный)
  1. Необычная птица
  2. Боязнь птицы
  3. Спасение народа от птицы
  4. Появление Байкала

4.«Вскоре вся земля содрогнулась… Так море на том месте стало»

5. Кто убил птицу? Где образовался Байкал? Что было на том месте, где сейчас Байкал?  Почему люди  боялись птицу? Согласны ли вы, что птица была опасна? Почему?  Как вы думаете, что было бы, если не родился сильный  богатырь?

СЛ5, 6 - Иллюстрации

Оценивание: молодцы, спасибо вам за работу.  Вы успешно справились с заданием и получайте 3 смайлика: улыбка, настроение, вера в себя.

Какие задачи вы решали на этом этапе урока?

А сейчас немного отдохнём. Физминутка

Продолжим работу. Следующим этапом вашей работы будет решение проектной задачи творческого характера.  Попробуйте заполнить таблицу, выписав в первую колонку, что является вымыслом, а что реальностью в сказках.

СЛ7

Вымысел

Реальность

Теперь у вас тексты другого стиля (научные). Используя материал таблицы (вторую колонку), и текст, вам необходимо создать ментальную карту. А затем представить результат работы.

Тема вам дана. Цель вашей работы будет составить ментальную карту по теме. Обсудите в группе как будете решать поставленную задачу и расскажите о ваших планах.

СЛ8 Правила создания МК

1.Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.

2.Длина линии должна равняться длине слова.

3.Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.

4.Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

5.Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

6.Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен).

7.Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места.

8.Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9.Располагайте лист горизонтально.

Представление. После представления результатов работы вы должны будете проанализировать, удалось ли вам реализовать намеченные задачи.

Оцените, справилась ли группа со своей проектной задачей.

СЛ 9.   Посмотрите на свою таблицу и подумайте,  как она у вас изменилась

Знаю

     Хочу узнать

Не знаю

СЛ 10. Давайте вернёмся к нашей теме «Байкал – жемчужина Сибири (.?!)» какой знак препинания можно поставить в конце, свой ответ обоснуйте.

Эмоциональная  рефлексия.

На  столах есть стикеры. Если вы считаете свою работу на занятии успешной, прикрепите желтый стикер к солнышку, а если почувствовали, что не удовлетворены  результатами, то синий стикер к тучке.

СЛ 11. Я. На этом мы заканчиваем наше занятие. Не забывайте про нашу формулу удачи: почаще улыбайтесь, дарите людям тепло, любовь, хорошее настроение. Верьте в себя, и вы добьетесь высоких результатов.

СЛ 12. Спасибо вам, до новых встреч.

«Байкал- бесценный дар природы, да будет вечно на Земле!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

презентация "Жемчужина Сибири"

Презентация создана как дополнительный материал к уроку географии в 6 классе по теме "Озёра"....

Жемчужина Сибири-Байкал

Иллюстрированный альбом с описанием оз. Байкал. Работа учащихся МОУ Боровской ООШ.8 класс....

Кузбасс - жемчужина Сибири

Материал для проведения классного часа по краеведению. Представлена информация по истории родного края, его географические особенности. Цель классного часа; воспитывать любовь к родному краю, к окружа...

Урок по географии 8 класс "Байкал -жемчужина Сибири"

Урок по географии в 8 классЦель урока:Создать условия для осмысления и осознания знаний по теме «Байкал, как природный комплекс».Задачи урока:1. Сформировать представление об уникальной природной жемч...

Методическая разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Данный урок помогает развивать  у  учащихся познавательный  интерес к  предмету, создавать условия для формированияумений работать в коллективе, воспитывать то...

Презентация к уроку по географии в 8 классе "Жемчужина Сибири - Байкал"

Презентация к уроку по теме "Жемчужина Сибири - Байкал" знакомит учащихся с географическим положением озера, раскрываются его основные характеристики, животный и растительный мир. Особое внимаени удел...