Практические работы по географии
учебно-методическое пособие по географии (5, 6 класс)
С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении. Практические работы и задания позволяют учащимся решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_5-6_klass_grigoreva_t.a._kl.docx | 505.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические работы по географии 5 – 6 класс
К сборнику примерных рабочих программ. Предметные Г35 линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10— 11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А. И. Алексеев и др.]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2020. — 189 с. — ISBN 978-5-09-071073-2.
Пояснительная записка
География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.
Введение ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования - от знаниевой, развивающей в большей степени память обучающихся, к системно- деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным. Современному учителю географии необходимо изменить подходы в организации образовательного процесса в алгоритме: "мотив – цель – способ - результат" с ориентацией формирования метапредметных, предметных, личностных школьных достижений. С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении. Учителям географии следует выделять личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, научиться их описывать, планировать приёмы и технологии формирования, отслеживать динамику развития способов деятельности школьников на уровне метапредметных, предметных, личностных результатов.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
- выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- Вычитывать все уровни текстовой информации;
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.).
В настоящее время применение практических заданий на уроке приобретает все большее значение, т.к. способствует развитию самостоятельности учащихся. По мнению многих исследователей, включение практических работ и заданий в ход урока имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии обучающихся.
Таким образом, применение практических заданий на уроках географии направлено на развитие УУД и навыков, психического развития и самореализации личности.
Итак, практические задания как прием обучения дают возможность:
1) сформировать мотивацию на обучение;
2) оценить уровень подготовленности учеников (и для этого могут быть использованы как на начальной стадии обучения - для входного контроля, так и на стадии завершения - для итогового контроля эффективности обучения);
3) оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния - знания в активное - умение (и поэтому могут быть эффективны в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);
4) активизировать самообразование учащихся;
5) формировать многовариантность мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;
6) развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.
Содержание практических работ и заданий, используемых в учебном процессе, должно быть не случайным, а соответствовать изучаемому материалу. Основными принципами такой деятельности являются следующие:
- Соответствие целям и содержанию обучения.
- Наглядность и простота структуры и технологии.
- Доступность.
- Систематичность использования и поэтапного усложнения.
- Разнообразие заданий.
- Постоянное обогащение номенклатуры заданий и их тематики.
- Рациональное сочетание средств и методов в методическом обеспечении заданий.
- Развитие общения, сотрудничества и обеспечение эмоционального климата.
- Активное включение обучающихся в организацию и проведение практических работ.
Практические работы и задания позволяют учащимся решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:
- называть и показывать различные географические объекты;
- описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами,
- определять направления, географические координаты;
- измерять расстояния, азимуты;
- наблюдать за различными компонентами природы, различными географическими, экологическими и другими ситуациями;
- прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.
Чтобы избежать у учеников перегрузки, низкой успеваемости по предмету, я выдвигаю следующие требования:
- Знакомлю школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
- Использую инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
- Создаю творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели.
- Использую игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию ученика).
Организуя практические работы, помню, что программа задает лишь общее направление работы, а я, как учитель, конкретизирую содержание, определяю конкретную территорию, объем задания.
Важно, чтобы все работы были оценены объективно. Для этого я использую следующие примерные критерии оценок:
- «5» – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
- «4» – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
- «3» – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
- «2» - серьезные фактические ошибки в содержании работы, грубые неточности, не понимание сути задания, выполнено 20 работы.
Практические работы 5 класс
№1. «Организация фенологических наблюдений в природе»
№2. «Нанесение на к/карту маршрутов плавания Колумба, Васко да Гамы и Магеллана»
№3. «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
№4. «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний»
№5. «Составление плана местности»
№6. «Определение направлений и расстояний на карте»
№7. «Определение географических координат точек на глобусе и картах»
№8. «Нанесение на контурную карту крупнейших государств мира и их столиц»
№9. «Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, обширных равнин мира»
№10. «Описание местоположения равнины по физической карте»
№11. «Нанесение на карту крупнейших горных систем мира»
№12. «Описание местоположения горной системы по физической карте»
Практическая работа №1.
Тема: «Организация фенологических наблюдений в природе»
Цель работы: изучить формы фенологических наблюдений за сезонными изменениями в природе; формировать умения вести дневник наблюдений.
Оборудование: компьютер, принтер, форма дневника, ручки, линейка, карандаши.
Фенология – это наука о закономерностях сезонного развития природы, о сроках наступления сезонных явлений природы и причинах, определяющих эти сроки.
Сезонное явление – это природное событие, которое повторяется из года в год и связано с последовательностью других событий. Примеры сезонных явлений: развёртывание листьев, цветение, осеннее окрашивание листьев. Каждое сезонное явление имеет своё начало, завершение и пору массового развития.
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ отображают сезонную изменчивость органического мир, время наступленияфаз развития растений и животных.
https://fenolog.rgo.ru – фенологическая сеть Русского географического общества.
Ход работы:
Задание 1. В тетради (на развороте) создать Дневник наблюдений, для этого начертить таблицу, предложенную учителем.
Задание 2. Необходимо правильно и своевременно записывать данные погоды на каждый день, используя сайт https://www.gismeteo.ru или другие источники информации.
Задание 3. В дневник необходимо вносить не только базовые данные, но и сведения о явлениях, которые привлекли ваше внимание (Например, пожелтение листьев, листопад, активность птиц и т.д).
Задание 4. Спустя месяц своих наблюдений, необходимо сделать анализ о изменениях в природе и подвести итоги.
Дата | Температура воздуха | Атмосферное давление | Облачность | Ветер - направление / скорость | Влажность | Осадки | Наблюдаемые изменения в природе |
Практическая работа №2
Тема: «Нанесение на к/карту маршрутов плавания Колумба, Васко да Гамы и Магеллана»
Цель работы: находить на географической карте и наносить на контурную карту маршруты путешествий разного времени и периодов; развивать предметные умения работы с контурной картой.
Оборудование: учебник, географический атлас
Ход работы:
Задание 1. Используя географическую карту учебника стр. 180 -181, найдите маршруты путешествий Колумба, Васко да Гамы и Магеллана
Задание 2. Обозначьте на карте цветными стрелками маршруты плаваний Христофора Колумба (красным цветом), Фернана Магеллана (синим цветом), Васко да Гамы ( зеленым цветом);
Задание 3. Впишите в легенду карты имена этих мореплавателей.
Задание 4. Подпишите названия океанов, через которые проходили их маршруты.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты
Практическая работа№3.
Тема: «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
Цель работы: формирование познавательной и информационной культуры; развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации.
Оборудование: учебник, географический атлас, компьютер, тетрадь, ручка
Ход работы:
Задание 1. Какие источники географической информации вы знаете ?
- Учебник 2….3….4….5….6….
Задание 2. В тетради заполните таблицу:
Русские первопроходцы и мореплаватели | Источники информации |
Семен Дежнев | Учебник, стр.14 |
Критерии оценки:
«5» - правильно указали 5 разных источников информации;
«4» - 4 источника;
«3» - 2 - 3 источника;
«2» - 1 источник
Практическая работа №4
Тема: Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий
и солнцестояний.
Цель работы:
Знать события, которые происходят на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний;
уметь заполнять таблицу по рисункам; уметь работать в вердовском документе.
Оборудование: параграф учебника, рисунки
Ход работы:
Задание 1. Дать характеристику дней равноденствия и солнцестояния
Полушария | 21 марта | 23 сентября | 22 июня | 22 декабря |
Северное | День весеннего равноденствия День= ночи | День …….. равноденствия День= ночи | День………….. солнцестояния Самый короткий день, самая длинная ночь | День зимнего солнцестояния Самый короткий день, самая длинная ночь |
Южное | День………. равноденствия День= ночи | День …….. равноденствия День= ночи | День ……….. солнцестояния Самый короткий день, самая длинная ночь | День………….. солнцестояния Самый короткий день, самая длинная ночь |
Задание 2. Заполнить таблицу по рисункам
События, происходящие на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний в северном полушарии
Дни | Экватор | Северный тропик | Северный полярный круг | Южный полярный круг |
21 марта | ??? | |||
22 июня | Солнце в зените | Полярный ???? | Полярная ???? | |
23 сентября | ????? | |||
22 декабря | Полярная ???? | Полярный ????? |
Зенит - когда солнце находится в самой высокой от горизонта точке и наблюдатель стоит под ним, а на него падают лучи под углом 90*.
Практическая работа №5.
Тема: « Составление плана местности»
Цель работы: научиться составлять простейший план местности.
Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, транспортир .
Ход работы.
Задание 1. До реки учащиеся шли по азимуту 270º, 225º, 180º. Напишите направления их движения.
Задание 2.
1 вариант.
Мы отправляемся в поход от отдельно стоящего лиственного дерева ( точка 1)
1. Идем на северо-восток 800м по лугу. Подошли к озеру (поставили точку2).
2. От точки 2 идем на северо-запад 800 м по зарослям кустарника. Подошли к болоту ( точка 3).
От точки 3 идем на юг 550 м по пашне. Справа на середине пути - озеро. Подошли к роднику (точка 4).
4. От точки 4 идем на запад 550м по фруктовому саду. Подошли к хвойному дереву (точка 5).
5. От точки 5 возвращаемся к точке 1. Идем по вырубленному лесу.
2 вариант.
Мы отправляемся в поход от отдельно стоящего лиственного дерева (точка 1).
1 От точки 1 идем на северо-запад 800м по вырубленному лесу. Подошли к хвойному дереву (точка 2).
2. От точки 2 идем на восток 550м по фруктовому саду. Подошли к роднику (точка 3).
3. От точки 3 идем на север 550м по пашне. Слева, на середине пути озеро. Подошли к болоту (точка 4).
4. От точки 4 идем на юго-восток 800м по зарослям кустарника.
Подошли к озеру (точка 5).
5. От точки 5 возвращаемся к точке 1 по лугу.
3 вариант.
Мы отправляемся в поход от дома лесника ( точка 1).
1. Идем на восток 600м по лугу. Подошли к колодцу у отдельно стоящего дерева (точка 2).
2. От точки 2 идем на северо-запад 800 м по вырубленному лесу. Подошли к лиственному дереву (точка 3).
3. От точки 3 идем на север 650 м по лугу. Подошли к деревянному мосту через реку Линда (точка 4).
4. От точки 4 идем на юго - запад 900м по фруктовому саду. Подошли к озеру (точка 5).
5. От точки 5 возвращаемся к точке 1. Идем по тропинке через смешанный лес.
4 вариант.
Мы отправляемся в поход от дома лесника.
1 От точки 1 идем на северо-запад 800м по тропинке через смешанный лес. Подошли к озеру (точка 2).
2. От точки 2 идем на северо – восток 900м по фруктовому саду. Подошли к деревянному мосту через реку Узола (точка 3).
3. От точки 3 идем на юг 650м по лугу. Подошли к лиственному дереву (точка 4).
4. От точки 4 идем на юго-восток 800м по вырубленному лесу. Подошли к колодцу у лиственного дерева (точка 5).
5. От точки 5 возвращаемся к точке 1 по лугу.
Практическая работа № 6
Тема: «Определение направлений и расстояний на карте»
Цель работы: научиться определять стороны горизонта и расстояния на карте ; формировать навыки самостоятельной работы;
Оборудование: географический атлас
Ход работы:
1 вариант
Задание 1. Определить по политической карте направления от Рима (столицы Италии) до других географических объектов: Лондона, Москвы, Сиднея, Бразилиа, Вашингтона.
Задание2. Определить по физической карте России направления от Нижнего Новгорода до Якутска, Санкт-Петербурга, Новосибирска.
Задание3. Определить расстояния от Москвы до Каира.
2 вариант
Задание 1. Определить по политической карте направления от Пекина (столицы Китая) до других географических объектов: Лондона, Москвы, Сиднея, Бразилиа, Вашингтона.
Задание2. Определить по физической карте России направления от Тюмени до Якутска, Санкт-Петербурга, Новосибирска.
Задание3. Определить расстояния от Москвы до Парижа.
Практическая работа №7
Тема: «Определение географических координат точек на географической карте»
Цель работы: формировать умения определять географические координаты на географической карте; развивать практические навыки работы с географической картой;
Оборудование: географический атлас , тетрадь, ручка
Ход работы:
Задание 1. Определите географические координаты ( широту и долготу) следующих объектов:
I вариант: Сантьяго, Пекин, Вашингтон, Пермь, вулкан Килиманджаро.
II вариант: Токио, Мехико, Сидней, г.Джомолунгма, Владивосток.
Критерии оценки:
«5» - правильно определены координаты 5 объектов ;
«4» - 4 объектов;
«3» - 2- 3 объектов;
«2» - 1 источник
Практическая работа № 8
Тема: «Нанесение на контурную карту крупнейших государств мира и их столиц»
Цель: закрепление практических умений работы с политической и контурной картами
Оборудование: географический атлас, ручка с черной пастой, красной и синей.
Ход работы:
Задание 1. Назовите признаки, по которым различаются страны на политической карте мира.
Задание 2. Найдите крупнейшие 7 стран по размерам, напишите их в тетрадь.
Задание 3. На контурной карте нанесите: 1) границы крупнейших стран мира по площади (7) черным цветом 2) подпишите их название синим цветом 3) обозначьте их столицы красным пунсоном и подпишите синим цветом.
Практическая работа №9
Тема: «Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, обширных равнин мира»
Цель: закрепление практических умений работы с физической и контурной картами
Оборудование: географический атлас, учебник
Ход работы:
Задание 1. Опережающее задание - выписать из любых источников информации в тетрадь новые определения - ГП, остров, полуостров.
Задание 2. Найти на физической карте полушарий 2 острова по следующим ориентирам: а) относительно крупный по размерам, расположен к востоку от Африки, омывается водами океана; б) относительно небольшой по размерам, расположен к югу от Южной Америки, омывается водами двух океанов.
Задание 3. Найти на физической карте полушарий или России 2 полуострова по следующим ориентирам: а) крупный по размерам, расположен на юге Евразии, омывается с востока Бенгальским заливом;
б) относительно небольшой по размерам, расположен на востоке России, омывается на востоке Беринговым морем .
Задание 4. Найти на физической карте полушарий или России 2 крупнейшие равнины по следующим ориентирам: а) расположена по обе стороны от экватора в Южной Америке, омывается с востока Атлантическим океаном;
б) расположена на Европейской части России, омывается на севере Баренцевым морем .
Задание 5. Нанести (подписать) на к/карту острова, полуострова , равнины , которые вы нашли на карте и все объекты, перечисленные в заданиях.
Критерии оценок:
«5» - все задания выполнены правильно и аккуратно, в соответствии с требованиями к работе в контурных картах;
«4» - допущены незначительные ошибки в заданиях ( 1 правильный объект в каждом задании), но в контурной карте все выполнено аккуратно ;
«3» - выполнено правильно , полностью и аккуратно только 2 задания;
«2» - выполнено только 1 задание правильно.
Практическая работа №10
Тема: «Описание местоположения равнины по физической карте»
Цель работы: Формирование умения составлять описание географического объекта ; продолжать развивать практические навыки работы с физической картой мира и России; находить и извлекать необходимую информацию из географической карты; систематизировать полученную информацию.
Оборудование: географический атлас, линейка, тетрадь, учебник «Полярная Звезда», презентация, мультимедийное оборудование.
Ход работы:
Задание 1. Охарактеризуйте географическое положение одной из равнин -Амазонская, Восточно-Европейская, Великая Китайская равнина, Среднерусская, Индо-Гангская, Прикаспийская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, плоскогорье Декан, Бразильское плоскогорье,
( по выбору).
План определения ГП равнин:
1.Найти равнину на карте и написать ее название в тетрадь.
2.Определить, к какому типу равнин по высоте относятся.
3. На каком материке и в какой его части расположена.
4. Между какими меридианами и параллелями она находится.
5. В каком направлении вытянута равнина, на сколько километров в длину и ширину.
6. Определяем среднюю и максимальную абсолютную высоты равнины (как определить: читайте задание 2).
7. По направлению течения рек определяем, в каком направлении происходит понижения рельефа.
2. Прием определения высоты равнин.
1. Установить, каким цветом они изображены.
2.Найти цвет (цвета) на шкале высот и прочитать соответствующую ему высоту.
3.Найдите самую высокую точку, прочитайте ее высоту и запишите в тетрадь в пункт 6.
4. Максимальную высоту разделите на 2 и получите среднюю высоту равнины, запишите цифру в пункт 6.
Практическая работа №11
Тема: «Нанесение на к/карту крупнейших горных систем мира»
Цель работы: Продолжать развивать практические навыки работы с географическими картами.
Оборудование: географический атлас, контурные карты, простой карандаш, ластик, ручка, тетрадь, учебник, компьютеры.
Ход работы:
Задание 1. Нанесите на контурную карту стр. 16-17 косой штриховкой горы: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи, Скандинавские, Аппалачи. Из предложенного списка выберите те объекты, которые можно нанести на карту России, выполните это на стр. 22-23.
Задание 2.Отметьте точкой и подпишите максимальную вершину гор.
Практическая работа №12
Тема: «Описание местоположения горной системы по физической карте»
Оборудование: географический атлас, линейка, тетрадь, учебник, компьютеры.
Ход работы:
Предлагаю 2 способа выполнения работы:
- Для желающих работать в тетрадях:
Цель работы: формирование умения составлять описание географического объекта (гор); продолжать развивать практические навыки работы с физической картой мира и России.
Задание1. Охарактеризуйте географическое положение одной из горных систем (Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи, Скандинавские, Аппалачи).
План определения географического положения гор.
1.Найти выбранную вами горную систему на карте и записать название в тетрадь.
2. Определить, к каким горам по высоте относятся.
3. На каком материке и в какой его части расположены горы.
4. В каком направлении протянулись горные хребты (по сторонам горизонта)
5. Протяженность гор в км (примерно).
6. Наибольшая (абсолютная) высота (название, высота в метрах)
- Для желающих работать с ЭОР:
Цель работы: научить учащихся использовать онлайн – сервис StoryMapJS для создания интерактивных карт с пояснениями к объектам или изображениям.
Задание 1. Познакомиться с инструктивной карточкой по выполнению работы: https://drive.google.com/drive/folders/1WH97aMhbsxctn8mZZCMFYtTbRsbnPVH?usp=sharing
Задание 2. Составить карту путешествий по горным системам мира (5-10), используя фотографии, описание, видеофильмы (продолжительностью от 2до 5минут)
Задание 3. Презентовать свое путешествие на уроке
Что будет оцениваться:
1.Наличие на карте не менее 5 горных систем;
2.Правильность нанесения объектов на карту;
3.Разнообразие и оригинальность используемых интернет-ресурсов
Практические работы 6 класс
№1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
№2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану.
№3. Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха и (или) количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов.
№4. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды.
№5. Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.
Практическая работа №1.
Тема: Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
Цель работы: провести сравнительную характеристику рек по плану; продолжать формирования навыков работы с картами, таблицами.
Оборудование: учебник, географический атлас, тетрадь, ручка
Ход работы:
Задание 1. Начертить таблицу «Сравнение двух рек (России и мира) по картам атласа»
План | Волга | Амазонка |
ГП | ||
Исток | ||
Устье | ||
Направление течения | ||
Характер течения | ||
Притоки (правые и левые) | ||
Питание | ||
Режим | ||
Использование человеком |
Задание 2. Сравнить две реки по плану: 1 вариант – Волга и Амазонка, 2 вариант – Лена и Нил, и записать данные сравнения в таблицу.
Практическая работа№2.
Тема: Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану.
Цель работы: : совершенствовать практические умения и навыки составления комплексной характеристики озера по плану, используя различные источники географической информации; развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи, умение принимать выбор формы отражения ее результатов.
Оборудование: тетрадь, ручка, географический атлас, компьютер, принтер
Ход работы:
Задание 1. Используя различные источники географической информации, дайте характеристику одного из крупнейших озер России (по выбору) по плану:
1.В какой части России находится озеро .
2.Размеры озера: длина, ширина, площадь озера.
3.Глубина.
4.Положение относительно других географических объектов: находится к северу от ….., к востоку от……, к западу….., к югу от……
5.Образование котловины, то есть происхождение озера.
6.Тип по стоку.
7.Состав воды: соленое или пресное?
8.Питание.
9.Водный режим: замерзает или нет?
10.Как используется человеком?
Задание 2. Свою работу можно представить в виде 1) описания 2) таблицы 3) учебного рисунка
Практическая работа №3.
Тема: Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха и (или) количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов.
Цель работы: формировать умения использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных.
Оборудование: статистические данные температуры воздуха, тетрадь, ручка
Ход работы:
Задание 1. Под руководством учителя проанализировать данные годового хода температуры воздуха по данным многолетних наблюдений для следующих городов: Калининград, Москва, Нижний Новгород, Анапа.
Годовой ход температуры воздуха в городах:
Месяц Город | я | ф | м | а | м | и | и | а | с | о | н | д |
Калининград (54с.ш.,20в.д.) | 5 | -2 | 1 | 6 | 12 | 16 | 17 | 17 | 14 | 8 | 5 | -1 |
Москва (55 с.ш., 37 в.д.) | -9 | -7 | -2 | 6 | 12 | 15 | 18 | 16 | 11 | 6 | -2 | -7 |
Нижний Новгород (51с.ш.,41в.д.) | -12 | -10 | -4 | 5 | 13 | 17 | 19 | 17 | 11 | 4 | -6 | -8 |
Анапа(45с.ш., 37 в.д.) | 2 | 1 | 5 | 10 | 16 | 20 | 23 | 23 | 20 | 16 | 12 | 7 |
Задание 2. Провести сравнительный анализ годового хода температуры на основе проанализированных данных.
Задание 3. Сделайте вывод о зависимости температуры от ГП городов и запишите в тетрадь.
Практическая работа №4.
Тема: Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды.
Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать описания погоды.
Оборудование: атлас, календарь погоды, учебник, простой карандаш, линейка, тетрадь, ручка.
Ход работы:
Задание 1. Постройте розу ветров:
1) Для этого проанализируйте данные погоды за февраль 2020 г. в Нижнем Новгороде.
Число | Температура | Давление | Облачность | Осадки | Ветер |
Условные обозначения:
2) Обобщите данные в виде таблицы:
Направление ветра Количество дней с таким направлением | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
3) Постройте розу ветров в соответствии с инструкцией, расположенной ниже:
Способ построения розы ветров.
- Начертить основные и промежуточные стороны горизонта;
- Подписать их название на графике;
- Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях;
- На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней этого направления и поставить точку;
- Точки, поставленные на линиях, последовательно соединить. В центре нарисовать кружочек, в котором записать количество дней без ветра.
(1 клеточка – 1 день, полученные точки соедините в следующей
последовательности: С - С-В – В – Ю-В – Ю – Ю-З – З – С-З –С. При отсутствии какого-либо ветра, линия в этом месте прерывается.
4) Сделайте вывод о преобладающих направлениях ветра.
Задание 2. Постройте диаграмму облачности.
1)Для этого проанализируйте данные погоды за февраль 2020
года в г. Нижнем Новгороде (смотрите выше) и обобщите их в виде таблицы:
Тип облачности Количество дней | Ясно | Малооблачно | Облачно | Пасмурно |
2) Начертите систему координат и отметьте по оси Х тип облачности, а по оси Y – количество дней.
3) Постройте диаграмму облачности: а)для этого по каждому направлению нарисуйте квадратики (по количеству дней), соответствующие типу облачности и б) раскрасьте их таким образом: ясно - красного цвета, пасмурно – синего цвета, облачно – жёлтого цвета, малооблачно – зеленого цвета.
Задание 3. Постройте диаграмму осадков.
1) Для этого проанализируйте данные таблицы осадков в г. Нижнем Новгороде за 2020 год по месяцам .
Месяц | Количество осадков, мм |
январь | |
февраль | |
март | |
апрель | |
май | |
июнь | |
июль | |
август | |
сентябрь | |
октябрь | |
ноябрь | |
декабрь | |
Всего за год (подсчитать) |
2) Начертите систему координат и отметьте по оси Х месяцы, а по оси Y – количество осадков, мм.
3) Постройте диаграмму распределения осадков по сезонам года, используя данные таблицы.
4) Сделайте вывод об изменении количества осадков в течение года. На какой сезон приходится наибольшее количество осадков?
Практическая работа №5.
Тема: Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.
Цель работы: формирование познавательной и информационной культуры; развитие навыков самостоятельной работы с интернет- ресурсами по поиску географической информации.
Оборудование: компьютер, тетрадь, ручка.
Ход работы:
Задание 1. Найдите интернет – ресурсы (в Яндекс, Гугл) , в которых сообщается о состоянии ОС Нижегородской области.
Задание 2. Запишите список в таблицу в 1 колонку, а во 2 колонку, соответственно краткую информацию о состоянии ОС с каждого сайта.
Интернет - ресурсы | Информация о состоянии окружающей среды Нижегородской области |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по географии.
Готовые практические работы по географии. Тема, цель и сама работа в готовом виде. Классы: 7,8,9 кл....
Практические работы по географии 7 класс
Всего - 23: устных - 17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....
Практические работы по географии для 9 классов.
Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются таблицы, диаграммы....
Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»
Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии
Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...
Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"
Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...
Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)
Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....