Практические работы по географии
учебно-методическое пособие по географии (5, 6 класс)

Григорьева Татьяна Александровна

С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты  в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении. Практические работы и задания позволяют учащимся решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_5-6_klass_grigoreva_t.a._kl.docx505.71 КБ

Предварительный просмотр:

           Практические работы по географии 5 – 6 класс

К сборнику примерных рабочих программ. Предметные Г35 линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10— 11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А. И. Алексеев и др.]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2020. — 189 с. — ISBN 978-5-09-071073-2.

 Пояснительная записка

         География  в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Введение ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы  получения образования - от знаниевой, развивающей в большей степени память обучающихся,  к системно- деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик  учись сам». Новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным. Современному учителю географии необходимо изменить подходы в организации образовательного процесса в алгоритме: "мотив – цель – способ - результат" с ориентацией формирования  метапредметных, предметных, личностных школьных достижений. С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты  в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении. Учителям географии следует выделять личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, научиться их описывать, планировать приёмы и технологии формирования, отслеживать динамику развития способов деятельности школьников на уровне метапредметных,  предметных,  личностных результатов.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является  формирование  всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм  поведения.

Метапредметными  результатами  изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий.

        Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

 - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

        Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- Выявлять причины и следствия простых явлений;

- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- Вычитывать все уровни текстовой информации;

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

        Коммуникативные УУД: 

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

и т.д.).

 В настоящее время применение практических заданий на уроке приобретает все большее значение, т.к. способствует развитию самостоятельности учащихся.  По мнению многих исследователей, включение практических работ и заданий в ход урока имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии обучающихся.

Таким образом, применение практических заданий на уроках географии направлено на развитие УУД и навыков, психического развития и самореализации личности.

Итак, практические задания как прием обучения дают возможность:

1) сформировать мотивацию на обучение;

2) оценить уровень подготовленности учеников (и для этого могут быть использованы как на начальной стадии обучения - для входного контроля, так и на стадии завершения - для итогового контроля эффективности обучения);

3) оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния - знания в активное - умение (и поэтому могут быть эффективны в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);

4) активизировать самообразование учащихся;

5) формировать многовариантность мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;

6) развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.

Содержание практических работ и заданий, используемых в учебном процессе, должно быть не случайным, а соответствовать изучаемому материалу. Основными принципами такой деятельности являются следующие:

  • Соответствие целям и содержанию обучения.
  • Наглядность и простота структуры и технологии.
  • Доступность.
  • Систематичность использования и поэтапного усложнения.
  • Разнообразие заданий.
  • Постоянное обогащение номенклатуры заданий и их тематики.
  • Рациональное сочетание средств и методов в методическом обеспечении заданий.
  • Развитие общения, сотрудничества и обеспечение эмоционального климата.
  • Активное включение обучающихся   в организацию и проведение практических работ.

Практические работы и задания позволяют учащимся решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную.

Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:

- называть и показывать различные географические объекты;

- описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами,

- определять  направления, географические  координаты;

- измерять расстояния, азимуты;

- наблюдать за различными  компонентами  природы,  различными географическими, экологическими и другими ситуациями;

- прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.

Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками  картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными  подходами  и методами.

Чтобы избежать у учеников перегрузки, низкой успеваемости по предмету, я выдвигаю следующие требования:

  1. Знакомлю школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
  2. Использую инструктивные карточки для  успешной  реализации  принципов дифференцированного обучения.
  3. Создаю творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели.
  4. Использую игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию ученика).

Организуя практические работы, помню, что программа задает лишь общее направление работы, а я, как учитель, конкретизирую содержание, определяю конкретную территорию, объем задания. 

Важно, чтобы все работы были оценены объективно. Для этого я использую следующие примерные критерии оценок:

  • «5» – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
  • «4» – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
  • «3» – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
  •  «2» - серьезные фактические ошибки в содержании работы, грубые неточности, не понимание сути задания, выполнено 20 работы.

  Практические работы 5 класс

№1.  «Организация фенологических наблюдений в природе»

№2. «Нанесение на к/карту маршрутов плавания  Колумба, Васко да Гамы и Магеллана»

№3. «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

№4. «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний»

№5. «Составление плана местности»

№6. «Определение направлений и расстояний на карте»

№7. «Определение географических координат точек на глобусе и картах»

№8. «Нанесение на контурную карту крупнейших государств мира и их столиц»

№9. «Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, обширных равнин мира»

№10. «Описание местоположения равнины по физической карте»

№11.  «Нанесение на карту крупнейших горных систем мира»

№12. «Описание местоположения горной системы по физической карте»

Практическая работа №1.

Тема: «Организация фенологических наблюдений в природе»

Цель работы:  изучить формы фенологических наблюдений за сезонными изменениями в природе; формировать умения  вести дневник наблюдений.

Оборудование: компьютер, принтер, форма дневника, ручки, линейка, карандаши.

Фенология – это наука о закономерностях сезонного развития природы, о сроках наступления сезонных явлений природы и причинах, определяющих эти сроки.

Сезонное явление – это природное событие, которое повторяется из года в год и связано с последовательностью других событий. Примеры сезонных явлений: развёртывание листьев, цветение, осеннее окрашивание листьев. Каждое сезонное явление имеет своё начало, завершение и пору массового развития.

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ отображают сезонную изменчивость органического мир, время наступленияфаз развития растений и животных.

hello_html_m560d6479.jpg

https://fenolog.rgo.ru – фенологическая сеть Русского географического общества.

https://www.gismeteo.ru 

Ход работы:

Задание 1. В тетради (на развороте) создать Дневник наблюдений, для этого начертить таблицу, предложенную учителем.

Задание 2. Необходимо правильно и своевременно записывать данные погоды на каждый день, используя сайт https://www.gismeteo.ru  или другие источники информации.

Задание 3. В дневник необходимо вносить не только базовые данные, но и сведения о явлениях, которые привлекли ваше внимание (Например, пожелтение листьев, листопад, активность птиц и т.д).

Задание 4. Спустя месяц своих наблюдений, необходимо сделать анализ о изменениях в природе и подвести  итоги.

Дата

Температура воздуха

Атмосферное давление

Облачность

Ветер -

направление / скорость

Влажность

Осадки

Наблюдаемые изменения в природе

Практическая работа №2

Тема: «Нанесение на к/карту маршрутов плавания  Колумба, Васко да Гамы  и Магеллана»
Цель работы:
находить на географической карте и наносить на контурную карту маршруты путешествий разного времени и периодов; развивать предметные умения работы с контурной картой.
Оборудование: учебник, географический атлас
Ход работы:
Задание 1. Используя  географическую карту учебника  стр. 180 -181,  найдите маршруты  путешествий Колумба, Васко да Гамы и Магеллана
Задание 2. Обозначьте на карте цветными стрелками маршруты  плаваний Христофора Колумба (красным цветом), Фернана  Магеллана (синим цветом), Васко да Гамы ( зеленым цветом);

Задание 3. Впишите в легенду карты имена этих мореплавателей.

Задание 4. Подпишите  названия  океанов, через  которые  проходили  их маршруты.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная  карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если  контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если  контурная карта  имеет ряд недостатков. но правильно  указаны основные географические объекты

Практическая работа№3. 

Тема: «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формирование познавательной и информационной культуры; развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

Оборудование: учебник, географический атлас, компьютер, тетрадь, ручка

Ход работы:

Задание 1. Какие источники географической информации вы знаете ? 

  1. Учебник  2….3….4….5….6….

Задание 2. В тетради заполните таблицу:

Русские первопроходцы  и мореплаватели

Источники информации

Семен Дежнев

Учебник, стр.14

Критерии оценки:

«5» - правильно указали 5 разных источников информации;

«4» - 4 источника;

«3» - 2 - 3 источника;

«2» - 1 источник

Практическая работа №4

Тема: Характеристика  событий, происходящих  на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий

и солнцестояний.

Цель работы:

Знать события, которые происходят на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний;

уметь заполнять таблицу по рисункам; уметь работать в вердовском документе.

Оборудование: параграф учебника, рисунки

Ход работы:

Задание 1. Дать характеристику дней равноденствия и солнцестояния

Полушария

21 марта

23 сентября

22 июня

22 декабря

Северное

День весеннего равноденствия

 День= ночи

День …….. равноденствия

День= ночи

День…………..                солнцестояния

Самый короткий день, самая длинная ночь

День зимнего солнцестояния

Самый короткий день, самая длинная ночь

Южное

День……….            равноденствия

День= ночи

День …….. равноденствия

 День= ночи

День       ……….. солнцестояния

Самый короткий день, самая длинная ночь

День………….. солнцестояния

Самый короткий день, самая длинная ночь

Задание 2. Заполнить таблицу по рисункам

События, происходящие на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний в северном полушарии

Дни

Экватор

Северный тропик

Северный полярный круг

Южный полярный круг

21 марта

???

22 июня

Солнце в зените

Полярный ????

Полярная ????

23 сентября

?????

22 декабря

Полярная ????

Полярный ?????

 Зенит - когда солнце находится в самой высокой от горизонта точке и наблюдатель стоит под ним, а на него падают лучи под углом 90*.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/072d/001256ac-285a9e33/img5.jpg

Практическая работа №5.

Тема: « Составление  плана местности»

Цель работы: научиться  составлять  простейший  план местности.

Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, транспортир .

Ход работы.

Задание 1. До реки учащиеся шли по азимуту 270º, 225º, 180º. Напишите направления их движения.

Задание  2.

1 вариант.

Мы отправляемся в поход от отдельно стоящего лиственного дерева ( точка 1)

1. Идем на северо-восток 800м  по лугу. Подошли к озеру (поставили точку2).

2. От точки 2 идем на северо-запад 800 м  по зарослям кустарника. Подошли к болоту ( точка 3).

От точки 3 идем на юг 550 м  по пашне. Справа на середине пути - озеро. Подошли к роднику (точка 4).

4. От точки 4 идем на запад 550м  по фруктовому саду. Подошли к хвойному дереву (точка 5).

5. От точки 5 возвращаемся к точке 1. Идем по вырубленному лесу.

2 вариант.

Мы отправляемся в поход от отдельно стоящего лиственного дерева (точка 1).

1 От точки 1 идем на северо-запад 800м  по вырубленному лесу. Подошли к хвойному дереву (точка 2).

2. От точки 2 идем на восток 550м по фруктовому саду. Подошли к роднику (точка 3).

3. От точки 3 идем на север 550м  по пашне. Слева, на середине пути озеро. Подошли к болоту (точка 4).

4. От точки 4 идем на юго-восток 800м  по зарослям кустарника.

Подошли к озеру (точка 5).

5. От точки 5 возвращаемся к точке 1 по лугу.

3 вариант.

Мы отправляемся в поход от дома лесника ( точка 1).

1. Идем на восток 600м  по лугу. Подошли к колодцу у отдельно стоящего дерева (точка 2).

2. От точки 2 идем на северо-запад 800 м  по вырубленному лесу. Подошли к лиственному дереву (точка 3).

3. От точки 3 идем на север 650 м по лугу. Подошли к деревянному мосту через реку Линда (точка 4).

4. От точки 4 идем на юго - запад 900м по фруктовому саду. Подошли к озеру (точка 5).

5. От точки 5 возвращаемся к точке 1. Идем по тропинке через смешанный лес.

4 вариант.

Мы отправляемся в поход от дома лесника.

1 От точки 1 идем на северо-запад 800м  по тропинке через смешанный лес. Подошли к озеру (точка 2).

2. От точки 2 идем на северо – восток 900м  по фруктовому саду. Подошли к деревянному мосту через реку Узола (точка 3).

3. От точки 3 идем на юг 650м  по лугу. Подошли к лиственному дереву (точка 4).

4. От точки 4 идем на юго-восток 800м  по вырубленному лесу. Подошли к колодцу у лиственного дерева (точка 5).

5. От точки 5 возвращаемся к точке 1 по лугу.

Практическая работа № 6

Тема: «Определение направлений и расстояний на карте»

Цель работы:  научиться  определять  стороны горизонта и расстояния на карте ; формировать навыки самостоятельной работы;

Оборудование: географический атлас

Ход работы:

1 вариант

Задание 1. Определить по политической  карте  направления  от Рима (столицы Италии) до других географических объектов: Лондона, Москвы, Сиднея, Бразилиа, Вашингтона.
Задание2. Определить по физической карте России направления от Нижнего Новгорода до Якутска, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

Задание3. Определить расстояния от Москвы до Каира.

2 вариант

Задание 1. Определить по политической  карте  направления  от Пекина (столицы Китая) до других географических объектов: Лондона, Москвы, Сиднея, Бразилиа, Вашингтона.
Задание2. Определить по физической карте России направления от Тюмени до Якутска, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

Задание3. Определить расстояния от Москвы до Парижа.


Практическая работа №7

Тема: «Определение географических координат точек на  географической  карте»

Цель работы: формировать умения определять географические  координаты  на географической карте; развивать практические  навыки  работы с географической картой;

Оборудование: географический  атлас , тетрадь, ручка

Ход работы:

Задание 1. Определите географические координаты ( широту и долготу) следующих объектов:

I вариант: Сантьяго, Пекин, Вашингтон, Пермь, вулкан Килиманджаро.

II вариант: Токио, Мехико, Сидней, г.Джомолунгма, Владивосток.

Критерии оценки:

«5» - правильно определены  координаты 5 объектов ;

«4» - 4 объектов;

«3» - 2- 3 объектов;

«2» - 1 источник

Практическая работа № 8 

Тема: «Нанесение на контурную карту крупнейших государств мира и их столиц»

Цель: закрепление практических умений работы с политической и контурной картами

Оборудование: географический атлас, ручка с черной пастой, красной и синей.

Ход  работы:
Задание 1.
 Назовите признаки, по которым различаются страны на политической карте мира.

Задание 2. Найдите крупнейшие 7 стран по размерам, напишите их в тетрадь.

Задание 3. На контурной карте  нанесите: 1) границы  крупнейших стран мира по площади (7) черным цветом  2)  подпишите их название синим цветом  3)  обозначьте их столицы  красным  пунсоном  и  подпишите синим цветом.

Практическая работа №9

Тема: «Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, обширных равнин мира»

Цель: закрепление практических умений работы с физической и контурной картами

Оборудование: географический атлас, учебник

Ход  работы:

Задание 1. Опережающее задание - выписать из любых источников информации в тетрадь новые определения - ГП, остров, полуостров.

Задание 2. Найти на физической карте  полушарий  2 острова  по следующим ориентирам: а) относительно крупный по размерам,  расположен к востоку от Африки, омывается водами океана; б) относительно небольшой  по размерам, расположен к югу от Южной Америки, омывается водами двух океанов.

Задание 3. Найти на физической  карте  полушарий  или России  2 полуострова  по следующим ориентирам: а)  крупный по размерам,  расположен  на юге Евразии, омывается  с востока Бенгальским заливом;

б) относительно  небольшой  по размерам, расположен  на востоке России, омывается  на востоке Беринговым морем .

Задание 4. Найти на физической карте  полушарий  или  России  2 крупнейшие  равнины  по следующим ориентирам: а)  расположена  по обе стороны от экватора в Южной Америке, омывается  с востока Атлантическим океаном;

б)  расположена  на Европейской части  России, омывается  на севере Баренцевым  морем .

Задание 5. Нанести (подписать) на к/карту острова, полуострова , равнины , которые  вы нашли на карте и все объекты, перечисленные в заданиях.

Критерии оценок:

«5» - все задания выполнены правильно и аккуратно, в соответствии с требованиями к работе  в контурных картах;

«4» - допущены незначительные ошибки в заданиях ( 1 правильный объект в каждом задании), но в контурной карте все выполнено аккуратно ;

«3» - выполнено правильно , полностью и аккуратно только 2 задания;

«2» - выполнено только 1 задание правильно.

Практическая работа №10

Тема: «Описание  местоположения  равнины  по физической карте»

Цель работы: Формирование умения составлять описание географического объекта ; продолжать развивать практические навыки работы с физической картой мира и России; находить и извлекать необходимую информацию из географической карты; систематизировать полученную информацию.

Оборудование: географический атлас, линейка, тетрадь, учебник «Полярная Звезда», презентация, мультимедийное оборудование.

Ход работы:

Задание 1. Охарактеризуйте географическое  положение одной из равнин  -Амазонская, Восточно-Европейская, Великая Китайская равнина, Среднерусская, Индо-Гангская, Прикаспийская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, плоскогорье Декан, Бразильское плоскогорье,

( по выбору).

План определения ГП равнин:

1.Найти равнину на карте и написать ее название в тетрадь.

2.Определить, к какому типу равнин по высоте относятся.

3. На каком материке и в какой его части расположена.

4. Между какими меридианами и параллелями она находится.

5. В каком направлении вытянута равнина, на сколько километров в длину и ширину.

6. Определяем среднюю и максимальную абсолютную высоты равнины (как определить: читайте задание 2).

7. По направлению течения рек определяем, в каком направлении происходит понижения рельефа.

2. Прием  определения  высоты равнин.

1. Установить, каким цветом они изображены.

2.Найти цвет (цвета) на шкале высот и прочитать соответствующую ему высоту.

3.Найдите самую высокую точку, прочитайте ее высоту и запишите в тетрадь в пункт 6.

4. Максимальную высоту разделите на 2 и получите среднюю высоту равнины, запишите цифру в пункт 6.

Практическая работа №11

Тема: «Нанесение на к/карту крупнейших горных систем мира»

Цель работы: Продолжать развивать практические навыки работы с географическими картами.
Оборудование: географический атлас, контурные карты, простой карандаш, ластик, ручка, тетрадь, учебник, компьютеры.

Ход работы:

Задание 1. Нанесите на контурную карту стр. 16-17 косой штриховкой горы: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи, Скандинавские, Аппалачи. Из предложенного списка выберите те объекты, которые можно нанести на карту России, выполните это на стр. 22-23.

Задание 2.Отметьте точкой и подпишите максимальную вершину гор.

Практическая работа №12

Тема: «Описание местоположения горной системы по физической карте»

Оборудование: географический атлас, линейка, тетрадь, учебник, компьютеры.

Ход работы:

Предлагаю 2 способа выполнения работы:

  1. Для желающих работать в тетрадях:

Цель работы: формирование умения составлять описание географического объекта (гор); продолжать развивать практические навыки работы с физической картой мира и России.

Задание1. Охарактеризуйте географическое положение одной из горных систем (Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи, Скандинавские, Аппалачи).

План определения географического положения гор.

1.Найти выбранную вами горную систему на карте и записать название в тетрадь.

2. Определить, к каким горам по высоте относятся.

3. На каком материке и в какой его части расположены горы.

4. В каком направлении протянулись горные хребты (по сторонам горизонта)

5. Протяженность гор в км (примерно).

6. Наибольшая (абсолютная) высота (название, высота в метрах) 

  1. Для желающих работать с ЭОР:

Цель работы: научить учащихся использовать онлайн – сервис StoryMapJS для создания интерактивных карт с пояснениями к объектам или изображениям.

Задание 1. Познакомиться с инструктивной карточкой по выполнению работы:  https://drive.google.com/drive/folders/1WH97aMhbsxctn8mZZCMFYtTbRsbnPVH?usp=sharing 

Задание 2. Составить карту путешествий по горным системам мира (5-10), используя фотографии, описание, видеофильмы (продолжительностью от 2до 5минут)

Задание 3. Презентовать свое путешествие на уроке

Что будет оцениваться:

1.Наличие на карте не менее 5 горных систем;

2.Правильность нанесения объектов на карту;

3.Разнообразие и оригинальность используемых интернет-ресурсов

                             Практические работы 6 класс

№1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.

№2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану.

№3. Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха и (или) количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов.

№4. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды.

№5. Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.

Практическая работа №1.

Тема: Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.

Цель работы: провести сравнительную характеристику рек по плану; продолжать формирования навыков работы с картами, таблицами.

Оборудование: учебник, географический атлас, тетрадь, ручка

Ход работы:

Задание 1. Начертить таблицу «Сравнение двух рек (России и мира) по картам атласа»

План

         Волга

       Амазонка

ГП

Исток

Устье

Направление течения

Характер течения

Притоки (правые и левые)

Питание

Режим

Использование человеком

Задание 2. Сравнить две реки по плану: 1 вариант – Волга и Амазонка, 2 вариант – Лена и Нил,  и записать данные сравнения в таблицу.

Практическая работа№2.

Тема: Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану.

Цель работы: : совершенствовать практические умения и навыки составления комплексной  характеристики  озера  по плану, используя различные источники географической информации; развивать логическое мышление, устанавливать  причинно-следственные связи, умение принимать выбор  формы  отражения  ее результатов.

Оборудование: тетрадь, ручка, географический атлас, компьютер, принтер

Ход работы:

Задание 1. Используя  различные  источники  географической  информации, дайте характеристику одного из крупнейших озер  России (по выбору) по плану:

1.В какой части России находится  озеро .

2.Размеры озера: длина, ширина, площадь озера.

3.Глубина.

4.Положение относительно других географических объектов: находится к северу от ….., к востоку от……, к западу….., к югу от……

5.Образование котловины, то есть происхождение озера.

6.Тип по стоку.

7.Состав воды: соленое или пресное?

8.Питание.

9.Водный режим: замерзает или нет?

10.Как используется человеком?

Задание 2. Свою работу можно представить в виде 1) описания  2) таблицы   3) учебного рисунка

Практическая работа №3.

Тема: Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха и (или) количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов.

Цель работы: формировать умения использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных.

Оборудование: статистические данные температуры воздуха, тетрадь, ручка

Ход работы:

Задание 1. Под  руководством  учителя  проанализировать данные  годового  хода  температуры  воздуха по данным многолетних  наблюдений  для  следующих городов: Калининград, Москва,  Нижний Новгород, Анапа.

Годовой ход температуры воздуха в городах:

          Месяц

Город

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Калининград (54с.ш.,20в.д.)

5

-2

1

6

12

16

17

17

14

8

5

-1

Москва (55 с.ш., 37 в.д.)

-9

-7

-2

6

12

15

18

16

11

6

-2

-7

Нижний Новгород (51с.ш.,41в.д.)

-12

-10

-4

5

13

17

19

17

11

4

-6

-8

Анапа(45с.ш., 37 в.д.)

2

1

5

10

16

20

23

23

20

16

12

7

Задание 2. Провести сравнительный  анализ годового  хода  температуры  на основе проанализированных  данных.

Задание 3. Сделайте вывод о зависимости температуры от ГП городов и запишите в тетрадь.

Практическая работа №4.

Тема: Построение  розы  ветров,  диаграмм  облачности  и  осадков  по имеющимся  данным  календаря  погоды.

Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений  за  погодой,  делать выводы о состоянии погоды,  давать описания погоды.

Оборудование: атлас, календарь погоды, учебник, простой карандаш, линейка, тетрадь, ручка.

Ход работы:

Задание 1. Постройте розу ветров:

1) Для этого проанализируйте данные погоды за февраль 2020 г. в Нижнем Новгороде.

Число

Температура

Давление

Облачность

Осадки

Ветер

Условные обозначения:

2) Обобщите данные в виде таблицы:

            Направление ветра  

Количество

 дней

с таким

направлением

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

3) Постройте розу ветров в соответствии с инструкцией, расположенной ниже:

Способ построения розы ветров.

  1. Начертить основные и промежуточные стороны горизонта;
  2. Подписать их название на графике;
  3. Подсчитать, сколько дней  в течение месяца ветер дует в данных направлениях;
  4. На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней этого направления и поставить точку;
  5. Точки, поставленные на линиях, последовательно соединить. В центре нарисовать кружочек, в котором записать количество дней без ветра.

(1 клеточка – 1 день, полученные точки соедините в следующей

последовательности: С - С-В – В – Ю-В – Ю – Ю-З – З – С-З –С. При отсутствии  какого-либо  ветра,  линия в этом месте прерывается.

4) Сделайте вывод о преобладающих направлениях ветра.

Задание 2. Постройте диаграмму облачности.

1)Для этого проанализируйте данные погоды за февраль 2020

года в г. Нижнем Новгороде (смотрите выше) и обобщите их в виде таблицы:

                 Тип облачности

Количество дней

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

2) Начертите  систему координат и отметьте по оси Х тип облачности, а по оси Y – количество дней.

3) Постройте  диаграмму облачности: а)для этого по каждому направлению нарисуйте квадратики (по количеству дней), соответствующие типу облачности и б) раскрасьте их таким образом: ясно - красного цвета, пасмурно – синего цвета, облачно – жёлтого цвета, малооблачно – зеленого цвета.

Задание 3. Постройте диаграмму осадков.

1) Для этого проанализируйте данные таблицы осадков в г. Нижнем Новгороде  за 2020 год по месяцам .

Месяц

Количество осадков, мм

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Всего за год (подсчитать)

2) Начертите систему координат и отметьте по оси Х месяцы, а по оси Y – количество осадков, мм.

3) Постройте диаграмму распределения осадков по сезонам года, используя данные таблицы.

4) Сделайте вывод об изменении количества осадков в течение года. На какой сезон приходится наибольшее количество осадков?

Практическая работа №5.

Тема: Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.

Цель работы: формирование познавательной и информационной культуры; развитие навыков самостоятельной работы с интернет- ресурсами по поиску  географической  информации.

Оборудование: компьютер, тетрадь, ручка.

Ход работы:

Задание 1. Найдите интернет – ресурсы (в Яндекс, Гугл) ,  в которых сообщается о состоянии ОС Нижегородской области.

Задание 2. Запишите  список в таблицу в 1 колонку, а во 2 колонку, соответственно краткую информацию о состоянии ОС с каждого сайта.

Интернет - ресурсы

Информация о состоянии окружающей среды Нижегородской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по географии.

Готовые  практические работы по географии. Тема, цель и сама работа в готовом виде. Классы: 7,8,9 кл....

Практические работы по географии 7 класс

Всего - 23: устных -     17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....

Практические работы по географии для 9 классов.

Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются  таблицы, диаграммы....

Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»

Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...

Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...

Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"

Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...

Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)

Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....