Использование элементов арт-технологий на уроках французского языка в специальных коррекционных классах VII вида.
статья по теме
Данный материал освещает тему использования арт-педагогических технологий при обучении французскому языку в специальных коррекционных классах VII вида
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование элементов арт-технологий на уроках французского языка в специальных коррекционных классах VII вида.
Артпедагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства как классического, так и народного.
Элементы артпедагогических технологий стали появляться именно в коррекционной педагогике. В настоящее время возрастает количество коррекционных классов в общеобразовательных школах. В основном это специальные коррекционные классы VII вида, где обучаются дети с задержкой психического развития.
При изучении иностранного языка у детей с ЗПР замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.
В данном случае артпедагогика решает ряд проблем:
- облегчает процесс учения и ребенку и педагогу;
- дает социально приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с учащимися коррекционных классов;
- получает материал для диагностических заключений о воспитаннике;
- налаживает отношения между учителем и учениками, создает самые благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения;
- приобщает учащихся к духовной культуре человечества через единую систему ценностей педагогики, науки, искусства;
- содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства;
- вооружает педагога системой приемов, обеспечивающих радостное вхождение в мир знаний;
- содействует адаптации личности в социум через приобщение к плодам творчества Человечества в его разных ипостасях, через свое собственное творчество.
Специфика обучения иностранному языку в школе для детей с ЗПР предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур.
В качестве средства обучения на уроках французского языка в коррекционных классах я предлагаю использовать аутентичные песенные материалы.
Аутентичная песня способствует формированию и совершенствованию лексических и грамматических навыков и развитию коммуникативных умений аудирования, чтения и говорения.
Песенные материалы разнообразны не только по содержанию, но и с точки зрения содержащейся в них лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры: рассказ, описание, рассуждение; они содержат прямую и косвенную речь, они демонстрируют образцы разных функциональных стилей речи от разговорного до возвышенного.
Использовать аутентичной песенки в качестве средства обучения я начинаю с5 класса (1 год обучения иностранному языку в С(К)К), с самого первого урока, когда идёт освоение лексических единиц по темам : «Знакомство». Здесь наилучшим образом подходят песни французского автора и композитора Алена лё Лэ (Аlain le Lait), который сочинил серию песен специально для тех, кому трудно даётся изучение французского языка. Они просты, занимательны, притягательны, легко запоминаются. Тексты данных песен включают лексику по темам :
знакомство,
приветствие,
алфавит
дни недели,
счёт до 10,
счёт до 20,
части тела,
цвета,
животные,
качественные прилагательные,
времена года,
погода
С 6 класса уместно использование пособия « СЕМЬ ВОЛШЕБНЫХ НОТ караоке по французски». - Москва: «Просвещение», 2006 г. Автор пособия- Береговская Э.М.– автор учебников по французскому языку «Синяя Птица», при участии посольства Франции в России. В книге содержатся мелодичные французские песенки, стихи французских поэтов. Пособие состоит из книги и СD диска с аудиозаписями. Тексты песен расположены в порядке возрастания сложности, что помогает учащимся постепенно подготовиться к пониманию все более сложных текстов. Аудиозапись выполнена француженкой Наташей Жаго, и дает учащимся возможность столкнуться с упражнениями по аудированию в реальных ситуациях.
Я предлагаю использовать в качестве зрительной опоры видео ролики с записью данных песен, т.к. педагогический потенциал песенных материалов возрастает при использовании видеоклипов и систем «видеокараоке», когда добавляется весь спектр возможностей, представляемых видеорядом для процесса обучения языкам, что позволяет выполнять задания по синхронному озвучиванию текста песни, и лучше понять ее содержание.
В отличии от других аудиоматериалов, предлагающих максимум трехкратное прослушивание, песни, как правило, впоследствии заучиваются обучающимися наизусть. Один и тот же песенный материал может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на его основе заданий, то есть песни обладают свойством комплексного многоцелевого использования. Песни являются средством более прочного усвоения лексического материала и расширения потенциального словаря учащихся, в них лучше усваиваются и активизируются грамматические языковые конструкции.
Примерная последовательность работы с песней:
Краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль, основное содержание), установка на первичное восприятие песни;
Первое музыкальное восприятие песни: знакомство с музыкальной стороной песни, особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы;
Проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учеников);
Фонетическая отработка текста песни.
Повторное прослушивание песни (с опорой на текст);
Чтение песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации (с опорой на текст);
Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием караоке, фонограммы.
Песня повторяется на протяжении нескольких уроков, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. Одна песня сменяет другую, постепенно усложняется лексические, грамматические и синтаксические структуры, которые надолго закрепляются в памяти учащихся Таким образом, процесс обучения с помощью песни становится не только увлекательным, но и эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...
Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида
Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...
Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...
Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Содержание Введение ……………………………………………………………………… 2Дидактические основы использования технических средствобучения и воспитания ……………………………………………………… ... 4Примене...
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы...
Здоровьесберегающие технологии на уроке татарского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В данном докладе даются рекомендации по проведению физкультминуток. Физкультминутки часто сопровождаются видеороликами на русском языке, прослушивания звуков природы: журчанье ручья,...