План-конспект открытого урока географии на тему: «Расы и народы мира». 6 класс
методическая разработка по географии (5 класс)
Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Данный урок проведен по ходу изучения раздела «Население и расы»
- Тип учебного занятия – Урок открытия нового знания. Цель: сформировать представление о расах и многообразии народов, их внешних отличиях;
Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. На уроке реализуются деятельностный подход, который решается в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Урок разработан и реализован с применением следующих методов обучения: наглядный, словесный, практический, исследовательский, частично-поисковый. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в малых группах или парная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka.docx | 542.49 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока географии на тему:
«Расы и народы мира». 6 класс
Учитель географии : Лолохоева Марем Магомедовна.
ГБОУ СОШ №25 с.п. Пседах.
2021 год
Цели:
- сформировать представление о расах и многообразии народов, их внешних отличиях;
- Сформировать представление о численности населения, причинах,влияющих на его изменение;
• Воспитание толерантной личности.
- Оборудование: политическая карта мира, картины, презентация, фотографии, слайды с изображением представителей разных рас, учебник, атлас.
- Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Расы. Население Земли. Политическая карта.
- Способы действий учащихся: выявлять признаки людей различных рас;
- Ценностный компонент урока: формирование образа различных рас и доказательства их равенства; делать выводы о многообразии народов и языков.
Деятельность учащихся
Виды:
- выявляют внешние признаки людей различных рас;
- анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас;
- приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивают свою точку зрения;
- определяют наиболее и наименее заселённые территории суши;
-выделяют самые крупные по площади государства на Земле.
Формы:
- работа с текстом учебника
- участие в обсуждении – опросе «Кто я?»
-работа с таблицей «Человеческие расы»;
- работа с географической картой «физической, политической».
3. Планируемые результаты
Предметные
- Знать определения понятий «раса», «плотность населения»
- Называть расовый состав населения планеты
- Приводить примеры представителей различных рас
- Уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас;
- Объяснять распространение рас на планете
- Называть и показывать по карте наиболее и наименее заселённые территории планеты
- Знать численность населения планеты
- Называть и показывать на карте крупные государства и города мира.
Метапредметные
- Давать определения понятиям
- Преобразовывать схемы (модели) для решения задач
- Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание
- Устанавливать и сравнивать разные точки зрения
- Аргументировать свою точку зрения
- Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания для указанной логической операции
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей
- Личностные
- Уметь вести диалог на основе взаимного уважения
- Корректно отстаивать свою позицию
- Положительно принимать свою этническую идентичность.
- Уважать другие народы России и мира
3. Ресурсное обеспечение программы
-§18 учебника
- физическая карта мира
- политическая карта мира
- презентация «Население мира и Расы мира».
Эпиграф к уроку
«Народы распри позабыв в великую семью соединятся»
А.С .Пушкин
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организационный момент (настрой на урок). Класс рассаживается по группам. | На перемене дети достают жетон (символика команды) и рассаживаются по группам. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционального настроя. | Приветствие учителя. Ребята, повернитесь друг к другу и скажите мысленно хорошие слова. А я желаю Вам успехов на уроке! Сегодня мы будем думать, вспоминать, обсуждать и доказывать своё мнение. Итак, в путь! | 1 мин. |
2 | Постановка цели урока. | Формулирует цели урока Ребята, а кто догадался, какой теме посвящен наш сегодняшний урок? Определяет тему урока и задачи. | Изучение нашего урока мне хочется начать с одной очень хорошей древней легенды. Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали так черны, как головешки. И получились афроамериканцы. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные фигурки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы. А хорошо пропеченные фигуры – это были монголоиды. Дети отвечают, предлагают свои варианты. Правильно тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Расы и народы. Многообразие стран». Ребята, запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату и тему к себе с тетрадь. На сегодняшнем уроке мы с Вами узнаем о населении Земли, рассмотрим его расовый состав. Выясним, как разместились люди на Земле, и в каких странах и городах они проживают. | 4 мин. |
3 | Актуализация знаний. | Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, которые вы получили на прошлом уроке. Ребята, только помним, если Вы хотите ответить поднимаем руку и ждём, когда учитель Вас спросит. Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему | Фронтальный опрос 1. Когда на Земле появился первый человек разумный? (около 40 тыс. лет тому назад). 2. Что такое присваивающее хозяйство? (то хозяйство, которое вначале вели люди (охота, рыболовство, собирательство) «человек присваивал почти готовую еду»). | 4-5 мин |
4 | Изучение нового материала | Молодец, давайте запишем это определение к себе в тетрадь. Ученик: Внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих родителей (предков). Дети называют: Европеоидная, монголоидная, негроидная. Смешанная раса. За счет смешения трёх рас. Ребята обсуждают, приходят к единому мнению. Один представитель от команды у доски составляет кластер. Всем классом сверяем правильность работы с готовой таблицей на слайде. Далее по - одному (уже другой ученик) показывает места расселения на физической карте мира. Ученики: конечно нет. Ведь среди представителей разных рас есть учёные, артисты, политики, спортсмены и другие. Что же указывает на равенство рас? Ребята ,а вы слышали о таком понятии как расизм? Это ошибочная теория Предписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам. Толерантность не географический термин но он очень подходит к теме нашего урока. Мы все разные. А кто же из нас с вами лучше или хуже? В праве ли мы ставить такой вопрос? (Правильно мы все равны) .И отношения между собой и между представителями других стран и народов мы должны строить на основе толерантного отношения .А что такое толерантность? | Ребята, как Вы понимаете, что такое раса? Давайте обратимся к учебнику § 18, стр. 61(Это крупные группы людей, связанные общностью происхождения и внешних физических признаков).- Читает ребёнок. Учитель: А как Вы думаете, цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретённые признаки? Какие три основные расы выделяются на Земле? Молодцы, а кто догадался, какую еще расу можно выделить, и она у нас на Земле занимает – 30%. Правильно, а как же она смогла появиться. Молодцы, ребята. А сейчас, Вы попробуете составить кластер. У каждой команды на столе лежат листочки, на которых вразброс даны характерные черты всех рас. Ваша задача составить такой кластер (ромашку Блума), который будет охарактеризовать определенную расу. 1 группа – европеоидную расу; 2 группа– негроидную расу; 3 группа) – монголоидную расу; 4 группа– смешанную расу. Чтобы нам быть честными, Вы все закроете учебники. Но на слайде, Вы можете увидеть, как выглядят представители данных рас. И аргументировать свой выбор, почему Вы так решили. Для данной работы, я Вам даю от 3 до 5 минут. Начинаем работу. Когда каждый представитель составит кластер. Я задаю вопрос, а почему Ваша команда решила, что данной расе принадлежат данные характеристики, и с чем это связано. Молодцы, Вы, Все справились с заданием. Учитель: Все мы с вами относимся к одному виду «современных» людей , составляем единое человечество. Как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, умение сопереживать, радоваться – от цвета кожи, формы глаз и других различий? . -Одинаковое количество хромосом 46. -Одинаковые группы крови. -Строение стопы ,руки -Уровень развития мозга. -Строение черепа. -Один биологический вид. Ребята, и как же Вы поняли его слова? Правильно. Важно помнить, дорогие мои, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы, а от воспитания, образования, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. Существует общечеловеческий закон «Люди Всех рас и народов равны между собой». А какое близкое по значению слово можно подобрать, кто догадался? Запишите это определение к себе в тетрадь. | 15-20 мин. |
Толерантность-( от слова терпение)-терпимость к чужим непохожим на собственныеособенности культуры, особенности ,убеждения и прочее.Готовность принимать различия между собой и другими не как что то враждебное,а как нормальное явление. Умение жить в разнообразном мире. | ||||
5 | Первичное закрепление | Всего на Земле проживает _____человек. К настоящему времени люди расселились по всем материкам, кроме _________. Сколько рас на Земле___________. Темный цвет кожи и темные волосы это____. Светлый цвет кожи ,светлые или темные волосы это--------- . К какой расе относишься ты и твои одноклассники | 2-3 мин. | |
Индивидуальная работа в рабочей тетради по географии . Задания с повышенным уровнем сложности (Приложение 2) | ||||
6 | Динамическая пауза (физкультминутка) | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учитель просит учащихся встать, повернуться на север, юг, запад, восток, северо-запад и т.д. Опираясь на знания о материках и океанах, современной карты, показать на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький, и т.д.) | Играют, демонстрируя свои творческие таланты. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 2 мин. |
7. | Рефлексия. | Фиксирует результаты урока, успехи учащихся. Закончить предложение (только одно любое) 1. На этом уроке самым интересным было………… #1071; считаю полезным …… #1057;амым скучным было ……… 4 Я буду вспоминать о…….. 5. Теперь бы я хотел узнать…….. | Фиксируют выводы Оценивание усвояемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р). Ребята, а скажите мне, пожалуйста, что нового Вы узнали сегодня на уроке, и какие выводы смогли для себя сделать. | 2 мин. |
8 | Подведение итогов урока. | Подводит итоги урока, выставляет оценки учащимся, аргументирую отметки. | Озвучиваю, что отметки за работу по карточкам будут выставлены после проверки. И подвести итог нашего урока мне хочется одним очень хорошим стихотворением, в которое автор заложил самую главную мысль «Дружба на Всей Земле». Вместе живут на огромной планете Разные взрослые ,разные дети Внешностью разные и цветом кожи, Но безусловно, мы чем то похожи! Всем нам счастливыми хочется быть . | 2-3 мин. |
9. | Домашнее задание | § 18, пересказ. Прочитать парагаф 18 Подобрать ( нарисовать иллюстрации к параграфу). Составить кроссворд на тему расы. | Записывают домашнее задание, слушают инструкции по заполнению На этом наш с Вами урок закончен, все сегодня молодцы и всем хочу сказать огромное спасибо!!! | 1 мин. |
Что вы выберете?
В начале урока | В конце урока | ||
Я спокойно отношусь к многообразию Рас и народов, к их межнациональным отношениям. | Я тревожусь за межнациональные отношения, положение рас и народов в разных регионах мира. | Я спокойно отношусь к многообразию Рас и народов, к их межнациональным отношениям | Я тревожусь за межнациональные отношения, положение рас и народов в разных регионах мира |
Приложение 1
Приложение 2
Вопрос 1
Установите соответствие между народами и их расовой принадлежностью.
Варианты ответов
- русские, французы, турки
- пигмеи, папуасы
- китайцы, японцы, индейцы
Вопрос 2
Пользуясь картой "Расы", ответьте на вопрос.
На каком материке наиболее распространены представители негроидной расы?
Варианты ответов
- Евразия
- Северная Америка
- Южная Америка
- Антарктида
- Африка
- Австралия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему:"Проблемы населения современного мира", 10 класс
Повторение темы:"География населения мира"...
Урок географии 5 класс по теме "Расы и народы"
Урок географии 5 класс по теме "Расы и народы"...
Урок по теме "Расы" 8 класс
Материал урока отвечает требованиям технологии "педагогическая мастерская". Целью урока является формирование понятия раса, выявление основных характеристик cуществующих рас....
Контрольная работа № 2 по искусству на тему "Архитектура народов мира" (8 класс)
По УМК Г.И. Даниловой...
Урок в 7 классе.Тема урока: "Национальные обычаи и традиции народов мира."
Цель обучения, которые необходимо достичь на данном уроке (ссылка на учебную программу) 7.1.3.1 – пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов ...
Методическая разработка. Урок-мероприятие "Игры народов мира" 5 класс.
Урок направлен на знакомство детей с традиционными играми других народов.Урок несет в себе не только физическую направленность но и культурную.Данный материал может быть полезен учителям физичес...
Методическая разработка. Урок-мероприятие "Игры народов мира" 5 класс.
Урок направлен на знакомство детей с традиционными играми других народов.Урок несет в себе не только физическую направленность но и культурную.Данный материал может быть полезен учителям физичес...