Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне.
план-конспект урока по географии (6 класс)
Цель: формировать представление учащихся о Земле, Солнце, Луне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkie_svedeniya_o_zemle_solntse_lune.zip | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Урок по географии 6 класса
Тема: «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне».
Разработала и провела: учитель биологии
и географии
Харитонова Л.В.
Тема: Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формировать представление учащихся о Земле, Солнце, Луне.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения работать с наглядным материалом, умения объяснять географические явления, анализировать, делать выводы.
- Дать краткую характеристику Солнцу как звезде;
Коррекционные:
- Развивать мышление на основе упражнения «Закончи предложение».
- Развивать зрительное восприятие и узнавание.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Формирование коммуникативных умений и навыков при работе в малой группе.
Воспитательные:
- Воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов;
- Воспитывать самостоятельность.
Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.
Методы: словесный, частично-поисковый.
Оборудование: презентация в редакторе «PowerPoint», компьютер, проектор.
Ход урока.
- Организационный момент.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
Настрой учащихся на работу, организация внимания;
Проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).
- Добрый день! Я рада видеть вас. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок, но прежде мы с вами проговорим заповеди:
Делай добро;
Бойся обидеть человека;
Люби и прощай людей;
Говори обо всем честно,
Помни: учеба твой главный труд,
Живи и трудись на совесть.
Сегодня мы будем выполнять различные самостоятельные работы, находить термины в словаре учебника, будем учиться оценивать свою работу.
А вот для того чтобы заработали ваши органы, сделаем зарядку
1 упражнение «Великан» (для формирования осанки). Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть-чуть назад. Вот такое положение постарайтесь сохранить в течение всего занятия.
- Этап актуализации знаний.
Листок самоконтроля (после выполнения самостоятельных заданий учащиеся ставят себе оценку, и в конце урока подсчитывают баллы, выставляется оценка).
Игра «Помоги парашютисту приземлиться!»
Распредели на парашюте условные знаки по секторам. В помощь для выполнения задания можно воспользоваться «Атласом», страница 8-9.
По окончании работы ученики сами себя проверяют с помощью презентации.
Если справились с заданием правильно, то на своих листках пишут МОЛОДЕЦ! , если допустили ошибки пишут ПОВТОРИТЬ физическую карту России.
Для того чтобы вспомнить что мы изучали с вами на предыдущих уроках, и перейти к новой теме нам нужно пройти географический светофор. Верно - зелёный свет. Не верно – красный свет. Я зачитываю утверждения, если вы согласны с данным утверждением, поднимаем зеленый свет. Если не согласны поднимаете красный свет.
Утверждения: (слайд 3)
- План – это чертёж небольшого участка местности. (зелёный)
- Рисунок и план друг от друга не отличаются. (красный)
- Масштаб можно записывать цифрами. (зелёный)
- Условные знаки – это нарисованные знаки, похожие на изображаемый предмет. (зеленый)
- Карта – это увеличенное изображение земной поверхности. (красный)
- Зелёным цветом на карте изображают горы. (красный)
- Синим цветом на карте изображают моря. (зелёный)
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Сегодня ребята, мы с вами начинаем изучать новый раздел, который называется «Земной шар». А какая сегодня у нас будет тема урока, мы узнаем, отгадав загадки. Итак, начнем.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце).
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин.
А прошла неделька только –
От него осталась долька. (Луна).
МОЛОДЦЫ РЕБЯТА, ХОРОШО УМЕЕТЕ РАЗГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ!
- О чем же на уроке пойдет речь?
- Правильно сегодня на уроке вы узнаете о Земле, Солнце, Луне. (запись в тетради числа и темы урока «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне»)
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель – сегодня на уроке мы должны познакомиться с Землёй, Солнцем, Луной, а также звездами. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос «Для чего нам нужно знать о Земле, Солнце, Луне». Но чтобы нам лучше усвоить материал, немного отдохнем.
Физминутка. (слайд 8)
Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голова – это два
Руки вниз вперед смотри – это три
Руки в стороны развернули на четыре,
С силой их к плечам прижали – это пять
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
- Сообщение нового материала.
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.
Материал излагается в виде чередований бесед и рассказа.
Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете, можем ли мы без знаний о Земле, Солнце, Луне, звёздах совершить путешествие в космос?
Ученики: без знаний о Земле, Солнце, Луне, звёздах совершить путешествие в космос мы не можем.
Учитель: правильно, но для того чтобы все же совершить это путешествие мы и узнаем, что нас может ожидать в космическом путешествии.
Учитель: Как называется планета, на которой мы живём?
Ученик: Планета Земля.
Учитель: Сейчас каждый человек знает, что Земля – это огромный шар (ученики записывают в тетрадь)
Учитель: В древности люди этого не знали и не могли объяснить многие явления природы. Постепенно они узнавали о Земле все больше и больше. Нашу Землю окружает космос – бесконечное пространство. Ребята давайте слово космос найдём в словаре учебник и запишем в рабочую тетрадь.
Ученик: Космос – бесконечное пространство, которое окружает землю.
Учитель: Кто мне прочитает, найдя в словаре, что такое атмосфера?
Учение: Атмосфера – слой воздуха, который окружает Землю.
Учитель: Если вы вечером посмотрите на небо, то, что можно увидеть на нём?
Ученик: На небе вечером можно увидеть звёзды.
Учитель: Звезды – это огромные раскалённые светящиеся шары. (ученики записывают в тетрадь) Звезды бывают разные по размеру (великаны, карлики), по цвету (белые, голубые, красные), и движутся они все очень быстро. ( записываем в тетрадь) Ближайшая к Земле звезда – это Солнце (ученики записывают в тетрадь). Солнце во много раз больше Земли. Земля вращается вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один год. Значит, за сколько дней осуществляется оборот Земли вокруг Солнца?
Ученик: Полный оборот Земли вокруг Солнца проходит за 365 дней.
Учитель: Что дает Земле Солнце?
Ученик: Солнце дает свет и тепло Земле.
Учитель: Вокруг Земли вращается Луна, её называют спутником Земли. На Луне нет воды и воздуха, там нет жизни.
Кроме Земли, вокруг Солнца движутся и другие планеты. Солнце + планеты = Солнечная система (ученики записывают в тетрадь). Как называется наука, которая изучает Солнце, звезды и планеты? Прочитайте на странице 92 учебника 3 абзац и ответьте на этот вопрос.
Ученик: Наука, которая занимается изучением Солнца, звёзд, планет называется астрономия.
Учитель: Самые точные сведения о Земле, космосе ученые получают с помощью телескопов и спутников.
Таким образом, наша планета – Земля. Имеет форму шара. Вращается вокруг Солнца. Луна – спутник Земли, вращается вокруг Земли. Солнце + планеты = Солнечная система.
Учитель: А теперь ребята для того чтобы хорошо закрепить новый материал давайте проведём с вами комментированное чтение параграфа по цепочке. И после чтения текста выполним задания на карточках:
Карточка 1
После выполнения задания ставим балл в листок самооценки.
Учитель: давайте вспомним тот вопрос, который мы задавали в начале урока и ответим на него.
Вопрос: Для чего нам нужно знать о Земле, Солнце, Луне.
Ответ: людям нужно знать о Земле, Солнце , Луне для того чтобы:
- Заниматься скотоводством и земледелием;
- Знать когда наступят весна и лето, зима, осень;
- Какая будет осень;
- Много ли будет снега;
- Домашнее задание.
Страница 91 – 93, составить рассказ «Путешествие в космос», используя слова: атмосфера, Солнце, Луна. Планеты, шар, космос, галактика, звезды.
- Закрепление полученных знаний.
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
Методы: разгадывание кроссворда.
Учитель: я буду зачитывать предложения, а вы должны будете узнать и найти с помощью учебника и тетради ответ.
Вопросы:
- Наука, которая изучает Солнце, звезды и планеты.
- Холодное, остывшее небесное тело.
- Бесконечное пространство, которое окружает Землю.
- Чем является Луна по отношению к Земле.
- Самая большая звезда в космосе.
- Какую форму имеет Земля.
- Как называется спутник Земли.
| А | С | Т | Р | О | Н | О | М | И | Я | ||||
П | Л | А | Н | Е | Т | А | ||||||||
М | ||||||||||||||
К | О | С | М | О | С | |||||||||
С | П | У | Т | Н | И | К | ||||||||
|
| Ф | ||||||||||||
С | О | Л | Н | Ц | Е | |||||||||
| Ш | А | Р | |||||||||||
| Л | У | Н | А | ||||||||||
- Рефлексия.
Цель – сделать выводы и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового они узнали на уроке. Вопросы на понимание изученного материала.
Учитель:
- Что мы сегодня с вами делали на уроке? (путешествовали в космос).
- Зачем мы это делали? (чтобы знать, что находится за пределами нашей планеты, и как она выглядит в космическом пространстве).
- Как мы это делали? (слушали рассказ учителя, находили информацию в учебнике, выполняли самостоятельную работу).
- Что же у нас получилось? (мы узнали что Земля – шар, Солнце – самая большая звезда, вокруг Солнца вращаются планеты, Солнце + планеты = солнечная система).
Учитель: В завершении нашего урока я предлагаю вам заполнить «Корзину радости». Если чувствуете себя хорошо, комфортно, то в корзину положите яблоко зелёного цвета, если нет, красного.
Всем спасибо за урок! Работали все очень хорошо!
Литература.
- Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География 6 класс. – Москва: Просвещение, 2009.
- Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу Физической географии. – Москва: Просвещение, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Краткие сведения о Земле, Луне, Солнце"
КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 6 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА...
урок географии "Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне." 6 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Цель: Формирование представлений учащихся о Земле, Солнце, Луне.Задачи: Дать краткие сведения о Земле. Солнце, Луне. Коррекция навыка работы с рисунками и текстом учебника, творческой работы, использу...
Урок по астрономии "Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны"
middot; Урок полностью раскрывает понятия: сидерический /синодический месяц, фазы Луны, солнечное затмение (полное, частное), лунное затмение (по...
Годичное движение Солнца. Эклиптика, Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны
Материал представляет методическую разработку комбинированного занятия по теме "годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны". Задача занятия - скорректи...
Конспект урока по теме "Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны".
В работе представлен конспект урока по теме "Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны"....
Открытый урок по астрономии "Движение и фазы Луны.Затмения Солнца и Луны"
На данном уроке учащиеся могли изучить явления смена лунных фаз, затмение, связанных с обращением Луны вокруг Земли. Задачи урока. Ввести понятия: сидерический /синодический месяц, фаз...
Открытый урок по астрономии "Движение и фазы Луны.Затмения Солнца и Луны"
Презентация к открытому уроку по астрономии"Движение и фазы Луны.Затмения Солнца и Луны"...