Конспект урока по географии "Животные саванн" (8 класс ОВЗ)
план-конспект занятия по географии (8 класс)

Мягкова Юлия Юрьевна

Цель урока: Познакомить учащихся с животным миром саванн.

 

Задачи урока:

Личностные: формировать представления о животных саванн Африки, способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.

Регулятивные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать географический материал.

Коммуникативные: воспитывать потребность в бережном отношении к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_savann.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс.

География.

Тема урока: «Животные саванн».

Цель урока: Познакомить учащихся с животным миром саванн.

Задачи урока:

Личностные: формировать представления о животных саванн Африки, способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.

Регулятивные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать географический материал.

Коммуникативные: воспитывать потребность в бережном отношении к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дополнительная литература, контурные карты, атласы, цветные карандаши.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

2.Проверка домашнего задания по теме «Растительный мир саванн».

Беседа по вопросам:

  1. Что такое саванна?
  2. Как меняется внешний вид саванн в зависимости от сезона?
  3. Дайте описание природы саванн в дождливый и сухой сезоны.
  4. Расскажите о растения саванн.
  5. Запомните, как пишутся слова «баобаб», «акация», «молочай».

3. Актуализация знаний:

Не слыша волны океанской,

Морского простора не зная,

В далекой степи африканской

Резвится тельняшка морская. (зебра)

Уж очень вид у них чудной:

У папы – локоны волной,

А мама ходит стриженой.

На что она обижена? (львица)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет тыщу рос. (слон)

4.Изучение нового материала.

Вопросы к ученикам:

1. Зависит ли животный мир саванны от её растительности?

2.Много ли травоядных животных обитает в саванне?

3.Какой из сезонов более благоприятный для травоядных животных и почему?

Рассказ учителя об обитателях саванны.

В экваториальном поясе Африки огромную площадь занимают саванны. Это плоские или слегка всхолмленные равнины, где открытые, поросшие злаками участки чередуются с группами деревьев или густыми зарослями колючих кустарников. В сезон дождей саванна покрывается высокой травой, которая с наступлением засушливого периода желтеет и выгорает. Земледелие в области саванн почти не развито, и главное занятие местного населения — скотоводство.

Животный мир саванны — явление уникальное. Ни в одном уголке Земли на памяти человечества не было такого изобилия крупных животных, как в африканских саваннах. Еще в начале XX в. бесчисленные стада травоядных животных кочевали на просторах саванн, переходя с одного пастбища на другое или в поисках водопоев. Им сопутствовали многочисленные хищники — львы, леопарды, гиены, гепарды. За хищниками следовали пожиратели падали — грифы, шакалы.

К счастью, нашлись дальновидные люди, которые настояли на создании заповедников, где всякая охота и хозяйственная деятельность были запрещены. Правительства новых независимых государств Африки, сбросивших иго колониализма, укрепили и расширили сеть таких заповедников — последних убежищ диких животных. Только там может еще человек любоваться видом первобытной саванны.

Среди многих видов копытных, населяющих африканские саванны, самые многочисленные — голубые гну, относящиеся к подсемейству коровьих антилоп.

Внешность гну настолько своеобразна, что его узнаешь с первого взгляда: короткое плотное тело на тонких ногах, тяжелая, обросшая гривой и украшенная острыми рогами голова, пушистый, почти лошадиный хвост. Рядом со стадами гну всегда можно встретить табунки африканских лошадей — зебр. Также характерны для саванны, но более малочисленны газели — газель Томсона, которую издали можно узнать по черному, постоянно подергивающемуся хвосту, и более крупная и светлая газель Гранта. Газели — самые изящные и быстрые антилопы саванны.

Голубые гну, зебры и газели составляют основное ядро травоядных животных. К ним присоединяются, порой в большом числе, рыжие, похожие на газелей импалы, громадные тяжеловесные канны, внешне нескладные, но исключительно быстроногие конгони, с узкой длинной мордой и круто загнутыми S-образными рогами. Местами встречается много серовато-бурых длиннорогих водяных козлов, родственников конгони, — топи, которых можно узнать по фиолетово-черным пятнам на плечах и ляжках, болотных козлов — некрупных стройных антилоп с красивыми лировидными рогами. К редким антилопам, которых даже в заповедниках можно встретить лишь случайно, относятся ориксы, длинные прямые рога которых напоминают шпагу, могучие лошадиные антилопы и обитатели кустарниковой саванны — куду. Закрученные в пологую спираль рога куду по праву считаются красивейшими.

Одно из типичнейших животных африканской саванны — жираф. Когда-то многочисленные, жирафы стали одной из первых жертв белых колонистов: из их огромных шкур делали крыши для повозок. Сейчас жирафы повсеместно под охраной, но численность их невелика.

Самое крупное наземное животное — африканский слон. Особенно велики слоны, обитающие в саваннах, — так называемые степные слоны. От лесных они отличаются более широкими ушами и мощными бивнями. К началу нашего столетия численность слонов так сократилась, что возникла опасность их полного исчезновения. Благодаря введенной повсеместно охране и созданию заповедников сейчас слонов в Африке стало даже больше, чем было сто лет назад. В основном они живут в заповедниках и, вынужденные кормиться на ограниченной территории, быстро разрушают растительность.

Еще более сильные опасения вызывала судьба черного и белого носорогов. Их рога, которые ценятся в четыре раза дороже, чем слоновая кость, издавна были вожделенной добычей браконьеров. Заповедники-помогли сохранить и этих животных.

В африканских саваннах много хищников. Среди них первое место, несомненно, принадлежит льву. Львы живут обычно группами — прайдами, в состав которых входят как взрослые самцы и самки, так и подрастающая молодежь. Обязанности между членами прайда распределены очень четко: более легкие и подвижные львицы обеспечивают прайд пищей, а на долю крупных и сильных самцов приходится охрана территории. Добычу львов составляют зебры, гну, конгони, но при случае львы охотно едят и более мелких животных и даже падаль.

Из других хищников саванны следует упомянуть леопарда и гепарда. Эти внешне несколько похожие, но совершенно разные по образу жизни крупные кошки сейчас стали довольно редки. Главную добычу гепарда составляют газели, леопард же более универсальный охотник: помимо мелких антилоп он успешно добывает африканских диких свиней — бородавочников и особенно павианов. Когда в Африке истребили почти всех леопардов, павианы и бородавочники, размножившись, стали настоящим бедствием для посевов. Леопардов пришлось взять под охрану.

Африканские саванны необычайно богаты птицами. Только в саванне живет самая крупная из современных птиц — африканский страус. Деревья часто бывают сплошь увешаны гнездами ткачиков многих видов, которые вне периода размножения многотысячными стаями кочуют в поисках пищи и нередко полностью уничтожают урожай проса и пшеницы. В кустарниковой саванне особенно бросаются в глаза родичи наших кур — цесарки, многочисленные виды горлиц, сизоворонок, щурок. На открытых местах охотятся на ящериц, змей и саранчу и птица-секретарь и рогатые вороны, бегают беспокойные шпорцевые чибисы, перелетают жаворонки и каменки. В воздухе почти всегда можно видеть орла-скомороха — крупного куцего хищника, выделывающего в полете неожиданные пируэты. Там, где колючий кустарник образует сплошные заросли, отыскивают корм ослепительно яркие птицы — блестящие скворцы. Наконец, по спинам слонов, носорогов и буйволов лазают, точно поползни, небольшие оливково-бурые птички с красным клювом. Это буйволовы птицы, или волоклюи, которые постоянно сопровождают крупных зверей, поедая на них клещей и других паразитов.

5. Физкультминутка:

Для улучшения мозгового кровообращения:

Исходное положение - сидя на стуле.

1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение;

3-голову наклонить влево; 4-исходное положение;

5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный,

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

 Исходное положение - стоя, руки на поясе.

1-правую руку вперёд, левую вверх;

 2-переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза.

Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,   голову наклонить вперёд.

Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний,

Для снятия напряжения с мышц туловища:

исходное положение - стойка, ноги врозь, руки за голову.

1-5-круговые движения тазом в одну сторону;

4-6-круговые движения тазом в другую сторону;

7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить  4-6 раз. Темп средний,

6.Закрепление.

1. Работа с учебником.

Прочитав текст учебника на стр.40-44, ответьте на вопросы:

  1. Как спасаются от клещей и других насекомых носороги, буйволы, жирафы и другие животные?
  2. Расскажите об одном из представителей животного саванны.

2.Работа с рабочими тетрадями.

Выполните задания 1,2,3,4 на стр.29-30.

          3. Обобщение

7.Итог урока.

8.Задание на дом: стр. 40-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс

Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...