рабочая программа "Сложные вопросы по географии"
рабочая программа по географии (9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №57
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии, элективный курс «Сложные вопросы географии»
(указать учебный предмет, курс)
Класс _____9______________________________________________________________
Учитель _____Камышанова Лилия Валерьевна
Категория____высшая__________________________________________________________
2022
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Сложные вопросы географии» составлена для обучающихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа год, 1 час в неделю.
Курс содержит наиболее актуальные процессы и явления современности: демографические, этнические, социально культурные, экологические, экономические.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие пробелы, а также пройдут необходимый этап подготовки к государственной итоговой аттестации.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; программы по географии для общеобразовательных учреждений для 9 класса (базовый уровень), автор В.П. Дронов, 2014 г.; на основе методических рекомендаций к учебнику «География России. Население и хозяйство. Учебник для 9 класса», авторы Дронов В.П., Ром В.Я. (М.: Дрофа, 2014 г.)
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Роль географии незаменима в формировании всесторонне развитой личности. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности.
Цель курса: развитие географического мышления школьников и формирование у них целостного представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимодействии, о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства отдельных материков, стран, нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Сложные вопросы географии» предусматривает углубленное изучение курса географии. Это обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию обучающихся к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
- Повышение учебной мотивации обучающихся.
- Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру.
Содержание курса:
Введение (1 ч).
Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Раздел I. Форма и размер Земли (1 ч).
Форма и размер Земли. Почему Земля сплюснута у полюсов, и как она вращается. Форма Земли - геоид.
Раздел II. План и карта (1 ч).
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Проекции карт.
Практическая работа: сравнение карт школьных атласов различных классов и установление различий в показе на них количества объектов, в обобщённости показа береговой линии, рек (зависимость нагрузки карты от назначения).
Раздел III. Литосфера (1 ч).
Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли. Литосферные плиты. Перемещение плит по поверхности Земли. Факторы возникновения литосферных плит (исследования рельефа и магнитного поля дна океанов; размещение очагов землетрясений и др.). Важные геологические процессы: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) процессы.
Экзогенные процессы. Выветривание и его типы: физическое (температурное), химическое и биологическое. Причины разрушения горных пород под воздействием природных факторов. Примеры выветривания пород с различной скоростью на равнинах, в средней полосе, в горах и в пустынях. Геологическая работа поверхностных текучих вод. Эрозионная деятельностьрек и её причины (расход воды в единицу времени, масса взвешенного материала и его размеры, скорость течения и т.д.). Аккумулятивная деятельность рек - формирование речных наносов (аллювиального материала) на берегу, в поймах и русле. Образование речных террас. Геологическая работа подземных вод. Образование карстовых форм рельефа, их распространение. Сталактиты и сталагмиты. Геологическая работа ледников. Образование льда. Превращение снега в фирн, а затем в лёд. Современное распространение ледников. Движение льда и его работа: (выпахивание горных долин, бараньи лбы); аккумулятивная (различные типы морен).
Эндогенные процессы. Вулканизм. Причины извержения вулканов. Вулканические продукты: лава, туф, пепел. Примеры наиболее сильных извержений в истории (Везувий, Кракатау, Безымянный). Распространение вулканов. Использование вулканического пепла. Деформация горных пород. Можно ли «смять» или «разорвать» твёрдые горные породы. Образование складок и разрывов. Роль времени в складкообразовании. Виды основных складок и разрывов. Современные вертикальные и горизонтальные тектонические движения, методы их измерения.
Раздел IV. Гидросфера и атмосфера Земли (3 ч).
Общая характеристика атмосферы. Состав атмосферы. Изменение температуры воздуха с высотой. Главные климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Типы воздушных масс. Роль западного переноса. Климатическое районирование России. Характеристика типов климата и свойственных им типов погоды.
Общая характеристика гидросферы. Формы нахождения воды на нашей планете. Главные составные части. Терморегулирующая роль Мирового океана. Круговорот воды в природе и его движущие силы. Главные речные системы: бассейн рек, падение, уклон, скорость течения, их значение для хозяйства. Использование рек. Зависимость рек от климата. Ледовый режим рек. Тип питания. Водные ресурсы РФ, неравномерность их размещения. Сравнительная оценка водных ресурсов разных частей России. Охрана внутренних вод.
Раздел V. Материки, океаны, народы и страны (9 ч).
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Раздел VI. География России (17 ч).
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Динамика численности населения. Основные демографические показатели. Демографическая политика. Хозяйство России, отраслевая структура. География промышленности. География сельского хозяйства. Современные тенденции развития и размещения промышленных предприятий. Природно-хозяйственное районирование России. Изменения природных комплексов на территории России. Проблемы охраны растительного и животного мира.
Обобщение (1 ч).
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Решение учебно-тренировочных тестов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | № в разделе | Название раздела, темы |
1. | 1. | Введение (1 ч). Источники географической информации. | |
2. | 1 | Раздел I. Форма и размер Земли (1 ч). Размеры Земли, форма, движение и процессы, связанные с этим. | |
3. | 1 | Раздел II. План и карта (1 ч). Построение профиля, чтение топографической карты. | |
4. | 1. | Раздел III. Литосфера (1 ч). Процессы, определяющие формирование рельефа. Размещение гор и равнин. | |
5. | 1. | Раздел IV. Гидросфера и атмосфера Земли (3 ч). Климат: общие закономерности, климатические пояса. | |
6. | 2. | Чтение климатограмм, работа с синоптической картой. | |
7. | 3. | Анализ климатограмм, циклоны и антициклоны. | |
8. | 1. | Раздел V. Материки, океаны, народы и страны (9 ч). Географические исследования, открытия и путешествия. | |
9. | 2. | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. | |
10. | 3. | Население и численность населения Земли. Расы, этносы. | |
11. | 4. | Материки и страны. | |
12. | 5. | Африка. Австралия. | |
13. | 6. | Антарктида. Южная Америка. | |
14. | 7. | Северная Америка. | |
15. | 8. | Евразия. | |
16. | 9. | Страноведение (определение страны по описанию). | |
17. | 1. | Раздел VI. География России (17 ч). Особенности ГП России. | |
18. | 2. | Природа России. | |
19 | 3. | ЭГП России. | |
20. | 4. | Население России. | |
21. | 5. | Демографические показатели России. | |
22. | 6. | Хозяйство России. Факторы размещения отдельных отраслей. | |
23. | 7. | Отрасли хозяйства РФ. | |
24. | 8. | Природно-хозяйственное районирование России. | |
25. | 9. | Центральная Россия. Население, хозяйство. | |
26. | 10. | Европейский Север. | |
27. | 11. | Северо – Запад России. | |
28. | 12. | Юг России. | |
29. | 13. | Урал. | |
30. | 14. | Западная Сибирь. | |
31. | 15. | Восточная Сибирь. | |
32. | 16. | Дальний Восток. | |
33. | 17. | Проблемы охраны природы в России. | |
34. | 1. | Обобщение (1 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. |
Прогнозируемые результаты
Обучающие узнают:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно - территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Обучающие научатся:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов, различия в поясном времени различных территорий;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
- оценивать географическое положение экономических объектов, уровень социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики, факторы размещения промышленных предприятий;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
Обучающие получат возможность научиться:
Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
- ориентироваться на местности: в городе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
-решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Многочисленны задания курса, выполнение которых способствует развитию навыков самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими текстами, анализ информации по картам, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск необходимой информации в СМИ и Интернете).
Учебно - методические пособия для учителя:
- Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»).
- Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»).
- Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
- География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
- Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 144 с.
Учебные пособия для учащихся:
- Атлас География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.
- Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. Пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.: Дрофа, 2011. -191 с.
- География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2014.
- Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.- М.: Айрис-пресс, 2010. -304 с.
- Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.- М.: Эксмо, с.
- Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.: ВАКО, 2012. -112 с.
- ОГЭ-2016. География. Сборник заданий. 9 класс Вагнер Бертиль Бертильевич, Соловьева Юлия Алексеевна.
- Учебное пособие "Репетиционные варианты. Основной государственный экзамен 2015. География. 12 вариантов" Амбарцумовой Э.М.
- Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
- Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д: Легион, 2011- 383 с.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Африка( вопросы по географии народов и культуры)
материал предназначен для активизации познавательной активности учащихся 10 класса...
Вопросы по географии
Данные вопросы можно использовать на неделе географии или на географическом турнире...
ученикам 6 класса вопрос по географии 28101
Турист, рассматривая карту равнинной местности масштаба 1:200 000 ровно в полдень 23 сентября, рассчитывал расстояние, которое ему удастся пройти до захода Солнца. Какое расстояние придется преодолеть...
ученикам 6 класса вопрос по географии 5111
Установите соответствие:Природная зона 1)Экваториальные леса ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы школьной географии»
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы школьной географии»...
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса...