Предметная неделя по географии
материал по географии

Светлана Вячеславна Кузьмина

     Неделя географии в школе  - это система комплексных мероприятий разнообразных форм внеурочной деятельности: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Неделя географии в школе  - это показ достижений ребят по предмету и пропаганде географических знаний и привлечение к участию во внеурочной работе по географии новых участников. Её основной задачей является развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_nedelya_geografii.docx61.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МКОУ Вараксинская ОШ

                                              Составила учитель географии Кузьмина С.В.

Неделя географии в школе.

     Неделя географии в школе  - это система комплексных мероприятий разнообразных форм внеурочной деятельности: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Неделя географии в школе  - это показ достижений ребят по предмету и пропаганде географических знаний и привлечение к участию во внеурочной работе по географии новых участников. Её основной задачей является развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

План проведения предметной недели по географии.

Цель: учить применять знания, приобретенные на уроках географии; прививать навыки самообразования, самосовершенствования; пробуждать в детях желание познавать окружающий мир, формирование экологической культуры у детей, воспитание патриотических чувств.  

 

В течение недели  устный журнал на тему «Мир путешественников»;

демонстрация серии видеофильмов ВВС «Живая планета»;  конкурс  рисунков «Люблю тебя, мой край родной»

Понедельник интеллектуальная игра «Полундра» - 5,6,8,9 классы.

Вторник 8-9 кл. Игра-путешествие «Тайны Бермудского треугольника»

Среда – природные достопримечательности России – 8-9 класс.

Четверг внеклассное мероприятие «Путешествие ручейков» 1-4 класс.

Пятница - внеклассное мероприятие для учащихся 5,6,8,9 классов. «Кругосветное путешествие».

Подведение итогов предметной недели, награждение.

 

 

 Понедельник. Интеллектуальная игра для учащихся 5-6 класса

Вопросы.

1       В трех  агрегатных состояниях может находиться веществ:                                        а) стекло;  б) кофе;  в) вода;

2       Исключительно в Африке живет животное:                                                                  а) слон;  в) зебра;  в) волк;

3       В солнечной системе такое количество планет:                                                            а) пять;  б) девять;

4       Для дыхания необходим газ:                                                                                         а) азот;  б) озон;  в) кислород;

5       Если вы стоите лицом на север, то по правую сторону от вас будет:                            а) юг;  б) восток;  в) запад;

6       Редчайшие или исчезающие виды животных заносят в книгу:                                    а) красную;    б) зеленую;

7       Базальт и гранит принадлежат к горным породам:                                                       а) осадочным;   б) магматическим;  

8       Пустыня Сахара расположена на материке:                                                                  а) Евразия;  б) Африка;   в) Австралия;

9       Полосатое животное Африки:                                                                                        а) зебра;  б) кенгуру;  в) броненосец;

10  Горы, отделяющие Европу от Азии:                                                                                                                               а) Гималаи;  б) Карпаты;  в) Уральские;

11  Кольца существуют вокруг планеты:                                                                             а) Сатурн;  б) Земля;  в) Меркурий;

12  « Астероид» - означает:                                                                                                     а) звездоподобный;  б) падающий;  в) яркий;

13  Небесные тела изучают с помощью прибора:                                                               а) микроскопа;  б) телескопа;  в) бинокля;

14  Луна-это:                                                                                                                           а) спутник;  б) планета;  в) звезда;

15  Самые высокие горы в мире:                                                                                         а) Анды;  б) Гималаи;  в) Кордильеры;

16  Самый холодный материк:                                                                                             а) Австралия;  б) Антарктида;  в) Африка;

17  Кто ходит в каменной рубахе?                                                                                       а) черепаха;  б) крокодил;  в) слон;

18  Первый ученый, который увидел звездное небо в телескоп:                                        а) Д.Бруно;  б) Н.Коперник;  в) Г.Галилей;  

19  Океанов на планете:                                                                                                        а) три;  б) четыре;  в) два;

20  Самый высокий действующий вулкан в России:                                                          а) Эльбрус;  б) Народная;  в) Ключевая сопка;

 

21  Колебание земной коры вызывает?                                                                               а) вулкан;  б) землетрясение;  в) цунами;

22  Самый большой материк:                                                                                               а) Евразия;  б) Африка;  в) Австралия;

23  Кто впервые выдвинул теорию Что земля – шар:                                                         а) Аристотель;  б) К.Птолемей;  в) А. Самосский;

24  На каком материке протекает река Лимпопо:                                                                а) Евразия;  б) Африка;  в) Австралия;

25  Ученый,  предложивший современную гипотезу о происхождении Солнечной системы:                                                                                                                           а) Э. Кант;  б) П.Лаплас;  в)  О.Ю. Шмидт;

26  Столица РФ:                                                                                                                    а) Москва;  б) Новосибирск;  в) Санкт-Петербург

27  Крупнейший массив суши:                                                                                             а) материк;  б) остров;  в) архипелаг;

28  Самый маленький материк:                                                                                                                          а) Антарктида;  б) Африка;  в) Австралия;

29  В огне не тонет, в воде не горит. (Лед).

30  Горя не знает, а горько плачет. (Туча).

Среда.  Творческая работа учащихся 8-9 класса.

                                Природные достопримечательности России.

       Цель: воспитание любви к нашей Родине - России; развитие познавательного интереса учащихся к изучению природы нашей страны; раскрытие индивидуальных способностей учащихся; развитие интереса к  самостоятельной творческой деятельности.

        Начинается мероприятие со стихотворения  Ивана Никитина «Русь».

       Далее учащиеся защищают  свои творческие работы в виде Презентаций.

       Темы творческих работ: 1. Озеро Байкал;

                                                    2. Кунгурская пещера;

                                                    3. Эльбрус;

                                                    4. «Былинное озеро-Ильмень»;

                                                    5.  Карелия;

                                                    6.  Уссурийский заповедник;

                                                   7.  Кижи;

                                                   8.  Пятигорск;

                                                   9.  Красноярские столбы.

             

                                   

Четверг. Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 класса   «Путешествие ручейков». 

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима

 для жизни: ты сама жизнь.

  А.де Сент-Экзюпери.

 

     «Путешествие капельки».  (Составить рассказ и аппликацию)

       

Пятница.  Внеклассное мероприятие для учащихся 5,6,8,9 классов. «Кругосветное путешествие».

    В течение мероприятия учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания и за правильные ответы получают жетоны. Победителем становится  набравший наибольшее количество жетонов.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Наша игра посвящена очень интересному и увлекательному предмету-географии. Начнем с викторины.

 

1-й конкурс.  «Викторина».

1. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

2.Как называется сборник  географических карт? (атлас).

3.Какой материк почти не имеет рек? (Антарктида).

4.Какая страна занимает большую площадь?  (Россия).

5. Как называются плавучие острова льда?  (айсберг).

6.Назовите самую длинную параллель  земли? (экватор).

7.В каком море самая соленая вода?  (Мертвое море).

8.В какое озеро впадает 336 рек, а вытекает только одна?  (Байкал)

9.Как называется линия, до которой нельзя дойти?  (горизонт).

10.Самый большой остров? (Гренландия).

11.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

12.Прибор для измерения азимута?  (компас).

13.Кто открыл Америку?  (Колумб).

 

 

2-й конкурс.  «Читаем карту».

 За каждый правильно показанный географический объект получают по жетону.

                                                                           

Марианский желоб                                                      Остров Мадагаскар

Амазонская низменность                                            Горы Кордильеры

Средиземное море.                                                      Озеро Титикака

Пролив Дрейка                                                             Пролив Гибралтарский

Течение Гольфстрим.                                                  Течение Западных Ветров

Река Миссисипи.                                                            Река Конго

 

3-й конкурс. Игра с мячом. «Путешествие  вслепую». Ведущий бросает мяч каждому члену команды и при этом называет любой географический объект. Ловящий мяч должен назвать континент, на котором находится  названный объект.

За каждый правильный ответ – жетон.

 

4-й конкурс. «Географические загадки».

-Надели коняшки морские тельняшки.  (Зебра).

-Что за зверь скажите братцы, может сам в себя забраться?  (норка).

-Чем больше колец,  тем старше жилец?  (дерево).

-По реке плывет бревно, ох и злющее оно? (крокодил).

-Голубой  аэропланчик, сел на белый одуванчик?  (стрекоза)

-С бородой родился, никто не удивился?  (коза).

 

      5-ой конкурс.   « Узнай по описанию».  (Сахара, Анхель).

              Составить описание, не называя объект, чтобы члены команды-соперников смогли определить его.

 

     6-ой конкурс. Игра «Кто это?». Учитель предлагает каждой команде фамилии известных путешественников, через одну минуту обсуждения команда должна напротив каждой фамилии написать земли, которые ими исследовались и были открыты.

Роберт Скотт

 

Фернан Магеллан

 

Джеймс Кук

 

Христофор Колумб

 

Витус Беринг

 

Ф. Беллинсгаузен

 

       

    7-ой конкурс.     « Меч географа». Приглашается по одному участнику (проводится жеребьёвка).

         Участник  показывает на карте географические объекты, которые ему поочередно называют участники. Подводится итог.

   

День первый 

  

Тематическая линейка «Моя планета - Земля » 

1 ведущий:

Как – то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму  шара большого,

И посадил там деревья, цветы.

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте.

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню!

2 Ведущий: 

Все хорошо, конечно, было,

Но… цивилизация на Землю наступила.

Вырвался на волю технический прогресс.

Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес…

1. География. Что это?

2. Это – наука….

1. Наука? О чем?

2. Это наука о Земле, о планете, на которой живу я, живешь ты, живем все  мы!

1. Впервые понятие « география» ввел математик, астроном и географ

Эратосфен во 2 в. до н. э.  В своих трудах он выделил территории, отличающиеся друг

от друга по природным условиям,  особенностями жизни и быта населения.

Одна из его книг называлась «Географика»,  что по - древнегречески означает  

 « Землеописание». Так впервые прозвучало название этой науки.

2. Знания о Земле, ее природе, населении, накапливались долгие тысячелетия.

1. Землю открывали сообща!

2. Караваны купцов, армии завоевателей, корабли мореплавателей уходили за горизонт

навстречу неведомому.   Неделями и месяцами плыли суда в неизвестность.

Только океан да небо кругом!                                          

  И вот, наконец… « Земля!» - кричал   вахтенный матрос. Иногда это был крохотный

остров, иногда – огромный материк.

1. Трудом многих людей, подвигом отважных путешественников и мореплавателей были

совершены  великие открытия,  значимость которых не уменьшилась и по сей день.

2. …С 1492 года началась Эпоха Великих географических открытий:

1. 1415 г. португальцы высадились на побережье Африки.

2. 1492 г. Открытие Америки Христофором Колумбом, путешественник, который до самой    смерти так и не узнал, что он открыл новые    земли.

1. Фернанд Магеллан 1519- 1522 гг. – совершил первое кругосветное путешествие, доказал  шарообразность Земли.

2. 17 век – открытие Австралии Джеймсом Куком.

1.  19 век - русские ученые Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли новый, далекий

материк – Антарктиду.

2. Р. Амундсен, Р. Скотт, Ф. Нансен – исследователи полярных областей Земли

 1. Можно и дальше  продолжить называть фамилии выдающихся ученых, память, о которых,       еще долго будет  хранить человечество…

2. Усилиями ученых многих стран мира географическая наука обогатилась многими

открытиями.                                                                                                                      

  Но и в современное время ученые не  перестают удивлять нас все новыми и новыми

открытиями.

1. Но где бы, не было совершено открытие, что бы нового человек не обнаружил на

нашей огромной планете, человек должен помнить о том, что, ничто не дается даром и       за все рано или поздно приходиться платить.

2. Посмотри внимательно вокруг:

Почувствуй землю под ногами,

Почувствуй запах ветра, милый друг,

Послушай птичий гомон над садами.

Приглядывайся к миру, не беги,

Ведь мы его частица век от века.

А если так – то береги,

Останься в этом мире человеком

1.    На планете нашей голубой 

Есть то место, где живём с тобой, 

Родина моя – Кубанская  земля 

Будем мы всегда беречь тебя: 

Здесь растут и ёлка и сосна, 

И берёзка  белая моя, 

Дуб, осина, клён 

Все деревья в нем 

Край Кубанский – 

Я в тебя влюблён!!! 

      Земля – любимый наш дом 

Где птицы летают, и звери кругом 

Чтоб всем здесь дышалось легко 

Мы будем беречь  – Богатство твое 

2.    Будем мы природу охранять 

И леса её преумножать, 

Чтоб Земля жила, долгие века 

И потомкам счастье принесла. 

Птица в небо из гнезда летит, 

А зайчишка под кустом сидит, 

Лес всем дом родной летом и зимой 

Здесь живут одной большой семьей!

Конкурс эрудитов.

На сколько вопросов команда отвечает, столько и баллов получает. Каждый правильный ответ – 1 балл – жетон. Отвечают капитаны.



Вопросы для 1 команды


Вопросы для 2 команды.


1


Самый большой остров Земли? (Гренландия)


Самый большой полуостров Земли (Аравийский)


2


Самая многоводная река мира (Амазонка)


Самая длинная река мира (Нил)


3


Название какого города состоит из име-ни мальчика и сто девочек? (Севастополь)


Название какого города состоит из птицы и животного? (Воронеж)


4


Сколько вершин более 8000 км в высочайших горах мира? Назовите первые две вершины. (14. Джомолунгма и Чогори или К2)


Кто первым и в каком году покорил Джомолунгму. И кто первым покорил все 14 вершин восьмитысячников.

(Новозеландец Э. Хиллари и Т. Норки. Все вершины – австриец Р. Месснер)


5


Самая низкая точка на Земле, в каких государствах она расположена? (Мертвое море. – 397 м. Иордания, Израиль)


Самый высокий вулкан в мире, его высота и в каком государстве он находиться. (Гуальятири –6060 м в Чили)


6


В какую эру и в какой период мы живем. (Антропогенный период кайнозойской эры.)


Самая длинная эра (Архейская)


Конкурс “Ученый совет”. (5 мин)

Определите природную зону по описанию.


  1. Ноги утопают в мягком ковре мхов и лишайников. Между ними, чуть поднимаясь над землей, попадаются крошечные кустарнички куропаточьей травы с очень крупными цветами. Различаются карликовые березки и осинки. Невысокие бугры усыпаны ягодами клюквы и голубики. (Тундра)

  2. Под густыми ветвями деревьев всегда сыро и сумрачно. Здесь мало кустарников и травы. Многие деревья засохли на корню, покрытые косматыми колючками лишайника. Где-то вверху щебечут птицы. Внизу тихо, темно. Лучи солнца почти не проникают сюда. Лишь мошкара вьётся тучами. (Тайга)

  3. Многообразие и обилие древесной растительности. Многоярусность и непроходимость. Сумрачно, сыро и обильное гниение опавшей листвы. Если одни деревья сбрасываю листья, то другие в это время только начинают расцветать. Обилие гнуса, птиц и лазающих по деревьям животных. (Экваториальный лес)


Конкурс “Географический интеллектуальный футбол”.

Домашнее задание: нужно было подготовит от команды по 3 географические загадки.

1. В каждой команде 3 защитника (отвечают на вопросы - загадки.), 3 нападающих (Задают загадки) 1 вратарь (командир).

2. “Пенальти для вратарей” - вопросы капитанам.

- Это самый большой по запасам угля бассейн, но добычи угля здесь нет. Назовите его. (Тунгусский)

- Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. О какой территории идет речь? (Русская равнина)

Конкурс “Кто быстрее”.

Кто быстрее ответит, тому и жетон. 


  1. Белая собака бежит за черным зайцем, кто больше вспотеет (никто)

  2. У кого больше шейных позвонков: у жирафа или у белой мыши? ( у всех млекопитающих по 7)

  3. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)

  4. Какой шар нельзя укатить? (Земной)

  5. Когда температура у воробья ниже – летом или зимой? (одинаковая)

  6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй. (пингвин)


Литературно-географический конкурс.


О каком горном хребте написаны стихи поэта С. Щипачева? Из каких строчек можно сделать вывод о высоте гор. Молодые, растущие или разрушающиеся, низкие горы?

По азиатскому материку
Прошелся каменным порогом.
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промерзлых. Ливнями ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром в копях камень изумрудный
Зеленым глазом смотрит в темноту.

(Урал)



Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь.
И вдруг, как зверь остервеняясь
На город кинулась. Пред нею
Все побежало. Все вокруг
Вдруг опустело- воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы
И всплыл Некрополь, как тритон
По пояс в воду погружен.


О каком явлении писал Пушкин в одном из своих произведений? Когда это явление произошло? О каком произведении идет речь?

(А.С.Пушкин “Медный всадник” Описано наводнение на Неве в Петербурге в 1824г. (ноябрь)



Конкурс “Древо мудрости”.

Внимательно прочитайте текст. Теперь каждый на листочке бумаги должен написать вопрос по тексту. Сложите его и прикрепите к древу мудрости. (У 1 команды бумага синяя, у второй команды - белая). Команда 1 отвечает на вопросы с белой бумаги, вторая - синей.

^О нефти и газе Западной Сибири.

Институт нефти носит имя И.М. Губкина. Именно при его непосредственном участии начались тщательные поиски нефти. Первый фонтан газа ударил в 1953 г., а нефтяной фонтан Шаима – через 7 лет. Но предшествовали этому событию долгие поиски, научные споры, подвиг первопроходцев.

Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3млн.кв.км.. Лежит равнина на плите, толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти, но на поверхности сотни км топких болот в темнохвойной неосвоенной тайге.

Как определить точку для буровой? Это можно сравнить поиском иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. В среднее Приобъе была послана поисковая партия. Открыли невиданные запасы нефти – Усть-Балыкское и нефтяную “жемчужину” месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре, в Заполярье газовые месторождения – Ямбург, Медвежье, Заполярное. А у Северного полярного круга – Уренгойское – газовую “Жемчужину”. Сегодня Россия занимает 1 место по добыче природного газа. С Севера Западной Сибири в Европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо идет не только в Европейскую часть России, но и в Западную Европу.

Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчек освоению Западной Сибири. Здесь построены новые города: столица нефтяников - г. Сургут, столица газовиков – г. Новый Уренгой. Западная Сибирь стала нефтегазоносной территорией России.

Конкурс “Знатоки государственной символики государств мира”.

Используя только красный карандаш, нарисовать как можно больше флагов любых стран мира (предполагается сочетание красного и белого цвета).

Польша, Канада, Япония, Дания, Австрия, Швейцария, Индонезия, Турция, Тунис, Сингапур.

Задача “Купец”.

Представьте себе, что вы купец времен Ивана Грозного. Ваш капитал составляет 1000 рублей. Вы можете открыть лавку, т.е. начать дело в одном из городов: Москва, Владимир, Псков, Смоленск, Рязань.

В Москве вам гарантирован доход 50% в год со своего капитала. В любом из приграничных городов вы можете рассчитывать на 100% годовых (так как ближе торговые партнеры), но каждые 2 года Вы теряете половину накопленного капитала в результате приграничных конфликтов.

Где следует начать дело, чтобы к концу десятого года иметь наибольший капитал?

Ответ. Основывая дело в Москве, можно получить 50% прибыли в год, т.е. за 10 лет капитал в 1000 рублей увеличится в 1,5^ 10 руб. В любом другом городе капитал будет расти следующим образом:

1 год- 1000 х 2 = 2000 (1000+100% от 1000);

2 год -2000 х 2 = 4000: 2 + 2000 руб;

3 год – 2000 х 2 = 4000 (2000+100% от 2000);

4 год – 4000 х 2 = 8000, но 8000 : 2 = 4000 и т.д.

Конкурс – речь: “Приглашение к чаю” Капитаны (2 мин).

Чаепитие.

Аукцион вопросов по географии

Жетоны, на которых обозначена их стоимость, например, 5 баллов, 10 баллов, 20 баллов, 50 баллов. Если ответ не точный или с недочетами, то можно выплатить не полную стоимость вопроса. Кто больше набирает баллов. Тот и победитель аукциона.



Вопросы


Ответы


Бал-лы


1.


Какой город в России является самым древним и самым южным.


(Дербент)


10


2


Найдите ошибки в перечне государств, граничащих с Россией: Норвегия, Швеция, Эстония, Латвия, Молдова, Белоруссия, Украина, Грузия, Армения, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Китай, Монголия


(Швеция, Молдова, Армения, Туркмения, Киргизия)


10


3


Распределите города Росси в последовательности с севера на юг, нумеруя от северного до южного: Архангельск, Астрахань, Воронеж, Нижний Новгород, Тамбов, Тула, Ярославль


(Архангельск, Ярославль, Н.Новгород, Тула, Тамбов, Воронеж, Астрахань)


10


4


Море, в которое впадает река Лена


( Лаптевых)


10


5


Восточный материковый мыс России, какие он имеет координаты.


(М.Дежнева 66 05 с.ш. 169 40 з.д).


10


6


Высочайшая вершина Кавказа


(Эльбрус)


10


7


Писатель С. Елпатьевский назвал эту реку “Русской Амазонкой”

Какую реку России называл он “русской амазонкой и почему?


(Обь)


20


8


Назовите самую большую по протяженности сухопутную границу России, а с каким гос-вом наша Родина имеет самую маленькую границу.


(С Казахстаном – 7200 км, с КНДР – 17 км)


20


9


С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую картину? Укажите примерную высоту в км.

Кавказ подо мною один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной на равне.
Отсюда я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени;
А там уж и люди гнездятся в горах…


Поэт стоял выше границы снеговой линии. Средняя высота снеговой линии на Кавказе 2900 км до 3500. на северо – восточных склонах и до 2700 на юго-западных. Следовательно поэт находился на высоте примерно 3000 км.


50


10


Я с “М” и “А” живу в горах Алтая.
Но с “У” я сам раскинул цепи гор
Без “М” в пустыне расстилаю
Необозримый водяной простор.


Марал (олень). Урал, Арал.

 


50


11


В стаде животных “ замаскировалась” река, отыщи ее: теленок, птенец, медвежонок, оленёк, колонок. Покажи ее на карте.


(Оленек)


20


12


В стихотворении Е Румянцева “Догадка” читаем:

Если есть на карте губы,
Если есть на ней носы,
Значит, где-то между ними
Расположены… усы.

Поищите на карте РФ известные “губы”, “носы”, “усы”


(Онежская, Двинская, Мезенская губы Белого моря. Чешская – Баренцева м, Байдарацкая, Обская, Тазовская, Гыданская – Карского м, Пенжинская, Янская, Тауйская, удская – Охотского м,. Мысы: Святой нос – на Кольском п-ве, между п-овам Канин и устьем Печоры , устьем Яны и устьем Индигирки, Канин нос на п-ве Канин, Болванский нос на о. Вайгач, Белужский нос на п-ве Ямал. Реки с названием Ус и Уса – притоки Енисея, Печоры, Томи.


50


 


13


Хотите что-нибудь перекусить? Перед вами Булка, Бублик, Хлеб, Калач. Только не съешьте город. Какой?


(Калач – г. в Воронежской обл)


50


14


С “К” я в школе на стене,
Горы, реки все на мне.
С “П” - от вас не утаю:
Тоже в школе я стою


Карта-парта.


50


15


Это удивительно и странно,
Что она совсем не широка:
Исполняет должность океана
Межконтинентальная река!
Милая, хорошая, большая,
Вольная казацкая река
И разъединяет, и сближает
Дружественных два материка.

О какой реке говорится в стихотворении Н. Глаткого?

Что она сближает или разъединяет о чем идет речь в стихах?


(Река Урал. Сближает Европу и Азию)


20


16


Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь.
И вдруг, как зверь остервеняясь
На город кинулась. Пред нею
Все побежало. Все вокруг
Вдруг опустело- воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы
И всплыл Некрополь, как тритон
По пояс в воду погружен.

О каком явлении писал Пушкин в одном из своих произведений? Когда это явление произошло? О каком произведении идет речь?


(А.С.Пушкин “Медный всадник” Описано наводнение на Неве в Петербурге в 1824 г. (ноябрь)


50


17


Назовите самую большую реку Европы, где она берет свое начало, куда впадает, ее правый и левый самый крупный приток, по какой равнине она протекает


( на Валдайской возвышенности, в Каспий, по Русской равнине, Ока (пр). Кама (лев)


20


18


Тебе кипучее начало дано вершинами Саян

Недаром гордо, величаво, ты мчишься в грозный океан.

Какой реке поэт Кокарев посвятил эти стихи?


(Енисею, впадает в Карское море С,Л.ок)


20


19


Мороз и солнце; день чудесный …
…………………………………
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И лес сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.


Определите какой тип погоды отражен в этом стихот-ворении

А Пушкина.

Циклональ-ный, антицик-лональный, холодного или теплого фронта?


( антициклональный)

 

 


50


20


Единственный в районе России район чаеводства – Черноморское побережье Кавказа. Объясните, почему в соседних южных районах России (например, в При-кубанье, на Ставрополье) не выращивают чай


( На Кавказе заморозки редки даже зимой, а в Предкавказье они опускаются до -5 -6 С)


20

 

 


21


Для какой из перечисленных рек наиболее характерны ледовые заторы и почему: Волга, Енисей, Амур, Терек, Урал?


(На Енисее т.к он течет с юга на север , весеннее половодье и ледоход сначала наступают в верхнем течении, когда низовья еще скованы льдом)


20


22


Выберите две основные причины высокой заболоченности равнинных тундр:


  1. наличие многолетней мерзлоты

  2. большое количество осадков

  3. малое количество осадков

  4. большая испаряемость

  5. малая испаряемость


( 1. 5)


10


23


Западный склон Урала богат нерудными полезными ископаемыми. Тем не менее именно на западном склоне Южного Урала расположены богатые месторождения алюминиевых руд. Как это можно объяснить?


(Бокситы, в отличие от всех других руд, имеют осадочное происхождение. Они образуются в результате химического выветривания в условиях влажного тропического климата. Остатки такой коры выветривания мел-палеогенового возраста сохранились на пологом склоне Южного Урала, в то время как на крутом восточном склоне они были уничтожены процессами денудации в ходе новейшего поднятия Уральских гор)


50


24


Фольклор. Загадки. Шел да шел, да в землю ушел


(Дождь)

 


10


25


Серое сукно тянется в окно


(Туман)


10


26


Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь


(Горизонт)


10


27


Кругом вода, а с питьем беда


Море


10


28


Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что такое?


Географическая карта


10


29


Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя


Болото


10


30


Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит


Гром и молния


10




Сценарий игры-путешествия «Тайны Бермудского треугольника»


Учебно-воспитательные задачи: развитие познавательного интереса к геогра- фической науке, формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, дисцип- линированности, углубление опорных знаний и умений, полученных на уроке, развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработка умений самостоятельной работы с различными информационными источниками, эстетическое воспитание учащихся.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/190/189290/189290_html_4cd1d7a3.pngЭпиграф:

Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа. 

В.А. Обручев

Оформление. Мероприятие проходит в кабинете географии, оформленном в виде корабля. К стене прикреплены изготовленные из ткани паруса, иллюминация из елочных гирлянд. На доске — карта полушарий и другие наглядные пособия: картосхема района Бермудского треугольника, словарь пирата, рисунки с изображениями загадочных явлений и т.п. На стене — большая картина с изображением безбрежных просторов океана, островов и корабля на горизонте. У доски — длинный стол, за которым сидят ведущий и главные действующие лица. На столе глобус и таблички с указанием роли каждого участника. Действующие лица: ведущий - 1 чел., Меридианыч (профессор, доктор геогра- фических наук) - 1 чел., сотрудники (помощники) - 2 чел., пиратовед (доктор пиратских наук) - 1 чел., разбойники - 4-6 чел., исполнители танцев - произвольное количество участников.

^ Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Вальс цветов»; И.О. Дунаевский «Вольный ветер» (оперетта, нача- ло); К.А. Караев «Танец черных», «Гроза» из балета «Тропою грома»; Г.И. Тладков «Бременские музыканты», инсценировка (танец разбойников), афро-кубинские ритмы.

Ведущий. Дорогие друзья! Приглашаем вас на наш корабль совершить путешествие по Атлантическому океану в район Бермудского треугольника, который покрыт тайнами и легендами. На наш корабль мы пригласили ученого Меридианыча, его сотрудников и пиратоведа, которые занимаются изучением этого района земного шара. Итак, в путь!

^ Звучит музыка.

Ведущий. Из обширной почты, адресованной нашему Меридианычу, мы отобрали письма, где повторяется вопрос о тайне Бермудского треугольника. Меридианыч, слово Вам. Прежде всего — что называют Бермудским треугольником.

Меридианыч. Это район Атлантического океана, ограниченный воображаемой линией, соединяющей Бермудские острова, южную оконечность п-ова Флорида и о. Пуэрто- Рико (показывает на карте). В этом месте исчезло множество кораблей и самолетов. Причем, таинственные исчезновения известны уже со времен Колумба. Недаром молва нарекла Бермудский треугольник адовым кругом, треугольником смерти, морем привидений, кладбищем Атлантики. Многие пытались разгадать тайну Бермудского треугольника.

^ 1-й сотрудник. Бермудские острова открыты испанским мореплавателем Хуаном де Бермудесом и названы его именем, находятся на перекрестке путей в северозападной части Атлантического океана. Это один из «котлов», в котором «варится» погода для Европы и Азии. Система взаимодействий: океан - атмосфера. Много опасных зон в этой местности.

^ 2-й сотрудник. На фоне музыки из оперетты И. Дунаевского «Вольный ветер» (начало). Зябкой пасмурной ранью 29 мая 1609 г. океанский ветер выдул эскадру адмирала Сомерса из гавани Плимута. Земля спала, спал каменный город, не ведая, что отрываются от него и уходят за край бытия плавучие дома-корабли с уносимыми ветром душами человеческими, вчера -грешными, завтра - святыми. Там, за океаном лежала Виргиния — далекая колония, зацепившаяся за край огромного девственного материка.

^ Гаснет свет, загорается иллюминация на корабле. Музыка смолкает, свет зажигается.

1-й сотрудник. Поутру адмирал Сомерс проснулся поздно. Высунул голову в иллю- минатор - ни ветра, ни облачка. Фиолетовая вода за бортом цвела красными пятнами. «Море смерти, Capracco...» — бледнея, прошептал адмирал. - Оно затягивает корабли, опутывает красными водорослями, сводит с ума моряков. Проклятое место, кладбище кораблей!

 Музыка. К.А. Караев «Гроза» из балета «Тропою грома».

2-й сотрудник. Неведомые течения отнесли корабли эскадры к Саргассову морю — средоточию страшных легенд и суеверий, ужасу парусного флота. Никто больше не видел ни этого парусника, ни членов его экипажа. О судьбе судна ничего не известно. Бермуды не хотели расставаться со своими пленниками. Вокруг райских островов лежал океан. И он брал дань, как и сегодня, в наши дни.

Ведущий. Рассмотрим хронологию трагических событий.

 1-й сотрудник. 1840 г. Неподалеку от Ниссау (Багамские острова) обнаружено французское судно «Розали», покинутое экипажем. Судно и груз находились в полном порядке.

 2-й сотрудник. 1854 г. В районе Бермудских островов исчезло английское судно «Белла».

1-й сотрудник. 1872 г. Таинственная история бригантины «Мэри Селей», следовавшей из Нью-Йорка и покинутой экипажем.

 2-й сотрудник. 31 января 1880 г в 14 ч. 10 мин. от Бермудских островов отошел британский корабль «Атланта». На пути в Англию он исчез, не оставив никаких следов.

1-й сотрудник. 5 декабря 1945 г. пять бомбардировщиков-торпедоносцев типа «Эвенджер» с ревом пробежали по взлетной полосе авиабазы ВМС в Форт-Лодер-лейле и поднялись в воздух: это явилось прологом к величайшей тайне в истории всей мировой авиации, тайне настолько захватывающей, что впоследствии это событие станут называть «Мэри Селест». 19-е звено должно было совершить патрульный полет. Обычно экипаж «эвендже-ра» состоит из 3 чел., включая пилота, но в этот день 1 чел. не явился на аэродром к началу полета... . Остальным 14 летчикам из 19-го звена вернуться на базу было не суждено.

 2-й сотрудник. Недалеко от атолла Моласи, входящего в группу Багамских островов, аквалангисты обнаружили остов корабля, две бронзовые пушки и свинцовые ядра к ним, изготовленные, как полагают, в конце XVI в. или начале XVII в. Археологи пришли к выводу, что найденный корабль, по всей вероятности, «Пинта» — одна из каравелл, принимавших участие в американской экспедиции Колумба. В 1499 г. «Пинта» отправилась в очередное плавание к берегам Америки, но попала в жестокий шторм и затонула.

Ведущий. Итак, какие гипотезы высказывались?

Меридианыч. Чарльз Берлиц (США), автор книги «Бермудский треугольник», пишет: «Большинство комментаторов, затрагивающих события в Бермудском треугольнике, ограничиваются тем, что характеризуют их как неподдающиеся объяснению загадки. Большинство кораблей исчезало при хорошей погоде, не оставляя после своей гибели ни обломков, ни масляных пятен на воде, ни спасательных лодок, ни погибших в море или на близлежащих пляжах».

 1-й сотрудник. Перелистаем страницы книги «Все чудеса в одной книге» немецкого писателя Хельмута Хефлинга: «Среди прочих причин назывались губительные волны-сейши, вызванные подводными землетрясениями, метеоры, врезавшиеся в самолеты, нападение неизвестных морских чудовищ, вихри в электромагнитном или гравитационном полях, которые вызывают аварии и топят корабли. И якобы на глубине полутора километров есть неизвестный источник энергии, который по сей день оказывает влияние на компасы и элек- тронику современных кораблей и самолетов».

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/190/189290/189290_html_4cd1d7a3.png2-й сотрудник А вот мнение Рона Райта, представителя прессы Береговой охраны США: «Большинство происходящих в Бермудском треугольнике несчастных случаев можно отнести на счет природных условий этих мест. Среди них важнейшую роль играют Пэльфстрим с его бурным и вихреобразным течением, которое быстро скрывает все свидетельства катастрофы, и характер погоды в Карибском море, чьи капризы непредсказуемы и часто застают врасплох пилотов и моряков, из-за частой смены местных течений под совместным воздействием ветров и рифов постоянно меняются навигационные условия, что может стать для мореплавателей роковым... . Сотрудники Береговой охраны не видят ничего загадочного в гибели кораблей или самолетов в специфических условиях этой части океана».

Меридианыч. Немало гипотез было предложено для разгадки тайны Бермудского треугольника: антигравитационные поля, силы, которые заставляют замолчать радио, блокируют радиолокаторы и искажают показания компасов, подводные землетрясения, водяные смерчи, неопознанные летающие объекты, похищающие землян, и даже колдовство.

Меридианыч. Изучив все материалы, я пришел к выводу: нет такой теории, которая позволила бы разгадать эту тайну. Завеса над тайной начинает приоткрываться, если прекратить поиски общей теории, заняться расследованием каждого случая в отдельности. Легенда о Бермудском треугольнике — это вымышленная мистификация. Она возникла в результате небрежно проведенных расследований. Эту легенду повторяли такое бесчисленное множество раз, что в конце концов ее стали воспринимать как нечто достоверное.

Ведущий. Чем же тогда обусловлено большее по сравнению с другими районами количество морских и воздушных аварий в Бермудском треугольнике?

Меридианыч. Дело в том, что в этом районе частота прохода судов и воздушных полетов намного выше, чем в других. Вероятность аварий несколько повышена из-за более сложных гидрометеоусловий для полетов и плаваний, вызываемых влиянием теплых вод Гольфстрима. Кроме того, сравнительно сильное течение быстро уносит обломки потерпевших бедствие воздушных и морских судов. Отсюда и иллюзия их бесследного исчезновения.

Ведущий. Проплываем мимо Бермудских островов... . Слово пиратоведу.

Пиратовед. Бермудские острова.... Карибское море... — один из главных районов древнего и современного пиратства. Пираты нападали на корабли, захватывали и грабили их.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые выражения из Словаря пирата:

Пиратовед. «Словарь пирата»:
 (Оформляется на листе ватмана.) 

Абордаж - излюбленный пиратский способ ведения боя. Корабли сцепляются бортом к борту и на их палубах начинается рукопашная схватка.
 Галион - быстроходный, хорошо вооруженный корабль XV-XVI вв.
Пиастр - старинная испанская монета.
«Веселый Роджер» — пиратский флаг с черепом и костями на черном фоне, который морские разбойники поднимали на мачте перед боем, дабы нагнать страху на противника.
 Каперы (корсары) - пираты, получившие от своего монарха разрешение на грабеж судов других государств.
Флибустьеры - пираты, занимавшиеся разбоем в Карибском море.
 Прогулка на доске - название весьма распространенной казни на пиратских судах. Пленнику завязывали глаза, связывали за спиной руки, после чего заставляли идти по доске, выставленной за борт. Естественно, что скоро несчастный оступался и под хохот разбойников отправлялся кормить рыб.

 Музыка. Г.И. Гладков «Бременские музыканты», танец разбойников.

Пираты. Выбегают, танцуют «Пиратский танец». Кричат: «Пиастры, пиастры! На абордаж! Ага, попались! Теперь вы в наших руках! Меридианыч... Пиратовед... Считайте, что ваше путешествие закончено! Хотя, нет... . Ответите на наши вопросы, тогда может быть и отпустим, а иначе придется для вас устроить «прогулку по доске». Задают вопросы зрителям: Что для нас всего дороже? Ответ: жизнь и приключения. А что для нас всего милее? Ответ: мешок с пиастрами. И это знают! Ну, тогда... как называется наш флаг? Ответ: Веселый Роджер. А как называемся мы? Ответ: пираты-флибустьеры. Да, грамотный народ пошел. Все про нас знают. Ну, что же, жалко вас отпускать, весело с вами... Ладно, плывите себе на здоровье, мы сегодня добрые. Пошли, ребята! (Уходят под музыку.)

Ведущий. Бермудские острова позади. Идем по курсу к острову Пуэрто-Рико.

Меридианыч. Короткая справка: «Содружество Пуэрто-Рико. Владение США. Столица — Сан-Хуан. Выращивают: табак, кофе, бананы, ананасы, сахар».

Музыка. Гаснет свет. Включается иллюминация на корабле, исполняется танец местных жителей. Музыка: Караев «Танец черных» из балета «Тропою грома» или афро- кубинские ритмы.

Ведущий. Наше путешествие продолжается. Через несколько минут наш корабль проплывет мимо южной оконечности полуострова Флорида.

Меридианыч. Справка: «Полуостров Флорида находится на юге США. Здесь находится мыс Канаверал, откуда производится запуск космических кораблей США. Название полуострова происходит от слова «флора» - цветущий.

Музыка. Исполняется танец цветов. Девочки в красочных костюмах, изображающие цветы, танцуют вальс. Музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Ведущий. Итак, в обратный путь! Меридианыч, слово Вам. Откуда берутся мифы, подобные Бермудскому треугольнику?

Меридианыч. Возникновению и существованию мифов, подобных мифам о летающих тарелках и Бермудском треугольнике, способствует то, что людям, как правило, хочется приобщиться к какой-нибудь тайне, их волнует возможное наличие такой тайны, они любят поговорить о таинственных явлениях, а зачастую и выдвинуть свои предположения, объясняющие эти явления. Бермудский треугольник не научная проблема, а легенда, созданная людьми в погоне за сенсацией.

Ведущий. Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши письма. Природа хранит еще столько загадок! Пишите нам. Вместе мы будем ходить по лабиринтам книжного мира. Большое спасибо за внимание! На этом наше путешествие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя по географии

Предметная неделя по географии...

План проведения предметной недели по географии «Вокруг света»

План проведения недели географии     в МБОУ школа № 6 г. Балашиха          22.04.2013 – 26.04.2013Понедельник (22.04 на 7 уроке в №24 к...

Материал для проведения предметной недели по географии

Особое значение в привитии любви и интереса к предмету географии занимают предметные недели. Данный материал хорошо применить для учащихся 6-7 классов....

Материал для проведения предметной недели по географии

Особое значение в привитии любви и интереса к предмету географии занимают предметные недели. Данный материал хорошо применить для учащихся 6-7 классов....

План мероприятий предметной недели биологии, географии, экологии.

(с 25-30 ноября 2013г)Дата проведенияМесто проведенияМероприятие.Ответственные.25.11.Кабинет 47. Оформление стенда« Занимательная география » и «Будьте здоровы». Фото конкурс «Окно в природу» наш...

предметная неделя по географии, истории, краеведению

Здесь представлен план проведения предметной недели в школе по географии, истории, краеведению и разработаны мероприятия.Можно все это переделать любому учителю и применить для своей школы и района....

Внеурочная деятельность общего образования "Разработка предметной недели по географии для учащихся 1-9 класса (из опыта работы)

Внеурочная работа по географии в школе проводится в форме отдельных мероприятий. Наиболее распространенной формой объединяющей школьников является предметная неделя. В ходе предметной недели, объединя...