Внеурочная деятельность общего образования "Разработка предметной недели по географии для учащихся 1-9 класса (из опыта работы)
статья по географии

Внеурочная работа по географии в школе проводится в форме отдельных мероприятий. Наиболее распространенной формой объединяющей школьников является предметная неделя. В ходе предметной недели, объединяются учащиеся, имеющие повышенный интерес к предмету.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_est_estestvennoe_vospitanie.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игра есть естественное воспитание

ребенка, упражнение для будущего.

Л.С.Выгодский

Внеурочная работа по географии в школе проводится в форме отдельных мероприятий. Наиболее распространенной формой объединяющей школьников является предметная неделя. В ходе предметной недели, объединяются учащиеся, имеющие повышенный интерес к предмету.  

       Мероприятия проводятся не спорадически, а по заранее намеченной программе, способствуют целеустремленному расширению и углублению знаний учащихся, развитие у них умений и навыков, развитие интереса к предмету. Тесное сближение учащихся с организатором и ведущим существенно повышает роль педагога не только в формировании у учащихся интереса к предмету, передовых идей и убеждений, но и  в воспитании у них других положительных черт личности, норм поведения и привычек.

     Практика показывает, что хорошо организованные мероприятия являются одним из лучших способов развития у учащихся любознательности, интереса к знаниям, формируют у них готовность и умения наполнять их по собственной инициативе. Развитие таких качеств имеет исключительно большое значение, так как стремительный прогресс науки и техники требует постоянного повышения квалификации тружеников любой специальности.  

    Успешно справится с этой задачей тот, кто умеет самостоятельно приобретать знания в интересующей его области.

    Методы, используемые при проведении мероприятий, имеют большое значение для воспитания у учащихся коммуникативных навыков.

   Тематика мероприятий должна способствовать успешному решению задач, которые стоят перед школой: «Включенность каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс»

   При планировании мероприятий предметной недели необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки.

 

Программа проведения недели географии в школе

Организатор и руководитель

проведения недели

учитель географии

№ п/п

мероприятия

Дата проведения

ответственный

Необходимое оборудование

1

«Клуб любознательных»

Кроссворды, загадки

2

«Юные последователи Х.Колумба»

Карандаши, краски, кисти, бумага.

3

«Занимательная география»

4

Географический детектив

«Следствие ведет Георг Раф»

Выдержки из произведений известных писателей

5

Игра «Что, где, когда»

Вопросы, призы

В нашей школе всего 27 учащихся и поэтому неделя предусматривают индивидуальное участие каждого ребенка с 1 по 9 классы.

В течение недели ребята по желанию принимают участие в каждом мероприятии.

За правильно выполненное задание или за участие каждый получает жетончик .

В конце 4 дня недели, подсчитывается количество жетончиков и на последнюю игру выходят дети (6 человек), у которых больше всего жетончиков. Остальные дети являются зрителями.

Первый день.

«Клуб любознательных»

Организатор заранее распечатывает задания для потенциальных участников (количество примерное по числу предполагаемых участников)

Задание 1. Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

По горизонтали:

  1. Приток Миссисипи

5.  Река в Африке.

8. Море, расположенное к востоку от островов Новая Земля.

13. Небольшой водный поток.

14. Приток Дона.

15. Приток Волги

16. Углубление, по которому течет река.

17. Предмет,  используемый при работе с картой.

19. Горы между двумя морями.

20 Остров в Индийском океане.

22. Материк, расположенный в южном полушарии.

24. Материки, имеющие одинаковое название.

25. Уменьшение или увеличение при изображении на плоскости.

26. Самый большой остров на Земле.

27. Острова в Атлантическом океане, через которые проходит нулевой меридиан.

28. Второй по величине материк.

29 Горный … .

По горизонтали:

  1. Место выхода подземной воды на поверхность.

3. Горный хребет, расположенный на границе двух частей света.

          4. Полуостров на юге Евразии.

          5. Искусственное русло.

          6. Река в Африке.

          7. Природное углубление, заполненное водой.

          8. Полуостров на востоке России.

          9. Постоянный водоток, текущий в углублении, называемом руслом.

          10. Море на востоке России.

          11. Искусственное углубление, заполненное водой.

          12. Возвышенность ниже 200 метров.

          18. Река на востоке России.

          19. Левый приток Волги.

          21. Высочайшие горы мира.

          23. Самое теплое и самое соленое море на Земле, расположенное между двумя материками.

Задание 2. Расшифруй записку.

Внутри бутылки, поднятой на борт корабля из океанических вод, была обнаружена записка следующего содержания:

HCKYBRAVBШKCSUFOFIMPVNADTEJБJBЛЬ

CSHBЦBEDHOHWVЫPMSГPDSLУЗCOREM

LHVCNHEDJSЛSHXZAMFKLEWKЛRTWЬ

EHУJOSTRCMТNPJHROVBRA KLSШAVBPGAQFJД. (читаются только русские буквы)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Как измерить расстояние нотами? ( миля)

День второй.

«Юные последователи Х.Колумба»

(проект игра)

Цель игры: Создать специальную ситуацию, моделирующую реальность, из которой детям предлагается найти выход, при этом ребенок превращается в активного участника этого процесса. Активизировать творческую деятельность детей. Вызвать повышенный интерес к предмету.

Оборудование: на каждого участника: альбомные листы, кисти, краски, цветные карандаши.

Ход игры.

  1. Вводное слово ведущего.

           «В мире существует свыше 150 государств, тысячи народов и народностей. Люди различаются по языку, цвету кожи, по чертам лица, разрезу и цвету глаз, по некоторым другим внешним признакам.

  Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности рассказать народам друг о друге могли только путешественники. Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Его царь Салтан спрашивает заморских купцов:

«Ой вы, гости-господа

Долго ль ездили? Куда?

Ладно за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

  Если почитать сказки и легенды любого народа, там обязательно будут путешествия, которые проникли туда из реальной жизни. Таковы наши сказки об Иване-царевиче, который в тридесятом царстве ищет свою невесту похищенную Кощеем Бессмертным.

  А возьмем греческие мифы об аргонафтах или плавании царя Одиссея, с которыми вы познакомились или познакомитесь на уроках истории.

  Имена самых первых путешественников история нам не сохранила, да и не могла этого сделать: ими были все люди. За несколько десятков тысяч лет после своего возникновения человечество освоило все пространство Земли, хотя потом забыло об этом, и пришлось открывать континенты заново. Вспомним о тех, память о ком дошла до нас.

  В числе первооткрывателей надо назвать Христофора Колумба.

Изучая морские карты и древние книги, Колумб убедился, что Земля-шар и если плыть на запад через Атлантический океан, то можно приплыть к берегам Азии, а затем в Индию. Свой  план он предложил португальскому правительству.

  Плыть на маленьких хрупких суденышках через океан, о котором никто ничего на знал! Какое безумие! Португальский король отверг предложение Колумба. Тогда он перебирается в Испанию. После долгих лет борьбы, унижений и разочарований Колумбу удается склонить на свою сторону испанского короля и королеву, которые очень нуждались в золоте и в новых богатых землях.

  Наконец, на последней аудиенции (приеме) у короля и королевы разрешение на экспедицию получено. «Их высочества» назначают Колумба своим адмиралом, вице-королем и правителем всех островов и материков, которые им будут открыты.

  Год 1492-й. три каравеллы Колумба отправились в плавание от берегов Испании. Умеренный ветер надувал паруса кораблей, и они стремительно двигались по бескрайнему водному простору на запад. Открытый океан пугал моряков, ведь так далеко они еще никогда не плавали!

  Несколько трудных недель продолжался путь по океану. Уже начал назревать бунт матросов. Но вдруг с мачты корабля «Санта Мария» впередсмотрящий прокричал: «Земля! Вижу Землю!»

  Корабли подошли к берегу большого острова. Здесь моряков встретили красивые рослые люди  с медно-красной кожей. С легкой руки Колумба, который был уверен, что он достиг берегов Индии, их стали называть индийцами (в последствии «И» заменили буквой «Е»), а острова открытые им, -Вест-Индийскими, или Западно-Индийскими. Четыре раза плавал Колумб в «Индию». Только после его смерти стало известно, что великий мореплаватель открыл новую, до него неизвестную часть света – Америку.

  1. Задания для участников.

Представьте, что вы путешествовали по Тихому океану и открыли новый материк. Вы должны донести до населения ваше открытие.

Иначе говоря представить отчет где должны быть:

*Название открытого материка;

*Его карта;

* Представители фауны;

*Представители флоры.

           3. Оформление работ.

На альбомном листе с одной стороны название материка и карта.

На другой стороне рисунок представителя фауны и представителя флоры (дети с интересом придумывают названия и форму материков, а также рисуют и называют фантастических представителей флоры и фауны)

  Все работы собираются в гипотетический атлас.

День третий

Занимательная география

(эвристическая беседа)

Цель: Способствовать повышению уровня обучения и воспитания школьников, обогащать их знаниями в области географии,  развивать у них различные положительные качества.

Оборудование: лекция, карандаши, альбомные листы.

Ход беседы

  1. Лекция (15 минут).

Например: «Самые холодные места на земле»

Самую низкую температуру воздуха, которая когда-либо наблюдалась на земном шаре, зафиксировали в Антарктиде -88 градусов по Цельсию. При такой температуре можно получить обморожение роговицы глаз и легких. Топор при такой температуре становится хрупким как стекло, а эмаль на зубах лопается.

  Антарктида вообще материк загадка (рассказать о том, что этот материк покрыт большой толщей льда).

  Самое большое количество снега выпало на Аляске (показать ее на карте) 25 метров в год.

  А помните сказку, где лисенок просил грибной дождь, сырный дождь, ягодный дождь. Это не выдумки такие дожди действительно бывают. Есть дождь апельсиновый, из сельди, и даже из монет (объяснить детям, как это происходит).

  1. Итог: Скажите, что нового вы сегодня узнали? Вам интересно было?
  2. Задание на дом: Нарисуйте то, что вам запомнилось больше всего и обязательно расскажите это домашним, знакомым.

День четвертый

Географический детектив  «Следствие ведет Георг Раф»

(игра)

Цель: Создание детьми образа следователя, принятие на себя его роли, способствует умению давать оценку обстоятельствам с точки зрения географии. Выбирать основное и отличное, правильно формулировать выводы. Грамотно строить свое выступление – защиту или обвинение.

Ход игры

  1. Вступительное слово ведущего.

Правила игры:

  1. Ведущий читает отрывок из произведения известного писателя.
  2. Задача детей, выступающих в роли следователя найти ошибку с точки зрения географии.
  3. В порядке очередности дети выступают, выдвигая свою версию.
  4. Ведущий выступающий в роли судьи выслушивает каждого выступающего и выносит вердикт.
  5. Игра заканчивается оценкой правильности каждого выступающего. За каждое правильное выступление дается жетон.

Дело №1

В книге шведской писательницы Лагерлеф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Троле, который решил: :Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет». И Троль принялся зв работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

 «Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал Троль. -Теперь я построю дом на самой вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну». И Троль полез на гору. Только, что такое? Чем выше он лез, тем холоднее становилось. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - от сюда до Солнца рукой подать» а у самого зуб на зуб не попадает.

  Троль этот был упрямый, если уж ему в голову, что западет – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом и построил.

  Солнце как будто бы близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый Троль и замерз.

Почему же замерз глупый Троль?

Дело № 2

Поэт П.Богданов пишет:

Ни разу не был я на океане.

Мне даже не представить ни когда,

Что на каком – то там меридиане

От полюса до полюса вода.

Существуют ли такие меридианы?

Дело №3

Герой романа Ж.Верна «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» доктор Клубони сообщает своим спутникам: «Нам пришлось испытать самые большие морозы, когда – либо наблюдавшиеся на Земле, - 58 градусов по Цельсию …»

Справедливо ли в наши дни утверждение почтенного доктора.

День пятый

  «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»  

(интеллектуальная игра)

Цель: Актуализировать знания учащихся полученные на уроках географии.

Оборудование:

Круглый стол, количество стульев по числу игроков, 6 конвертов с вопросами, волчок (юла), или кубики с цифрами. Музыкальные записи песен, черный ящик.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте, гости и участники.

В течении недели ученики нашей школы готовили вопросы к географической викторине.  В нашей интеллектуальной игре участвуют именно вопросы написанные учениками школы. Итак, правила. Участники по очереди кидают кубик, количество, выпавшее на лицевой грани и есть номер вопроса, на который Вам предстоит ответить, на обсуждение Вам дается 30 секунд (1 минута). В случае досрочного ответа, игроки  имеют право на дополнительное время по своему усмотрению, если игроки утомились и хотят отдыха, они имеют право взять музыкальную паузу. Перед каждым броском на стол перед участниками выставляется приз  за данный вопрос. Если кто-то из участников отвечает правильно, он забирает этот приз. Если не правильно приз уходи тому, кто его составил (призами могут быть: канц. товары).  Начинаем, право первым бросить кубик у игрока набравшего больше всего жетонов в течение недели.

1.Уважаемые знатоки! Какой из Южных материков совсем не искали, но неожиданно обнаружили?  (Южную Америку).

2.Уважаемые знатоки! Свои ледники имеют все Южные материки кроме какого? ( Австралии).

3.Уважаемые знатоки! Кочевники Сахары говорят: «В пустыне больше людей погибло от наводнений, чем от жары». Можете ли вы дать объяснение этому факту?

Ответ: В пустыне преобладает ливневый характер выпадения осадков. На короткое время по руслам, сухим на протяжении почти всего года (их местное название - вади), устремляются мощные потоки воды, застигающие врасплох некоторых путешественников.

4.ВНИМАНИЕ, ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. Вопрос: Это получают в Узбекистане из коконов гусениц. Что в Черном ящике?( шелк)

 

5.Вопрос шутка. Назовите озеро в Северной Америке. Так говорят ребенку, отучая его от материнской груди (Титикака).

6. Уважаемые знатоки! Кочевники Сахары говорят: «В пустыне больше людей погибло от наводнений, чем от жары». Можете ли вы дать объяснение этому факту?

Ответ: В пустыне преобладает ливневый характер выпадения осадков. На короткое время по руслам, сухим на протяжении почти всего года (их местное название - вади), устремляются мощные потоки воды, застигающие врасплох

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проведение предметной тематической недели по основам православной культуры в образовательном учреждении". Из опыта работы.

Целью проведения предметной недели является повышение интереса к православной культуре. Современные школьники обязательно должны приобщаться к культуре, традиции, которой существуют в России уже более...

Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.Направление - научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, ее роль в развитии интеллектуальных и формирова...

Программа по ФГОС по внеурочной деятельности по географии для учащихся 5-ых классов

В материалах представлена программа по внеурочной деятельности учащихся пятых классов. Большая часть часов выделена на экскурсионные поездки. Классные часы - подготовка учащихся к пониманию и осознани...

ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивной направленности «МИР КРАСОТЫ И ДВИЖЕНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

Программа составлена на основе программы дополнительного образования "Фитнес -аэробика". Включает разделы:"Виды аэробики" ,"Влияние на работу систем и функций организма", "Физическая нагрузка и индиви...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» для учащихся 5-9 классов

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...

Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Избранные главы математики» для учащихся 9-х классов

Данная программа является дополнителным этапом в обучении математики на профильном уровне. Изучение избранных тем олимпиадного характера предполагает работу с более одаренными учащимися, мотивированны...