Территориальные воды. Государственная граница России. Географическое положение России.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Китаева Елена Викторовна

На уроке в 8 классе учащиеся узнают о государственной границе и государственной территории России, а также о соседях первого и второго порядка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_konspekt_granitsy_rossii.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Географическое положение России.

Цели урока:

· выявить географическое положение России;

· оценить место России среди других государств мира;

· оценить место России в Европе и Азии;

· формировать умение определять границы России и

пограничные государства.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний об особенностях географического положения России, её крайних точках, о месте России среди других государств мира, о месте России в Европе и Азии.

Метапредметные: формирование умений:

1) работать с текстом, картами и диаграммами; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;

3) определять по политико-административной карте соседей России.

Личностные: осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Основное содержание: Россия на карте мира, уникальность географического положения России, площадь территории России, крайние точки, место России среди

других стран мира, место России в Европе и Азии, государственная граница России.

Деятельность обучающихся: выявлять особенности географического положения России; наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России; сравнивать географическое положение, размеры государственной

территории России и других стран; выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения её территории; определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам и наносить их на контурную карту; сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

Ценностный компонент урока: значимость курса «География. 8 класс» в личностном развитии обучающихся.

Оборудование: физическая и политико-административная карты России. Индивидуально на столе атласы.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Изучение нового материала

Первая часть урока посвящена знакомству с учебником. По содержанию учебника обучающиеся знакомятся с его структурой. Какие темы вошли в учебник? Какой материал содержит Приложение? Что нового по сравнению с учебником для 7 класса можно отметить в учебнике для 8 класса? Какие источники информации являются основными для работы с учебником?

Далее учитель на основе слайдов, фотографий, фрагментов стихотворений создаёт мотивацию для изучения географии России. Он обращает внимание школьников на

особенности нового курса и акцентирует их внимание на том, что изучать данный курс они будут в 8 и 9 классах.

Россия имеет великое прошлое и настоящее, а школьникам предстоит создавать её будущее.

Учитель ставит перед обучающимися задачу — оценить географическое положение России. Ученики вспоминают, как даётся характеристика географического положения

(с планом характеристики географического положения страны учитель знакомит школьников в курсе 7 класса).

Результаты работы оформляют в виде таблицы.

План характеристики

географического

положения

Средства

обучения

Особенности

географического

положения

1 Положение страны по отношению к

экватору и нулевому

меридиану

Глобус, физическая карта полушарий

2 Крайние точки и их

координаты

Физическая карта

полушарий, учеб-

ник

3 Размеры территории

Учебник,

физическая карта

России

4 Положение в тепловых поясах и природных зонах

Карта тепловых

поясов мира, кар-

та природных зон

5 Моря и океаны,

омывающие страну

Физическая карта

России

6 Государства — со-

седи России

Политико-административная карта

России.

7 Оценка географического положения для

жизни и хозяйственной

деятельности людей

Учебник (рис. 1),

физическая карта

России, выводы

§ 1

С помощью атласов ребята в парах работают над таблицей. Далее им задаются наводящие вопросы по теме:

1.Перечислите преимущества и неблагоприятные стороны географического положения России?

Ответ:

преимущества и неблагоприятные стороны географического положения России.Физико-географическое положение России. Достоинства: очень большая территория, где много природных ресурсов для проживания (земли, воды, леса). Поэтому нет перенаселения. Во многих местах сохранена дикая природа, богат мир растений и животных. Очень разнообразные природные зоны от тундры до степи.

Неблагоприятные стороны географического положения заключаются

 прежде всего в том, что Россия сильно выдвинута к северу, в то время как США и Канада (кроме Арктического архипелага)лежат в условиях более мягкого климата. Большая протяженность страны с запада на восток не позволяет проникать вглубь морским воздушным массам, смягчая климат. Канада не имеет столь удаленных от океана территорий.

2.Оцените географическое положение вашей области (республики, края).

Кемеровская область (Кузбасс) расположена на юго-востоке Западной Сибири 12. Север области — юго-восточная часть Западно-Сибирской равнины, восток и северо-восток — горы Кузнецкого Алатау, юго-запад — Салаирский кряж, юг — хребты Горной Шории, центральная часть — Кузнецкая котловина 1.

Границы Кемеровской области :

  • на северо-востоке и севере — с Томской областью ;
  • на северо-востоке — с Красноярским краем ;
  • на востоке — с Республикой Хакасия ;
  • на юге — с Республикой Алтай ;
  • на юго-западе — с Алтайским краем ;
  • на северо-западе — с Новосибирской областью .

Протяжённость области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток — 300 км 1.

3. Вычислите с помощью градусной сетки протяженность территории России в градусах и километрах:

А)по параллели 60 с.ш.

Б) по меридиану 100 в.д.

Ira если речь про 60-ю параллель, то сухопутно 60-я параллель идет по России от 30-го меридиана до 170-го, то есть 140 градусов. если нужна длина этой параллели, то получается cos (60)*140*111км = 7770 км, но это глупость, потому что кратчайшее расстояние между этими точками меньше: 6250 км а если речь про 60-й меридиан (что скорее всего), то 2000 км.

Далее ученики сравнивают географическое положение России и США и делают выводы о преимуществах и недостатках географического положения нашей страны.

В завершение урока осуществляется рефлексия собственной деятельности: что я узнал? Для чего мне это необходимо? Какие затруднения возникли в процессе изучения материала параграфа?

Домашнее задание Параграф 2. Читаем, пересказываем. Письменно задание 2.

                                              найдено на reshalka.com

найдено на booksprice.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.

Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....

Презентация к уроку "Государственные границы России" 8 класс

Презентация к уроку в 8 классе "Государственные границы России"....

Дидактическое пособие для самоподготовки учащихся к ЕГЭ по теме "Географическое положение России: территория и акватория, морские и сухопутные границы"

Данное  пособие  создано  для  подготовки  учащихся  к  ЕГЭ  по  географии.  В  предложенном  мною  пособии  содержится  теор...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

Тема: «Географическое положение России», «Административно-территориальное устройство России».

Цель: ознакомление с административно-территориальным устройством страны. Задачи: - Повторить пройденный материал по теме «Формирование территории России». - Способствовать формированию представлени...

Презентация к уроку географии по теме "Государственные границы России" 8 класс "Учимся с "Полярной звездой"

В материалах презентации представлена информация о типах границ России, а также дано описание и географическое положение всех границ Российской Федерации, перечислены все соседние страны, которые имею...

Государственные границы России

Презентация по географии 8 класс на тему "Государственные границы России"УМК - «География (изд. "ДРОФА")», Дронов В.П., Баринова И.И. и др./ Под ред. Дронова В.П....