Географические координаты
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Камышанова Лилия Валерьевна

иметь представление о географической широте(параллель), географической долготе(меридиан), географических координатах;

- выделять особенности полушарий Земли;

- усвоить понятия географические координаты, географические объекты;

- указывать признаки географических координат;

- уметь находить и показывать географические координаты и географические объекты;

- знать об основных характеристиках параллелей и меридианов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Географические координаты100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

география

Класс

6

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Географические координаты

Цель

Сформировать понятия: «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»; сформировать умение определять географическую долготу и географическую широту по глобусу и карте, умение определять объекты по их географическим координатам

Основные термины, понятия

«географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о географической широте(параллель), географической долготе(меридиан), географических координатах;

- выделять особенности полушарий Земли;

- усвоить понятия географические координаты, географические объекты;

- указывать признаки географических координат;

- уметь находить и показывать географические координаты и географические объекты;

- знать об основных характеристиках параллелей и меридианов.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- иметь собственную точку зрения на изучаемые предметы и явления.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

- работать в группе, в паре, учитывая разные мнения, устанавливая и сравнивая разные точки зрения;

- осуществлять взаимный контроль.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Парная

Исследовательская

Книгопечатная продукция

Географический атлас для 6 класса

Учебник География начальный курсн6 класс: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, М-Дрофа- 2013г

Наглядный материал

Глобус, карты

ТСО

Мультимедиапроектор

Ноутбук (с подключением сети Интернет и возможностью доступа к программе Google-карты)

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Домашнее задание

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный (актуализация новой темы и проверка домашнего задания)

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать смысл задания;

- уметь точно выражать свои мысли;

- уметь концентрировать внимание;

- уметь планировать время на выполнение задания.

Предметные:

- правильно назвать определения; меридиан, параллель, экватор, полюс

- правильно назвать направление сторон горизонта

- указать отличие параллели от меридиана

- Добрый день, ребята! Сегодня мы совершим удивительное путешествие по Земному шару! Но прежде, чем мы совершим наше путешествие, давайте ответим на тестовые задания в бортовых журналах

На доске слайд с тестовыми заданиями

а) взаимопроверка, ребята обмениваются работами и сравнивают правильные ответы с ответами учителя

б) проблемный вопрос.

- Можно ли отправиться туда, не зная куда?!

Про видеоролик

Учащиеся в парах осуществляют взаимопроверку. Время выполнения задания 3 минуты.

Взаимооценка. Вопросы учащимся позволяют проверить объективность отметок.

Вопрос заставляет детей применить знания о сторонах горизонта.

Постановка учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Предметные:

- сопоставлять и сравнивать, известные нам способы ориентирования на глобусе и карте.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.

Диалог с учащимися:

  1. Меридиан – это ….
  2. Параллель – это…
  3. Широта- это…
  4. Долгота – это…
  5. Экватор – это…
  6. Ось Земли – это…
  7. Что мы сегодня будем изучать на уроке?
  8. Какова тема урока?

Каждый ученик дает определение.

Дети самостоятельно определяют тему урока, они могут предложить разные варианты: «место нахождения», «зашифрованные маршруты», « географические координаты» и т.д. Одна из тем записывается на доске и отображается на слайде.

Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

На доске вывешиваются карта полушарий. Учитель наизусть выразительно читает стихотворение «Север, запад, юг, восток»

Диалог с учащимися:

-Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку?

-Как вы их понимаете?

-Согласны ли вы с автором?

-Как вы ориентируетесь по сторонам горизонта?

-Нужно ли их изучать?

-Что вы бы хотели бы узнать о географических координатах?

-Какие источники информации мы будем использовать?

В диалоге должны принять участие как можно больше детей.

Учащиеся могут высказать собственное мнение, каким бы оно ни было.

Важно помочь детям определить для себя: нужны ли им знания о географических координатах?

Какие знания и для чего? (Личностная значимость знаний).

Открытие нового знания

Предметные:

- знать понятия долгота, широта, градусная сеть

-уметь определятьгеографическую широту и географическую долготу по глобусу и карте

- знать чем отличается географический объект от географической координаты

  1. Понятие о звездах.

Учитель предлагает детям дать собственное определение.

Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся назвали самые существенные признаки звезд и только после этого записывает на доске:

Звезды – это раскаленные огромные газовые шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.

Учитель. Давайте составим по этому определению план изучения звезд.

О каком признаке звезд говорит первое слово, второе, третье и т.д.

Дети дают определение понятия «звезда», опираясь на имеющиеся у них знания и опыт.

Дети записывают определение в тетради. Устно составляют план (он записывается на доске):

-температура;

-состав;

-форма;

-удаленность от Земли.

  1. Температура звезд.

Рассказ учителя о температуре, цвете и яркости звезд.

Можно эту информацию представить в виде схемы, рисунков, символов:

На магнитной доске закрепляются модели:

3000 6000 10000 35000

  1. Размеры звезд.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Дети, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке символов».

Дети работают с текстом. Данный материал они могут представить в любой форме: словесной, графической, условно-символической. Работать можно индивидуально, в парах, объединившись в микрогруппы.

Применение нового знания

Предметные:

-выделять общее и различное между различными группами звезд

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Удаленность звезд от Земли.

Учитель конкретизирует представление детей о расстоянии до звезд:

Солнце от Земли на расстоянии 150 млн км (условно говоря, на автомобиле добираться 100лет, на реактивном самолете – 10лет). Другие звезды – 50трлн км и больше.

  1. Количество звезд.

На доске цифры:

6 тысяч глаза

60тысяч бинокль

200миллионов телескоп

  1. Найдите соответствие между числами и их характеристиками: 88, 15млн, 6000 гр.
  2. Какая звезда самая близкая к Земле?
  3. Как различают звезды по размеру и цвету?
  4. Что такое созвездия?

Рассматривают рисунок в учебнике, делают выводы:

  1. Звезды находятся на разном расстоянии от Земли.
  2. Это расстояние огромно.

Дети расшифровывают записи на доске, высказывают свои впечатления

С помощью учебника (стр. 68), учащиеся отвечают на поставленные вопросы и делают вывод, что Звезды – это гигантские пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Ближайшая к нам звезда – Солнце, центр Солнечной системы. Мир звезд необычайно разнообразен. По размерам различают сверхгиганты, гиганты и карлики, по цвету – белые, голубые, желтые, красные звезды. Все небо разделено на 88 созвездий.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Творческое задание: «Я - звезда». (Соотнести то, что узнали о звездах, с человеческими качествами и описать звезду).

Можно предложить вопросы – ориентиры:

  1. Как меня называют?
  2. Где я нахожусь?
  3. Какая я (форма, размеры, цвет)?
  4. Как я себя чувствую в космическом пространстве?
  5. Что меня ждет в будущем?

В классе находятся дети, которые успешно отождествляют себя со звездой, фантазируют.

Большинство детей нуждаются в вопросах-ориентирах.

Задание на дом

Учитель комментирует домашнее задание: прочитать текст учебника, проверить свои знания, пользуясь блоком контроля. Задания о созвездиях и практическую работу выполнять по желанию.

Для любознательных- выяснить происхождение слова «астрономия» (от греческого слова «астрон»-«звезда»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

Географические координаты. Учимся определять географическую широту и долготу.

Работа направлена на усвоение материала по теме "Географические координаты"....

Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс

Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...

Географический диктант. (Градусная сеть и географические координаты ).

Географический диктант.  (Градусная сеть и географические координаты ). 2 варианта....

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...