Из опыта работы по подготовке к ОГЭ
статья по географии (9 класс)

Макеева Валентина Сергеевна

Из опыта работы учителя по подготовке к ОГЭ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo_geografiya_2023.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Анализ результатов ОГЭ 2023 по географии. Выявление проблемных вопросов заданий ОГЭ, поиск путей их решения. Обмен опытом работы» Макеева В.С.

Географию ежегодно выбирают сдавать практически все ученики, считая легким предметом. В 2023 году в  ОГЭ по географии от нашей школы приняли участие 4 обучающихся.

При выполнении работы разрешалось использовать географические атласы для 7-9 классов, линейки, непрограммируемые калькуляторы.

Экзаменационная работа по географии состояла из 30 заданий. Задания проверяли знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

 Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них: 8 заданий с ответом в виде одной цифры, 5 заданий с ответом в виде слова   или словосочетания, 14 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр.

Работа содержит 3 задания с развёрнутым ответом, в двух из которых, в заданиях 12 и 28, требуется записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос.

К разделам обязательного минимума содержания основного общего образования относятся: «Источники географической информации» - 7 заданий, «Природа Земли и человек» - 6 заданий, «Материки, океаны, народы и страны» - 2 задания, «Природопользование и геоэкология» - 2 задания, «География России» - 13 заданий.

Изменения структуры и содержания КИМ ОГЭ по географии в 2023 году относительно 2022 года отсутствовали.

Разделы обязательного минимума содержания основного общего образования по географии

Коли- чество

заданий

Максималь ный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 31

1. Источники географической информации

7

8

26

2. Природа Земли и человек

6

6

19

3. Материки, океаны, народы и страны

2

2

6

4. Природопользование и геоэкология

2

2

6

5. География России

13

13

43

Итого

30

31

100

                                                       Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

заданий

Кол-во заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 39

Базовый

15

15

48,4

Повышенный

13

11

45,1

Высокий

2

2

6,5

Итого:

30

31

100

Итоги ОГЭ по географии выпускников 9 классов в 2023 г.

предмет

Количествоучастников

«5»

«4»

«3»

Средняя оценка

Средний балл по району

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

география

4

1

25

2

50

1

25

4

3,76

Итоги ОГЭ по географии выпускников 9 классов в 2022 г.

предмет

Количествоучастников

«5»

«4»

«3»

Средняя оценка

Средний балл по району

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

география

4

1

25

3

75

-

-

4,25

3,6

Анализ данных представленных в таблицах, позволяет сделать вывод о том, что ежегодно мои ученики подтверждают свои оценки на итоговой аттестации и показывают результат среднего балла выше чем по району.

                             Поэлементный анализ ОГЭ по географии

Номер

задания в КИМ

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Количество выпускников,  справившихся с заданием

формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира/ формирование представлений и  основополагающих теоретических знаний об основных этапах географического освоения Земли

Б

4

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах

Б

4

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы на разных материках и в отдельных странах

П

1

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы на разных материках и в отдельных странах /овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической                                   информации

Б

2

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

Б

4

формирование представлений  и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени

Б

4

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

П

3

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

Б

4

овладение основами картографической грамотности  и использования           географической карты как одного из языков международного общения

Б

4

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

Б

4

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

В

4

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей          среды,          адаптации к условиям территории проживания

П

3

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей   в     пространстве      и      во      времени, об основных этапах её географического освоения/формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

Б

3

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Б

3

формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде

П

2

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

П

4

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

П

3

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как          планеты людей в пространстве и во времени

П

2

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов / формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём

П

4

формирование  представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах

Б

3

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени

П

2

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Б

4

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени

П

1

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах

Б

4

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

П

3

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах

П

2

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

Б

3

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли  планеты людей  в пространстве и во времени,  Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах Овладение основными   навыками                          нахождения, использования и презентации географической и   информации

Б

2

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей          среды,          адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

В

1

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени

П

2

Выполнение участниками ОГЭ заданий первой части экзаменационной работы с записью краткого ответа демонстрирует, что наиболее хорошо (100%) обучающиеся справились с заданиями: базового уровня сложности № 1,2,5,6,8,9,10,22,24; повышенного уровня сложности №16,19, высокого уровня сложности- №11. Самый низкий  показатель выполнения заданий первой части  ОГЭ по географии относится к заданиям Б -№ 4; П - №3,15,21,23,26,30.

Из второй части экзаменационной работы, где необходимо дать развернутый ответ,  обучающиеся хорошо выполнили задание № 12. Поэтому можно сделать  вывод, что для участников ОГЭ характерна  сформированность умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,  адаптации к условиям территории проживания.

Наибольшую сложность вызвало задание №29. Следовательно, у обучающихся недостаточно сформированы представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли  планеты людей  в пространстве и во времени,  знания об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.

Анализ  результатов ОГЭ по географии   дает  возможность  предположить,  что  в  целом содержание  курсов  географии  за  основную  школу  учащимися 9 класса  усвоено хорошо.  Еженедельно проводятся консультации по подготовке к ОГЭ, отрабатываются умения работы с заданиями ФИПИ и работа с картами атласа на уроках и дома.

Результаты ОГЭ показали, что в связи с этим на уроках географии  следует:

- особое внимание уделять осознанной работе с  географическими картами различного содержания и масштаба. При этом учащиеся должны иметь представление об информации, которую нужно получить.

- больше внимания уделять повторению тем содержания школьных курсов географии: биосфера, климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли, население России и стран мира, связь хозяйственной деятельности населения с особенностями окружающей среды, факторы размещения производств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения

Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной  подгото...

Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения

Рассматривается система предпрофильной подготовки в общеобразовательном учреждении...

Обобщение опыта работы по подготовке и проведению выставки

описание опыта работы по подготовке и проведению выставки...

«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»

Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку                                     ...

Из опыта работы "Система подготовки к ЕГЭ"

В работе обобщен опыт подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку...

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»

При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...