Рабочая программа по географии 9 класс, 2023г.
рабочая программа по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО МОУ Непецинской СОШ 2021-2026 уч.г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
Городского округа Коломна
ПРИНЯТО школьным методическим советом протокол №1 от г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР ________Кленина Н.А. #1075;. | УТВЕРЖДЕНО директор МОУ Непецинской СОШ __________ Грачева Е.В. приказ № 140-ОД от #1075;. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
на 2022-2023 учебный год
Уровень образования: основное общее образование, 9 А класс
Учитель: Ковалева Надежда Олеговна,
высшая квалификационная категория.
Количество часов: всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
Программа курса географии для 9 классов разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) с учётом рекомендаций «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа», (Москва, «Просвещение», 2011);
- с особенностями ООП ОООМОУ Непецинской СОШ, образовательных потребностей и запросов обучающихся;
- Рабочей программы. География. 5 – 9 классы / сост. С.В. Курчина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
- Учебника: География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс/ А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким; под ред. А. И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2019.
- Планируемые результаты
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
1 российская гражданская идентичность: патриотизм, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2 осознание своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
3. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
4. чувство ответственности и долга перед Родиной;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- ответственного отношения к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные:
У обучающегося будут сформированы:
1. ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
2. выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
3. планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
4. классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
5. сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
6. систематизировать информацию; структурировать информацию;
7. определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные:
1 показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их размещения и влияние различных факторов на размещение;
2 объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами;
3 приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте; объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;
4. приводить примеры современных видов связи; сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России;
5. объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географического разделения труда;
6. называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов;
7. объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда;
8. приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов;
9. объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.
9 класс
Обучающийся научится:
- объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география», «первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура хозяйства», «отрасль хозяйства», «технологические циклы (Кондратьева)», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энергоемкое и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы», «специализация», «кооперирование», «концентрация производства», «внутри межотраслевые связи», «транспортная магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение труда», «отрасль специализации», «экономический район», «экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения производства», «энергетическая система», «типы электростанций», «транспортная инфраструктура», «информационная инфраструктура», «телекоммуникационная сеть», «Интернет», «сотовая связь», «сфера услуг», «рекреационное хозяйство», «экологический туризм»; уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации; читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;
- объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов;
- называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;
- называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства;
- называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов;
- объяснять изменения структуры отрасли, их значение в экономике страны; называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности;
- объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения;
- объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства; объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики; называть,
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять значение понятий: «экономико и политико-географическое положение», «территориальная структура хозяйства», «территориально-хозяйственные связи», «уровень развития региона», «региональная политика», «качество и уровень жизни населения»;
- читать и анализировать комплексные карты географических районов;
- составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;
- отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов, показывать на карте состав и границы экономического района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП;
- перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств;
- объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района; объяснять хозяйственные различия внутри района;
- определять показатель специализации по статистическим данным;
- сопоставлять показатели специализации географических районов;
- называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;
- называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития; объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов европейской части России.
2. Содержание тем учебного курса по курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (68 часов)
ВВЕДЕНИЕ
Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.
Раздел I. Хозяйство России
ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ.
Понятие хозяйства. Его структура.
Что понимают под словами «экономика», «хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое межотраслевые комплексы?
Этапы развития хозяйства. Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы развития прошла экономика России? Каковы принципы географического районирования России?
ТЕМА 2. ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Сельское хозяйство.Растениеводство.
В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим? Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой состав животноводства?
Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Что такое агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3-го звена АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Какова география легкой промышленности? Лесной комплекс. Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития лесного комплекса?
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Как изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы особенности размещения нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле? Электроэнергетика. Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения?
Металлургический комплекс. Почему металл называют «хлебом» экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии?
Машиностроительный комплекс. Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое значение имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны?
Химическая промышленность. Почему химическая промышленность является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит химическая промышленность? Где производят минеральные удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров? Транспорт. Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны?
Информационная инфраструктура. В чем состоит значение информации для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?
Территориальное (географическое) разделение труда. Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению районов? Как меняется территориальное разделение труда?
Практические работы. 1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт. 2. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов). 3. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства. 4. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса. 5. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. 6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт). 7. Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий. 8. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.
Раздел II. Районы России
ТЕМА 3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ
Восточно-Европейская равнина. Какие формы рельефа наиболее характерны для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Русской равнины?
Волга. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека?
Центральная Россия. Центральная Россия: состав, географическое положение. Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе страны, называется Центральной Россией?
Центральный район: особенности населения. Почему Центральный район считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему так важен человеческий потенциал?
Хозяйство Центрального района. Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы?
Москва — столица России. Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская агломерация?
Города Центрального района. Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.
Центрально-Черноземный район. Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем особенности территориальной структуры и городов района?
Волго-Вятский район. В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний Новгород?
Северо-Западный район
Географическое положение и природа. Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей?
Города на старых водных торговых путях. Какие города возникли на водных путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых городов Северо-Запада?
Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России. Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада СССР?
Санкт-Петербург — «вторая столица России». Почему Санкт-Петербург называют городом-музеем?
Калининградская область. Как Калининградская область стала субъектом Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России?
Европейский Север
Географическое положение и природа. Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь района?
Этапы развития хозяйства. Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера? Какую новую роль стал играть Север в советский период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях?
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?
Поволжье
Географическое положение и природа. Каковы особенности экономико-географического положения? В чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя представляют современные ландшафты Поволжья? Какими природными ресурсами богато Поволжье?
Население и хозяйство. Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории? Каковы особенности состава населения? Что представляет собой современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен небольшой город?
Европейский юг России
Природные условия. Каковы особенности рельефа Крыма и Северного Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов? Хозяйство района. На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию каких отраслей способствовало богатство Северного Кавказа полезными ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в районе?
Народы Крыма и Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района? Каковы особенности культуры народов Кавказа?
Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море?
Урал
Географическое положение и природа. В чем заключается специфика географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С чем связано необычайное природное разнообразие Урала?
Этапы развития и современное хозяйство. Как шло развитие горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития Уральского региона?
Население и города Урала. Проблемы района. Какие народы живут на Урале? Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старопромышленный район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем региона?
Практические работы. 9. Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины. 10. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России. 11. I вариант. Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России. II вариант. Составление туристических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России). 12. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем. 13. I вариант. Сравнение двух районов Европейского Севера — Кольско-Карельского и Двинско-Печорского — по плану: особенности географического положения; типичные природные ландшафты; природные ресурсы; хозяйственное развитие; межрайонные связи. II вариант. Выбор города в качестве «региональной столицы» Европейского Севера и обоснование своего выбора. 14. I вариант. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации. II вариант. Составление туристических маршрутов по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года. 15. Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны. 16. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства. 17. Составление географического описания Среднего Урала по картам.
ТЕМА 4. АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ
Природа Сибири. Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах? Какими природными особенностями характеризуются сибирские реки?
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется растительный мир горных районов?
Арктические моря. В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличаются друг от друга арктические моря?
Население Сибири. Как формировалась этническая карта Сибири? Как начиналось русское заселение Сибири? Кто такиесемейские? Чем старожилы Сибири отличаются от новоселов? Хозяйственное освоение Сибири. Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории Сибири?
Западная Сибирь
Природные условия и ресурсы. Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа?
Хозяйство района. Какое значение имеет топливная промышленность района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?
Восточная Сибирь
Природные условия и ресурсы. Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири?
Байкал. Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречаются только в Байкале? Как ведется хозяйство на берегах озера? Хозяйство района. Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района?
Дальний Восток
Формирование территории. Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как завершилась история Русской Америки? Какова предыстория современной российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как формировалась русско-японская граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке? Каковы современные границы района?
Природные условия и ресурсы. В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляются опасные природные явления?
Моря Тихого океана. Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря? Каковы характерные черты Японского моря? Население района. Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается национальный состав населения? Каковы отличительные особенности современного населения?
Хозяйство района. Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?
Практические работы. 18. Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга. 19. Обозначение на контурной карте и комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири с использованием различных источников географической информации. 20. I вариант. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока. II вариант. Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана. 21. Комплексная характеристика Якутии как географического района с использованием различных источников географической информации. 22. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами).
ТЕМА 5. РОССИЯ В МИРЕ
Чем богата Россия? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве? Какую роль играла Россия в мировой политике?
Практические работы. 23. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира. 24. Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России.
#1058;ематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов |
Раздел I | Хозяйство России | 21 |
Тема 1 | Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование | 4 |
Тема 2. | Главные отрасли и межотраслевые комплексы | 17 |
Раздел II | Районы России | 47 |
Тема 3 | Европейская часть России | 27 |
Тема 4 | Азиатская часть России | 17 |
Тема 5 | Россия в мире | 3 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание | ||
план | факт | ||||
Раздел I. Хозяйство России (20 ч) | |||||
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (4 ч) | |||||
1 | Понятие хозяйства. Его структура. | Называют и объясняют основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства; приводят примеры разных субъектов РФ, показывают их на карте; выделяют и показывают на карте географические районы страны | |||
2 | Этапы развития хозяйства. | ||||
3 | Повторение. Подготовка к ВКР. | ||||
4 | Входная контрольная работа. | ||||
5 | Работа над ошибками. Географическое районирование. Практическая работа № 1 «Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям» | ||||
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч) | |||||
6 | Сельское хозяйство. Растениеводство | Называют основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий; показывают по карте и объясняют географию размещения основных зерновых и технических культур; выделяют и называют подотрасли животноводства; объясняют географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства; называют состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК; объясняют значение отрасли в хозяйстве страны, сравнивают уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России; объясняют территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы; объясняют значение географического разделения труда, приводить примеры. Промежуточный контроль (метапредметные результаты) | |||
7 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Практическая работа № 2 «Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства» | ||||
8 | Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. | ||||
9 | Лесной комплекс | ||||
10 | ТЭК. Угольная промышленность. | ||||
11 | Нефтяная и газовая промышленность. Практическая работа № 3 «Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия трех звеньев (сфер) АПК». Практическая работа № 4 «Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи)». | ||||
12 | Электроэнергетика Практическая работа № 5 «Чтение карт нефтяной и газовой промышленности (основные районы добычи, транспортировка, размещение нефтеперерабатывающих заводов)» | ||||
13 | Металлургический комплекс. Практическая работа № 6 «Изучение особенностей размещения металлургического производства (на основе чтения карт)» | ||||
14 | Машиностроительный комплекс. Практическая работа № 7 «Изучение межотраслевых связей машиностроения на примере любого крупного завода (в том числе своей местности)» | ||||
15 | Химическая промышленность.Практическая работа № 8 «Анализ отраслевых карт; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности» | ||||
16 | Транспорт. Практическая работа № 9 «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе своей местности на основе карт» | ||||
17 | Информационная инфраструктура. | ||||
18 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Практическая работа № 10 «Составление картосхемы учреждений сферы услуг своего района (микрорайона)» | ||||
19 | Территориальное (географическое) разделение труда | ||||
20 | Обобщение по разделу «Хозяйство России» (устный опрос) | ||||
Раздел II. Районы России (45 ч) | |||||
Тема 3. Европейская часть России (27 ч) | |||||
21 | Восточно-Европейская равнина. Практическая работа № 11 «Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины» | Читают и анализируют комплексные карты географических районов; составляют комплексные географические описания и географические характеристики территорий; выявляют особенности развития географических районов; показывают на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечисляют факторы, определяющие ЭГП района; дают оценку ЭГП; перечисляют особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;объясняют влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называют ведущие отрасли хозяйства района, показывают на карте главные центры производств; объясняют сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района; объясняют хозяйственные различия внутри района; определяют показатели специализации по статистическим данным; сопоставляют показатели специализации географических районов; называют и объясняют экологические проблемы экономических районов;называют общие черты и проблемы развития географических районов, оценивают перспективы развития; объясняют природные и социально-экономические особенности географических районов России; называют отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов; объясняют роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; приводят примеры районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объясняют сложившееся различие в уровне развития географических районов; объясняют роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры; оценивают современное состояние и перспективы социально-экономического развития России. Промежуточный контроль (предметные результаты) (В форме репетиционного экзамена в случае выбора учащимися предмета для сдачи ОГЭ) | |||
22 | Волга | ||||
Центральная Россия | |||||
23 | Центральная Россия: состав, географическое положение. Практическая работа № 12 «Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России» | ||||
24 | Центральный район: особенности населения. Практическая работа № 13 «Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов» | ||||
25 | Хозяйство Центрального района.Промежуточный контроль по темам «Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Главные отрасли и межотраслевые комплексы | ||||
26 | Москва — столица России | ||||
27 | Города Центрального района | ||||
28 | Подготовка к ПКР. Центрально-Черноземный район | ||||
29 | ПКР | ||||
Северо-Западный район | |||||
30 | Географическое положение и природа. Практическая работа № 14 «Составление географического описания "путешествия" от Финского залива до Рыбинска водным путем» | ||||
31 | Города на старых водных торговых путях | ||||
32 | Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России | ||||
33 | Калининградская область | ||||
34 | Обобщение по теме: «Центральная Россия. Северо-Западный район» (устный опрос) | ||||
Европейский Север | |||||
35 | Географическое положение и природа | ||||
36 | Этапы развития хозяйства. Практическая работа № 15 «Сравнение двух районов Европейского Севера Кольско-Карельского и Двинско-Печорского» | ||||
37 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Практическая работа № 16 «Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации» | ||||
Поволжье | |||||
38 | Географическое положение и природа | ||||
39 | Население и хозяйство. Практическая работа № 17 «Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны» | ||||
Европейский Юг | |||||
40 | Европейский Юг — Крым и Северный Кавказ. Природные условия. Практическая работа № 18 «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условия» | ||||
41 | Хозяйство района | ||||
42 | Народы Крыма и Северного Кавказа | ||||
43 | Южные моря России | ||||
Урал | |||||
44 | Географическое положение и природа | ||||
45 | Этапы развития и современное хозяйство Урала | ||||
46 | Население и города Урала. Проблемы района | ||||
47 | Обобщение по теме «Европейская часть России» (устный опрос) | ||||
Тема 4. Азиатская часть России (17 ч) | |||||
48 | Природа Сибири | Читают и анализируют комплексные карты географических районов; составляют комплексные географические описания и географические характеристики территорий; выявляют особенности развития географических районов; показывают на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечисляют факторы, определяющие ЭГП района; дают оценку ЭГП; перечисляют особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;объясняют влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называют ведущие отрасли хозяйства района, показывают на карте главные центры производств; объясняют сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района; объясняют хозяйственные различия внутри района; определяют показатели специализации по статистическим данным; сопоставляют показатели специализации географических районов; называют и объясняют экологические проблемы экономических районов; называют общие черты и проблемы развития географических районов, оценивают перспективы развития.Итоговый контроль (предметные и метапредметные результаты) (В форме репетиционного экзамена в случае выбора учащимися предмета для сдачи ОГЭ) | |||
49 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири | ||||
50 | Арктические моря | ||||
51 | Население Сибири. Практическая работа № 19 «Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации» | ||||
52 | РНО. Волго-Вятский район. Хозяйственное освоение Сибири | ||||
Западная Сибирь | |||||
53 | Природные условия и ресурсы | ||||
54 | Хозяйство района | ||||
Восточная Сибирь | |||||
55 | Природные условия и ресурсы | ||||
56 | Байкал | ||||
57 | Хозяйство района | ||||
Дальний Восток | |||||
58 | Формирование территории | ||||
59 | Природные условия и ресурсы | ||||
60 | Моря Тихого океана Население района | ||||
61 | Хозяйство района. Подготовка к итоговой контрольной работе. | ||||
62 | Итоговая контрольная работа. | ||||
63 | Работа над ошибками. | ||||
64 | Обобщение по теме «Азиатская часть России» (устный опрос) | ||||
Тема 5. Россия в мире (3 ч) | |||||
65 | Чем богата Россия? | Читают и анализируют комплексные карты; составляют комплексные географические описания и характеристики территорий; отбирают необходимые для работы источники информации | |||
66 | Обобщение и повторение материла по разделу «География России. Хозяйство и географические районы» | ||||
67 | Обобщение по теме: «География России. Хозяйство и географические районы». (устный опрос). | ||||
68 | Работа с картой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...
Рабочая программа ФГОС 5 класс 2023г
Рабочая программа ФГОС 5 класс 2023г...
рабочая программа для 4 класса 2022-2023г
рабочая программа для 4 класса 2022-2023г...
Рабочая программа по географии 5-9 класс 2023г
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развити...
Рабочая программа по географии 7-9 класс 2023г
Программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Ф...
Рабочая программа по географии 8 класс, 2023г.
Рабочая программа...