Рабочая программа по географии 8 класс, 2023г.
рабочая программа по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО МОУ Непецинской СОШ 2021-2026 уч.г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
Городского округа Коломна
ПРИНЯТО школьным методическим советом протокол №1 от г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР ________. #1075;. | УТВЕРЖДЕНО . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
на 2022-2023 учебный год
Уровень образования: основное общее образование, 8 А класс
Учитель: Ковалева Надежда Олеговна,
высшая квалификационная категория.
Количество часов: всего – 67 часов; в неделю – 2 часа
Программа курса географии для 8 классов разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) с учётом рекомендаций «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа», (Москва, «Просвещение», 2011);
- с особенностями ООП ООО МОУ Непецинской СОШ, образовательных потребностей и запросов обучающихся;
- Рабочей программы. География. 5 – 9 классы / сост. С.В. Курчина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
- Учебника: География России. Природа и население 8 класс/ А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким; под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2021.
- Планируемые результаты
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Обучающийся получит возможность для формирования:
1) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
2) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
3) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
4) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
5) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
У обучающегося будут сформированы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Обучающийся получит возможность для формирования:
1) смысловое чтение;
2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
4) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1) находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: оценивать влияние географического положения России на особенности природы, жизнь хозяйственную деятельность населения страны и её отдельных регионов;
2) определять возраст пород, слагающих территорию, выявлять взаимосвязи между тектоническим строением и размещением крупных форм рельефа, зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом, объяснять закономерности распространения гидрологических опасных природных явлений на территории страны;
3) описывать погоду территории по карте погоды, сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; на основе имеющихся знаний и сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
4) выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы и (или) населения России;
5) представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
6) различать изученные географические объекты, процессы и явления.
8 класс
Обучающийся научится:
1. государственная граница и территория РФ, территориальные воды; исключительная экономическая зона, континентальный шельф России; страны – соседи РФ, географическое положение, местное, поясное и зональное время; федеративное устройство, субъекты РФ, федеральные округа, районирование, макрорегионы России;
2. природные условия и природные ресурсы; основные тектонические структуры на территории России, области современного горообразования, землетрясений и вулканизма, основные формы рельефа; древнее и современное оледенение, работа текучих вод, ветра, моря и их влияние на формирование рельефа России, антропогенные формы рельефа, минеральные ресурсы;
3. солнечная радиация и её виды, радиационный баланс, влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат, циркуляция воздушных масс на территории России, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, испаряемость, коэффициент увлажнения, способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны, агроклиматические ресурсы, опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления, карты погоды, климатические изменения на территории России;
4. водные ресурсы, факторы почвообразования почв, основные зональные типы почв, почвенные ресурсы России, изменение почв в ходе их хозяйственного использования, меры по сохранению плодородия почв – мелиорация земель (борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений);
5. природно-хозяйственные зоны России, прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России;
6. высотная поясность в различных горах на территории России, рациональное природопользование и устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории России (заповедники, заказники, национальные парки, объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО);
7. рождаемость, смертность и естественный прирост, половой и возрастной состав и структура населения РФ, половозрастные пирамиды, Россия – многонациональное и поликонфессиональное государство, размещение населения, основная полоса (зона) расселения, городское и сельское население, виды городских и сельских населенных пунктов, урбанизация в России, крупнейшие города и городские агломерации, функции городов России, монофункциональные города;
8. виды миграций (внешние и внутренние, эмиграция и иммиграция), миграционный прирост, причины миграций и основные направления миграционных потоков в России;
Обучающийся получит возможность научиться:
1 использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне России, о мировом, поясном, декретном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
2 использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
3 сравнивать города России по численности населения, отдельные территории страны по плотности населения;
4 использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: сравнивать особенности компонентов природы отдельных частей страны, объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
5 характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России, вклад российских ученых и путешественников в освоении страны;
6 классифицировать природные ресурсы, типы почв и типы климатов России;
7 проводить классификацию населенных пунктов и регионов России по заданным основаниям;
8 распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды, демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов страны (естественное движение населения, рождаемость, смертность, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост);
9 показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озера, границы климатических поясов и природных зон в пределах страны;
10 описывать положение на карте: стран – соседей России, крупных форм рельефа и элементов гидрографической сети, границы природных районов крупнейших заповедников и национальных парков.
2. Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.
Раздел I Пространства России (7 часов)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.
Практические работы. 1. «Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Оценка особенностей географического положения России». 2. «Решение задач на определение поясного времени»
Раздел II. Природа и человек
Тема 1. Рельеф и недра ( 4 часа)
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.
Практические работы: 1. «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа» Работа с контурной картой. 2. «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» (оценочная)
Тема 2. Климат ( 5 часов)
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.
Практические работы: 1. «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» (оценочная).
Тема 3 Богатство внутренних вод России ( 6 часов)
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Практические работы: 1. «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования» (оценочная). 2. «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер» Работа с контурной картой. 3. «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России» (оценочная).
Тема 4. Почвы- национальное достояние страны ( 4 часа)
Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы- особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.
Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
работы:1. «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования» (оценочная).
Тема 5 В природе все взаимосвязано (4 часа)
ПТК. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК.
Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.
Тема 6 Природно-хозяйственные зоны. (10 часов)
Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.
Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.
Практические работы:1. «Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы» (оценочная)
Тема 7 Природопользование и охрана природы. (4 часа)
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы. 1. «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах» (оценочная). 2. «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий» (оценочная).
Раздел III Население России
Тема 1. Сколько нас – Россиян? (2 часа)
Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.
Тема 2. Кто мы? ( 2 часа)
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источник географической информации. Их виды.
Практические работы. 1«Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации» (оценочная).
Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3 часа)
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Внешние миграции населения: в Россию из нее.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.
Картограммы как вид географической информации.
Практические работы. 1. «Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве»
Тема 4. Человек и труд. (1 час)
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Тема 5. Народы и религии России. (3 часа)
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.
Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.
Практические работы: 1. «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России»
Тема 6. Где и как живут люди? (4 часа)
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.
Практические работы: 1«Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания». 2. Практическая работа №17 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны».
География Ставропольского края (8 часов)
Список используемой литературы
1. Учебник Алексеев А. И., Низовцев В. А., Ким Э. В. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2021.
2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2022.
3. Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Всего часов |
Введение | 1 | |
Раздел I. Пространства России | 7 | |
Раздел II. Природа и человек. Тема 1 Рельеф и недра | 37 | |
Раздел III . Население России | 15 | |
Региональный компонент | 7 | |
Итого | 67 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата | |
Введение (1 час) | |||
1 | Зачем мы изучаем географию России. | ||
Раздел I. Пространства России (7 часов) | |||
2 | Россия на карте мира | ||
3 | Границы России. Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте пограничных государств. Оценка особенностей географического положения России». (оценочная) | ||
4 | Повторение. Подготовка к ВКР | ||
5 | ВКР | ||
6 | РНО. Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени» (оценочная) | ||
7 | Формирование территории России. | ||
8 | Географическое изучение территории России. Географическое районирование. | ||
Раздел II. Природа и человек. Тема 1 Рельеф и недра (4 часа) | |||
9 | Строение земной коры (литосферы) на территории России. | ||
10 | Практическая работа «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа» Работа с контурной картой. Важнейшие особенности рельефа России | ||
11 | Современное развитие рельефа. | ||
12 | Использование недр. Практическая работа №3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» (оценочная) | ||
Тема 2. Климат (5 часов) | |||
13 | Общая характеристика климата России. | ||
14 | Закономерности циркуляции воздушных масс Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | ||
15 | Распределение температур и осадков | ||
16 | Типы климата нашей страны. Практическая работа №4 «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» (оценочная) | ||
17 | Климат и человек. | ||
Тема 3. Богатство внутренних вод России (10 часов) | |||
18 | Реки. | ||
19 | Особенности рек. Практическая работа №5 «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования» (оценочная) | ||
20 | Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники. Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер» Работа с контурной картой. | ||
21 | Болота | ||
22 | Человек и вода. Практическая работа №6 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России» (оценочная) | ||
23 | Обобщение по теме « Богатство внутренних вод России». (устный опрос) | ||
24 | Почвы - «особое природное тело» | ||
25 | География почв России. Практическая работа №7 «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования» (оценочная) | ||
26 | Почвы и урожай | ||
27 | Рациональное использование и охрана почв | ||
Тема 4. В природе все взаимосвязано (4 часа) | |||
28 | Понятие о природном территориальном комплексе | ||
29 | Свойства природных территориальных комплексов. Подготовка к ПКР | ||
30 | ПКР | ||
31 | Человек в ландшафте. РНО | ||
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (10 часов) | |||
32 | Учение о природных зонах | ||
33 | «Безмолвная» Арктика | ||
34 | Чуткая Субарктика | ||
35 | Таежная зона | ||
36 | Болота | ||
37 | Зона смешанных широколиственных лесов | ||
38 | Лесостепи и степи | ||
39 | Полупустыни и пустыни, субтропики | ||
40 | «Многоэтажность» природы гор. Человек и горы. | ||
41 | Физико-географические страны. Практическая работа №8 «Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон» (оценочная) | ||
Тема 6. Природопользование и охрана природы (4 часа) | |||
42 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Практическая работа №9 «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах» (оценочная) | ||
43 | Рациональное использование природных ресурсов | ||
44 | Охрана природы и охраняемые территории. | ||
45 | Практическая работа №10 «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий» (оценочная) | ||
Раздел III . Население России Тема 7. Сколько нас – россиян? (2 часа) | |||
46 | Численность населения | ||
47 | Воспроизводство населения | ||
Тема 8. Кто мы?(2 часа) | |||
48 | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | ||
49 | Возрастной состав населения. Практическая работа №11 «Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации» (оценочная) | ||
Тема 9. Куда и зачем едут люди? (3 часа) | |||
50 | Миграции населения России | ||
51 | Внешние миграции – в Россию и из неё. | ||
52 | Территориальная подвижность населения. Практическая работа № 12 «Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве» | ||
Тема 10. Человек и труд (1 час) | |||
53 | География рынка труда | ||
Тема 11. Народы и религии России (3 часа) | |||
54 | Этнический состав населения | ||
55 | Этническая мозаика России. Практическая работа № 13 «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России» | ||
56 | Религии народов России | ||
Тема 12. Где и как живут люди? (4 часа) | |||
57 | Плотность населения. Практическая работа № 14 «Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания» | ||
58 | Расселение и урбанизация | ||
59 | Города России. Практическая работа № 15 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны» | ||
60 | Сельская Россия | ||
Региональный компонент (8 часов) | |||
61 | Географическое положение Московской области. | ||
62 | Рельеф и полезные ископаемые Московской области Городского округа Коломна | ||
63 | Климат Московской области | ||
64 | Внутренние воды Московской области. | ||
65 | Природные зоны Московской области. Почвы Московской области. Подготовка к Итоговой контрольной работе | ||
66 | Растительный мир Московской области. Итоговая контрольная работа | ||
67 | Работа над ошибками. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы и охраняемые территории области. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...
Рабочая программа ФГОС 5 класс 2023г
Рабочая программа ФГОС 5 класс 2023г...
рабочая программа для 4 класса 2022-2023г
рабочая программа для 4 класса 2022-2023г...
Рабочая программа по географии 5-9 класс 2023г
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развити...
Рабочая программа по географии 7-9 класс 2023г
Программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Ф...
Рабочая программа по географии 9 класс, 2023г.
рабочя программа...