Рабочая программа по географии 8 класс, 2023г.
рабочая программа по географии (8 класс)

Надежда Ковалева Ковалева

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_8_a_klass.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к ООП ООО

МОУ Непецинской СОШ

2021-2026 уч.г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Непецинская средняя общеобразовательная школа

Городского округа Коломна

ПРИНЯТО

школьным методическим советом

протокол №1 от г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УР

________.

#1075;.

УТВЕРЖДЕНО

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

на 2022-2023 учебный год

Уровень образования: основное общее образование, 8 А класс

Учитель: Ковалева Надежда Олеговна,

высшая квалификационная категория.

Количество часов: всего – 67 часов; в неделю – 2 часа

Программа курса географии для 8 классов разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) с учётом рекомендаций «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа», (Москва, «Просвещение», 2011);
  • с особенностями ООП ООО МОУ Непецинской СОШ, образовательных потребностей и запросов обучающихся;
  • Рабочей программы. География. 5 – 9 классы / сост. С.В. Курчина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  • Учебника: География России. Природа и население 8 класс/ А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким; под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2021.

  1. Планируемые результаты

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Обучающийся получит возможность для формирования:

1) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

3) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

4) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

5) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

У обучающегося будут сформированы:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Обучающийся получит возможность для формирования:

1) смысловое чтение;

2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

4) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

1) находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: оценивать влияние географического положения России на особенности природы, жизнь хозяйственную деятельность населения страны и её отдельных регионов;

2) определять возраст пород, слагающих территорию, выявлять взаимосвязи между тектоническим строением и размещением крупных форм рельефа, зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом, объяснять закономерности распространения гидрологических опасных природных явлений на территории страны;

3) описывать погоду территории по карте погоды, сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; на основе имеющихся знаний и сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

4) выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы и (или) населения России;

5) представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

6) различать изученные географические объекты, процессы и явления.

8 класс

Обучающийся научится:

1. государственная граница и территория РФ, территориальные воды; исключительная экономическая зона, континентальный шельф России; страны – соседи РФ, географическое положение, местное, поясное и зональное время; федеративное устройство, субъекты РФ, федеральные округа, районирование, макрорегионы России;

2. природные условия и природные ресурсы; основные тектонические структуры на территории России, области современного горообразования, землетрясений и вулканизма, основные формы рельефа; древнее и современное оледенение, работа текучих вод, ветра, моря и их влияние на формирование рельефа России, антропогенные формы рельефа, минеральные ресурсы;

3. солнечная радиация и её виды, радиационный баланс, влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат, циркуляция воздушных масс на территории России, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, испаряемость, коэффициент увлажнения, способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны, агроклиматические ресурсы, опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления, карты погоды, климатические изменения на территории России;

4. водные ресурсы, факторы почвообразования почв, основные зональные типы почв, почвенные ресурсы России, изменение почв в ходе их хозяйственного использования, меры по сохранению плодородия почв – мелиорация земель (борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений);

5. природно-хозяйственные зоны России, прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России;

6. высотная поясность в различных горах на территории России, рациональное природопользование и устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории России (заповедники, заказники, национальные парки, объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО);

7. рождаемость, смертность и естественный прирост, половой и возрастной состав и структура населения РФ, половозрастные пирамиды, Россия – многонациональное и поликонфессиональное государство, размещение населения, основная полоса (зона) расселения, городское и сельское население, виды городских и сельских населенных пунктов, урбанизация в России, крупнейшие города и городские агломерации, функции городов России, монофункциональные города;

8. виды миграций (внешние и внутренние, эмиграция и иммиграция), миграционный прирост, причины миграций и основные направления миграционных потоков в России;

Обучающийся получит возможность научиться:

1 использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне России, о мировом, поясном, декретном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

2 использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

3 сравнивать города России по численности населения, отдельные территории страны по плотности населения;

4 использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: сравнивать особенности компонентов природы отдельных частей страны, объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

5 характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России, вклад российских ученых и путешественников в освоении страны;

6 классифицировать природные ресурсы, типы почв и типы климатов России;

7 проводить классификацию населенных пунктов и регионов России по заданным основаниям;

8 распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды, демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов страны (естественное движение населения, рождаемость, смертность, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост);

9 показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озера, границы климатических поясов и природных зон в пределах страны;

10 описывать положение на карте: стран – соседей России, крупных форм рельефа и элементов гидрографической сети, границы природных районов крупнейших заповедников и национальных парков.

2. Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.

Раздел I Пространства России (7 часов)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.

Практические работы. 1. «Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Оценка особенностей географического положения России». 2. «Решение задач на определение поясного времени»

Раздел II. Природа и человек

Тема 1. Рельеф и недра ( 4 часа)

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.

Практические работы: 1. «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа» Работа с контурной картой. 2. «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» (оценочная)

Тема 2. Климат ( 5 часов)

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.

Практические работы: 1. «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» (оценочная).

Тема 3 Богатство внутренних вод России ( 6 часов)

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Практические работы: 1. «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования» (оценочная). 2. «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер» Работа с контурной картой. 3. «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России» (оценочная).

Тема 4. Почвы- национальное достояние страны ( 4 часа)

Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы- особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.

Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

работы:1. «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования» (оценочная).

Тема 5 В природе все взаимосвязано (4 часа)

ПТК. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК.

Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.

Тема 6 Природно-хозяйственные зоны. (10 часов)

Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.

Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.

Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.

Практические работы:1. «Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы» (оценочная)

Тема 7 Природопользование и охрана природы. (4 часа)

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.

Практические работы. 1. «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах» (оценочная). 2. «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий» (оценочная).

Раздел III Население России

Тема 1. Сколько нас – Россиян? (2 часа)

Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.

Тема 2. Кто мы? ( 2 часа)

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.

Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источник географической информации. Их виды.

Практические работы. 1«Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации» (оценочная).

Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3 часа)

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Внешние миграции населения: в Россию из нее.

Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.

Картограммы как вид географической информации.

Практические работы. 1. «Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве»

Тема 4. Человек и труд. (1 час)

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Тема 5. Народы и религии России. (3 часа)

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.

Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.

Практические работы: 1. «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России»

Тема 6. Где и как живут люди? (4 часа)

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.

Практические работы: 1«Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания». 2. Практическая работа №17 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны».

География Ставропольского края (8 часов)

Список используемой литературы

1. Учебник Алексеев А. И., Низовцев В. А., Ким Э. В. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2021.

2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2022.

3. Тематическое планирование

№п/п

Тема раздела

Всего часов

Введение

1

Раздел I. Пространства России

7

Раздел II. Природа и человек. Тема 1 Рельеф и недра

37

Раздел III . Население России

15

Региональный компонент

7

Итого

67

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата

Введение (1 час)

1

Зачем мы изучаем географию России.

Раздел I. Пространства России (7 часов)

2

Россия на карте мира

3

Границы России. Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте пограничных государств. Оценка особенностей географического положения России». (оценочная)

4

Повторение. Подготовка к ВКР

5

ВКР

6

РНО. Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени» (оценочная)

7

Формирование территории России.

8

Географическое изучение территории России. Географическое районирование.

Раздел II. Природа и человек. Тема 1 Рельеф и недра (4 часа)

9

Строение земной коры (литосферы) на территории России.

10

Практическая работа «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа» Работа с контурной картой. Важнейшие особенности рельефа России

11

Современное развитие рельефа.

12

Использование недр. Практическая работа №3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» (оценочная)

Тема 2. Климат (5 часов)

13

Общая характеристика климата России.

14

Закономерности циркуляции воздушных масс Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

15

Распределение температур и осадков

16

Типы климата нашей страны. Практическая работа №4 «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» (оценочная)

17

Климат и человек.

Тема 3. Богатство внутренних вод России (10 часов)

18

Реки.

19

Особенности рек. Практическая работа №5 «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования» (оценочная)

20

Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники. Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер» Работа с контурной картой.

21

Болота

22

Человек и вода. Практическая работа №6 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России» (оценочная)

23

Обобщение по теме « Богатство внутренних вод России». (устный опрос)

24

Почвы - «особое природное тело»

25

География почв России. Практическая работа №7 «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования» (оценочная)

26

Почвы и урожай

27

Рациональное использование и охрана почв

Тема 4. В природе все взаимосвязано (4 часа)

28

Понятие о природном территориальном комплексе

29

Свойства природных территориальных комплексов. Подготовка к ПКР

30

ПКР

31

Человек в ландшафте. РНО

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (10 часов)

32

Учение о природных зонах

33

«Безмолвная» Арктика

34

Чуткая Субарктика

35

Таежная зона

36

Болота

37

Зона смешанных широколиственных лесов

38

Лесостепи и степи

39

Полупустыни и пустыни, субтропики

40

«Многоэтажность» природы гор. Человек и горы.

41

Физико-географические страны. Практическая работа №8 «Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон» (оценочная)

Тема 6. Природопользование и охрана природы (4 часа)

42

Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Практическая работа №9 «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах» (оценочная)

43

Рациональное использование природных ресурсов

44

Охрана природы и охраняемые территории.

45

Практическая работа №10 «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий» (оценочная)

Раздел III . Население России

Тема 7. Сколько нас – россиян? (2 часа)

46

Численность населения

47

Воспроизводство населения

Тема 8. Кто мы?(2 часа)

48

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

49

Возрастной состав населения. Практическая работа №11 «Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации» (оценочная)

Тема 9. Куда и зачем едут люди? (3 часа)

50

Миграции населения России

51

Внешние миграции – в Россию и из неё.

52

Территориальная подвижность населения. Практическая работа № 12 «Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве»

Тема 10. Человек и труд (1 час)

53

География рынка труда

Тема 11. Народы и религии России (3 часа)

54

Этнический состав населения

55

Этническая мозаика России. Практическая работа № 13 «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России»

56

Религии народов России

Тема 12. Где и как живут люди? (4 часа)

57

Плотность населения. Практическая работа № 14 «Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания»

58

Расселение и урбанизация

59

Города России. Практическая работа № 15 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»

60

Сельская Россия

Региональный компонент (8 часов)

61

Географическое положение Московской области.

62

Рельеф и полезные ископаемые Московской области Городского округа Коломна

63

Климат Московской области

64

Внутренние воды Московской области.

65

Природные зоны Московской области. Почвы Московской области. Подготовка к Итоговой контрольной работе

66

Растительный мир Московской области.

Итоговая контрольная работа

67

Работа над ошибками. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы и охраняемые территории области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...

Рабочая программа ФГОС 5 класс 2023г

Рабочая программа ФГОС 5 класс 2023г...

рабочая программа для 4 класса 2022-2023г

рабочая программа для 4 класса 2022-2023г...

Рабочая программа по географии 5-9 класс 2023г

Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развити...

Рабочая программа по географии 7-9 класс 2023г

Программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Ф...