исследовательский проект «География в государственных символах»
проект по географии (6 класс)

Усатова Наталья Александровна

Каждый человек имеет свои неповторимые отличия. Люди, хотя и схожи в общем, отличаются друг от друга цветом кожи, разрезом глаз, характером. Но их, столь разных и непохожих, может объединить одно удивительное чувство – любовь кРодине.

Народы создавшие свои государства  придумали символы, гербы, флаги по различным признакам.Символы всегда играли особую роль в формировании идентичности граждан страны.

В своей работе я рассматриваю государственную символику не только как эмблему государства, но и как способ передачи через нее географических особенностей страны.

Мною была выдвинута гипотеза: можно ли по флагу или гербу страны определить ее название и географическое положение, ведь многие  государственные символы отражают характерные особенности той или иной страны?

Цель работы: раскрытие государственной символики как «лицо» государства, которое может отражать основные географические особенности страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Преображенка Пугачевского района Саратовской области»»

Секция «География»

Исследовательский проект

«География в государственных символах»

Выполнил:

Костин Иван, учащийся 6 класса

МОУ «СОШ с.Преображенка»

Руководитель:

                                                                                                 Усатова Н.А.,учитель географии

МОУ «СОШ с.Преображенка»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_____________________________________________________3

  1. Символика__________________________________________________4
  2. Практическая часть ________________________________________5

2.1Георафическое положение. Рельеф. Климат _____________________6

2.2 Растения на гербах стран мира______________________________8

2.3 Изображения животных___________________________________9

2.4 Почвы. Природные ресурсы ________________________________9

2.5 Изображения национальных символов. Достопримечательности  _10

2.6 Религиозные святыни _____________________________________10

2.7 Население ________________________________________________10

2.8 Флаги стран мира __________________________________________11

2.9Анкетирование ___________________________________________11

Заключение __________________________________________________12

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек имеет свои неповторимые отличия. Люди, хотя и схожи в общем, отличаются друг от друга цветом кожи, разрезом глаз, характером. Но их, столь разных и непохожих, может объединить одно удивительное чувство – любовь кРодине.

Народы создавшие свои государства  придумали символы, гербы, флаги по различным признакам.Символы всегда играли особую роль в формировании идентичности граждан страны.

В своей работе я рассматриваю государственную символику не только как эмблему государства, но и как способ передачи через нее географических особенностей страны.

Мною была выдвинута гипотеза: можно ли по флагу или гербу страны определить ее название и географическое положение, ведь многие  государственные символы отражают характерные особенности той или иной страны?

Цель работы: раскрытие государственной символики как «лицо» государства, которое может отражать основные географические особенности страны.

Задачи:

•        Рассмотреть флаги и гербы всех стран мира, выявить те, на которых изображены их географические особенности.

•        Систематизировать выбранные флаги и гербы в группы по природным и социальным компонентам, которые используются в символике.

•        Подготовить и провести тест на узнавание страны по государственным символам.

Актуальность темы: символы государства являются неотъемлемой частью общества, знание символов государства и отношение к ним отражает гражданскую позицию человека. Герб или флаг -это не только яркие, цветные картинки с изображением животных и растений, но это география, история государства и его народа. Государственные символы идентифицируют народ и страну перед миром. С помощью флага и герба можно опознать страну визуально. Знание символов государства увеличивает кругозор и грамотность любого человека на Земле.

Методы исследования:

  • поисковый;
  • сравнения;
  • анкетирование;
  • статистико - математический;
  • табличный;
  • систематизации;
  • анализа;
  • иллюстративный;
  • информационный.

Объект исследования: изображения на гербах и флагах стран мира

Предмет исследования: гербы и флаги государств мира

Практическая значимость: состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня в школьном курсе «География» при изучении тем по страноведению.

Продукт работы:дидактическая игра-лото «Геральдика»

1.СИМВОЛИКА

Символы государственного суверенитета закрепляются законодательно.Это герб, флаг, гимн

Государственным символам  воздаются высшие почести, а его оскорбление - оскорбление нации, государства.

Обычно, пока жизнь идёт своим чередом, граждане не очень часто вспоминают о государственных символах — не ходят ежедневно по улицам с государственными флагами, не любуются часами своим государственным гербом

 Но если вдруг появляется какая-то серьёзная, угрожающая всем опасность, например, приходят грозные  враги или, наоборот, случается всеобщая радость, допустим, сборная страны становится чемпионом мира, тут-то как раз и оказывается, что государственная символика и есть то самое, что помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплотиться в одно целое.

 Граждане выходят на улицы с государственными флагами, с гордостью смотрят на герб своей страны и даже, стоя плечом к плечу, со слезами на глазах могут спеть государственный гимн.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: Рассмотреть государственные символы ( герб и флаг ) стран мира и распределить их по признакам .

Рассматривая государственные символы стран мира я увидел различные изображения. Поэтому распределил гербы по признакам:

  • Географическое положение;
  • Рельеф;
  • Климат;
  • Внешние и внутренние воды
  • Растения;
  • Животные;
  • Почвы;
  • Природные ресурсы;
  • Национальные символы, достопримечательности стран;
  • Религиозные символы;
  • Население;

2.1 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. РЕЛЬЕФ. КЛИМАТ.

   Рассматривая гербы, не так ярко можно увидеть рельеф, климат и  географическое положение изображения страны. Только несколько стран на своих гербах имеют солнце,горы, холмы, море, либо стоит догадаться, что обозначает та или иная полоса на гербе и флаге. Например: герб Непала ярко представил изображение горного рельефа, на нем изображены горы, холмы. А вот на флаге Науру желтая полоса означает то, что страна расположена близко к экватору, но она ведь может означать также и  пустыню, и теплый климат. Вот герб Кирибати ярко выставил свою страну в виде 17 солнечных лучей-это 16 островов архипелага Гилберта и остров Банаба, плюс в центре имеется карта с островами.Очертание территории изображено на гербе Косово, хоть это государство и не признано.

Вывод: на гербах и флагах  географическое положение, рельеф и климат представлены не четко, каждая страна имеет свое отображение: цветовая полоса, контур гор, карта, солнце выше указанных критериев

2.2 РАСТЕНИЯ НА ГЕРБАХ СТРАН МИРА.

Множество гербов мира содержат в своей символике растения, сделавшие их знаменитыми. Лилии и листья клена, конопля и мак, кувшинка, оливки, розы, пальмы, луговые травы, зерновые культуры соединились в геральдических знаках и заняли свое место в символике государств. В основном представлены растения, играющие серьезную роль в благосостоянии государства, либо важное символическое значение. Так на гербах изображались в полный размер или частями: дуб, сосну, ель, липу, березу, пальму, оливу, лавр; пучки или стебли трав: вереск, осока, клевер, лен, сельдерей, чертополох, лук-порей; отдельные листья деревьев: дуба, липы, сосны; плоды: виноград, померанец, орехи, гранат, яблоко, груша; колосья злаковых: рожь, пшеницу, просо (гаолян) и рис; цветы: роза, нарцисс, тюльпан, лилия, ирис, ромашка, хризантема, лотос. В США каждый штат страны имеет свой цветок-символ: Индиана - пион, Огайо - красная гвоздика, Колорадо - водосбор, Аляска - незабудка, Канзас - подсолнечник, Техас - синий люпин, Калифорния – эшшольция.Страны, у которых на гербах можно найти различные растения: Аруба - изображена пара лавровых листьев, которые являются традиционным символом мира; в верней левой части герба изображено алоэ, которое является главным экспортным продуктом и источником дохода станы. Габон – дерево, находящееся вверху геральдического щита, символизирует торговлю древесиной. Гаити - на гербе изображена капустная пальма, символизирующая свободу.  Гана – в левом нижнем углу геральдического щита изображено дерево какао, которое является символом сельскохозяйственного богатства Ганы. Китай – на геральдическом щите изображены колосья пшеницы, символизирующие революцию. Новая Зеландия – изображен сноп пшеницы, который символизирует сельское хозяйство. Саудовская Аравия – на геральдическом щите изображена пальма, которая является главным деревом Саудовской Аравии.

  • РозаСамый распространенный цветок в геральдике - роза, олицетворяющая образ Божьей матери. Интересно, что венки и букеты из роз могли использовать только лица принадлежащие к королевскому роду, все остальные довольствовались одним цветком. Всемирно известная война Красной и Белой розой называлась так потому, что династия Йорков больше полюбила белую розу, а дом Ланкастеров выбрал дамасскую красную. Цветок с красными лепестками и белыми тычинками, так называемая роза Тюдоров - эмблема Англии. В Болгарии неофициальным символом считается ярко-пурпурная роза, а столица Китая предпочитает черную. На гербе столицы Финляндии расположены 9 роз.
  • ЛилияЛилия - знак чистоты, святости и непорочности. Триада из лилий - символ рода Бурбонов, королей Франции и Испании. Благодаря этому лилия красовалась везде - от карет и монет, до флагов и одежды, за что Францию называли страной лилий. Лилия также красуется на гербе Флоренции, Боснии и Герцеговины, многих знатных родов Польши.

  • ЛотосБлагородный лотос - самый почитаемый цветок среди египтян индийцев и буддистов. Например герб Египта раньше состоял из пяти лепестков распущенного лотоса, и хотя сегодня герб изменен, он по-прежнему считается священным цветком Египта. Однако несмотря на свою популярность, лотос украшает лишь один современный герб - это герб небольшой страны Бангладеш.

ЛаврТрудно отыскать более узнаваемое растение, чем лавр благородный. Бог Аполлон считался покровителем поэтов, певцов и музыкантов, первые лавровые венки получали именно они. Однако, в последствии, этот обычай обрел более широкое применение. Лавровым венком стали награждать воинов победителей, лидеров спортивных состязаний, им украшались статуи богов. Выражение "лавры победителя", а также слово лауреат происходят именно от лавра и несомненно ветви лавра появляются на гербах многих стран, включая Россию. Лавртакжеозначаетпобеду и славу.

  • КофеКофе является естественной негеральдической фигурой, которая получила распростра-нение в территориальной и междуна-родной геральдике. Это растение тоже символично, особенно для тех стран, где его выращивают. Вплоть до XIV века кофе произрастал в Эфиопии в только в диком виде, затем в XV веке его стали выращивать на Аравийском полуострове. XVI век ознаменовался монополией со стороны Османской империи, по выращиванию и продаже зерен кофе. Позже голландцы похитили зерна и высадили плантации на Яве и Суматре, и лишь затем кофе дошел до Латинской Америки. Гербы многих из этих стран имеют изображения кофе - веток и зерен.
  • Хлопок Хлопок олицетворяет достаток, стабильность, постоянство, тяжкий труд, лёгкую промышленность. Хлопок является естественной негеральдической фигурой. Экономика многих стран очень зависима от выращивания хлопка - его можно увидеть на гербе Узбекистана, на герб Таджикистана, герб Туркмении. Используется хлопок довольно широко также и родовой геральдике. Но самое широкое распространение хлопок получил в территориальной геральдике.
  • Растения разных видов

В гербе Беларуси имеются клевер и лен, а так же колосья ржи - это традиционные составляющие сельского хозяйства. Сноп из колосьев олицетворяет творческую силу природы, плодородие земли, так же символизирует труд и богатство.

  • Олива

Венок из оливы издревле являлся символом славы, чести, величия, знаком связи между потомками и предками. Олива гербовый элемент используется в Бразилии, Греции, Италии, Мексики, Уругвая, Гватемала.

2.3 ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ.

Если рассмотреть государственные гербы разных стран, то можно прийти к выводу, что изображение животных на них можно встретить довольно-таки часто. Самая популярная символика это конечно же лев, царь зверей, ведь лев это ещё и сила. Символ с изображением льва применяют в 29 стран, можно перечислить некоторые страны это Грузия, Дания, Норвегия, Шри-Ланка, Швеция, Чад. Кроме льва в 22 странах используют символику орла, орёл можно увидеть на флагах Албании, Германии, России, Румынии, Сирии. Также в семи странах используют изображение лошади, одна из стран это Венесуэла. А корову тоже можно найти в семи странах например в таких странах как Исландия, Непал, Нигер.15 гербов с изображением животных. Посмотрим, какие именно представители животного мира присутствуют в государственной символике, и какие конкретно страны входят в данный перечень.Страны, у которых на гербах можно найти различных животных: (Австралия – изображен лев, символизирующий штат Тасмания, а также эндемики материка – кенгуру и страус эму.  Бенин – щит окружен с двух сторон парой леопардов, который являются национальным животным Бенина. Боливия – сверху геральдического щита изображен альпака, являющийся национальным животным этой страны. Ботсвана: две зебры, изображенные на гербе, являются важной частью живой природы вБотсваны; на геральдическом щите изображена голова быка, которая символизирует высокое значение скота для Ботсваны. Габон – на гербе изображены две пантеры, символизирующие бдительность и храбрость президента, который защищает нацию. Зимбабве: на гербе изображены две лесные антилопы, символизирующие единство различных этнических групп в Зимбабве; на гербе изображена Зимбабвийская птица, символизирующая национальную самобытность.  Каймановы острова – на гербе изображен лев, который является символом Великобритании. Колумбия – на гербе изображен большой кондор, символизирующий свободу.Кот-д’Ивуар – на геральдическом щите изображена голова слона, символизирующая источник слоновой кости.  Лесото – на геральдическом щите изображен крокодил, символизирующий образующую нацию Лесото.  Либерия – на геральдическом щите изображен белый голубь, символизирующий дыхание мира. Перу – на геральдическом щите изображена коричневая викунья, символизирующая фауну Перу.

Вывод: животные изображены на многих государственных символиках. Первое место занимает царь зверей – ЛЕВ, которого можно увидеть на государственных символах двадцати девяти странмира: Бельгия, Болгария, Великобритания, Гамбия, Гана, Грузия, Дания, Доминика, Индия, Канада, Кения, Латвия, Люксембург, Малави, Марокко, Гоандия, Норвегия, Свазиленд, Сенегал, Сингапур, Сьерра-Леоне, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Чад, Швеция, Шри-Ланка, Эстония и Эфиопия.На втором месте – смотрящая на всю землю с высока - царственная птица ОРЕЛ, изображение которого присутствует на государственных символах двадцати двух стран: Австрия, Албания, Гана, Мексика, Германия, Египет, Замбия, Сирия, Индонезия, Иордания, Ирак, Исландия, Йемен, Малави, Нигерия, Панама, Россия, Румыния, Соломоновы Острова, Судан, Филиппины и США кстати, их всех перечисленных стран, лишь у американцев изображен белоголовый орел. А вот третье место занимает ЛОШАДЬнасимволах 7 стран (Венесуэла, Индия, Литва, Монголия, Нигерия, Туркмения и Уругвай). Четвертое место занимает КОРОВА, ее тоже можно встретить на государственных символах 7 стран (Андорра, Ботсвана, Индия, Исландия, Непал, Нигер и Уругвай).

2.4 ПОЧВЫ. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ.

В процессе исследования у 4 стран я увидел на гербе отображение особенности почвы – Зимбабве, Непал, Нигерия, Танзания. Основное предназначение этого символа, который обозначен цветом – зеленым, желтым, черным, красным, показать плодородие почвы. Особенно интересным мне показалось то, что некоторые страны отобразили на своих гербах природные ресурсы, то есть те богатства природы, которые человек может использовать в своей хозяйственной деятельности.  Габон – золотые диски (византины) в центре щита символизируют богатство страны полезными ископаемыми. Гана – на геральдическом щите изображен золотой рудник, символизирующий богатство природных ископаемых в Гане. Замбия – на гербе изображены эмблемы природных ресурсов Замбии: полезные ископаемые, горная промышленность, сельское хозяйство и дикая природа.  Кипр – медно-желтый фон герба означает большие залежи медной руды.  Новая Зеландия – на гербе изображены два молота, символизирующие горную промышленность. Сьерра-Леоне – зеленый цвет на гербе символизирует сельскохозяйственные и природные ресурсы. Танзания - золотая часть на геральдическом щите символизирует полезные ископаемые. Тринад и Тобаго – две птицы колибри, символизируют богатство природы островов.

Вывод: для обозначения плодородия почв используют цвета зеленый, желтый, черный, красный и ведь это верно, так как существуют черноземы, желтоземы, красноземы,  а зеленый цвет используют, показывая развитие сельского хозяйства. Ко всему указаны и полезные ископаемые медь, золото.

2.5 ИЗОБРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ.

Некоторые страны в качестве символов государства решили отобразить на своем гербе национальные символы и всемирно известные достопримечательности. (Приложение 1.Таблица 3).  Герб Зимбабве – на гербе изображено Большое Зимбабве (серое строение в центре щита), символизирующее историческое наследие нации. Герб Китая – на гербе изображены Небесные ворота спокойствия – вход в Запретный город с площади Тяньаньмэнь в Пекине.  Герб Лаоса – на гербе изображена национальная святыня Лаоса - Большая (Великая) Ступа ПрасатЛуанг. Герб КНДР – на гербе изображена гидроэлектростанция в горном массиве Пэктусон. Герб Тувалу – в центральной части герба находится изображение хижины.

Вывод: 12 стран изображают свои достопримечательности и 9 стран мира используют национальные символы в виде хижины.

2.6 РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЯТЫНИ.

Не обошли вниманием некоторые страны свои религиозные святыни. Аруба – на гербе изображен белый крест, который разделяет щит на четыре части, символизирует преданность вере. На гербе Ватикана изображена папская тиара. Герб Венгрии – на нем щит увенчен короной святого Стефана. Герб Ганы разделен на четыре части крестом Святого Георгия; на гербе изображен меч окуямэ, который используется в церемониале. Герб Пакистана – полумесяц и звезда, изображенные на гербе, символизируют ислам.  Герб Тринидада и Тобаго- 3 корабля, изображенные на гербе, символизируют святую троицу.

Вывод: рассматривая гербы я встретил 16 государственных символов на которых изображены религиозные святыни.

2.7 НАСЕЛЕНИЕ.

Очень важным отличительным признаком для любой страны является этнический состав населения.(Приложение1. Таблица 5) На гербах Замбии, Науру и Суринама есть элементы, несущие информацию о населении этих стран. Герб Замбии – черный цвет на гербе символизирует местное население и его связь с рекой.  Герб Науру – двенадцатиконечная звезда над щитом символизирует 12 местных племен. Герб Суринама – пять концов звезды символизирует пять крупных этнических групп, из которых состоит население Суринама.

Вывод: 6 стран мира отразили этнический состав населения.

Общий вывод: я установил, что географическое положение на своем гербе отразили 11 государств. Это Багамские острова, Гондурас, Замбия, Каймановы острова, Кирибати, Колумбия, Коста-Рика, Мадагаскар, Панама, Словения, Экваториальная Гвинея. Например, на гербе Мадагаскара изображена схематическая карта острова вместе с двумя мелкими островами; а на гербах Гондураса, Колумбии и Словении – океаны и моря, омывающие эти страны. Изображения рельефа я обнаружил на 6 гербах: Алжира, Армении, Боливии, Коста-Рики, Непала, Танзании. На этих гербах я увидел горы Атлас, Арарат, Эверест, Килиманджаро, вулканы и холмистые области. Климат отразили в своей символике 4 страны: Кирибати, Замбия, Танзания, Уганда. Поскольку все это страны Африки, на гербах изображено тропическое солнце, символизирующее очень жаркий климат.

2.8 ФЛАГИ СТРАН МИРА

Проанализировал я и флаги стран мира. И сделал вывод о том, что на флагах гораздо реже отображаются географические особенности, однако такие примеры есть. Географическое положение я увидел на флагах Канады, Бразилии, Кирибати. Рельеф ни на одном флаге не стал символом страны. Зеленый цвет фона флага Доминики символизирует тропический климат. Растения стран мира можно увидеть на флагах Канады (на полотне изображен кленовый лист, подчёркивающий единство нации), Гватемалы (на полотне изображены лавровые ветви, символизирующие победу и славу), Кипра (ветви оливкового дерева), Ливана (изображен традиционный символ страны – кедр), Эритреи (венок из оливковых веток и 30 листков желтого цвета, которые символизируют годы гражданской войны).

  1. АНКЕТИРОВАНИЕ

Тест № 1

Тема: анкетирование учащихся на знание символики стран мира

Цель: определить процент возможности узнавания стран  по изображениям на гербах и флагах.

Вывод: В тестировании принимали учащиеся 6-7 классов в количестве 15 человек. По итогам теста видно, что учащиеся узнают страну по гербу или флагу, используя свои географические знания. Это можно объяснить тем, что, зная название страны и имея багаж географических знаний, ассоциируют изображение со страной. Легко узнали герб Австралийского Союза 70%, Канада 96%,Танзания 22%, США 70%, Мадагаскар 30%, Венесуэла 27%, Кипр 80%, Италия 54%, Великобритания 60%, Колумбия 12%.

Тест №2.

Тема: Изображения на гербах и флагах.

Цель: определить в процентном отношении знания учащихся о значении символов, изображенных на гербах и флагах стран мира

Вывод: учащимся удается гораздо успешнее узнать страну по изображению герба или флага, чем определить значение символики. Возможно, это результат того, что каждая страна вносит в символику свои национальные символы, значение которых мы знаем не всегда. Больше всего набрали процентов значение животных и растений-70%, природные ресурсы-47%, удивительно,но учащиеся легко узнавали достопримечательности -37%, а вот рельеф  только- 12%, по изображению солнца предположили, что эти страны располагаются в жарких климатических поясах-24%,  и  1% предположения о почвах, их цветах на флаге и гербе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По флагу или гербу невозможно определить название страны, но географические особенности определить можно.По результатам тестирования 70% учащихся смогли определить страну по гербу или флагу, но этот результат получен, благодаря знаниям, а не определению по признакам.

Примерно 80 % гербов и флагов несут в себе информацию о природе - это флаги стран Африки, Азии и Латинской Америки, то есть развивающихся стран. В символике развитых стран (например, стран Европы) чаще встречаются геральдические символы, не имеющие отношения к природе.

Чаще всего изображаются на гербах и флагах географическое положение и рельеф -13%, растения и животные 40%. Зато солнце изображено на 22% гербов. Реже встречаются изображения почв -2%,  и особенностей населения-1%, а вот 10% - это религия и достопримечательности

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня в школьном курсе «География» при изучении тем по страноведению. Знание геральдики позволит развить коммуникативную компетенцию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Государственные символы Республики Башкортостан и символы Белокатайского района

Презентацию можно использовать на уроках и внеклассных занятиях...

Исследовательская работа "Государственные символы России"

Представлена исследовательская работа Киселевой Александры на тему:"Государственные символы России"...

Конспект урока по технологии (технический труд).Творческий проект. Государственные символы Российской Федерации.

Цели урока:- знакомство с понятием «творческий проект», осмысление и освоение учащимися основных этапов проектной деятельности,- развитие умения действовать по намеченному плану, формирова...

Исследовательский проект "География в купюрах" 7 класс

Исследовательский проект 7 класс. Цель исследования: изучить изображения на денежных купюрах Российской Федерации.                      ...

Проект Разговор о важном, «Символы государственности».

Проект «Символы государственности» проводится в рамках, как всероссийская акция «Я -  гражданин России» и является одной из его составляющих. Он направлен на необходимость...