Государственные символы России (урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся)
методическая разработка по праву (7 класс) на тему
урок с элементами творческой и исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gos_simv_7_kl.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Государственные символы России (урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся)
Разработала Ликшина А.Д. учитель истории и обществознания
Апрель 2014
Государственные символы России (урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся)
Цели:
- Познакомиться с символами российского государства и их историей;
- Способствовать развитию памяти, аналитического и творческого мышления;
- Воспитывать чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа “главной песни страны”.
Оборудование урока: флаг, иллюстрации гербов русских в виде презентации, фонограммы гимнов России XX–XXI вв., тексты гимнов, элементы аппликации современного герба России.
Форма проведения занятия: комбинированная с элементом групповой исследовательской работы. Безоценочная.
Конспект занятия
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:
Любое государство имеет герб, флаг, гимн – главные символы страны. Они есть и у нашего государства. Каждый из них имеет свою историю. Но все они признаны официальными символами сравнительно недавно – в последнее десятилетие.
Вопрос: Чем это можно объяснить? (Независимое, самостоятельное государство РФ образовалось недавно.)
Познакомимся с каждым символом поближе.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ (в оформлении на доске)
– Как мы опишем его?
Еще в 1989 году в столице демонстранты во время митингов поднимали триколор. Во время августовского путча 1991 года в Москве над Белым домом развивались такие полотнища. Вскоре оно стало Государственным флагом РФ. В августе 1991 года Верховный совет РСФСР постановил считать его национальным флагом России.
Что означают эти цвета. На Руси издревле белый считался цветом чистоты, мира, правды и добра. Синий (небесный) – вера и справедливость, а красный – цвет огня, смелости, честности, красоты.
Такой флаг появился в России при Петре Первом в XVII веке. Первоначально он был флагом торгового флота. Именно под ним путешествовало по Европе Великое посольство. В XIX в. (до октябрьской революции 1917 года) триколор становится национальным государственным флагом Российской Империи. И после длительного перерыва он вновь стал главным флагом страны.
Вот как описывается флаг в федеральном законе “О государственном флаге РФ” принятом Гос. Думой 8.12.2000г.: Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из 3 равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3”.
3. ГЕРБ. Давайте вспомним, как выглядит современный российский герб. (По частям собираю макет на доске: двуглавый орел, красный щит, 3 короны, Георгий Победоносец на груди орла, держава и скипетр в лапах.).
Герб – золотой двуглавый орел на фоне красного щита. На груди орла – святой воин Георгий Победоносец, поражающий копьем змея.
Этот герб утвержден в декабре 2000 года. Он является прямым наследником русского герба с концаXV века до 1917 года. Этот государственный символ характеризует суверенитет страны. Впервые он появился на печати Ивана Третьего в 1497 году. С тех пор он неоднократно менялся, отражая требования каждой исторической эпохи.
(Начало показа слайдов. № 1 – герб на печати Ивана Третьего)
№ 2. При Иване IV на груди орла появился всадник.
№ 3. Это большая государственная печать 1577 года. Она отличается сложностью композиции: двуглавый орел с драконоборцем на груди, его головы венчает большая корона, по сторонам орла 24 эмблемы – печати тех княжеств и земель, которые входили в состав полного государственного титула царя.
№ 4. Печать Алексея Михайловича 1667 года – еще более усложненное изображение: орел под тремя коронами держит в лапах скипетр и державу. Крылья его распахнуты.
№ 5. После провозглашения России Империей герб стали изображать на щите, а вокруг него – цепь ордена Андрея Первозванного (высшего ордена Российского государства при Петре I). Именно так выглядел герб, описание которого составил знаток геральдики Ф.Санти в 1730 году: “Черный двуглавый орел расположен на золотом поле, на груди орла помещается герб Москвы, окруженный цепью ордена А. Первозванного”.
№ 6. В 1799 году при Павле I вышел указ о новом Российском гербе (с него исчезла орденская цепь, а щиток располагался на мальтийском кресте (4 ласточкиных белых хвоста) под мальтийской короной. Павел I был магистром мальтийского ордена госпитальеров и это нашло отражение в государственной символике России. Но следующий правитель – Александр I нововведения отменил.
№ 7. В 1857 году специалист по геральдике Бернгард Кене, приглашенный в Россию Николаем I, составил описание трех российских гербов: большого, среднего и малого. Они использовались на печатях в зависимости от важности документа.
“Черный двуглавый орел с поднятыми крыльями и хищно раскрытыми клювами под 2 императорскими коронами, над которыми располагается третья императорская корона большего размера. Орел расположен на щите желтого цвета, вокруг него голубая цепь ордена Андрея Первозванного, в лапах – скипетр и держава, на груди герб Москвы. (Всадник изображен в непривычном европейском шлеме и развернут на 180° в угоду строгим правилам геральдики.) Щит увенчивает шлем А. Невского, по бокам – архангелы Михаил и Гавриил (у одного в руках пламенеющий меч, у другого – крест), все это окружено сенью (мантией). Она золотая, усеянная двуглавыми орлами, оторочена горностаем. Ее венчает императорская корона, под которой девиз: “С нами бог!”. Над мантией – государственная хоругвь с осьмиконечным крестом. По окружности герба родовой герб Романовых и гербы земель, входящих в полный титул императора. Герб, составленный по всем правилам геральдического искусства, получился тяжелым и громоздким, поэтому не получил большого распространения.
№ 8. После свержения монархии в 1917 году стали повсеместно уничтожать двуглавые символы. Но государство не может долго обходиться без герба. Художник Билибин взял за основу герб Ивана Третьего, но без короны. Орла окружала надпись “Российское временное правительство”, а под ним располагалось изображение Таврического дворца. В этом исполнении герб просуществовал около года.
№ 9. Как выглядит современный герб мы с вами уже выяснили. В законе о Российском гербе РФ он описывается так: “Государственный герб РФ представляет собой 4-угольный с закругленными нижними углами заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и над ними одной большой императорской коронами, соединенными лентами. В правой лапе – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне поражает серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона”.
Это официальная эмблема РФ. Мы должны видеть в ней знак суверенности, памятник прошлого, неразрывно связанный с историей нашей страны, а не символ царизма.
4. Еще один символ государства – ГИМН – торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.
Задание: перед вами тексты государственных гимнов ХХ века и современности. Каждый из них отражает определенную историческую эпоху в истории нашей страны: империя, революция, СССР, период политических исканий 90-х годов, современное российское государство. Прочтите их. Прослушайте музыкальные отрывки и расположите тексты гимнов в порядке соответствия музыке и хронологии (работа 5 минут).
5. Принятию современного гимна предшествовало 10-летие бурных споров и дебатов. 2 января 1997 года в еженедельнике “АиФ” были опубликованы 5 текстов гимнов, отобранных читателями. Выбор пал на текст С. Михалкова “Россия – священная наша держава...”. В основе его лежал текст гимна СССР “ Союз нерушимый” и даже музыка осталась прежней. Это вызывало споры.
Давайте мы с вами попытаемся проанализировать слова этих 2 гимнов.
Задание: разделиться на 2 группы, проанализировать тексты 2 гимнов, ответить на вопросы и выполнить задания. Группа № 1 берет за основу гимн СССР, группа № 2 – гимн РФ.
– Что нравится в тексте гимна?
– Что не нравится?
– Выделите ключевые слова, отражающие основные идеи общества и государства.
– Какими словами можно охарактеризовать общество и государство, в котором живем мы с вами сегодня, к чему стремимся?
– Какие слова вы бы исключили из текста гимна и заменили на слова из второго гимна или свой вариант. (Результат работы – измененный текст гимна РФ или обоснование того, что он должен остаться неизмененным.)
6. Итоги занятия: слушаем выступление представителей команд.
Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей, замахнулись ни много ни мало на написание главной песни страны. Мне было интересно наблюдать над тем как вы работали, спорили, отстаивали свою точку зрения. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках.
Однако не зависимо от итогов споров мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать слова и музыку гимна. Мы должны помнить, что это один из его символов и должны достойно вести себя при его исполнении: гимн слушают стоя, молча или подпевая, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.
7. Звучит 1 куплет гимна. Можно его исполнить.
8. Окончание урока.
Приложения№ 1 задания к работе с гимнами
Задания:
1. Выберите один из гимнов на музыку Александрова, прочтите.
2. Что вам нравится нем?
3. Что не нравится?
4. Выделите ключевые слова, выражающие основные идеи общества и государства:
5. Какими словами можно охарактеризовать общество в котором мы с вами живем сегодня, к чему стремимся:
6. Какие слова вы бы исключили из текста гимна или заменили на слова из второго гимна. Можно предложить свой вариант. (Исправьте прямо в тексте.)
7. Представьте результат работы – исправленный текст государственного гимна или аргументированное обоснование того, что он должен остаться таким, какой есть на сегодняшний день.
«Союз нерушимый»
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь,
Да здравствует созданный волей народов,
Единый, могучий Советский Союз!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
Сквозь годы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин - на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Припев.
Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решали судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведем!
Припев.
«Россия – священная наша держава»
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
«Боже, Царя храни!»
Слова В.А. Жуковского
Музыка А.Ф.Львова
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам; на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, царя, царя храни!
1833–1917 гг.
«Союз нерушимый»
Слова С. Михалков
Музыка А. Александров
Г. Эль-Регистан
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь,
Да здравствует созданный волей народов,
Единый, могучий Советский Союз!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
Сквозь годы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин – на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Припев.
Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решали судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведем!
Припев.
1944-1991 гг.
«Мотив национального гимна»
Слова отсутствуют
Музыка М. Глинка
1993–2000 гг.
№
Ваш вариант текста гимна
Ваш вариант текста текста
«Интернационал»
Гимн международного движения в Европе (Э.Потье, П.Дежейтер)
Русский текст А.Я. Коц (фрагмент)
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой идти готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем.
Припев:
Это есть наш последний
И решительный бой,
С Интернационалом
Воспрянет род людской!
1918–1943 гг.
«Россия – священная наша держава»
Слова С. Михалков
Музыка А. Александров
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов Тема: Государственные символы России
Цель мероприятия:Развитие у учащихся гражданского самосознанияЗадачи:Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;Способствовать разви...
Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"
Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы
Статья о способах, методах и формах организации самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы...
Исследовательская работа "Государственные символы России"
Представлена исследовательская работа Киселевой Александры на тему:"Государственные символы России"...
Беседа для учащихся 14-17 лет «Государственные символы России»
Беседа "Государственные символы России" проведена с участниками штаба трудовых отрядов старшеклассников Железнодорожного района г. Хабаровска "Новые горизонты" в рамках подготовки к городскому конкурс...
Творческие и исследовательские работы учащихся
Творческие и исследовательские работы учащихся...
Грани подвига. Образовательный проект. Сборник творческих и исследовательских работ учащихся 7-11 классов.
Данный сборник является продуктом образовательного проекта. В него вошли творческие работы учащихся 7-11 классов, а также некоторые работы учеников других классов: очерки и эссе о подвиге врачей на ос...