Исследовательский проект "География в купюрах" 7 класс
проект по обществознанию (7 класс)

Елена Раилевна Закирова

Исследовательский проект 7 класс. 

Цель исследования: изучить изображения на денежных купюрах Российской Федерации.                                                           

Эта цель реализуется путем выделения следующих  задач:

1.         Выяснить   происхождение денег и их функции.

2.         Выяснить, что изображено на денежных купюрах России.                                                      

3.         Изучить защитные свойства купюр.

4.         Обобщить свои выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект7 класс133 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательский проект

«География в купюрах»

Руководитель: учитель истории Закирова Е.Р.

Выполнил: ученик 7а класса Нуретдинов И.Д.

Кунашак, 2023 г.

Содержание

#1042;ведение………………………………………………………………...…..…3-4

#1043;лава I. Теоретическая часть

Происхождение денег и их функции……………………………...……5-7

География денежных купюр………......…..……………………..........8-10

Защита купюр…………………………………………………....……11-13

2. Глава II. Практическая часть

Анкетирование и анализ анкетирования……………………………..14-15

Заключение………………………………………………………………..……...16

Список литературы……………………………………………………….......….17

Введение

Деньги играют огромную роль в жизни страны, актуальность исследования их неоспорима. Это неотъемлемая и существенная часть каждой финансовой системы. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта.

Беря в руки денежные купюры, мы обращали внимание, что они имеют разный цвет, разные узоры и изображения, а вот надписи нанесены одним способом, имеется изображение герба страны. От своих бабушек, а затем и на уроках истории и географии мы узнали, что деньги были не всегда такими. Они изменили размер, цвет, рисунки. Все это связано с изменениями в истории страны.

Нам стало интересно: как и когда появились деньги на Руси, всегда ли они имели такой вид, к которому все мы привыкли, почему на бумажных денежных купюрах именно такие изображения, могут ли денежные купюры быть своеобразным источником при изучении географии?

Согласитесь, что не каждый гражданин знает, что изображено на бумажных купюрах России. Вот и мы не смогли сразу ответить на возникшие у нас вопросы. Заинтересовавшись историей происхождения денег, и вопросом - могут ли денежные купюры быть своеобразным источником при изучении географии страны, мы решили изучить этот вопрос. Определили тему нашей работы: « География в купюрах».

Тему мы выбрали не случайно. Кем бы ни стал человек, когда вырастет, где бы ни жил, ему придется сталкиваться с деньгами.

Гипотеза: предположим, что изображенные на бумажных денежных купюрах географические объекты являются своеобразным источником при изучении страны.

Цель исследования: изучить изображения на денежных купюрах Российской Федерации.

Эта цель реализуется путем выделения следующих задач:

1. Выяснить происхождение денег и их функции.

2. Выяснить, что изображено на денежных купюрах России.

3. Изучить защитные свойства купюр.

4. Обобщить свои выводы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • сбор информации;
  • анализ информации по теме исследования;
  • изучение денежных купюр;
  • изготовление буклета «География в купюрах»;
  • анкетирование одноклассников.

Объект исследования: данной работы являются бумажные денежные купюры Российской Федерации.

Предмет исследования: изображения на российских бумажных денежных купюрах.

Этапы работы над проектом:

  • познакомиться с литературой и материалами в сети Интернет по данной теме;
  • посетить библиотеку, подобрать книги, в которых рассказывается о деньгах;
  • изучить историю возникновения денег на Руси;
  • узнать про основные функции денег;
  • исследовать изображения на бумажных денежных купюрах России;
  • провести анкетирование одноклассников по теме данной работы;
  • изготовление буклета «География в купюрах».

Мы считаем, что данная работа актуализирует познавательную деятельность в области географии.

Глава I. Теоретическая часть

  1. 1. Происхождение денег и их функции

В первоначальном периоде существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство. Производимая продукция предназначалась для собственного потребления. Постепенно происходила специализация людей на изготовление определённых видов продукции. Излишки стали использоваться для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Первоначально простой обмен был случайным и одноразовым. Стремление к развитию обмена стимулировало выделение из многообразия обмениваемых товаров некоего общего эквивалента, используемого при обмене товаров. Постепенно выделялись товары, обладавшие высокой ликвидностью (способностью к реализации). Это был скот, меха, драгоценные камни, соль, зерно, драгоценные металлы. Именно последние, главным образом золото, были выделены в качестве всеобщего эквивалента. Этому способствовали несколько качеств, присущих золоту: редкость, однородность, делимость, длительность хранения, портативность, наличие в достаточном количестве для обмена, большая стоимость.

Итак, Деньги — мера стоимости товаров и услуг, выполняющая роль всеобщего эквивалента, то есть они выражают в себе стоимость всех других товаров и обмениваются на любой из них. Деньгами могут выступать различные вещи, обязательства и вещно-обязательственные комплексы. Обычно, деньгами становится товар с высокой ликвидностью, то есть тот, который легче всего обменять. В современных условиях деньгами являются не столько конкретные товары (например, золото), сколько обязательства (долги) государства или центрального банка. Самостоятельной стоимости такие деньги не имеют и являются эквивалентом лишь номинально. Основой их обращения является государственная власть, которая гарантирует и обязует принимать деньги как средство платежа на данной территории.

По самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского «теңге», или «деңге». В настоящее время

тенге - денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении.

Слово «деньги» возникло потому, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. Со временем все места, где изготавливались монеты, стали называть «монета». На территории Руси чеканка монет, серебряных и золотых, восходит к временам князя Владимира Первого.

При Иване Грозном произошло первое упорядочение российской денежной системы. В начале XVII века на Руси установилась единая денежная единица-копейка (на монете был изображен всадник с копьем), весившая 0,68 грамм серебра. Золотые деньги - “червонцы” появились в России с 1718 года. Биметаллизм сохранялся вплоть до конца XIX века. У бумажных денег были предшественники в виде документов, обещающих платежи золотом, серебром или другими ценными предметами. Известные в истории первые, находившиеся в обращении банкноты были выпущены китайскими банкирами в восемнадцатом веке. В России эмиссия бумажных денег - ассигнаций впервые началась в 1769г.

Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.

Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене.

Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

География денежных купюр

Вряд ли в круговерти ежедневных забот кто-то из нас обращает внимание на то, что изображено на деньгах, которыми мы расплачиваемся. Подобный интерес вызывает разве что новая появившаяся банкнота или монета. Да и они вскоре становятся привычными и интересными лишь в практическом смысле. Все правильно, — это, прежде всего, «особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента»

10 рублей демонстрируют нам Красноярск. Здесь на лицевой стороне изображена часовня Параскевы Пятницы - святой, которую на Руси почитали как покровительницу семьи и домашней живности. Надо сказать, что этот образ связан не только с христианством, но отсылает нас к языческим корням наших предков. Дело в том, что при принятии христианства язычникам-земледельцам тяжело было отказаться от привычных им женских божеств, отвечавших за урожай и благополучие. Поэтому обязанности Лады и Макоши были возложены на ту святую, чей день почитания оказался ближе к празднику урожая. Таким образом, Параскева Пятница заняла одно из самых значимых мест в новом пантеоне. На оборотной стороне купюры изображена светская достопримечательность, но также почитаемая в народе как хранительница домашнего тепла - Красноярская ГЭС. Также лицевую сторону украшает гордость красноярцев - коммунальный мост через Енисей, который в 1961 году вошел в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира". Некоторые утверждают, что мост стоит именно в том месте, где впервые высадился на берег основатель города казак Андрей Дубенской. Памятник ему действительно в Красноярске имеется, но находится он все же в некотором отдалении от упомянутого моста.

50 рублей. Здесь мы видим скульптурную композицию на набережной Санкт-Петербурга. Как мы ни старались, но проидентифицировать личность мраморной женщины, восседающей у основания Ростральной колонны, оказалось невозможно. За неимением соответствующей личности, поскольку эта фигура символизирует собой красавицу - Неву. Сама же колонна являет собой почему-то символ морской мощи. На втором плане виднеется страж выхода к Балтийскому морю, музей-тюрьма - Петропавловская крепость. На оборотной стороне - гравюра с изображением здания бывшей биржи.

100 рублей. Лицевая сторона уже была описана выше. На оборотной стороне купюры - панорамное изображение площади перед Большим театром в Москве.

500 рублей. На этой купюре мы видим памятник Петру I в Архангельске на фоне парусного корабля и морского вокзала. Наверное, не стоит объяснять, чем заслужил сей деятель политических и прочих искусств свое почетное место на пятисотенной. На оборотной стороне изображен Соловецкий монастырь - великая христианская святыня. Здесь располагаются девять церквей. Главная из них - Троицкий собор, где находятся мощи основателей монастыря, преподобных Зосимы и Савватия. Преображенский собор - самый большой и красивый монастырский храм. Под церковью Николая Чудотворца - монастырская ризница, в которой много драгоценных даров царей московских, начиная с Иоанна III, и других жертвователей. Здесь же хранятся палаш кн. Михаила Скопина-Шуйского и сабля кн. Пожарского. Это место славно еще и тем, что оно было стратегически важным объектом - неоднократно он держал оборону нападавших с моря неприятелей. В память об одном из сражений под Царской колокольней сложена пирамида из бомб и ядер, которыми англичане в 1854 г. обстреливали монастырь.

1000 рублей. На лицевой стороне изображен памятник Ярославу Мудрому, стоящий на площади перед Спасо-Преображенским монастырем в Ярославле. Местное неофициальное название - "мужик с тортом". "Торт" в руках князя - не что иное, как храм - символ православной церкви. Так Ярослава Мудрого изображали традиционно, начиная с XI века, намекая на то, что наша вера - в наших руках, несмотря на то, что мы ее как бы позаимствовали. Сама по себе фигура Ярослава Мудрого может смело рассматриваться как символ народного просвещения, поскольку этот книгочей выучил грамоте всех своих детей, включая трех дочек. Так, Анна Ярославовна, выйдя замуж за Генриха I Французского, вызывала небывалое уважение всего королевского двора, будучи единственной из всей королевской семьи, кто подписывал деловые документы именем и отчеством, а не безликим крестиком. Остальные дети мудрого политика, грамотно развивавшего международные связи, также женились и выходили замуж в

большинстве своем за границу. На оборотной стороне - храм Иоана Предтечи (Крестителя), который считается культурным памятником мирового значения.

5000 рублей. В кошельке такая купюра встречается значительно реже, чем остальные. Тем более важно рассказать о том, что на ней изображено. Это город Хабаровск. На лицевой стороне новых денег изображен памятник генералу, графу и губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому. Это именно он положил начало возвращению Амура, уступленного Китаю в году 1689, добившись освобождения Нерчинских крестьян от обязательных работ в рудниках и сформировав из них казачье войско. А на оборотной стороне - Царский амурский мост. Это самый длинный мост на всем Транссибе. Длина его около 2700 метров, а состоит он из 18 пролетов и левобережной эстакады.

200 и 2000 рублей. Банк России в октябре 2017 года представил общественности новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей. Сразу после выпуска данных банкнот в оборот, их могли увидеть и получить жители столицы и тех городов, символы которых украсили эти купюры, но уже к декабрю месяцу они стали стремительно распространяться по всей территории РФ.

Защита купюр.

Современные банкноты – это целый набор технологий, позволяющий предотвратить их подделку. На Пермской и Московской печатных фабриках Гознака будущие деньги поэтапно проходят добавление различных степеней защиты. На одном участке на бумагу наносят водяные знаки и защитные нити. На втором специалисты организуют процесс так, чтобы при печати применялись разные её методы. На третьем стоит лазер, который выжигает в купюрах микроскопические отверстия.

Однако и злоумышленники берут на вооружение всё новые способы, позволяющие делать имитации настоящих банкнот.

Начиная с появления первых бумажных денег, банки совершенствуют уровень их защиты от подделок. Когда-то для идентификации подлинника хватало водяного знака, но эти времена давно прошли. Для банкнот большинства стран мира последовательно внедрялись схожие степени защиты, так как специалисты перенимали опыт других стран. Основными критериями определения подлинности сейчас являются:

Водяной знак.

Защитные волокна.

Защитная нить.

Скрытые муаровые полосы.

Микроперфорация.

Эффект цветопеременной краски.

Рельефные элементы на купюрах.

КИПП-эффект (скрытая надпись).

Микротекст.

Водяной знак можно назвать экспресс-методом определения подлинности. Если смотреть банкноту на просвет, становится видимым скрытое изображение на её бумаге. Мастерство российских специалистов уже давно подтверждено на международном уровне. Например, картины русских художников, воспроизведённые водяными знаками, Экспедиция заготовления государственных бумаг представила на Всемирной выставке в Лондоне ещё в 1872 году.

Защитные волокна являются простым, но очень эффективным способом защиты от подделок. Видны в виде тонких разноцветных нитей в фактуре бумаги. Имеют ярко выраженный неоновый цвет при просмотре банкноты в ультрафиолетовом излучении.

Защитная нить тоже хорошо защищает бумагу от подделок. Может находиться целиком внутри банкноты и тогда в виде тёмной полосы просматривается на просвет. Чаще фрагментарно выведена на поверхность в виде прямоугольников.

Скрытые муаровые полосы проявляются при наклоне купюры. Если смотреть на банкноту под углом 90°, происходит слияние полос, что делает рисунок однотонным. Но только угол поменяется, и разноцветные полосы снова становятся видны.

Микроперфорацию стали применять не так уж давно. Она представляет собой сквозные микроотверстия, которые видны на просвет. У российских денег это число в виде миниатюрных точек, отражающее номинал.

Эффект цветопеременной краски

На банкнотах достоинством 1000 и 5000 рублей эффект выглядит как светлая полоса, меняющая своё положение на гербе Ярославля или Хабаровска.

Рельефные элементы на купюрах РФ

Долгое время банкноты изготавливали при помощи металлографии. В печатной форме вырезали бороздки, заполняемые краской. После печати краска переходила на банкноту, создавая микрорельеф, прощупываемый руками. В настоящее время осязаемый рельеф придают отдельным элементам банкнотного поля не только металлографией.

КИПП-эффект (скрытая надпись) — способ создания скрытых изображений методом металлографской печати. Изображение становится видимым при рассмотрении листа под острым углом в отражённом свете. В зависимости от ориентации банкноты изображения могут становиться тёмными или светлыми.

Данный эффект достигается благодаря скрытому (латентному) изображению параллельных линий небольшой ширины с одинаковым рельефом. На этом рельефе линии переднего плана перпендикулярны линиям заднего. В зависимости от угла обзора светлее становится либо передний, либо задний план. Недостатком этого защитного элемента является то, что обычному пользователю заметить его бывает непросто.

Микротекст ещё не так давно отлично защищал банкноты от копирования. Копировальные аппараты не воспринимали мелкие элементы, что быстро и надёжно идентифицировало подделку. С тех пор возможности копировальной техники возросли. Но от метода микротекста отказываться не

стали, постепенно усложняя его структуру.

2. Глава II. Практическая часть

Анкетирование и анализ анкетирования

Также нам стало интересно, а что знают наши одноклассники про деньги. Проведя анкетирование 16 учащихся, мы выяснили, что большая часть наших одноклассников не знают, что изображено на денежных купюрах нашей страны.

1. С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? (Красноярск.)

Верный ответ – 2 человека, не верный ответ – 14 человек

2. С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 100 рублей? (Москва.)

Верный ответ – 6 человек, не верный ответ – 10 человек

3. Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей? (Архангельска.)

Верный ответ – 1 человек, не верный ответ – 15 человек

4. Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей? (Ярославля.)

Верный ответ – 0 человек, не верный ответ – 16 человек

5. Что бы вы предложили изобразить на денежной купюре нового образца?

На пятый вопрос учащиеся ответили, что они хотели бы изобразить на купюре:

Наш город Челябинск, к сожалению, не попал на банкноты 200 и 2000 рублей. Но нам стало очень интересно, чтобы предложили изобразить на новых купюрах наши одноклассники. Проведя опрос, мы выяснили мнение наших ребят. Данные анкетирования позволяют сделать вывод, что нашим одноклассникам интересна данная тема. Хотя многие не смогли дать ответы на наши вопросы, но предложений по изображению на новых купюрах поступило много. Было видно, что ребята любят свою Родину, свой город, гордятся историческими памятниками нашей страны, нашего города, и хотят, чтобы наша страна и наш город стали еще лучше.

Заключение:

Подводя итог работы, можно сделать вывод, что деньги – это средство обмена. Ввод других денежных средств, подделка денежных купюр – в нашей стране - запрещены. Данная работа помогла нам узнать, что изучением бумажных денег занимается бонистика, а изучением монет – нумизматика. Мы сделали буклет «География в купюрах», изучили изображения на бумажных купюрах России.

Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты. Гипотеза исследования полностью подтвердилась: изображённые на бумажных денежных купюрах географические объекты являются своеобразным источником при изучении нашей страны. Приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся нам в дальнейшей учёбе. Исследования по данной теме мы продолжим дальше, так как мы изучаем «Географию материков и океанов» и хотелось бы узнать о банкнотах разных материков и стран.

Список литературы:

1. Советская историческая энциклопедия.- М.: Издательство АН СССР, 1961-1971.

2. Я познаю мир. Экономика. Детская энциклопедия. – М: АСТ 2003

3. Учебник/ Под ред. Б.А.Райзберга. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672с. – (Высшее образование).

4. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 528с.

5. Андрюшин С.А. Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития.перераб. и доп. М.: Бизнес -- школа «Интел -- синтез», 2013. - 228с.

6. Белотелова Н.П., Белотелова Ж. С. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. -- М.: Дашков и К, 2012. - 484с

7.

8.

9. ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности в 5 классе 2011г

Темы проектов по математике 5 класс 2010-2011г.г.,Содержание проектной работы,Защита проектной работы.(руководитель проекта Потехина Т.В.)...

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Исследовательский проектуеник 4 б класса лопатин даниил

Данная работа содержит в себе две основные  стороны исследования: теоретическую и практическую. Первая с...

Коллективный исследовательский проект 5-го класса ТСШИ по теме: "Во имя Победы" под руководством классного руководителя Анасенко Татьяны Семеновны.

В связи с приближением знаменательной даты  - 66 - летие  Победы в Великой Отечественной войне в  нашей школе проводится много мероприятий.  Мы провели поисковую работу по сбору ма...

Словарь жаргонов (из исследовательской работы учащейся 9 класса)

Словарь жаргонов  и их аналогов был составлен по результатам наблюдения за речью учащихся подростков нашей школы. Работа была представлена на НПК " Шаг в будущее" и получала 2 место на районном у...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В 5 КЛАССЕ. ТЕЗИСЫ

Объект  исследования: Окружающий и  растительный  мир.Предмет  исследования: форма и строение исследуемых предметов.Цель: Выяснить, есть ли в окружающей нас действительности объект...