РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ внеурочной деятельности Клуб «Краевед»
учебно-методический материал (7, 8, 9 класс)

Перкова Наталья Викторовна

Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл клуба «Юный краевед».


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

МАОУ «СОШ № 16»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор

_____________Перкова Н.В.

______________Барабанщикова С.Н.

______________Аверина Л.И.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №_______

от "25" 08.2023 г.

от "25" 08.  2023 г.

от "30" 08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
        
внеурочной деятельности

Клуб  «Краевед»

г .о. Дегтярск

2023 г.

«Клуб- краевед»

Пояснительная записка

Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников,  сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.

 Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего.

          Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл клуба «Юный краевед».

Практическая значимость работы клуба в  том, что у обучающихся формируется интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность, создаются условия для повышения общеучебных умений и навыков при использовании различных форм учебно– исследовательской деятельности учащихся, распространяется опыт  через средства массовой информации, повышается  уровень мотивации, интерес к предмету история, развитие ученика как личности, решение проблем дальнейшей социализации.

Краеведческие знания сегодня необходимы обучающимся, и получить эти знания возможно,  не только через урочную, но и  внеурочную деятельность.  

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 4 -11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Все занятия реализуются полностью за один год, годичный цикл обучения составляет 68 часов. Занятия проводятся один  раз в неделю по 2 часа.

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед»  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Реализация данной программы осуществляется через следующие формы проведения занятий: встречи с ветеранами, викторины, праздники, конкурсы, экскурсии, экспедиции, походы на раскопки, круглые столы, игры, работа в архивах и музеях.

Используются следующие методы: метод теоретического исследования, метод изучения и анализа документальных материалов архивов, музеев, метод анкетного опроса, интервьюирования местного населения и использования таблиц, метод сравнительной этнографии,  составление презентаций и проектов.

Обучающиеся  учатся работать с историческими источниками, архивными документами, периодическими изданиями, музейными экспонатами, библиотечными фондами.

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.

Общая характеристика клуба «Краевед»

Основные направления  внеурочной деятельности:

- изучение истории своей малой родины;

- проектная деятельность.

Программа внеурочной деятельности по краеведческому направлению «Юный краевед» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Свердловской области, города Дегтярска, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.

Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы, в которой систематически  проводится работа по изучению истории города. На базе кабинета географии создан уголок «Память», где хранится и пополняется краеведческий  материал (документы, предметы материальной культуры).

Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к краеведению.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

• расширить и углубить знания учащихся о родном крае, о школе;

• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ;

• воспитывать патриотизм.

Задачи программы:

Образовательные

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием  ИК.

Воспитательные

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
      • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, творчество и успех.

Направленность данной внеурочной образовательной программы: исследовательская и проектная деятельность.

Классы: 4 -11.  Наполняемость группы  – 20 человек.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии, поездки, походы;

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Межпредметные связи

Предмет

Описание межпредметной связи

Русский язык

запись воспоминаний жителей города, конспектирование отдельных фрагментов текста, составление рассказа, выступлений

Информатика

Выполнение проекта на ПК,  работа в Интернет

Изобразительное искусство

оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов

География

Работа с картами на местности

История

Изучение исторических дат

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые  умения

Средства достижения результатов

Личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению;
  • воспитание самоорганизации и саморазвития.
  • развитие познавательных навыков учащихся;
  •  умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация занятии групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение планировать свою работу

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        задавать вопросы;

  • толерантно относится  к людям с  различными точками зрения;
  •  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметнын результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
  9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  12.         Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования 

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

Деятельность по программе основывается на следующих принципах:

-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.

-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований.

-Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности.

-Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства.

-Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.

Содержание программы

Содержание предполагает определенные разделы с самой разной тематикой исследований: геоэкологической, гидрологической, геоморфологической, ландшафтной.

Объекты краеведения

Основные разделы программы

    Содержание

Практико-значимая работа

Природа

Сохраним Землю голубой и зеленой!

Забота о чистоте природы края, охрана природы

Организация и проведение экспедиций, экскурсий, рейдов, субботников к родникам, озеру Ижбулат, лесным массивам, памятникам природы с благоустройством и очисткой территорий.
Проведение конкурса на составление свода правил поведения в природе.

Физико-географический очерк городского округа Дегтярск

Составление комплексной характеристики

Создание проектов в форме электронной презентации «Географический очерк г.о. Дегтярск», «Исчезнувшие животные области», «Редкие растения», «Памятники природы Свердловской области»

Экология

Экологическая тропа в окрестности города

Создание проекта

Создание проекта в форме электронной презентации «Создание экологической тропы в городе. Открытие экологической тропы, видеофильм

Экологический портрет г.о. Дегтярск

Анализ СМИ, исследования, наблюдения и охрана природы

Создание проектов в форме электронной презентации

Природное наследие моего края

Изучение сокровищ и ландшафтов своей местности, создание альбома и фотогазет

Создание альбома «Природное наследие моего края».
Создание проектов в форме электронной презентации «Красота моей Родины»

Экономика

Экологический образ

Научные и полевые исследования

Оформление материала истории предприятий

Население

Краеведы поселка Дегтярка, города Дегтярска

Уважение и забота старожилам, краеведам, ветеранам

Участие в городском конкурсе «Портрет героя нашего времени»: представление эссе, собрание материала.

Народ – достояние города

Создание проекта в форме электронной презентации «Национальный состав г.о. Дегтярск»

Топонимика

Топонимика родных мест

Исследовательская деятельность по изучению и толкованию названий местных природных и культурных объектов

Оформление материала

Искусство

Фотомир: «Зеркало природы»

Фотографирование и видеосъемка уголков природы, процессов и явлений в природе, культурного наследия

Создание альбома «Мой Дегтярск»

Проведение ежегодных фотоконкурсов «Остановись, мгновенье!», «Облака моей Родины»

Уголок России

Зарисовки любимых мест природы родного края

Проведение конкурсов «Уголок России», «Мой милый уголок», «Я живу в России», «Родной Дегтярск»

С любовью к родной природе

Художественный образ города в поэтической копилке

Создание сборника стихов учащихся, рожденных на уроках географии «С любовью к родной природе».
Создание экспозиций писателей, которые писали о Дегтярске

Литература

Природа окрестностей Дегтярска в произведениях писателей

Собрание сочинений учащихся об антропогенных изменениях природы

Проведение конкурса творческих альбомов «Сохранение природы»

        

Тема 1. Введение. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой клуба.

Знакомство с экспонатами школьного музея. Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Архивные документы в учебно-воспитательной работе. Знакомство с архивными документами школьного музея и школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы)

 Выявление архивных документов, связанных  с историей города, школы.

Письменные источники-знания о прошлом. Древнейшие рукописные  памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие  сборники. Значение журнальных, газетных публикаций.

Устные источники.  Язык - древнейшая форма общения людей.   Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий.

Тема 2. Школьный музей

Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение Учет, хранение экспонатов. Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам. Как правильно оформлять паспорта к экспонатам. Правила фиксирования исторических событий. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними.

Тема 3. Родной край.  

Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития. Географическое положение города, района.

Тема.4. Прошлое, настоящее и будущее нашего города

Учащиеся знакомятся с историей освоения Дегтярска, с именами первооткрывателей, как проходило заселение района, с народами, которые жили. Топонимика родных мест. Предприятия города.

          Возможно нетрадиционное изучение данной темы, через игру – путешествие по специальным картам атласа «Люби и знай свой край». Здесь учащиеся могут окунуться в интересное историческое прошлое нашего края.

 Двухчасовая экскурсия по улицам и памятным местам города Дегтярска.

 Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Тема 5. Природные компоненты окрестностей города Дегтярска

В рамках данной темы слушателей знакомят с природными компонентами: рельеф, почва, климат, растительность, животный мир.   Тектоническое строение, горы. Современные рельефообразующие процессы в районе. Размещение основных типов почв и их особенности. Основные климатообразующие факторы и особенности климата района. Погода зимнего и летнего периодов. Времена года. Особенности внутренних вод края. Крупнейшие речные системы и особенности их расположения. Гидрологический режим и биологические ресурсы. Особенности происхождения озерных котловин района. Происхождения болот и их география.

Растительный и животный мир района. Отличительные особенности растительного и животного мира района в сравнении с другими территориями России. Эндемики и реликты нашего района. Животные и растения, занесенные в Красную Книгу. Определение и изучение растений по гербариям. Характеристика природных зон района.

 Экскурсия. Учащиеся на природе закрепляют понятия о целостности природного комплекса на примере озеро Ижбулат. Природное наследие моего края.

Практическое занятие: составление экологического паспорта города.

Тема 6. Мир литературы,  народных праздников.  

Сбор материала о народных праздниках.  В мире литературы.

Тема 7.

Итоговое занятие

Заключительный этап – подведение итогов, выставка работ учащихся. Защита презентаций. Здесь учащиеся демонстрируют знания и навыки, приобретенные при изучении данного курса.

Формы занятий: Слайд - лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.

Практические занятия: Встречи с жителями города с целью сбора материала. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической по разделам. Подготовка экскурсоводов и порядок их работы. Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и  труда, запись их воспоминаний. Создание фонотеки воспоминаний. Уход за братским захоронением.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать – понимать:

  • Знать отличительные особенности географического положения района;
  • Знать общее  положение о размерах территории, протяженности, соседях;
  • Знать историю освоения и строительства поселка, города.

Учащиеся должны уметь: край»;

- называть климатообразующие факторы и характеризовать особенности климата;

- называть особенности внутренних вод;

- давать гидрологическую характеристику водоемов;

- характеризовать типы почв, типичных представителей растительного и животного мира;

- давать описание природного комплекса;

- использовать  разнообразные источники географической информации для характеристики природных комплексов;

- составлять картосхему природных комплексов методом наложения нескольких карт;

    Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

- понимание географической, климатической, исторической специфики природы  в условиях глобализации;

- нахождение и применение  географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернета. Предполагаемый результат реализации программы:

  • Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности, уважение к членам семьи и старшему поколению.
  • Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает свою Малую Родину, ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  • Высокий нравственный и культурный уровень, способность корректировать свое поведение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение общаться со старшим поколением.
  • Расширение кругозора обучающихся о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих в нашем крае, в нашей стране.
  • Активное совместное участие ребят и их родителей в поисковой деятельности.

Полученные результаты:

  • Систематически проводится тимуровская работа с ветеранами микрорайона, оформлены семейные фотоальбомы.
  • Наблюдаются позитивные изменения в поведении трудных подростков.
  • У обучающихся развиваются доброжелательные и милосердные отношения
  • К членам семьи и старшему поколению.
  • Проводится поисковая работа и  материал оформляется.

Результативность учебного материала обеспечат следующие знания, умения, навыки:

  • Работа с первоисточниками, самостоятельно добывать знания, сравнивать характеристики разных источников.
  • Составление доклада, реферата, исследовательской работы, проекта, оформление дневника похода.
  • Самостоятельное проведение беседы с населением по записи воспоминаний
  • Проведение  экскурсии.

Тематический план

№ п/п

Темы разделов и занятий

Всего часов

Теорети

ческие

     занятия

Практи

ческие            занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Введение. Инструктаж    по ТБ в кабинете. Предмет краеведение и его атрибутика.

1

1

  Источники краеведения (печатные, статистические, картографические, архивные, устные, памятники истории).

Архив и его назначение. Методы и приемы работы над архивными документами.

4

1

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  Сайт школы 16

30dg. uralschool.ru     Сайт школы 30

m.vk.com>mbukdcdk   Сайт ДК

http:// degtyarsk.ru  Сайт Администрации города Дегтярска

Практическая работа «Работа с архивными документами»

2

2

http//arhiv.degtyarck.ru

Письменные источники.

1

1

http//arhiv.degtyarck.ru

Устные источники

1

1

http//arhiv.degtyarck.ru

2

Школьный музей. Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.

5

1

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

3

Родной край. Территория и границы родного края. Географическое положение города.

2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

4

Прошлое, настоящее и будущее нашего города Возникновение и развитие города. История заселения.

Участие семьи  в Гражданской войне, Первой мировой войне, миротворческих войнах.

4

2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

Население города

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

Имена, которыми гордиться город.

Происхождение имен и фамилий

2

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

Знаменитые люди города

Как составить свою родословную.

Генеалогическое древо семьи.

3

1

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

Улицы и учебные заведения нашего города

Музеи города

5

1

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

Промышленные предприятия города

2

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

Предприятие в годы ВОВ

2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

Экскурсия по улицам и памятным местам города

4

4

Наш край в годы войны Великая Отечественная война и наш край, город  (герои – земляки, помощь фронту, трудовые будни, подростки – участники войны).

4

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

5

Природные компоненты окрестностей города Дегтярска Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые.

4

2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

Климатические особенности города.

1

1

Внутренние воды города

1

1

Почвы

1

1

Растительный и животный мир. Экскурсия

4

2

2

Составление экологического паспорта

4

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

6

Мир народных праздников.

 Семейные традиции и праздники

3

1

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  

30dg. uralschool.ru    

m.vk.com>mbukdcdk  

http:// degtyarsk.ru  

В мире литературы и искусства.

5

5

http://elib.uraic.ru>handlt/

7

Итоговое занятие

2

2

Всего

68

Для реализации программы необходимы следующие условия:

  1. Кадровое обеспечение.

К обязательному условию реализации программы нужно отнести наличие опыта работы педагога в данном направлении, что, несомненно, будет способствовать более качественной работе. Для эффективной работы по программе необходима организация сотрудничества с руководителями музеев города, администрацией школы и классными руководителями, родителями, ветеранами.

  1. Материально – техническое обеспечение.

При проведении мероприятий в работе программа предполагает использование: учебных  кабинетов, актовый зал, библиотеки,  информационные средства (магнитофон, видеомагнитофон, фотоаппарат, диктофон, интерактивный комплекс),  оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс).

  1. Информационное обеспечение.

Для успешной работы по реализации программы необходима помощь библиотеки города, использование методической литературы по внеклассной работе, подшивок газет и журналов по воспитанию обучающихся, видео и аудиотеки, деловые и творческие связи с учреждениями дополнительного образования, интернет – ресурсов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

  1. Нормативные документы

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – 4-е изд. – М.:Просвещение,2014

Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С.В.Третьякова, А.В Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В.Третьякова]. – С.: Просвещение , 2013.

  1. Справочная литература

Заплатин М.А., Вибе Ф.И Самый красивый Урал: Очерки / Предисл. В. Николаева.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983.

Маликов А.И., ПоленовЮ. А., Попов М.П., Шукшаев А.П.  Самоцветная полоса Урала: учебно-справочное пособие // Под общ.редакцией А.И. Маликова. _ Екатеринбург: Издательство «Сократ»,2007.

  Чагин Г.Н.  Народы и культуры Урала в XIX-XX вв./ Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002.

Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.-368 с.,ил.

12 путешествий по Среднему Уралу- Реж: Изд-во турфирмы «Малыш и Карлсон», 2006

          3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор.

Цифровые образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

http:// d- school 16.ru  Сайт школы 16

30dg. uralschool.ru     Сайт школы 30

m.vk.com>mbukdcdk   Сайт ДК

http:// degtyarsk.ru  Сайт Администрации города Дегтярска

http://elib.uraic.ru>handlt/

http//arhiv.degtyarck.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатство Земли Дегтярской Медный колчедан Известняк Торф Пирит Кварц – серицитовые сланцы Хлоритовый сланец с пиритом Бурый железняк Горный хрусталь

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Достопримечательности города Дегтярска

Слайд 2

Дегтярск Дегтя́рск — город в Свердловской области, административный центр городского округа Дегтярск. 9 июля 2009 года признан городом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 3

Небольшой городок Дегтярск в последние годы превратился в настоящую мекку для любителей урбантрипа - индустриального туризма по заброшенным объектам. Здесь есть что посмотреть, есть чему удивиться и восхититься. Настоящий рай для урбантриповцев. Дегтярск - относительно молодой город. Первые поселения здесь возникли лишь в начале XX века (Ревдинская и Северская Дегтярки). За несколько лет до революции 1917 года здесь, у подножия горы Лабаз, нашли медь. После становления Советской власти здесь стали множиться медные шахты (кстати, во времена НЭП здешними шахтами на правах концессии владели родственники Никсона, который посещал Дегтярск в 1959 году, незадолго до своего избрания президентом США). Самыми крупными стали шахты "Капитальная-1" и "Капитальная-2" (именно от них в городе высятся два огромных террикона). Добываемой тут рудой снабжали печально известный ревдинский СУМЗ.

Слайд 4

Начать экскурсию по территории лучше всего с подъема на гигантский террикон, возвышающийся на сотню метров прямо около здания местной автостанции. Он состоит из поднятой из шахт пустой, отработанной породы. С вершины открывается отличный вид как на промышленную территорию, так и на сам город. Здесь, на высоте, всегда дует сильный ветер.

Слайд 5

К югу от отвала - обветшавшее здание рудоуправления. Перед ним - пара памятников шахтерам (один из них тщательно отремонтирован, второй же постепенно разрушается). Перед самым входом в здание - памятник трагически погибшему летчику Сафронову. Тому самому, самолет которого был сбит 1 мая 1960 года при попытке перехвата американского самолета-шпиона "Локхид У-2" с пилотом Фрэнсисом Пауэрсом. Сбили самолет Сафронова своими же советскими ракетами. Как раз в это время в Дегтярске проходила первомайская демонстрация. Самолет Сафронова мог упасть на людей или на жилые дома. Летчик увел самолет на окраину города, не успев катапультироваться. Разбился буквально в нескольких метрах от жилых домов.

Слайд 6

Наибольший интерес для приезжающих сюда приверженцев индустриального туризма представляет здание бывшей рудосортировки. Все строение из бетона и железа буквально насквозь пропиталось ядовитыми солями меди. Все стены, пол и почва вокруг покрыты толстым зеленоватым налетом. С потолка свисают зеленые "сосульки". Вокруг - лужи и небольшие озерки с фиолетовой водой. Растительности на территории бывшей промышленной площадки очень мало.

Слайд 7

Неизгладимое впечатление производит так называемый гидромедьцех. Чтобы туда попасть, нужно пройти от рудосортировки несколько сотен метров по железной дороге и свернуть налево по небольшой тропке. Вы не увидете здесь здания цеха в традиционном его понимании. Гидромедьцех представляет собой своеобразную сетку из бревен и деревянных желобов, через которые на протяжении пары сотен метров проходит вода протекающего здесь ручья. Дело в том, что вода здесь очень богата соединениями меди. В советское время, когда рудник процветал, для выделения дополнительной меди и построили этот "цех". В пространство между бревен бросали железную стружку. Происходила химическая реакция и медь в виде осадка опускалась на дно желобов. Говорят, что в месяц таким образом получали до 200 тонн меди.

Слайд 8

Побывав в Дегтярске, грех не посетить гору Лабаз. Вершину Лабаза венчают небольшие скальные обнажения. Отсюда красивый вид на город Дегтярск с одной стороны и озеро Ижбулат с другой. В советские времена вся внутренность горы была буквально испещрена шахтными ходами и сейчас неумолимо разрушается. Согласно измерениям ученых, высота горы неуклонно сокращается, гора оседает. Вся гора Лабаз покрыта трещинами шириной от нескольких миллиметров, до нескольких метров. Трещины уходят далеко-далеко вглубь горы. Они здесь всюду. Никогда нигде не видел ничего подобного. Время от времени на горе и ее склонах происходят обвалы. На том месте, где было ровное место, в любой момент может появиться огромнейшая воронка глубиной в несколько десятков метров...

Слайд 9

В добавок в наши дни западный склон горы нещадно срезается техникой, постепенно подбираясь к самой вершине. По одним данным, здесь добывают золото, по другим - глину. Этой же породой засыпают образующиеся на склонах горы провалы. Еще немного и гора Лабаз может перестать существовать...

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Уровень образования – основное общее 6 класс. Количество часов: 35

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, Программой развития УУД на ступени ООО. Программа ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования социального направления «ПРОДВИЖЕНИЕ» для 7 класса

Основой для современной организации воспитательной работы с учащимися является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение ученикам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»  34 часа 8 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пионербол» на уровне основного общего образования (спортивно-оздоровительное направление)

Рабочая программа курса «Пионербол» ориентирована на учащихся 5-6  классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Футбол" основного общего образования, 5-8 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Футбол" основного общего образования для  5-8 классов. Количество часов по учебному плану - 70 ч (2 ч. в неделю). Рабочая  программа д...

Рабочая програма курса внеурочная деятельности по ОФП (Общяя Физическая Подготовка) 8-9 классы

Рабочая програма курса внеурочная деятельности  по ОФП (Общяя Физическая Подготовка) 8-9 классы...