РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ внеурочной деятельности Клуб «Краевед»
учебно-методический материал (7, 8, 9 класс)
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл клуба «Юный краевед».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА КЛУБА КРАЕВЕД | 51.01 КБ |
образцы минералов, собранные участниками кружка | 1.92 МБ |
путеводитель по шахтёрскому городу Дегтярск Свердловской области | 866.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МАОУ «СОШ № 16»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании ШМО | Заместитель директора по УВР | Директор |
_____________Перкова Н.В. | ______________Барабанщикова С.Н. | ______________Аверина Л.И. |
Протокол №1 | Протокол №1 | Приказ №_______ |
от "25" 08.2023 г. | от "25" 08. 2023 г. | от "30" 08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
внеурочной деятельности
Клуб «Краевед»
г .о. Дегтярск
2023 г.
«Клуб- краевед»
Пояснительная записка
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего.
Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл клуба «Юный краевед».
Практическая значимость работы клуба в том, что у обучающихся формируется интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность, создаются условия для повышения общеучебных умений и навыков при использовании различных форм учебно– исследовательской деятельности учащихся, распространяется опыт через средства массовой информации, повышается уровень мотивации, интерес к предмету история, развитие ученика как личности, решение проблем дальнейшей социализации.
Краеведческие знания сегодня необходимы обучающимся, и получить эти знания возможно, не только через урочную, но и внеурочную деятельность.
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 4 -11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Все занятия реализуются полностью за один год, годичный цикл обучения составляет 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Реализация данной программы осуществляется через следующие формы проведения занятий: встречи с ветеранами, викторины, праздники, конкурсы, экскурсии, экспедиции, походы на раскопки, круглые столы, игры, работа в архивах и музеях.
Используются следующие методы: метод теоретического исследования, метод изучения и анализа документальных материалов архивов, музеев, метод анкетного опроса, интервьюирования местного населения и использования таблиц, метод сравнительной этнографии, составление презентаций и проектов.
Обучающиеся учатся работать с историческими источниками, архивными документами, периодическими изданиями, музейными экспонатами, библиотечными фондами.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.
Общая характеристика клуба «Краевед»
Основные направления внеурочной деятельности:
- изучение истории своей малой родины;
- проектная деятельность.
Программа внеурочной деятельности по краеведческому направлению «Юный краевед» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Свердловской области, города Дегтярска, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы, в которой систематически проводится работа по изучению истории города. На базе кабинета географии создан уголок «Память», где хранится и пополняется краеведческий материал (документы, предметы материальной культуры).
Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к краеведению.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае, о школе;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ;
• воспитывать патриотизм.
Задачи программы:
Образовательные
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием ИК.
Воспитательные
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, творчество и успех.
Направленность данной внеурочной образовательной программы: исследовательская и проектная деятельность.
Классы: 4 -11. Наполняемость группы – 20 человек.
Форма и режим занятий:
- групповая работа;
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- смотры-конкурсы, выставки;
- экскурсии, поездки, походы;
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Межпредметные связи
Предмет | Описание межпредметной связи |
Русский язык | запись воспоминаний жителей города, конспектирование отдельных фрагментов текста, составление рассказа, выступлений |
Информатика | Выполнение проекта на ПК, работа в Интернет |
Изобразительное искусство | оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов |
География | Работа с картами на местности |
История | Изучение исторических дат |
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства достижения результатов | ||
Личностные |
| организация занятии групповой работы | ||
Метапредметные результаты | ||||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
| ||
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы; - выделять существенную информацию из текстов разных видов | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | ||
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • задавать вопросы;
|
|
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметнын результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Деятельность по программе основывается на следующих принципах:
-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.
-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований.
-Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности.
-Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства.
-Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Содержание программы
Содержание предполагает определенные разделы с самой разной тематикой исследований: геоэкологической, гидрологической, геоморфологической, ландшафтной.
Объекты краеведения | Основные разделы программы | Содержание | Практико-значимая работа |
Природа | Сохраним Землю голубой и зеленой! | Забота о чистоте природы края, охрана природы | Организация и проведение экспедиций, экскурсий, рейдов, субботников к родникам, озеру Ижбулат, лесным массивам, памятникам природы с благоустройством и очисткой территорий. |
Физико-географический очерк городского округа Дегтярск | Составление комплексной характеристики | Создание проектов в форме электронной презентации «Географический очерк г.о. Дегтярск», «Исчезнувшие животные области», «Редкие растения», «Памятники природы Свердловской области» | |
Экология | Экологическая тропа в окрестности города | Создание проекта | Создание проекта в форме электронной презентации «Создание экологической тропы в городе. Открытие экологической тропы, видеофильм |
Экологический портрет г.о. Дегтярск | Анализ СМИ, исследования, наблюдения и охрана природы | Создание проектов в форме электронной презентации | |
Природное наследие моего края | Изучение сокровищ и ландшафтов своей местности, создание альбома и фотогазет | Создание альбома «Природное наследие моего края». | |
Экономика | Экологический образ | Научные и полевые исследования | Оформление материала истории предприятий |
Население | Краеведы поселка Дегтярка, города Дегтярска | Уважение и забота старожилам, краеведам, ветеранам | Участие в городском конкурсе «Портрет героя нашего времени»: представление эссе, собрание материала. |
Народ – достояние города | Создание проекта в форме электронной презентации «Национальный состав г.о. Дегтярск» | ||
Топонимика | Топонимика родных мест | Исследовательская деятельность по изучению и толкованию названий местных природных и культурных объектов | Оформление материала |
Искусство | Фотомир: «Зеркало природы» | Фотографирование и видеосъемка уголков природы, процессов и явлений в природе, культурного наследия | Создание альбома «Мой Дегтярск» Проведение ежегодных фотоконкурсов «Остановись, мгновенье!», «Облака моей Родины» |
Уголок России | Зарисовки любимых мест природы родного края | Проведение конкурсов «Уголок России», «Мой милый уголок», «Я живу в России», «Родной Дегтярск» | |
С любовью к родной природе | Художественный образ города в поэтической копилке | Создание сборника стихов учащихся, рожденных на уроках географии «С любовью к родной природе». | |
Литература | Природа окрестностей Дегтярска в произведениях писателей | Собрание сочинений учащихся об антропогенных изменениях природы | Проведение конкурса творческих альбомов «Сохранение природы» |
Тема 1. Введение. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой клуба.
Знакомство с экспонатами школьного музея. Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Архивные документы в учебно-воспитательной работе. Знакомство с архивными документами школьного музея и школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы)
Выявление архивных документов, связанных с историей города, школы.
Письменные источники-знания о прошлом. Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники. Значение журнальных, газетных публикаций.
Устные источники. Язык - древнейшая форма общения людей. Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий.
Тема 2. Школьный музей
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение Учет, хранение экспонатов. Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам. Как правильно оформлять паспорта к экспонатам. Правила фиксирования исторических событий. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними.
Тема 3. Родной край.
Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития. Географическое положение города, района.
Тема.4. Прошлое, настоящее и будущее нашего города
Учащиеся знакомятся с историей освоения Дегтярска, с именами первооткрывателей, как проходило заселение района, с народами, которые жили. Топонимика родных мест. Предприятия города.
Возможно нетрадиционное изучение данной темы, через игру – путешествие по специальным картам атласа «Люби и знай свой край». Здесь учащиеся могут окунуться в интересное историческое прошлое нашего края.
Двухчасовая экскурсия по улицам и памятным местам города Дегтярска.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Тема 5. Природные компоненты окрестностей города Дегтярска
В рамках данной темы слушателей знакомят с природными компонентами: рельеф, почва, климат, растительность, животный мир. Тектоническое строение, горы. Современные рельефообразующие процессы в районе. Размещение основных типов почв и их особенности. Основные климатообразующие факторы и особенности климата района. Погода зимнего и летнего периодов. Времена года. Особенности внутренних вод края. Крупнейшие речные системы и особенности их расположения. Гидрологический режим и биологические ресурсы. Особенности происхождения озерных котловин района. Происхождения болот и их география.
Растительный и животный мир района. Отличительные особенности растительного и животного мира района в сравнении с другими территориями России. Эндемики и реликты нашего района. Животные и растения, занесенные в Красную Книгу. Определение и изучение растений по гербариям. Характеристика природных зон района.
Экскурсия. Учащиеся на природе закрепляют понятия о целостности природного комплекса на примере озеро Ижбулат. Природное наследие моего края.
Практическое занятие: составление экологического паспорта города.
Тема 6. Мир литературы, народных праздников.
Сбор материала о народных праздниках. В мире литературы.
Тема 7.
Итоговое занятие
Заключительный этап – подведение итогов, выставка работ учащихся. Защита презентаций. Здесь учащиеся демонстрируют знания и навыки, приобретенные при изучении данного курса.
Формы занятий: Слайд - лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.
Практические занятия: Встречи с жителями города с целью сбора материала. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической по разделам. Подготовка экскурсоводов и порядок их работы. Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Создание фонотеки воспоминаний. Уход за братским захоронением.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать – понимать:
- Знать отличительные особенности географического положения района;
- Знать общее положение о размерах территории, протяженности, соседях;
- Знать историю освоения и строительства поселка, города.
Учащиеся должны уметь: край»;
- называть климатообразующие факторы и характеризовать особенности климата;
- называть особенности внутренних вод;
- давать гидрологическую характеристику водоемов;
- характеризовать типы почв, типичных представителей растительного и животного мира;
- давать описание природного комплекса;
- использовать разнообразные источники географической информации для характеристики природных комплексов;
- составлять картосхему природных комплексов методом наложения нескольких карт;
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
- понимание географической, климатической, исторической специфики природы в условиях глобализации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернета. Предполагаемый результат реализации программы:
- Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности, уважение к членам семьи и старшему поколению.
- Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает свою Малую Родину, ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Высокий нравственный и культурный уровень, способность корректировать свое поведение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение общаться со старшим поколением.
- Расширение кругозора обучающихся о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих в нашем крае, в нашей стране.
- Активное совместное участие ребят и их родителей в поисковой деятельности.
Полученные результаты:
- Систематически проводится тимуровская работа с ветеранами микрорайона, оформлены семейные фотоальбомы.
- Наблюдаются позитивные изменения в поведении трудных подростков.
- У обучающихся развиваются доброжелательные и милосердные отношения
- К членам семьи и старшему поколению.
- Проводится поисковая работа и материал оформляется.
Результативность учебного материала обеспечат следующие знания, умения, навыки:
- Работа с первоисточниками, самостоятельно добывать знания, сравнивать характеристики разных источников.
- Составление доклада, реферата, исследовательской работы, проекта, оформление дневника похода.
- Самостоятельное проведение беседы с населением по записи воспоминаний
- Проведение экскурсии.
Тематический план
№ п/п | Темы разделов и занятий | Всего часов | Теорети ческие занятия | Практи ческие занятия | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ в кабинете. Предмет краеведение и его атрибутика. | 1 | 1 | ||
Источники краеведения (печатные, статистические, картографические, архивные, устные, памятники истории). Архив и его назначение. Методы и приемы работы над архивными документами. | 4 | 1 | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru Сайт школы 16 30dg. uralschool.ru Сайт школы 30 m.vk.com>mbukdcdk Сайт ДК http:// degtyarsk.ru Сайт Администрации города Дегтярска | |
Практическая работа «Работа с архивными документами» | 2 | 2 | http//arhiv.degtyarck.ru | ||
Письменные источники. | 1 | 1 | http//arhiv.degtyarck.ru | ||
Устные источники | 1 | 1 | http//arhiv.degtyarck.ru | ||
2 | Школьный музей. Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. | 5 | 1 | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru |
3 | Родной край. Территория и границы родного края. Географическое положение города. | 2 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru | |
4 | Прошлое, настоящее и будущее нашего города Возникновение и развитие города. История заселения. Участие семьи в Гражданской войне, Первой мировой войне, миротворческих войнах. | 4 | 2 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru |
Население города | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru | ||
Имена, которыми гордиться город. Происхождение имен и фамилий | 2 | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru | |
Знаменитые люди города Как составить свою родословную. Генеалогическое древо семьи. | 3 | 1 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru | |
Улицы и учебные заведения нашего города Музеи города | 5 | 1 | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru | |
Промышленные предприятия города | 2 | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru | |
Предприятие в годы ВОВ | 2 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru | ||
Экскурсия по улицам и памятным местам города | 4 | 4 | |||
Наш край в годы войны Великая Отечественная война и наш край, город (герои – земляки, помощь фронту, трудовые будни, подростки – участники войны). | 4 | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru | ||
5 | Природные компоненты окрестностей города Дегтярска Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые. | 4 | 2 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru |
Климатические особенности города. | 1 | 1 | |||
Внутренние воды города | 1 | 1 | |||
Почвы | 1 | 1 | |||
Растительный и животный мир. Экскурсия | 4 | 2 | 2 | ||
Составление экологического паспорта | 4 | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru | ||
6 | Мир народных праздников. Семейные традиции и праздники | 3 | 1 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 http:// d- school 16.ru 30dg. uralschool.ru m.vk.com>mbukdcdk http:// degtyarsk.ru |
В мире литературы и искусства. | 5 | 5 | http://elib.uraic.ru>handlt/ | ||
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Всего | 68 |
Для реализации программы необходимы следующие условия:
- Кадровое обеспечение.
К обязательному условию реализации программы нужно отнести наличие опыта работы педагога в данном направлении, что, несомненно, будет способствовать более качественной работе. Для эффективной работы по программе необходима организация сотрудничества с руководителями музеев города, администрацией школы и классными руководителями, родителями, ветеранами.
- Материально – техническое обеспечение.
При проведении мероприятий в работе программа предполагает использование: учебных кабинетов, актовый зал, библиотеки, информационные средства (магнитофон, видеомагнитофон, фотоаппарат, диктофон, интерактивный комплекс), оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс).
- Информационное обеспечение.
Для успешной работы по реализации программы необходима помощь библиотеки города, использование методической литературы по внеклассной работе, подшивок газет и журналов по воспитанию обучающихся, видео и аудиотеки, деловые и творческие связи с учреждениями дополнительного образования, интернет – ресурсов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- Нормативные документы
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – 4-е изд. – М.:Просвещение,2014
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С.В.Третьякова, А.В Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В.Третьякова]. – С.: Просвещение , 2013.
- Справочная литература
Заплатин М.А., Вибе Ф.И Самый красивый Урал: Очерки / Предисл. В. Николаева.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983.
Маликов А.И., ПоленовЮ. А., Попов М.П., Шукшаев А.П. Самоцветная полоса Урала: учебно-справочное пособие // Под общ.редакцией А.И. Маликова. _ Екатеринбург: Издательство «Сократ»,2007.
Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв./ Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002.
Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.-368 с.,ил.
12 путешествий по Среднему Уралу- Реж: Изд-во турфирмы «Малыш и Карлсон», 2006
3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор.
Цифровые образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
http:// d- school 16.ru Сайт школы 16
30dg. uralschool.ru Сайт школы 30
m.vk.com>mbukdcdk Сайт ДК
http:// degtyarsk.ru Сайт Администрации города Дегтярска
http://elib.uraic.ru>handlt/
http//arhiv.degtyarck.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дегтярск Дегтя́рск — город в Свердловской области, административный центр городского округа Дегтярск. 9 июля 2009 года признан городом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Небольшой городок Дегтярск в последние годы превратился в настоящую мекку для любителей урбантрипа - индустриального туризма по заброшенным объектам. Здесь есть что посмотреть, есть чему удивиться и восхититься. Настоящий рай для урбантриповцев. Дегтярск - относительно молодой город. Первые поселения здесь возникли лишь в начале XX века (Ревдинская и Северская Дегтярки). За несколько лет до революции 1917 года здесь, у подножия горы Лабаз, нашли медь. После становления Советской власти здесь стали множиться медные шахты (кстати, во времена НЭП здешними шахтами на правах концессии владели родственники Никсона, который посещал Дегтярск в 1959 году, незадолго до своего избрания президентом США). Самыми крупными стали шахты "Капитальная-1" и "Капитальная-2" (именно от них в городе высятся два огромных террикона). Добываемой тут рудой снабжали печально известный ревдинский СУМЗ.
Начать экскурсию по территории лучше всего с подъема на гигантский террикон, возвышающийся на сотню метров прямо около здания местной автостанции. Он состоит из поднятой из шахт пустой, отработанной породы. С вершины открывается отличный вид как на промышленную территорию, так и на сам город. Здесь, на высоте, всегда дует сильный ветер.
К югу от отвала - обветшавшее здание рудоуправления. Перед ним - пара памятников шахтерам (один из них тщательно отремонтирован, второй же постепенно разрушается). Перед самым входом в здание - памятник трагически погибшему летчику Сафронову. Тому самому, самолет которого был сбит 1 мая 1960 года при попытке перехвата американского самолета-шпиона "Локхид У-2" с пилотом Фрэнсисом Пауэрсом. Сбили самолет Сафронова своими же советскими ракетами. Как раз в это время в Дегтярске проходила первомайская демонстрация. Самолет Сафронова мог упасть на людей или на жилые дома. Летчик увел самолет на окраину города, не успев катапультироваться. Разбился буквально в нескольких метрах от жилых домов.
Наибольший интерес для приезжающих сюда приверженцев индустриального туризма представляет здание бывшей рудосортировки. Все строение из бетона и железа буквально насквозь пропиталось ядовитыми солями меди. Все стены, пол и почва вокруг покрыты толстым зеленоватым налетом. С потолка свисают зеленые "сосульки". Вокруг - лужи и небольшие озерки с фиолетовой водой. Растительности на территории бывшей промышленной площадки очень мало.
Неизгладимое впечатление производит так называемый гидромедьцех. Чтобы туда попасть, нужно пройти от рудосортировки несколько сотен метров по железной дороге и свернуть налево по небольшой тропке. Вы не увидете здесь здания цеха в традиционном его понимании. Гидромедьцех представляет собой своеобразную сетку из бревен и деревянных желобов, через которые на протяжении пары сотен метров проходит вода протекающего здесь ручья. Дело в том, что вода здесь очень богата соединениями меди. В советское время, когда рудник процветал, для выделения дополнительной меди и построили этот "цех". В пространство между бревен бросали железную стружку. Происходила химическая реакция и медь в виде осадка опускалась на дно желобов. Говорят, что в месяц таким образом получали до 200 тонн меди.
Побывав в Дегтярске, грех не посетить гору Лабаз. Вершину Лабаза венчают небольшие скальные обнажения. Отсюда красивый вид на город Дегтярск с одной стороны и озеро Ижбулат с другой. В советские времена вся внутренность горы была буквально испещрена шахтными ходами и сейчас неумолимо разрушается. Согласно измерениям ученых, высота горы неуклонно сокращается, гора оседает. Вся гора Лабаз покрыта трещинами шириной от нескольких миллиметров, до нескольких метров. Трещины уходят далеко-далеко вглубь горы. Они здесь всюду. Никогда нигде не видел ничего подобного. Время от времени на горе и ее склонах происходят обвалы. На том месте, где было ровное место, в любой момент может появиться огромнейшая воронка глубиной в несколько десятков метров...
В добавок в наши дни западный склон горы нещадно срезается техникой, постепенно подбираясь к самой вершине. По одним данным, здесь добывают золото, по другим - глину. Этой же породой засыпают образующиеся на склонах горы провалы. Еще немного и гора Лабаз может перестать существовать...
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Уровень образования – основное общее 6 класс. Количество часов: 35
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, Программой развития УУД на ступени ООО. Программа ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования социального направления «ПРОДВИЖЕНИЕ» для 7 класса
Основой для современной организации воспитательной работы с учащимися является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение ученикам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело» 34 часа 8 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пионербол» на уровне основного общего образования (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа курса «Пионербол» ориентирована на учащихся 5-6 классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Футбол" основного общего образования, 5-8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Футбол" основного общего образования для 5-8 классов. Количество часов по учебному плану - 70 ч (2 ч. в неделю). Рабочая программа д...
Рабочая програма курса внеурочная деятельности по ОФП (Общяя Физическая Подготовка) 8-9 классы
Рабочая програма курса внеурочная деятельности по ОФП (Общяя Физическая Подготовка) 8-9 классы...