Конспект урока географии в 8 классе " Внутренние воды России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Булгаков Сергей Викторович

Предмет:           География

Класс:               8

Автор УМК:  И.И. Баринова  «География России. Природа».

Тема урока:    «Внутренние воды России. Реки»

Тип урока:     урок открытия нового знания

 

ЦЕЛИ:  Обобщить и расширить знания учащихся о внутренних водах как одном из важных компонентов природы. Сформировать представление о реках России их особенностях - распределении по бассейнам и их размерах. Выявить зависимость рек от климата и рельефа.Отработать навыки определения падения и уклона рек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок географии34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Подготовил

учитель географии

МКОУ «Любостанская СОШ»

Булгаков С.В.

Предмет: География

Класс: 8

Автор УМК: И.И. Баринова «География России. Природа».

Тема урока: «Внутренние воды России. Реки»

Тип урока: урок открытия нового знания

ЦЕЛИ: Обобщить и расширить знания учащихся о внутренних водах как одном из важных компонентов природы. Сформировать представление о реках России их особенностях - распределении по бассейнам и их размерах. Выявить зависимость рек от климата и рельефа.Отработать навыки определения падения и уклона рек.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, расширить и углубить знания о реках на примере российских рек в ходе формирования понятий «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток»

Развивающие: содействовать развитию у обучающихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации; развивать логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать научное мировоззрение и познавательный интерес к предмету

Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал, атлас, учебник, компьютер, проектор, тетради, калькулятор.

Планируемые результаты:

- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;оценивать усваиваемое содержание, формирование потребности в изучении географии с целью применения полученных знаний в жизни.

- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми;

- по достижению предметныхрезультатов: формировать представление о реках России их особенностях - распределении по бассейнам и их размерах. Выявить зависимость рек от климата и рельефа. Отработать навыки определения падения и уклона рек.

План урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности(1 мин)
  2. Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.(4-5 мин)
  3. Актуализация знаний (4 мин.)
  4. Открытие нового знания (10-11 мин)
  5. Первичное закрепление(5-6 мин)
  6. Физкультминутка(1-2 мин)
  7. Самостоятельная работа (4-5 мин)
  8. Включение нового знания в систему знаний (практическая работа)

(9 мин)

  1. Рефлексия учебной деятельности (1-2 мин)

Содержание урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас на нашем уроке. Наш сегодняшний урок необычный, к нам приехали гости. Давайте их поприветствуем!

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет всего около 2% гидросферы.

  1. Формулировка темы урока и постановка учебной задачи

Ребята, посмотрите, у нас на доске прикреплены водные объекты. Предлагаю вам найти общее и объединить эти объекты в группу. Как можно назвать эту группу. (Воды России) Какие это воды? (Внутренние) А каких объектов здесь названо больше? (Реки)

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Записываем тему урока «Внутренние воды России. Реки» .Ребята, какие задачи сегодня стоят перед нами?

#1054;бобщить и расширить знания о внутренних водах

2. Узнать о реках России их особенностях

#1059;знать о распределении рек по бассейнам и их размерах.

#1042;ыявить зависимость рек от других компонентов природы

5. Узнать основные характеристики рек.

Ребята, тема нашего урока «Внутренние воды», какие объекты мы можем добавить к нашему списку на доске? (болота, ледники, подземные воды, искусственные водоемы). (добавить карточки на доску)

Все эти объекты составляют внутренние воды нашей страны. (карточка внутр. воды) Они очень разнообразны. Но мы с вами сегодня более подробно поговорим о реках.

  1. Актуализация знаний

Мы с вами уже многое знаем о реках. Давайте вспомним составные части реки и поставим в соответствие(F5 слайд) (ответы детей по порядку определений)

#1048;сток А.местность, с которой река получает питание

#1042;одораздел Б. углубление , по которому текут воды реки

#1041;ассейн В. Конец реки, место впадения в море, озеро, другую реку

#1055;риток Г. место, где река берет начало

#1056;ечная системаД.река, впадающая в другую реку

6. Русло Е. граница между бассейнами рек

7. Устье Ж. главная река с притоками

  1. Открытие нового знания

Посмотрите ребята на карту. Территорию России покрывает относительно густая речная сеть, состоящая из малых и крупных рек – их 2,5 млн. Все реки распределены между бассейнами трех океанов. Каких?

(ответы обучающихся:СЛО, ТО, АО). (слайд)

Реки, текущие в Каспийское море – это бассейн внутреннего стока.

Сейчас ребята мы будем работать с атласами . Используя карты атласа впишите в карточки реки, относящиеся к бассейнам трех океанов и реки внутреннего стока, несущие свои воды в Каспийское море (раздать карточки)(2 мин)

(Ответ #1057;еверный Ледовитый океан : Онега, Сев.Двина, Печора, Объ с Иртышом, Енисей, Лена, Яна, Индигарка, Колыма

#1056;еки бассейна Атлантического океана: Нева, Днепр, Дон, Кубань

#1056;еки Бассейна Тихого океана: Амур с Зеей, Буреей ,Уссури,Шилкой и Аргунью. Анадырь

#1056;еки внутреннего стока: Волга с Окой и Камой, Урал, Терек)

Готовы ? Кто нам назовет и покажет на карте реки Северно-Ледовитого океана? Кто дополнит?(ответы сопровождаются показом рек на карте ), Молодец!

Кто готов показать реки Атлантического океана? Кто дополнит?

Кто назовет нам реки Тихого океана?

Остались у нас реки внутреннего стока, кто готов?

Ребята, а какие реки Курской области вы знаете? Как вы думаете к бассейну, какого океана они относятся? Молодцы!

Ребята, посмотрите, равномерно ли распределены реки по территории нашей страны? Большая часть рек относится к бассейну, какого океана?(сев.лед)

Почему?(использовать глобус; территория России имеет общий уклон к северу , а на юге расположены горы) Почему направления течения рек разные? Что влияет на направление течения рек? (рельеф)

Послушайте отрывки из двух стихотворений.

Михаил Юрьевич Лермонтов так описывает в своем стихотворении реку Терек.(слайд)

Меж горных стен несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал,

То здесь, то там дорогу роет.

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят

А вот другой поэт Александр Дементьев описывает реку Волгу(слайд)

Как будто бы расслабленная ленью

Течет река без шума, без волны,

Но я –то знаю сколько в ней волненья

И сколько сил в глубинах тишины.

Одинаковый характер течения этих рек?(нет)

Какой характер течения у Терека? Почему? Где он протекает?(в горах)

А у Волги? Почему? (карта)

Терек река горная, а Волга равнинная, потому что она течет по равнине.

Равнинных рек в России больше. Почему? (Большая часть территории России – равнина). Какой характер течения имеет равнинная река?( имеет широкие долины, спокойное течение)

А горные реки имеют другой характер течения? (узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады). Они мало пригодны для судоходства.
От чего зависит характер течения рек? (рельеф)

Для оценки роли реки в жизни и деятельности человека важно знать характеристики реки: падение, уклон, величина годового стока.

Найдите в учебнике определение падения реки, прочитайте вслух(читают).

То есть, чтобы вычислить падение реки нужно от высоты истока отнять высоту устья реки (карточку на доску падение = высота истока – высота устья).

А что такое уклон реки, читаем в учебнике вслух(читают)

Уклон = падение реки/длина реки.(карточку на доску)

#1055;ервичное закрепление

Рассмотрим пример, река Ангара, (карта) берет начало в озере Байкал и свои воды несет в реку Енисей. Значит исток Ангары это?(озеро Байкал)

Устьем реки является?( река Енисей)

Что находится выше исток или устье?(карта)

Посчитаем падение и уклон реки Ангары, я вам раздам справочные материалы (листы на каждую парту).

Падение: 456-76 =380м = 38000см(пишу на доске, рассуждая с детьми)

Уклон : 38000см/1826км=20,8см/км, т.е уклон реки Ангары более 20 см на 1 км длины.

Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м.

Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

Я вам предлагаю работу в парах по карточкам, с использованием справочных материалов. Ваша задача определить величину падения и уклона указанной реки. Используем для вычисления калькуляторы.(раздать карточки на каждую парту)

№1 Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км

№2 Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км

№3 Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м = 93000 см
Длина реки = 4400
Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км

№4 Определить уклон реки Енисей

Падение =1000м=100000см.

Длина реки 4102 км

Уклон =100000:4102=24,4см/км

Проверим правильность выполнения по ключу(слайд). Все верно, у кого ошибки?

Оцените свою работу, если без ошибок «5», одна ошибка «4», две ошибки – «3».

(забрать карточки)

Сравните, какая из представленных рек имеет большее падение? А, какая имеет больший уклон?

#1060;изкультминутка

Давайте немного отдохнем. Сейчас у нас физкультминутка. На слайдах будут появляться реки нашей страны, принадлежащие бассейнам разных океанов. Если Северно-Ледовитого - руки вверх, указываем на север, Тихий – вправо шаг, Атлантический – влево шаг, внутренний сток – прыжок на месте.

Самостоятельная работа с учебником

Мы выяснили, что реки зависят от рельефа.

Подумайте, взаимосвязаны ли другие компоненты природы с внутренними водами? Рассмотрим рис.40 на стр.79 вашего учебника, какие природные компоненты влияют на внутренние воды .

Рассмотрим влияние климата на реки. Как климат влияет на реки? Обратимся к учебнику на стр. 82. Прочитайте.(читают)

Кто готов ответить, как климат влияет на реки? (Источники питания(какие), Режим питания, густота речной сети, водный режим реки)

Что такое режим реки?

- Режим реки — это изменение реки во времени.

- Как изменяются во времени реки Курской области? (Весной они полноводны, летом, начало осени - уровень реки уменьшается, осенью самый низкий уровень рек, зимой покрываются льдом).

По водному режиму реки России делятся на три группы. Обратимся к рис. 44. Назовите группы водного режима рек.

Знакомы ли вам понятия паводок, половодье?

Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения об этих явлениях.

(сообщение «Паводок»(слайд), сообщение «Половодье»(слайд)). Спасибо, ребята, присаживайтесь.

Так каковы причины паводка, половодья?

Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? – (во время половодья).

Какие стихийные явления могут произойти на реках ? (наводнения)(слайд).

Наводнение - это резкое повышение уровня воды в водоёме, приводящее к затоплению значительных участков суши и наносящее материальный ущерб.

Если паводок , половодье , наводнение это поднятие уровня воды в реках, то существует еще понятие межень(слайд)- это наиболее низкий уровень воды в реке. Как вы думаете, каковы причины межени? (засуха, отсутствие дождей)

Не менее важной характеристикой реки является годовой сток, найдите определение в учебнике, прочитайте вслух(читают)

Обратимся к рисунку 47 учебника. Самой многоводной рекой нашей страны является река Енисей, его годовой сток около 600 км3, годовой сток Лены- около 500 км3, Амура – около 350 км3.

Сейчас мы выполним Практическую работу «Характеристика реки по плану» работать будем в группах по 4 человека. Первая группа составляет характеристику реки Волги, а вторая группа работает над характеристикой реки Амур (раздать план). В каждой группе вы выбираете командира, который распределяет задания и выбирает, кто будет отвечать. Приступаем к работе.

План:

#1053;азвание реки. В какой части страны протекает река.

#1043;де исток.

#1050;уда впадает (Бассейн океана ,моря).

#1042; каком направлении течёт.

#1055;адение реки.

#1059;клон реки.

#1061;арактер течения (равнинная или горная).

#1055;итание и режим реки.

#1055;ритоки.

Выступление учеников.

Рефлексия

Ребята наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие задачи мы сегодня ставили перед собой(слайд).Со всеми задачами справились мы?

Чему мы сегодня научились? (находить падение, уклон реки)

Что нового узнали?(что такое режим реки, распределение рек, от чего зависят реки)

Где нам пригодятся эти знания? (для дальнейшего изучения географии, в жизни)

Важны реки в жизни и деятельности человека? Всегда ли люди бережно относятся к жизненно-важным водным ресурсам? Что можем сделать мы с вами для сбережения водных объектов?

Давайте оценим свою работу на уроке, я вам раздаю карточки самооценки

«Экран моих достижений»

Знания и умения

Оценка

Умение сформулировать тему урока

Работа в группе

Умение анализировать и высказываться

Усвоение материала

Умение самостоятельно получать знания

Практические умения

Моё впечатление от урока

Домашнее задание

Параграф 14,

Работа с контурной картой, отметить крупные реки нашей страны

Творческое задание подготовить презентацию любой реки России (по желанию).

Объявление оценок.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"

Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Урок географии 7 класс. Внутренние воды Африки. Реки.

Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Прописаны предметные, метапредметные, личностные  результаты. Учитываются психологические и возрастные особенности детей данного возраста. Учеб...

Проверочная работа по географии по теме: "Внутренние воды России. Озёра"

Проверочная работа направлена на проверку знаний школьников по данной теме. В работе даны три типа заданий...

Технологическая карта урока географии 8 класс Внутренние воды. Реки

Урок по теме "Внутренние воды. Реки". Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уров...

Конспект урока география 8 класс "Размещение населения России"

Конспект урока география 8 класс "Размещение населения России"...