Конспект урока :"Географическая карта",5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Каталог проблемных вопросов по географии 9 класс | 53.46 КБ |
Методическая разработка проблемно-диалогического урока в 5 классе | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель Базанова Л.Н.,
учитель географии МБОУ СОШ №2
Каталог проблемных вопросов и заданий по географии
9 класс
Тема урока | Тип урока | Вопрос, задание |
Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно - Сибирская | Урок комплексного применения знаний и умений | Чем объяснить наличие Сибирских Увалов на Западно-Сибирской равнине? Почему, несмотря на тот факт, что осадков на Западно-Сибирской равнине выпадает меньше, чем на Русской равнине, снежный покров там намного выше? Чем объясняется обилие болот на Западно-Сибирской равнине? Почему наиболее топкие болота в центре равнины? В чем особенность внутренних вод Западно-Сибирской равнины? Чем бы похвастались и на что бы посетовали друг другу две рыбы, одна из которых обитает в Каме, а другая в Оби? Почему затрудняется освоение природных ресурсов Западно-Сибирской равнины? |
Урал и горы Южной Сибири | Урок комплексного применения знаний и умений | Можно ли все горные системы Южной Сибири , разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один ПТК? Почему Урал и горы Южной Сибири, формировавшиеся на Земле в одно и тоже время, различаются по высоте? |
Восточная и Северо-Восточная Сибирь | Урок комплексного применения знаний и умений | Более 60% территории Сибири лежит в области распространения многолетней мерзлоты. Установите, какие хозяйственные проблемы связаны с многолетней мерзлотой. Как вы думаете, какие преимущества получил бы Сибирский регион, если бы там отсутствовала многолетняя мерзлота? Якутск расположен значительно южнее Мурманска, однако зимы здесь намного холоднее, чем в Мурманске. С чем это связано? В Якутии выпадает очень мало осадков. Значит, там должна быть пустыня? Но мы знаем, что значительную часть территории занимает тайга. Как можно объяснить это явление? |
Центральная Россия: освоение территории и население | Урок «открытия» нового знания | Центральная Россия – самый густонаселенный район страны. Здесь проживает 45 млн. человек. С чем это связано? Чем вы объясните разнообразие видов деятельности населения Центральной России? |
Центральный район | Урок комбинированный | Чем обусловлено развитие отраслей специализации в Центральном районе? С какими факторами связаны перспективы развития Района? |
Волго-Вятский район | Урок «открытия» нового знания | Как особенности ГП повлияли на развитие хозяйства района? |
Центрально-Черноземный район | Урок комбинированный | К каким последствиям приводит добыча железной руды в КМА? Как сохранить главное богатство района – чернозем, который В.В. Докучаев назвал «царем почв»? Предложите пути решения проблемы. |
Северо-Западный район | Урок «открытия» нового знания | По многочисленным данным на планете происходит глобальное потепление, в связи с чем при таянии ледников Антарктиды и Гренландии уровень Мирового океана может подняться. Циклоны, проходящие над Балтийским морем образуют большие волны, которые растут в Финском заливе и в устье Невы. Для защиты от наводнений в Санкт-Петербурге строят плотины, шлюзы, водоводы. В то же время из города в Невскую губу выведены стоки городской канализации, туда же впадает р. Нева, воды которой уже загрязнены стоками многих заводов. Подумайте: Какие последствия могут возникнуть в Невской губе при постройке сооружений защиты? Как защитить Санкт-Петербург от жестоких наводнений и в то же время сохранить относительно чистой Невскую губу? Какие варианты улучшения ЭГП и геополитического положения Калининградской области вы можете предложить? |
Пространство Европейского Севера | Урок «открытия» нового знания | ГП любого региона страны – важный фактор развития его хозяйства. Влияет ли северное положение района на его экономику? |
Освоение территории и население | Урок комплексного применения знаний и умений | Как природные условия Европейского севера отразились на быте и образе жизни людей? |
Хозяйство и проблемы Европейского Севера | Урок комбинированный | Почему в Череповце построен крупный металлургический комбинат? Предложите мероприятия по оздоровлению экологической обстановки на Европейском Севере. Составьте перечень мероприятий с учетом их важности и первоочередности. Каково будущее лесного комплекса района? Раскройте сущность проблемы и наметьте пути ее решения. С чем связано пристальное внимание государства к проблемам российской Арктики? |
Европейский Север | Урок-практикум | Вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам. По одному из маршрутов составьте рекламный проспект. |
Пространство Северного Кавказа | Урок «открытия» нового знания | Что дает России выход Северного Кавказа к бассейнам 3-х морей – Черному, Азовскому и Каспийскому? |
Особенности современного хозяйства и проблемы | Урок комбинированный | Безумная погоня за высокими урожаями обернулась для Европейского Юга многочисленными бедами. Как вы думаете, какими? Азовское море надо спасать! Предложите ваше решение проблемы. |
Рекреационная зона | Урок-практикум | Составьте прогноз перспектив развития рекреационного хозяйства. |
Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья | Урок комплексного применения знаний и умений | К каким последствиям привело строительство каскада ГЭС на Волге? Каскад ГЭС на Волге привел к ряду проблем: повысился уровень грунтовых вод, река потеряла способность к самоочищению. Затоплены огромные площади плодородных земель, снизился улов ценных видов рыб и т.д. и т.п. Предложите, как решить экологические проблемы и вернуть затопленные земли, не сокращая выработку электроэнергии. |
Пространство Урала | Урок «открытия» нового знания | Ура! – Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы, И славы нынешней творец… А. Твардовский Почему поэт называл Урал опорным краем державы? Чем славен Урал? |
Проблемы и перспективы Урала | Урок комплексного применения знаний и умений | Оцените, как природные ресурсы влияют на хозяйственную деятельность человека на Урале? Урал – район, для которого характерны разнообразие и изобилие ископаемых богатств, которые давно осваиваются. Одновременно Урал – район, в котором остро стоят серьезные проблемы. Назовите их. Почему в Уральском экономическом районе существует водная проблема – не все территории обеспечены достаточным количеством водных ресурсов? Одна из старейших уральских проблем – нехватка воды, которая возникла из-за неравномерного распределения водных ресурсов, а также наличия большого количества водоемких отраслей промышленности на Урале. Предложите пути решения водной проблемы Урала. С чем связано сооружение на Каме нескольких водохранилищ, если известно, что большой необходимости в орошении с/х угодий не было? Уральские города называют «город-завод». Опишите такой город. Экологическая ситуация в «городах-заводах» плачевная (в Нижнем Тагиле с населением менее 400 тыс. чел. выбросы вредных веществ в воздух в 2,5 раза больше, чем в более 10-ти млн. Москве. Попытайтесь найти пути решения этой проблемы. |
Пространство Сибири | Урок комплексного применения знаний и умений | В горах юга Сибири еще в конце ХХ века находили людей, живущих отшельниками, в полной изоляции от остальной цивилизации. Какие ландшафты занимают здесь до 70% всей площади и какие их особенности изолированности этой территории? Западная и Восточная Сибирь богата природными ресурсами. С чем связано отличие природных ресурсов этих 2-х регионов? Как вы думаете, в каком направлении должен развиваться Сибирский регион в ХХI веке? Какие программы развития Сибири вы могли бы предложить? |
Западная Сибирь – главная топливная база России | Урок «открытия» нового знания | Почему значение Западной Сибири для России в настоящее время очень велико? В чем состоит проблема коренного населения Западной Сибири с точки зрения местного жителя; с точки зрения врача; с точки зрения эколога; с точки зрения ученого-географа? Западная Сибирь производит 1/7 электроэнергии страны преимущественно на ТЭС. Почему на самой крупной реке региона Оби построена всего одна ГЭС (Новосибирская)? Приведите доводы «за» и «против» проекта строительства крупных нефтехимических комплексов на Иртыше (в Тобольске), на Оби (в Сургуте и Нижневартовске), на севере региона (в Новом Уренгое). Решению каких проблем надо уделить первостепенное внимание в районе в связи с интенсивным развитием Кузбасса? |
Восточная Сибирь | Урок «открытия» нового знания | Почему в Европейской части России преобладают объекты культурного наследия, а к востоку от Волги таких нет вообще – только объекты природного наследия? Завод по производству алюминия в г. Братске работает на глиноземе, который привозят из-за рубежа, но производимый здесь алюминий очень дешевый. С чем это связано? Значительную часть территории Сибири занимает зона Крайнего Севера с суровыми природными условиями, трудными для жизни людей. Как вы считаете, нужно ли осваивать эту зону или нет? Попробуйте обосновать стратегию освоения Крайнего Севера в ХХI в. |
Байкал – объект Всемирного природного наследия | Урок «открытия» нового знания | Площадь водосборного бассейна Байкала соизмерима с площадью Франции. Возможно ли сохранить чистоту озера, не заботясь о состоянии водосборного бассейна? Ответ обоснуйте. |
Пространство Дальнего Востока | Урок «открытия» нового знания | Изобразите в виде герба, рисунка, схемы «образ региона». С помощью условных знаков отметьте основные отличительные черты хозяйства и природы Дальнего Востока. Почему именно в последние годы правительство России уделяет такое серьезное внимание развитию хозяйства и инфраструктуры Дальнего Востока? Географ Н.Н. Михайлов писал: «Наш Дальний Восток лежит там, где величайший в мире океан граничит с величайшим материком, где морские волны разбиваются в пену у скалистых берегов. Много здесь простора для плодотворного труда, для разнообразной работы самых крупных масштабов». Что вы еще можете добавить к этому высказыванию. |
Освоение территории и население | Урок комбинированный | Можно ли остановить отток населения с Дальнего Востока? Может ли Дальний Восток «выиграть соревнование» за привлечение населения из Москвы, Краснодарского края, Белгородской области? Приведите аргументы. Как вы считаете, представляет ли опасность увеличение числа китайцев в районе? Можно ли снизить риск, например, заселяя район не только китайцами, но и выходцами из других стран Азии – Вьетнама, Индии, Кореи и др.? |
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока | Урок-практикум | Дальний Восток – один из интереснейших рекреационных районов России. Чем это обусловлено? Составьте схему туристического маршрута. |
Дальний Восток | Урок комплексного применения знаний и умений | Какой комплекс программ, стимулирующих развитие региона в первой половине ХХI в., можете предложить. |
Место России в мире | Урок комплексного применения знаний и умений | Каким вы видите будущее России? В чем заключается экономическое влияние России в настоящее время на развитые страны и страны ближнего зарубежья? |
Каталог проблемных вопросов и заданий по географии
8 класс
Тема урока | Тип урока | Вопрос, задание |
Россия на карте мира | Урок «открытия» нового знания | Среди ученых-географов существуют противоположные точки зрения на большие размеры территории России:
Выскажите свою точку зрения о влиянии ГП и размеров территории на развитие экономики и жизнь населения России. |
Формирование территории России | Урок «открытия» нового знания | В чем смысл слов «Могущество России будет прирастать Сибирью»? |
Рельеф | Урок комплексного применения знаний и умений | Установите, какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России. Где сильнее выражено оврагообразование – на Кольском полуострове или на Среднерусской возвышенности? Можно ли по характеру рельефа определить, под воздействием каких внешних процессов он формировался? |
Климат России. Солнечная радиация | Урок комбинированный | Почему в Сочи и Владивостоке, расположенных почти на одной широте, разный климат? Почему, несмотря на тот факт, что осадков на Западно-Сибирской равнине выпадает меньше, чем на Русской равнине, снежный покров там намного выше? |
Влияние ГП на климат России. | Урок комплексного применения знаний и умений | Объясните, почему самое холодное место в России находится южнее Северного полярного круга? Приведите свои доводы, подтверждающие следующие рассуждения историка В.О. Ключевского: «Ветры, беспрепятственно носясь по Русской равнине…..сближают в климатическом отношении места, очень удаленные друг от друга по географическому положению». Какое влияние оказывают климатические условия на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека? |
Агроклиматические ресурсы | Урок комплексного применения знаний и умений | Назовите с/х культуры, выращиваемые в нашей области, и обоснуйте целесообразность возделывания данных культур. |
Реки России | Урок комплексного применения знаний и умений | Как буду отличаться по своему режиму и расходу воды реки северного и южного стока на Русской равнине? Как различия сказываются на использовании рек в хозяйстве? Известный писатель-натуралист В.М. Песков обращает внимание на проблемы малых рек: «Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? и как оно уязвимо, это сокровище? Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но не живую речку, если она умирает. Как всякий человеческий организм, сконструировать невозможно». Существуют ли проблемы малых рек в нашей области. Как они решаются? Что , по-вашему, необходимо сделать в первую очередь для решения проблем малых рек? А.П. Чехов, путешествуя по Сибири, дал следующее образное описание Енисея: «Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовется песнью. На Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась». Что имел в виду А.П. Чехов, говоря о судьбе человека на Волге и Енисее? |
Озера России. Болота, подземные воды, ледники | Урок комбинированный | Болото – это зло и добро? Исстари на Руси болота считались злом. В сказках на болотах всегда обитали злые силы (кикимора, ведьма). Какое же значение имеют болота? Представьте себе знакомую картину: зимой дорогу обильно посыпали противогололедной соляной смесью…Опишите их дальнейший путь. |
Почва – особое природное тело | Урок комплексного применения знаний и умений | Можно ли создать искусственную почву? Какой материал для этого нужно взять, какие условия создать? Предложите свой проект. |
Зональность в природе и жизни людей. | Урок комплексного применения знаний и умений | Почему на одной и той же широте в европейской и азиатской частях России находятся разные природные зоны? Русский историк В.О. Ключевский писал: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к ее силам и ее способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказаться». По мнению В.О. Ключевского, у особого склада характера русского человека было два источника – лес и степь. Как вы думаете, какие особенности характера могли сформироваться под влиянием степи, какие – под влиянием леса. Между климатом, растительностью и животным миром существует устойчивая взаимосвязь. Проследите эту взаимосвязь на примере отдельных районов страны. Как человек должен учитывать эту взаимосвязь в своей хозяйственной деятельности и при создании заповедников с целью охраны редких животных или растений? Прирост травянистой растительности в тундре за лето – всего 3-5 мм, несмотря на то, что величина суммарной солнечной радиации в летние полярные дни в тундре больше, чем на широте Москвы в те же дни. Объясните это природное явление. Коренные жители тундры (ненцы, саами, нганасаны и др.) постоянно перемещались, не создавая длительной нагрузки на территорию в одном месте. Почему кочевание считается наиболее целесообразным способом хозяйственного использования ресурсов тундры? Для лесостепной и степной зон характерны не только с/х, но техногенные ландшафты. Как вы думаете, какие? Почему они там возникли? Природа пустынь сурова, и легкомысленное отношение к ней непростительно. Зная природные особенности пустынь, попробуйте составить памятку туристу, отправляющемуся в эту природную зону. Как вы думаете, высотная поясность – это отклонение от нормы или подтверждение закона широтной зональности? |
Миграции населения | Урок «открытия» нового знания | Какие, на ваш взгляд, задачи придется решать для адаптации на новом месте: а) жителю Крайнего Севера, переехавшему на Северный Кавказ; б) человеку, переселившемуся в Россию из соседних стран, ранее входящих в состав СССР. У кого будет больше проблем? Как меняется ваш город, район в течение суток, недели, в различные сезоны года из-за перемещения населения? Составьте географическую зарисовку. |
Россия – многонациональное государство. | Урок «открытия» нового знания | Важнейшей проблемой является проблема малочисленных народов. С одной стороны, малочисленные народы не могут развивать национальную культуру обособляясь, не приобщаясь к достижениям других культур. С другой – это приобщение грозит ассимиляцией, утратой самобытности. Как найти золотую середину в решении этого вопроса? Как вы думаете, какими принципами надо руководствоваться, прежде всего , в проведении национальной политики? |
Рынок труда | Урок «открытия» нового знания | От чего зависит география безработицы в России? Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы? Зависит ли безработица от структуры хозяйства? Существует точка зрения, что полная занятость всего трудоспособного населения считается тормозом изменения структуры хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения. Что, на ваш взгляд, лучше: жить на пособие по безработице или заниматься непрестижной работой? Где же выход? Каким, на ваш взгляд, должен быть выбор профессии? Какие требования должны предъявляться к работнику в условиях рынка? |
Города и сельские поселения | Урок «открытия» нового знания | Можно привести множество примеров «живучести» городов в некоторых географических точках, где города возникали снова и снова после войн и природных катастроф, после, казалось, полного уничтожения. С чем это связано? Какова ваша точка зрения? Необходимостью нашего времени является отказ от потребительской идеологии человека. Каждый из нас должен соотносить свои потребности с возможностями природы. Можете ли вы снизить свои потребности с целью сохранения качества окружающей среды в городе? Вам жить в постиндустриальном обществе. Какие ценности, связанные с качеством жизни, по вашему мнению, должны быть для него характерны? Обсудите список выбранных вами ценностей. Проранжируйте их. |
Нефтяная и газовая промышленность | Урок «открытия» нового знания | Выскажите свою позицию по проблеме: Роль нефти и газа во внешней торговле». Как по вашему, необходимо ли наращивать вывоз нефти и газа для пополнения государственного бюджета, а значит, для повышения зарплаты, выплаты пенсий пособий? Или у вас другая точка зрения? |
Электроэнергетика | Урок «открытия» нового знания | Человечество проявляет поразительную недальновидность, слабо, используя альтернативные источники энергии. Им принадлежит будущее. Как вы думаете, почему? К каким последствиям привело строительство каскада ГЭС на Волге? Каскад ГЭС на Волге привел к ряду проблем: повысился уровень грунтовых вод, река потеряла способность к самоочищению. Затоплены огромные площади плодородных земель, снизился улов ценных видов рыб и т.д. и т.п. Предложите, как решить экологические проблемы и вернуть затопленные земли, не сокращая выработку электроэнергии. |
Металлургия | Урок «открытия» нового знания | Предложите вариант размещения на территории современной России нового металлургичекого комбината полного цикла. Обоснуйте свое решение. Металлургия загрязняет не только воздух и воду. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изымаются десятки тысяч гектаров земли. Можно ли добывать руду, не нарушая ландшафты? Если да, то как вы думаете? Более половины запасов и прогнозируемых ресурсов цветных металлов расположено в северных районах страны. Для их разведки и добычи необходимы сегодня крупные затраты. Обсудите проблему: что лучше – ввозить в страну цветные металлы или разрабатывать их месторождения у нас в стране, добывать руду и выплавлять металлы? Медно-никелевые предприятия цветной металлургии, расположенные в двух экологически напряженных регионах Заполярья: на Таймыре и в Мурманской области оказывают отрицательное влияние на экологическую обстановку в этих регионах, а выбросы – на формирование потоков загрязняющих веществ, распространяющихся на большие расстояния. Как решить данную экологическую проблему? Почему в цветной металлургии более выгодно создавать комбинаты с комплексной переработкой сырья, нежели в черной металлургии? |
Машиностроение – ключевая отрасль экономики | Урок «открытия» нового знания | Предприятия машиностроения значительно снизили производство бытовой техники. Чем это объясняется и как вы считаете, исправить эту проблему? В чем причина решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны? Милитаризация экономики: аргументы «за» и «против». |
Химико-лесной комплекс | Урок «открытия» нового знания | Какие отрасли химической промышленности должны иметь приоритетное развитие в современной экономике России и почему? Как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду? Аргументируйте свой ответ. Площадь лесов в Кировской области значительна, но, в сравнении с Пермским краем, там слабо развита целлюлозно-бумажная промышленность. С чем это связано? |
АПК | Урок «открытия» нового знания | Какое звено АПК в настоящее время имеет определяющее значение для его развития? К концу 2013 г. В России было зарегистрировано 228 тыс. фермерских хозяйств. Они дали государству всего 2% с/х продукции. Почему так мал процент производства с/х продукции фермерами России? В какой природной зоне фермеры имеют больше шансов на существование? Почему? Какие проблемы мешают развитию фермерства? Каким должен быть предприниматель в аграрном производстве? Ваш прогноз на его развитие? |
АПК. Пищевая и легкая промышленность | Урок-практикум | Представьте себя крестьянином-арендатором, который приобрел землю вблизи города и решил заняться выращиванием свиней. Что при этом вы будете учитывать? Как будете перерабатывать продукцию? Что вы предпримите, чтобы продукция вашего производства стала конкурентной аналогичной продукции импортных производителей? Во всем мире выгодно производить экологически чистые продукты питания. Продумайте бизнес-план по организации производства экологически чистой продукции. В отечественной легкой промышленности накопилось очень много проблем. Назовите их и предложите пути решения. |
Транспорт – «кровеносная система страны» | Урок «открытия» нового знания | Каковы преимущества и недостатки каждого вида транспорта, получивших развитие в России? Русские газеты, выходившие 100 лет назад, наперебой строили прогнозы на ХХ век, что ж/д будут никому не нужны, так как люди будут пользоваться авиационным транспортом. Последнее сбылось, но вместе с тем ХХ век стал эпохой бурного развития ж/д транспорта в России. Почему? Что же ожидает ж/д транспорт страны в ХХI в.? |
Транспорт России | Урок-практикум | Каждый из нас является пассажиром. Жители городов – ежедневно, а жители отдельных деревень – хотя бы несколько раз в жизни. Что значит быть пассажирами в России? Как улучшить качество пассажирских перевозок? |
Наше наследие. Стратегия развития России и своего региона в ХХI веке | Урок комплексного применения знаний и умений | 2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50% мировых природных богатств, Россия – страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек. Возникает проблема: бедные в богатой стране…. Почему? Предложите варианты решения проблемы? Согласны ли вы со словами великого русского ученого Д.И. Менделеева: «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами? Аргументируйте свой ответ. Обязательно ли должна Россия обеспечивать себя всеми видами природных ресурсов? Может быть, некоторые виды выгоднее покупать, как это делают США, Япония? |
Каталог проблемных вопросов и заданий по географии
7 класс
Тема урока | Тип урока | Вопрос, задание |
Развитие земной коры. Литосферные плиты | Урок «открытия» нового знания | Ученые предполагают, что около 3,5 млрд. лет на Земле мог появиться материк, который несколько раз распадался и вновь соединялся в единое целое. Согласны ли вы с таким взглядом ученых? Как формировались материки? В романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта» есть такая сцена. Гленарван и его спутники во время путешествия по Новой Зеландии попали в тяжелое путешествие. Они не могли даже сварить себе еду: не было дров. Тогда изобретательный географ Жак Паганель посоветовал «закопать папоротник и батат прямо в землю….. Путешественники последовали совету Паганеля и вскоре уже ели печеные папоротник и батат (сладкий картофель). Объясните, почему это произошло? Сделайте предположение, где на Земле в далеком будущем могут появиться новые океаны? |
Реки и озера Земли | Урок комплексного применения знаний и умений | Что значит народное выражение: «У каждой реки свой характер, «почерк», «паспорт»? Почему реки ассоциируются с человеком? |
Население Земли | Урок «открытия» нового знания | Ученые считают, что именно в Африке появился первый древний человек. Как вы считаете, какие причины определили прародину современного человека? Объясните неравномерную плотность населения на Земле? |
Африка: образ материка | Урок «открытия» нового знания | Как вы можете объяснить существование неспокойной в тектоническом отношении области на востоке Африки? Почему вулкан Килиманджаро находится в пределах платформы, а не складчатой области, как вулканы на других материка? Почему самая высокая температура воздуха на материке зафиксирована в Ливийской пустыне на севере Африки, а не на экваторе? Почему в тропическом поясе южной Африки выделяют 2 типа климата: сухой и влажный? Почему в Сахаре температуры выше и осадков в отдельных районах не выпадают на протяжении нескольких лет, чем на тех же широтах в пустынях южной Африки? Древние египтяне обожествляли Нил, восхищаясь непостижимой для них способностью реки разливаться в самое жаркое время года (летом). Развенчайте представление древних египтян о божественном начале этой реки. Пользуясь картами, установите, почему вода в бессточном озере Чад является пресной? Русский путешественник ХIХ века А.Е. Елисеев так описывает бурю в Африке: «Задыхались люди и животные. Не хватало самого воздуха, который словно поднялся вверх и улетел. Сердце часто стучало, голова болела немилосердно, рот и глотка высохли, и мне казалось, что еще час – и смерть от удушья песком неизбежна». Что же порождает эти ужасные песчаные бури? Объясните природу их возникновения. |
Австралия: образ материка | Урок «открытия» нового знания | Какой Австралия самый-самый материк? Что его отличает от других материков на Земле? Подтвердите свои тезисы фактами. Есть такая шутка. Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И наконец, один из них догадался – высыпал в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришел в себя. В чем скрывается смысл этой шутки? «Я видел, как останавливали свой берег реки и исчезала из них вода», - писал Чарлз Стерт, совершивший первое крупное путешествие во внутренние районы Австралии и открывший широкую и светлую реку Дарлинг и реку-призрак. Какую реку-призрак открыл путешественник? Какую особенность австралийских рек описал Ч. Стерт? |
Антарктида | Урок «открытия» нового знания | «И лежит этот край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он, по- своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега» - А.М. Гусев. Какие чувства рождаются у вас при чтении отрывка? Почему автор ледяную безмолвную пустыню называет «красивым краем»? Какие образные названия можно дать Антарктиде? Например: а)Антарктида – это «Край Земли», потому что расположена на крайнем юге планеты… б)…в)…г)…д)…е)…ж)…з)…и)…к)… Почему Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца? По оценке ученых, у берегов Антарктиды плавают более 100 тыс. айсбергов. Айсберги Антарктиды «живут» дольше гренландских: антарктические – 6-12 лет, гренландские – 3-4 года. В чем причина «долголетия» антарктических айсбергов? |
Южная Америка: образ материка | Урок «открытия» нового знания | Азия – родина монгольской расы. Коренное население Северной Америки и Южной Америки также принадлежит к монгольской расе. Чем это можно объяснить? О ком говорил испанский священник Лас-Касас: «Они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце»? Почему Южное Чили называют «мокрым углом» Южной Америки? С каким природным объектом можно сравнить Амазонку? |
Северная Америка: образ материка | Урок «открытия» нового знания | Расскажите, в чем заключается разрушительная и созидательная роль древнего оледенения в формировании современного рельефа материка? Какое влияние на природу материка оказывают омывающие его океаны? Реки Северной Америки можно объединить в три группы по их названиям. Как вы думаете, откуда произошли названия рек? Определите эти группы и реки? «Эти земли настолько жирны, что пальцы становятся сальными». И прерии очень быстро превратились в «хлебную корзину», «пшеничный пояс» США. Однако уже первые покорители столкнулись со страшными ураганами на нескончаемых равнинах. Земли уходили из- под ног! Разоряя поля, засыпая дороги и жилища. Объясните причину образования страшных ураганных ветров – торнадо в США? И как можно бороться с этой проблемой? Засуха, как и пожары – достаточно частое явление на территории Северной Америки. В какой части ее они наиболее часты и катастрофичны и почему? |
Евразия: образ материка | Урок «открытия» нового знания | Евразия – не только величайший материк по площади на Земле, но и … (какой еще)? Приведите факты, доказывающие это. Установите причинно-следственные связи, породившие экологическую проблему Гималаев? В Испании на 40 широте находится зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, а в Японии на той же широте – муссонные леса. Какие причины различия в природных зонах, вы видите? |
Каталог проблемных вопросов и заданий по географии
5-6 класс
Тема урока | Тип урока | Вопрос, задание |
Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать | Урок комплексного применения знаний и умений | Зачем нужны знания географии каждому человеку, живущему на этой Земле? |
Как люди открывали Землю | Урок «открытия» нового знания | Как вы думаете, возможны ли в наше время географические открытия в мире? Если да, приведите примеры. Если нет, объясните почему. Какие качества личности присущи первооткрывателям? Какие из них необходимо развивать? |
Земля – планета Солнечной системы | Урок «открытия» нового знания | Случились вместе два астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходите»; Другой, что Солнце все с собой планеты водит. Один Коперник был, другой слыл Птолемей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь? Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?» Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?» М. Ломоносов Рассудите спор астрономов. Как вы считаете, кто же прав? |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые | Урок-практикум | Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов? |
Землетрясения и вулканизм | Урок «открытия» нового знания | В чем опасность землетрясений? Извержение вулкана – это природное явление исключительно враждебное человеку или я неправа? В чем положительные моменты вулканизма? |
Внешние процессы, изменяющие земную поверхность | Урок «открытия» нового знания | «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась! Меня, гранитную! Ты, право стоишь смеха». Но Капля молча все кап, кап… и пробралась. – Настойчивость – залог успеха. И. Дмитриев Какой процесс описывает автор? Как деятельность человека видоизменяет горы? Что разрушается быстрее – молодые горы или старые? Почему? Можно ли по внешнему виду определить старые это горы или молодые? |
Состав и строение гидросферы | Урок «открытия» нового знания | Если на карту Земли посмотреть – Земли на Земле всего одна треть. Но странный вопрос возникает тогда: Планета должна называться - Вода? Согласны ли вы с данным утверждением? Ответ аргументируйте. Можно ли согласиться с утверждением: «Гидросфера – это практически океаносфера»? Какие для этого есть основания? |
Воды океана | Урок «открытия» нового знания | Почему Мировой океан соленый? Почему соленость везде будет разная? Вы хотели бы совершить кругосветное путешествие под парусом? Для этого можно использовать не только попутный ветер, но и морские течения. Разработайте по карте маршрут своего путешествия. |
Реки – артерии Земли | Урок «открытия» нового знания | Похоже ли поведение реки в течение года на поведение человека? Можно ли реку сравнить с живым организмом? Почему на реках образуются пороги и водопады? |
Озера и болота | Урок «открытия» нового знания | Как может образоваться озеро? На берегу озера для устройства пляжа вырубили деревья. Как вы думаете, что произойдет с озером? Как может образоваться болото? Надо ли осушать болота на Земле? |
Подземные воды | Урок комбинированный | В центре большого города есть родник. Как вы думаете, безопасно ли пить из него воду? |
Обобщение по теме «Гидросфера» | Урок комплексного применения знаний и умений | Если вы задумали построить дом у реки, то где вы будете брать место под строительство: в пойме или на террасе? Почему? Побережье Средиземного моря является курортной зоной мирового значения. Как вы думаете, какие виды хозяйственной деятельности могут превратить Средиземное море в «сточную яму»? Что необходимо предпринять по предотвращению этой катастрофы? |
Состав и строение атмосферы | Урок «открытия» нового знания | Объясните выражение: «Тропосфера – фабрика погоды». Что значит атмосфера для жизни на Земле и для человека? |
Тепло в атмосфере | Урок комбинированный | В книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» говорится о путешествии Незнайки и его друзей на воздушном шаре. При подъеме вверх стало холодно, носы у путешественников превратились в сосульки. Почему это произошло, ведь они перемещались ближе к Солнцу – источнику тепла на Земле? Почему на вершинах высоких гор лежат снега, а летчики, совершая полеты на большую высоту, надевают теплую одежду? |
Ветер | Урок комбинированный | Отчего будет зависеть сила ветра? Ветер – это друг или враг человека? Вы проектируете город. Что необходимо учитывать при размещении жилых кварталов, промышленных предприятий, зон отдыха? |
Влага в атмосфере | Урок комбинированный | Зачем нужны облака на Земле? Почему, когда мы открываем дверь или форточку зимой, в воздухе образуется туман (клубы пара), а летом мы этого не наблюдаем? |
Погода и климат | Урок комбинированный | От чего зависит погода? От места, в котором находишься ты, Его высоты, его широты, долготы, А так же от настроения. А какие еще факторы определяют погоду? |
Атмосфера и человек | Урок «открытия» нового знания | Как необходимо охранять атмосферу, чтобы сохранить ее следующим поколениям? Как погода может влиять на здоровье людей? |
Биосфера – сфера жизни | Урок комбинированный | Для жизни растений и животных необходимо тепло. Объясните, почему в пустынях, где наблюдаются самые высокие температуры на Земле, очень бедный растительный и животный мир. |
Географическая оболочка Земли | Урок комбинированный | Объясните, почему и как изменяется количество растительной массы на Земле от экватора к полюсам. Собирая и перерабатывая макулатуру, человек уничтожает мусор. Какое это имеет значение для атмосферы и биосферы? Ответ обоснуйте. |
Каталог проблемных вопросов и заданий по географии
10 – 11 класс
Наименование раздела | Вопрос, задание |
Человек и ресурсы Земли | Постройте причинно-следственную цепь с условием, чтобы первым ее звеном было: «Воздействие человека на природу», а последним – «Дефицит минеральных ресурсов», количество звеньев не ограничивается. Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов? В каких странах и регионах, на ваш взгляд, лежит «передний край борьбы за сохранение почв планеты»? Побережье Средиземного моря является курортной зоной мирового значения. Как вы думаете, какие виды хозяйственной деятельности могут превратить Средиземное море в «сточную яму»? Что необходимо предпринять по предотвращению этой катастрофы? Известно, что исчерпание ресурсов заставляет человечество осваивать районы с экстремальными природными условиями, например районы Крайнего Севера. Какие экологические, экономические и юридические аспекты необходимо принимать во внимание при принятии решений об освоении этих территорий. Приведите аргументы за и против освоений. Увеличивается или уменьшается в условиях НТР влияние природных ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Устойчивое развитие – это экономическое развитие на основе экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни людей в цепи поколений. Сформулируйте и обоснуйте первоочередные, на ваш взгляд, экологические ограничения для мирового развития экономики. |
География населения | Подумайте, какие условия жизни будут на планете, если численность населения превысит 10 млрд. чел. Постройте цепь причин и следствий. Почему, несмотря на улучшение качества жизни человека и снижения смертности на Земле, численность населения в ХХ в. стремительно выросла, обусловив демографический взрыв? Наличие трудовых ресурсов – важный фактор развития хозяйства. Почему же в РС стоит проблема ограничения рождаемости? Как вы думаете, изменится демографическая ситуация в Китае после отмены закона «Каждой семье - один ребенок»? Почему «утечка умов» превратилась в одну из форм эксплуатации РС? Какие причины обусловили возникновение всех основных религий мира именно в Азии? Уровень урбанизации обычно соответствует уровню экономического развития страны. Чем же объясняется высокий уровень урбанизации в некоторых РС? Возможно ли взаимопонимание при огромном многообразии народов, культур, обычаев, традиций, религий, законов? Могут ли они жить мирно? |
География мировой экономики | Какую закономерность можно заметить в размещении рудно-обогатительных комбинатов, заводов по получению черновых металлов и чистого металла? На международной выставке «Цветные металлы» встретились представители 4 стран западного полушария, входящих в десятку крупнейших стран мира по добыче бокситов. Несмотря на географическую близость своих стран (3 из них имеют общую границу), беседующие должны были прибегнуть к услугам переводчиков сразу с 3-х языков. С каких языков пришлось переводить беседу? Граждане, каких стран в них участвовали? Какие из этих стран добывает бокситов больше остальных? В феврале в аэропорту «Хитроу» встретились представители 2-х стран, прибывших в Лондон. Оказалось, что оба они представители оловянных компаний. Обе эти компании расположены около экватора, однако один из приезжих не удивился лондонской зиме, сказал, что в своей стране он привык переносить и более сильные морозы. Другой, посмеявшись, ответил, что за до этого искупался в море. И услышав в ответ, что его собеседник лишен такой возможности, очень удивился. О каких странах идет речь?
Весь мир по уровню машиностроения можно разделить на несколько регионов. На основе анализа карты «Машиностроение мира», установите, каких регионов и дайте характеристику каждого из регионов. С чем, по-вашему, мнению, связаны резкие территориальные различия в уровне развития машиностроения? Нашествие концернов Страны Восходящего Солнца в Европу некоторые называют «колонизацией» и слышать ничего не желают о свободном доступе в ЕС товаров с клеймом «Сделано в Японии». Согласны ли вы с этим? Не преувеличены ли опасения? По каким основным направлениям идет внедрение Японии на европейский рынок? Какие изменения должны произойти в мире, чтобы изменилась территориальная структура легкой промышленности? С какой целью РС в 60-х г.г. прошлого века начали проводить «Зеленую революцию»? И почему именно на зерновых культурах используются ее достижения? Сравните регионы мира по обеспеченности транспортом. Отражает ли этот показатель уровень экономического развития страны. Обоснуйте свою точку зрения. Представьте, что вам нужно доставить контейнер из южнокорейского Пусана в нидерландский Роттердам. Прочертите оптимальный путь доставки этого контейнера по морю. Найдите альтернативный путь транспортировки контейнера, проходящий по суше. Какой из этих путей займет меньше времени? Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта – морскому? Благодаря чему в НИС была создана мощная промышленность? |
Регионы и страны | Деление земного шара на отдельные регионы возможно по разным признакам. Выпишите в тетрадь известные вам классификации деления мира на регионы. А какие классификации можете предложить вы? Какой признак вы положите в их основу? Случайно ли, что «белой Америкой» стали ее север и юг, а запад и особенно центральная часть имеют очень пестрый состав населения? Как вы это объясняете? В каких странах Америки возможны подобные сочетания: «негр – протестант, говорящий по-голландски», «мулат – католик, говорящий по-португальски», «индеец-инк – католик, говорящий по-испански», «азиат – мусульманин, говорящий по-английски»? Согласны ли с тем, что уровень жизни людей принято сравнивать с уровнем жизни в США? Свою точку зрения аргументируйте. Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира? Назовите не менее 5 причин. Среди канадцев распространено выражение: «У Канады слишком мало истории и слишком много географии». Как вы это понимаете? Можно ли его также отнести к Австралии? Объясните, почему среди РС многие страны Латинской Америки имеют наиболее высокий уровень экономического развития? Объясните, какие проблемы возникают для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира, в связи с освоением Амазонии? Согласны ли вы, что Западная Европа – колыбель промышленной революции и родина капитализма, колоритный и многоликий культурно-исторический регион мира? Ответ аргументируйте. Европейское экономическое пространство относительно едино, азиатское - разрозненно. Почему, как вы думаете? Дайте обоснованный ответ. Как вы считаете, почему плодами реформ и открытости экономики в большей степени Восточный Китай, а не внутренние провинции? Чем объясняется бурный рост экономики Китая в настоящее время? Как вы считаете, природноресурсный потенциал Японии способствует развитию страны или его сдерживает? Япония занимает ведущие позиции в мировой экономике. Продемонстрировав всему человечеству колоссальные возможности народа, объединенного идеей национального возрождения, Япония за несколько послевоенных десятилетий прошла путь, равный столетию. Раскройте причины Японского экономического чуда? Представьте, что Вы житель Индии. Что может вызвать у Вас чувство гордости за страну? О каких проблемах страны Вы можете рассказать? Могла ли в современной Австралии стать наиболее развитой ее северо-восточная часть? Почему? Дайте развернутый ответ. Как вы объясните бытующее в Австралии выражение, что их страна «однажды пересела с овцы в вагонетку»? Когда это произошло? Как можно преодолеть хозяйство разобщенных стран Африки? Какие факторы, на ваш взгляд, тормозят развитие интеграционных процессов? Каков был бы уровень развития современной Африки, если бы колонизация прошла мимо нее? Почему? Почему в странах Африки среди большей части населения наблюдается нищета и бедность? В Африке много дешевой рабочей силы, почему тогда здесь нет новых индустриальных стран? |
Глобальные проблемы человечества | В Египте на известной пирамиде Хеопса есть иероглифическая надпись: «Люди гибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Прокомментируйте ее. Докажите актуальность следующего тезиса: «В ХХ столетии человечество вплотную столкнулось с проблемой выживания». Какие изменения могут произойти в мировой «географии сытости и голода» в ближайшей перспективе? Обсудите все «за» и «против» развития атомной энергетики в мире, и в частности в нашей стране. Почему милитаризация превратилась в глобальную проблему? Каковы основные трудности, стоящие на пути демилитаризации? |
Предварительный просмотр:
Составила Базанова Л.Н., учитель географии в рамках курсовой подготовки на платформе ЦДО «Школа современного учителя географии».
Методическая разработка проблемно-диалогического урока в 5 классе по географии.
Тема урока: «Географическая карта».
Тип урока: формирование новых знаний
Цель урока: в результате совместной деятельности познакомиться с географическими картами и их значением для человека. Сравнить географическую карту с планом местности и глобусом.
Задачи урока:
- образовательная: формирование целостного и четкого представления у обучающихся о географических картах и их значениях в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- деятельностная: формирование умений новых способов действий: формировать у обучающихся умения использовать информацию, полно и точно выражать свои мысли, определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
- воспитательная: формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности по ее решению, формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- развивающая: развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников, развивать навыки работы обучающихся с географическими картами, формировать навыки самостоятельной работы, работы в паре, развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.
Планируемые результаты:
- научится находить необходимую информацию, содержащуюся в легенде карты;
- познакомится с видами географических карт;
- усвоить значение географических карт в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- научить проводить сравнение между географическими объектами
Используемые приемы и методы обучения, элементы педагогических технологий.
В данном уроке использовались элементы технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (организационных, интеллектуальных, информационных и др.), так и специальных (предметных) умений. Школьники работали с текстом учебника. Анализировали, выделяли и описывали необходимую географическую информацию. Так же на уроке использовалась технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечали на проблемные вопросы.. Урок был разработан с учётом требований проблемного обучения. В ходе проблемного обучения учитель создает на уроках различные проблемные ситуации, организует учащихся для их анализа, обучает их решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком элементов технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся и выполнении практических заданий. На уроке так же использовался элементы технологии личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся. Элементы технологии развивающего обучения, в основе которого лежит развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Средства обучения:
- дидактическое сопровождение урока:
1. Учебник География 5-6 класс. УМК «Сферы»
2. Настенные физические карты России, физическая карта полушарий, политическая карта мира;
3. Глобус;
4. Атлас 5 -6 класс, УМК «Сферы».
План урока
- Мотивационный.
- Постановка проблемы.
- Открытие новых знаний.
- Применение новых знаний.
- Подведение итогов и формулирование выводов.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока
Ход урока:
Первый этап урока. Мотивационный.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок начнем со следующей загадки:
Государства и моря-
Все на стенке у меня!
Школьники легко отвечают, что в данной загадке говорится о географической карте.
Обучающимся предлагается ответить ещё на одну загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны
Школьники легко отвечают, что в данной загадке говорится о глобусе.
Что вам уже известно о глобусе и географической карте.
Второй этап урока. Постановка проблемы. Следующим этапом урока учитель создает проблемную ситуацию. Школьникам предлагается посмотреть на глобус и географические карты и попытаться ответить на вопросы:
- Где более точно изображена земная поверхность на глобусе или географической карте?
- Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом?
- Как перейти от глобуса к карте?
- Что называется географической картой.
Третий этап урока. Открытие новых знаний
Для того чтобы ответить на данный проблемный вопрос школьникам предлагается проанализировать текст параграфа 10 (стр. 25) пункт «Географическая карта – изображение Земли на плоскости» и рисунки в учебнике. Школьники находят ответ на поставленные вопросы.
Обучающиеся записывают определение географическая карта в рабочую тетрадь.
Учащиеся делают первый вывод урока: глобус - самая точная модель земли, но на практике удобнее работать с географическими картами, так как их гораздо проще изготовить, транспортировать и хранить. Акцентирует внимание, что карта - это изображение поверхности Земли на плоскости.
Далее, учитель предлагает вспомнить, раннее изученную тему о плане местности. Задает проблемный вопрос: «Что общего и различного между планом местности и географической картой?» Учащиеся дают краткие ответы, для более полного ответа предлагает сравнить эти географические объекты. Информацию представить в письменной форме в виде таблицы. Для того чтобы школьники грамотно ответили на поставленный вопрос, им предлагается проанализировать текст учебника стр. 10 - 11, стр. 26 и карты атласа.
В результате сравнения учащиеся отмечают схожие и различные моменты между географическими объектами. Результаты сравнения оформляют в виде таблицы в тетрадь.
таблица 1
Различия между планом и картой
план сравнения | план местности | географическая карта | сходства | различия |
размер изображаемой территории | изображается небольшая территория на плоскости | изображается большая территория или ее части на плоскости | изображение на плоскости | различный размер территории |
масштаб | очень крупный | мелкий | используют для чтения | разный по величине |
условные знаки | схожи с самими предмерами на местности | в виде линий, штриховки, цвета, геометрических значков и т.д. | используют для чтения плана и карты | своеобразны для плана и карты |
В результате заполнения таблицы определены схожие и различные моменты между объектами.
На основе изученного учащиеся, делают второй вывод урока: географическая карта точно передаёт географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, главные её отличительные особенности размер изображаемой территории. А схожие особенности – это изображение на плоскости.
Учитель снова формулирует проблему перед обучающимися: какие бывают географические карты?
Чтобы ответить на поставленный вопрос учащиеся анализируют текс учебника на стр. 26 - 27, пункт «Виды географических карт». В результате совместной работы составляют схему «Виды географических карт».
Предлагается полистать атлас и назвать карты, которые собраны в атласе. Называют размещенные географические карты: физическая карта полушарий, физическая карта Российской Федерации, маршруты важнейших путешествий, плотность населения мира, политическая карта полушарий, карта океанов. Далее делают вывод, что карты все разной тематики, разные по масштабу и т.д., несут важную и полезную информацию. Учитель говорит еще об одном виде карт - электронные. Предлагает учащимся самостоятельно дома познакомиться с этим видом карт используя интернет источники. Выявить преимущества этих карт перед традиционными, т.е на бумажных носителях.
Четвертый этап урока. Применение новых знаний.
Для закрепления изученного материала школьникам предлагается описать географические карты по плану на выбор. Работают в паре, обмениваются информацией, дополняют и помогают друг другу.
План описания
1. Название карты
2. Карта по содержанию
2. Что изображено на карте
3. Масштаб карты
4. Какую полезную информацию можно получить изучив карту.
Учитель предлагает ответить на вопросы с объяснением почему.
1. Перед вами поставили задачу: Указать более точное расстояние от Москвы до Пекина, какой источник географической информации вы будете использовать и почему.
2. Вы отправляетесь в туристический поход, какой источник географической информации будете использовать и почему.
3. Вам нужно совершить воображаемое путешествие по океанам Земли. Какой источник географической информации будете использовать и почему.
Выполнив данное задание учащиеся, описывают устно ту географическую карту, которую они изучили.
Пятый этап урока. Подведение итогов и формулирование выводов:
Из изученного на уроке школьники делают основной вывод урока: географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека. Карта удобнее в применении, чем глобус и план местности.
Шестой этап урока. Рефлексия.
Какую цель мы ставили в начале урока?
Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.
Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:
Что Вы открыли нового на уроке?
Чему Вы научились сегодня?
Что Вам на уроке показалось трудным?
Седьмой этап урока. Подведение итогов урока (домашнее задание, оценка).
Выучить п. 10, выполнить письменно, ответить на вопрос: Что такое электронная карта, какие преимущества есть у этих карт перед традиционными, т.е на бумажных носителях. Ответ состоит из 10 предложений, не более.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока "Географические координаты" 6 класс
Работа посвящена закреплению и систематизации знания и умения по определению географических координат по карте и глобусу с героями фильма "Остров сокровищ", с использованием интерактивной доски....
Конспект урока на тему: " Географические карты ", 6 класс
формировать знания о географической карте ка источнике географической информации....
Урок Географические карты,5 класс поучебнику А.Лобджанидзе
Урок Географические карты 5 класс по учебнику А.Лобджанидзе...
Урок Географические карты,5 класс поучебнику А.Лобджанидзе
Урок географические карт ы 5 класс по учебнику А.Лобджанидзе...
конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"
На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний о географии, потому что является фундаментом географических знаний и практической деятельности....
Конспект урока. Технологическая карта. 5 класс
Технологическая карта по теме " Школьные предметы"...
Конспект урока "Географическая карта"
Предмет: географияПреподаватель: Шабаева Зинаида Станиславовна МБОУ Хатар-Хадайская СОШКласс: 5 Автор УМК: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.Тема урока: «Географ...