программа для внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс)
Внеурочная деятельность по географии, 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_geografiya_6_klass_2020.docx | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Занимательная география»
Возраст обучающихся - 6 класс
Срок реализации – 1 год
Количество часов – 35 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Занимательная география» опирается на Программы внеурочной деятельности. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам)
Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка, открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
В основе кружка лежит метод личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, креативности формирования компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.
Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Программа предназначена для учеников 6 класса. Объём программы составляет 35 часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.
На занятиях учащиеся выполняют практические задания, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы, составляют презентации, проекты. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся умения работать в группе, интереса к предмету, любознательности, интеллектуальных и творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений решения географических задач, самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
5. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей миру, способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.
Основные дидактические цели курса:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;
- развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;
- формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.
Прогнозируемые результаты.
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Основное содержание
№ п/п | Наименование | Всего | Теория | Практика | |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 | |
2 | Земная кора. Минералогия. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Водопады. | 7 | 2 | 5 | |
4 | Озера. | 2 | 1 | 1 | |
5 | В мире падающей воды. Викторина. | 1 | 0 | 1 | |
6 | Грозное дыхание Земли. | 1 | 1 | 0 | |
7 | Тепло подземных вод и природных фонтанов. | 2 | 1 | 1 | |
8 | В мире песка и камня. | 1 | 1 | 0 | |
9 | Атмосфера Земли | 2 | 1 | 1 | |
10 | Природа своего края с элементами метеорологии | 2 | 1 | 1 | |
11 | Этот удивительный ледяной мир. | 2 | 1 | 1 | |
12 | Диковинки растительного мира. | 2 | 1 | 1 | |
13 | Диковинки животного мира. | 3 | 1 | 2 | |
14 | Имена на карте мира. | 1 | 0 | 1 | |
15 | Путешествия по странам материков. | 3 | 1 | 2 | |
16 | Необычайные памятники мира. | 2 | 0 | 1 | |
17 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | |
Итого | 35 | 14 | 20 |
Содержание деятельности
Вводное занятие (1ч.) Групповая беседа. Организация собственной деятельности. Презентация.
Земная кора. Минералогия (2ч) Свойства минералов. Работа с дополнительной литературой, с картой. Выработка умения использования знаний в практической деятельности. Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых, с картой.
Водопады (7 ч.) В мире падающей воды. Водопады Анхель и Йосемитский. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой в парах. Знакомство с самыми знаменитыми водопадами мира, совершение виртуального путешествия по материкам и водопадам.
Озера (2ч) Знакомство с самыми большими озерами мира, их значение для человечества. Способствовать развитию общенаучных навыков и умений: анализировать, обобщать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; продолжить формирование нравственных качеств.
В мире падающей воды. Грозное дыхание Земли (2ч) Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов. Викторина. Знакомство с вулканами.
Тепло подземных вод и природных фонтанов.(2ч) Природные фонтаны, гейзеры. Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.
В мире песка и камня. (1ч) В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. Что такое пустыня, Как образовались пустыни, Какие бывают пустыни, Где расположены самые известные пустыни мира, Свирепые ветры пустынь, Вода в пустыне, Жизнь в пустыне, Пустыня и человек.
Атмосфера Земли. (2ч) Атмосфера. Её значение для человека. Таким образом, Земля защищена атмосферой от губительного для всего живого ультрафиолетового излучения, от метеоритов, от перегрева днем и ночного переохлаждения.
Природа своего края с элементами метеорологии (2ч) Изучение особенностей природы своего края - ПК своей местности. Метеорологический практикум . Антропогенное воздействие на ПК.
Этот удивительный ледяной мир. (2ч) Этот удивительный ледяной мир. Что такое лед и в чем его уникальность. Сколько же льда на Земле? Ледники Гренландии. Антарктида.
Диковинки растительного мира. Диковинки животного мира. (5ч) Растительный мир насчитывает миллионы видов растений. Странности природы северных широт, индо-малайских чудесах, чудаках пятого континента, зеленых диковинках и о других сокровищах животного и растительного мира нашей планеты. Рекордсмены животного мира. Удивительные факты, о растительном мире.
Имена на карте мира. (1ч) На картах разных стран мы читаем русские имена и слова, переданные латинскими буквами. В Арктике и в Антарктиде, в Америке и в Океании, на звездной и лунной картах, это вехи на трудном пути русских первооткрывателей – землепроходцев и мореходов.
Путешествия по странам материков (3ч). Сколько материков на Земле? Какой материк самый маленький? ... Это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна — Российская Федерация. География материков и стран мира. Все темы исследовательских работ по географии. Народные обычаи стран Европы Путешествие по Европе Путешествие по странам Европы Страны Европы Туризм в Европе.
Необычайные памятники мира. (2ч) Необычные и смешные памятники со всех уголков мира. Самые странные памятники мира.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тем занятия | Дата план/ Дата факт | Планируемый результат (возможности ученика узнать, научиться, понять, выход) | Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты | |
Предметные результаты (ЗУН) | Метапредметные результаты (УУД) | ||||
1 | Вводная беседа | Групповая. Беседа. Организация собственной деятельности. Презентация | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; сформирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека | Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации | |
2 | Земная кора. Минералогия | Работа с дополнительной литературой, с картой. Выработка умения использования знаний в практической деятельности. | |||
3 | Свойства минералов. | Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых, с картой. | формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий | Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, объяснять происходящие изменения; фиксировать влияние антропогенных воздействий на природу той или иной территории, оценивать их последствия; участвовать в мероприятиях по охране и улучшению окружающей среды - Самостоятельно получение знаний из разных источников | |
4 | «Своя игра» | Игра с использованием ИКТ, индивидуальная. | |||
5 | В мире падающей воды. Водопады Анхель и Йосемитский. | Презентация. Парная. | Знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира в Списке всемирного природного и культурного наследия, а также памятники природы и природные святыни родного края - Оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. | |
6 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. | Презентация. Сообщения. | |||
7 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой. | |||
8 | Водопады России. Водопад Кивач. | Работа с дополнительной литературой, с картой, интернетом. Сообщения. | |||
9 | Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов | Работа с дополнительной литературой, с картой. Презентация. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | |
10 | Эти удивительные озёра. Самые большие озёра мира. | Работа с дополнительной литературой, с картой. Видеофрагменты | |||
11 | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования | формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике | |
12-13 | Грозное дыхание Земли. Вулканы. | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов. | Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике | |
14-15 | В мире падающей воды. | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой | |||
16-17 | Предвестники подземных бурь. | Работа с дополнительной литературой, с картой. Видеофрагменты. | |||
18-19 | Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | |||
20-21 | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | |||
22 | Каньоны мира. Большой каньон. | Работа с дополнительной литературой, с картой. Видеофрагменты | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф | Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. | |
23-24 | В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой | |||
25 | Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги. | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой | |||
26-27 | Диковинки растительного мира | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой | |||
28-29 | Диковинки животного мира | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | |||
30 | Имена на карте мира | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | |||
31-32 | Путешествия по странам материков | Презентация, видеофрагмент. Проект | Научится объяснять значение понятия виртуальное путешествие . Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества | Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | |
33-34 | Необычайные памятники мира. | Презентация, видеофрагмент. Проект | Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель | Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; | |
35 | Итоговое занятие | Презентация, видеофрагмент. Проект | Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: | Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...